Во главе оперной труппы
Сразу по восшествии на престол императора Александра I оживилась общественная жизнь в России, которая при Павле была подавлена; а вместе с её подъёмом оживилась культура, в том числе театральная. Огромную роль в этом подъёме театра играл К. А. Кавос. С 1803 года он был назначен капельмейстером итальянской и русской оперных трупп и одновременно музыкальным педагогом в театральном училище. В 1806 году от работы в итальянской труппе он был освобождён, но зато на него было возложено управление всей русской оперой, а кроме того в его обязанность входило сочинение музыки для трёх императорских трупп: русской, итальянской и французской.
В то время, когда во главе русской оперный труппы в Петербурге стоял К. Кавос, там же возглавлял балетную часть — Ш. Дидло. Двум этим выдающимся деятелям во многом обязана Россия в развитии театрального искусства. В их содружестве было поставлено несколько балетов: Кавос сочинял музыку, а Дидло разрабатывал сюжеты и хореографию.
Большую часть работы Кавоса занимала работа с певцами. Он занимался не только с учащимися театральной школы, но отдавал много времени поискам новых талантов и брался сам за их обучение. Большинство певиц и певцов было недостаточно образованно, многие даже не знали нот.
Кавосу принадлежит авторство ряда реформ в русском оперном театре, в частности по его настоянию в 1803 г. русская оперная труппа была отделена от драматической.
Сменив в должности главного капельмейстера императорских театров С. И. Давыдова, Кавос принял и работу по редактированию для русской сцены европейских опер. Среди его работ той поры оперы «Les trois sultanes» («Три султанши») и «Les trois bossus» («Три брата-горбуна»), причём опера «Три брата-горбуна» стала первым представлением на русском языке и не сходила с репертуара 20 лет. Совместно с С. Давыдовым они сделали начатый в 1803 году оперный цикл с продолжениями к опере-зингшпиль Фердинанда Кауэра «Дунайская русалка» («Das Donauweibchen») по пьесе «Дунайская нимфа» Карла Генслера. В русской переделке опера называлась «Днепровская русалка»; драматургическая переделка Николая Краснопольского.
В течение 1811—1829 гг. Кавос, помимо преподавания в Императорском театральном училище, стал учителем музыки в Смольном институте; в 1821 году он получил там должность инспектора; преподавал также в Санкт-Петербургском Благородном пансионе, а в 1832 году стал директором всех оперных Императорских оркестров. Его жалованье составляло в 1832 году 21000 руб.
Весной 1840 года в возрасте 64-х лет Катарино Кавос заболел и впервые получил отпуск и возможность выехать за границу. Но болезнь прогрессировала, воспользоваться отпуском он не успел.
Умер 10 мая 1840 года. В его похоронах принимали участие все оперные оркестры, которыми он заведовал, оркестры и певцы исполнили «Реквием» Керубини.
Значение творчества Кавоса
Отмечая огромное значение Кавоса для развития русского театра как мастерского дирижера и педагога, Музыкальная энциклопедия называет его музыку мало оригинальной: она красива, отвечает вкусам времени, но как композитор К.Кавос не сделал явных открытий.
Театральная энциклопедия подчеркивает, что, не обладая крупным композиторским даром, Кавос «уловил потребности русского общества в создании национального музыкального театра и содействовал этому выбором сюжетов для своих произведений», и особо оценивает человеческие качества, когда признав превосходство оперы Глинки «Иван Сусанин» над собственной, Кавос сам вывел глинковскую оперу на сцену.
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона охарактеризовано творчество Кавоса так: «В сущности, это была так называемая капельмейстерская музыка, со всеми ее достоинствами и недостатками. От всякого новаторства Кавос был далек; оперы его по форме не поднимались выше Singspiel — водевиля с куплетными ариями, очень редкими ансамблями и диалогом вместо речитатива. Только оркестровка Кавоса была звучнее и богаче, чем у его предшественников (так, он первый стал у нас употреблять тромбоны). Национальный элемент в операх Кавоса не шел дальше, чем у предшествовавших ему композиторов, и заключался частью в употреблении народных мотивов, частью в подделке под них, в установившемся уже quasi-русском стиле, с западной (итальянской) гармонизацией и проистекающими отсюда мелодическими уклонениями».
Marsch des Russischen Grenadier Regiments «K
Все видео
Не музыкальными новаторствами вошел Катерино Кавос в историю культуры России. Он был великим талантливым музыкальным профессионалом, и этот профессионализм привнес в русскую музыку. Искреннее усердие в работе, участие во всех музыкальных дворцовых мероприятиях, благородство по отношению к окружающим его людям — всё это порождало благосклонность всех трех императоров, которым выпало править в это время: Павла І, Александра I и Николая І, весьма благоволила к Кавосу супруга императора Павла Петровича, императрица Мария Феодоровна. Кавос получил чин 9-го класса и ордена св. Владимира 4 степени и св. Анны 3 степени — для музыканта и вообще для артиста эти награды, по тому времени, считались беспримерными. П. А. Каратыгин называет его покровителем и отцом для беднейших музыкантов, которым зачастую он помогал своими деньгами.
Среди учеников Катарино Кавоса — С.Биркина-Каратыгина, Анна Петрова-Воробьева, Осип Петров, Василий и Софья Самойловы, Мария Степанова, Александра Иванова, Сандунова, Семенова, Климовский, Злов и многие другие.
Влияние Катерино Кавоса на развитие музыкальной культуры России переоценить невозможно. Он стал не только автором многих музыкальных произведений и главным капельмейстером Императорских театров, он умел разглядеть и привлечь молодые таланты и всячески помогал им. Он помог молодому Глинке в постановке его оперы, тем самым открыв путь молодому одарённому композитору; его неутомимыми хлопотами молодая певица Анна Воробьева была выдвинута из хористок в солистки театра и стала одной из самых выдающихся русских певиц; с его учеников началась плеяда великих русских вокалистов. Огромную роль в культуре России сыграли и его потомки.
Историческая ситуация[править]
Сразу по восшествии на престол императора Александра I обострилась общественная жизнь в России, которая при Павле была подавлена; а вместе с её подъёмом оживилась культура, в том числе театральная. Огромная роль в этом подъёме театра играл К. А. Кавос.
С 1803 он был назначен капельмейстером итальянской и русской оперных трупп и одновременно музыкальным педагогом в Петербургском театральном училище. В 1806 году от работы в итальянской труппе он был освобождён, но зато на него было возложено управление всей русской оперой, а кроме того в его обязанность входило сочинение музыки для трёх императорских трупп: русской, итальянской и французской.
Ballets
- Flore et Zéphire (1808)
- Don Quixote, choreographer Charles Didelot (1808)
- Cupid and Psyche, choreographer Charles-Louis Didelot (1809)
- Militia, or Love for the Fatherland, choreographers Ivan Valberkh and Auguste Poireau (ru: «Ополчение, или Любовь к отечеству» // Opolchenie ili lyubov’ k Otechestvu) (1812 or 1813)
- The triumph of Russia, or the Russians in Paris, choreographers Ivan Valberkh and Auguste Poireau (ru: «Торжество России, или Русские в Париже») (1814)
- Acis et Galatée (ru: «Ацис и Галатея»), choreographer Charles Didelot (1816)
- Carlos and Rozalba (ru: «Карлос и Розальба»), choreographer Charles Didelot (1817)
- Young peasant woman, or Leon and Tamaida (ru: «Молодая крестьянка, или Леон и Тамаида»), choreographer Charles Didelot (1818)
- Laura and Heinrich, or the Troubadour (ru: «Лаура и Генрих, или Трубадур»), choreographer Charles Didelot (1819)
- Raul de Kreki, choreographer Charles Didelot (1819)
- Prisoner of the Caucasus, or the Shadow of the bride (ru: Кавказский пленник, или Тень невесты // Kavkazsky plennik ili ten’ nevesty), choreographer Charles Didelot (1822)
- Le Diable à quatre ou la Double Métamorphose (ru: «Сатана со всем прибором, или Урок чародея») (1825)
- Sumbek, or the Conquest of the Kazan Kingdom (ru: Сумбека, или Покорение Казанского царства) (1830). In connection with the dismissal of Charles Didelot for staging by another choreographer Alexis-Scipion Blache a composer Hippolyte Sonnet (Sonneu, Sonneux ?) composed his music.
Professional legacy and descendants
Orlando Figes says of him:
Cavos’ wife, Camilla Baglioni (1773-1832), was a coloratura soprano who gained fame as an opera singer in the late 18th century. Opera was in Camilla’s blood; three of her sisters and two of her brothers also had careers as opera singers.
Arguably, the most successful member of the Baglioni family was Camilla’s brother, Antonio Baglioni. Antonio served for nearly a decade (1787-1795/6) as the leading tenor in Domenico Guardasoni’s opera troupe. In 1787, Antonio created the role of Don Ottavio in Don Giovanni in a performance personally conducted by the opera’s composer, Wolfgang Amadeus Mozart. Four years later, Antonio created the role of Tito in another opera composed and conducted by Mozart, La clemenza di Tito. This was a great honor, as only a handful of singers had multiple operatic roles written expressly for them by Mozart.
Cavos and Camilla’s eldest son, Albert Catterinovich «Alberto» Cavos (1800-1863), was an architect best known for his theatre designs, having built Russia’s two most iconic theatres, the Mariinsky Theatre in St. Petersburg (1859–1860) and the Bolshoi Theatre in Moscow (1853–1856). Albert’s daughter Camilla married Nicholas Benois, a prominent Russian architect, and became the matriarch of the Benois family. Her descendants included: Alexandre Benois artist and founder of Mir iskusstva, painter Zinaida Serebriakova, sculptor and graphic artist Eugene Lanceray, architect Leon Benois, and actor Sir Peter Ustinov.
Cavos and Camilla’s younger son, Ivan Catterinovich «Giovanni» Cavos (1805-1861), received musical training and served thirty years in the Imperial Theatres in St. Petersburg, holding various positions, including Director of Orchestras, Director of Italian Opera, and Inspector of the Smolny Institute.
Cavos’ daughter, Stefanida, taught music at the Smolny Institute from 1822 to 1837, before marrying an Italian named Corrinini, and settling in Venice.
Во главе оперной труппы[править]
К.А. Кавос
Деятельность Катарино Кавоса на посту главного капельмейстера Петербургской императорской труппы стала выдающейся.
Помимо заведыванием оперными труппами, в 1832 году он стал директором всех оперных Императорских оркестров. Его жалованье составляло в 1832 году 21000 руб.
Катарино Кавос был включен в список самых великих деятелей России эпохи Николая I — об этом говорит тот факт, что он был изображен на картине Г. Г. Чернецова, написанной по заказу императора в 1832—1837 гг., «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге»; Катарино Кавос изображен под номером 202 — художник для облегчения участи зрителей дал каждому изображенному им персонажу свой номер.
Работа Катарино Кавоса включала себя не только административную, но и творческую композиторскую работу: он отвечал за все музыкальные театральные постановки и сам сочинял музыку ко многим из них.
Работа с Шарлем Дидлоправить
В то время, когда во главе русской оперный труппы в Петербурге стоял К.Кавос, там же возглавлял балетную часть — Шарль Дидло. Двум этим выдающимся деятелям во многом обязана Россия в развитии театрального искусства. В их содружестве было поставлено несколько балетов: Кавос сочинял музыку, а Дидло разрабатывал сюжеