Памяти мариса янсонса

Янсонс, марис арвидович - wi-ki.ru c комментариями

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 января 2012.
  2. Валентина Фреймане. . Еврейская культура. Ebreju Kultūra (18 сентября 2016). Дата обращения: 2 декабря 2019.
  3. Шаврей, Андрей. . Открытый город, журнал. www.freecity.lv (13 января 2018). Дата обращения: 3 декабря 2019.
  4. Ольга Петерсоне. Наш человек устроил в Норвегии революцию // Ригас Балсс : рижская вечерняя газета. — 1995. — 11 октября. — С. 8.
  5. Михаил Гришин. . Газета.Ru (1 декабря 2019). Дата обращения: 2 декабря 2019.
  6.  (недоступная ссылка). Фонтанка.ру (31 марта 2013). Дата обращения: 5 июня 2013.
  7. Филиппов В., Долгунов А. . ИТАР-ТАСС (4 июня 2013). Дата обращения: 5 июня 2013.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 ноября 2013.
  9.  (англ.). Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016.
  10. Колотило М. Н. . Каталог статей Stateyki.Org.Ua. Дата обращения: 5 июня 2013.

Награды и звания

  • Профессор кафедры дирижирования Санкт-Петербургской консерватории
  • Народный артист РСФСР ()
  • Заслуженный артист РСФСР ()
  • Лауреат Международного конкурса Фонда Герберта фон Караяна (Берлин, 1971)
  • Лауреат Премии года Андерса (Норвегия)
  • Кавалер Звезды Королевского ордена «За заслуги» (Норвегия, 1995)
  • Почётный член Королевской Академии музыки в Лондоне (1999)
  • Почётный член Общества друзей музыки в Вене
  • Премия «Грэмми» за исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича (2005)
  • Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2013)
  • Премия Эрнста фон Сименса (2013)
  • Рыцарь ордена Нидерландского льва (Нидерланды, 2013)
  • Золотая медаль британского Королевского филармонического общества (Royal Philharmonic Society).

Введён в Зал славы журнала Gramophone.

Творчество

Репертуар Янсонса очень широк, однако основу его составляют сочинения композиторов XIX и начала XX века — Берлиоза, Малера, Сибелиуса, Рахманинова. Игру оркестра под его управлением отличает яркость звучания, глубина понимания замысла композитора, точное следование нюансам. Как глава Филармонического оркестра Осло стал обладателем норвежского Королевского ордена почёта.

Многочисленные диски Янсонса пользуются большой популярностью и неоднократно удостаивались различных наград. Он записал цикл всех симфоний и концертов Рахманинова с ЗКР АСО СПб филармонии, все симфонии Шостаковича с несколькими ведущими оркестрами Европы и Америки. Выступал с такими выдающимися солистами, как Марта Аргерих, Даниэль Баренбойм, Пласидо Доминго, Томас Квастхофф, Денис Мацуев.

Янсонс вёл активную преподавательскую деятельность, выступал на радио и телевидении, с работал в Петербургской консерватории, где преподавал дирижирование и руководил студенческим симфоническим оркестром.

Ушел из жизни великий Марис Арвидович Янсонс

1 декабря 2019 года не стало Мариса Арвидовича Янсонса, одного из самых выдающихся дирижеров нашего времени, народного артиста РСФСР. М.А. Янсонс был ассистентом легендарного Евгения Мравинского в симфоническом оркестре Ленинградской филармонии, работал с оркестрами Филармонии Осло, Берлинским филармоническим оркестром, симфоническим оркестром Баварского радио, Чикагским, Кливлендским, Питтсбургским, Венским симфоническими оркестрами, являлся руководителем Латвийского национального оркестра и главным дирижёром нидерландского Концертгебау.

В творческой биографии Мариса Арвидовича есть период, связанный с Ленинградским Дворцом пионеров: с 1967 по 1972 он руководил симфоническим оркестром, вспоминая это время: «Я провел в этом чудесном Дворце прекрасные и плодотворные годы своей жизни, когда был руководителем детского симфонического оркестра Дворца».

Светлана Станиславовна Дмитрова, почетный работник образования Российской Федерации, которая сегодня руководит Ансамблем скрипачей Дворца, с 1970 по 1972 годы, учась в 6-8 классе школы, стала первой скрипкой (концертмейстером) Симфонического оркестра Дворца. «Именно Марис Арвидович определил моё настроение получать профессиональное образование и дальнейшую судьбу, – рассказывает Светлана Станиславовна, – он работал с нашим оркестром параллельно с Владимиром Николаевичем Бадулиным. Программа делилась пополам – все, что связано с танцами и хором было на Бадулине, а с Янсонсом мы играли исключительно классику: Штрауса, Берлиоза, Неоконченную симфонию Шуберта. Помню, как солировала в Концерте для скрипки с оркестром Дмитрия Кабалевского – это было потрясающе! Мы выступали на лучших сценах Ленинграда в Большом и Малом зале Филармонии, в Большом концертном зале «Октябрьский». Он был удивительно интеллигентным и добрым человеком с очаровательным прибалтийским акцентом, эффектной внешностью, и все девчонки, несомненно, были в него влюблены…»

Татьяна Васильевна Зинченко, заслуженный работник культуры Российской Федерации, педагог класса сольного пения Ансамбля песни и танца им. И.О. Дунаевского, рассказывает, что каждая репетиция всего Ансамбля: оркестра, хора и хореографии с Марисом Арвидовичем была замечательной школой профессионализма и настоящим праздником. Его отличали необыкновенная человечность, уважение к учащимся, обаяние и бесконечная любовь к профессии. Период, когда Марис Арвидович Янсонс дирижировал Симфоническим оркестром Дворца, стал временем его расцвета.

Генрих Рудольфович Авик, заслуженный работник культуры Российской Федерации, педагог по классу валторны, в свое время вслед за М.А. Янсонсом возглавивший Симфонический оркестр Дворца, говорит о Марисе Арвидовиче как блестящем музыканте, примере профессионального отношения к работе: «Обладая отличными организационными способностями, он заложил основу будущему росту Симфонического оркестра Дворца. Его очень любили дети, они не пропускали репетиции, им было очень интересно. При нем более активно стали работать индивидуальные классы, оркестр увеличился по составу, приобретались новые инструменты, которых у нас не было: английский рожок, фагот, большая арфа. В итоге, оркестр стали приглашать на лучшие площадки города, а затем страны и мира. Дмитрий Кабалевский написал в «Правде» о нашем Симфоническом оркестре в 1967 году, что не всякая областная Филармония имеет такой оркестр. Я тогда был репетитором оркестра, и Марис порекомендовал меня в качестве его нового руководителя. Уйдя с работы, он долгие годы продолжал курировать работу оркестра, помогал подбирать новый интересный репертуар. Он был очень душевный человек, который притягивал к себе окружение».

Виктор Владимирович Соколов, заслуженный работник культуры Российской Федерации, концертмейстер Дворца, считает своего друга Мариса Арвидовича перфекционистом, который стремился к совершенству и этого совершенства достигал: «Мы были знакомы еще с Консерватории… Если вы прослушаете записи, которые он исполнял с разными оркестрам, то кажется, что лучше и быть не может. Его отличала невероятная требовательность к себе, работоспособность, честность и проникновение во все детали того, что делал. Я в свое время снял о нем несколько телевизионных программ и слышал, с каким уважением о нем говорили оркестранты и руководители лучших концертных залов России и мира. Во Дворце я благодаря ему – он попросил меня работать здесь концертмейстером».

Совместные годы работы, что Марис Арвидович Янсонс посвятил детям и педагогам Дворца, навсегда останутся в наших сердцах. Вечная память великому музыканту и удивительному человеку…

Жена и дети Мариса Янсонса

На протяжении многих лет Марис Янсонс жил и работал в Санкт-Петербурге. Он полностью посвящал себя музыке и карьерному росту. К тому же в филармонии он занимался не только работой дирижёра, но и преподавал музыку. К нему ходили многие ученики, которые в будущем могут стать знаменитыми артистами.

Несмотря на посвящение своей жизни искусству, Марис Янсонс не забывал о личной жизни. В Санкт-Петербурге он познакомился со своей будущей женой Ириной. В Интернете о её личности почти нет никакой информации. Известно только, что она вместе со своей семьей живёт в культурной столице России и работает в Мариинском театре.

У Мариса Янсонса также есть дочь, которую зовут Илона. О ней в Сети совсем нет информации. Дирижёр старательно скрывал свою личную жизнь, чтобы его ребёнок не был публичным с самого детства. Существует информация о том, что Илона проходит обучение в университете в Латвии, но это могут быть слухи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: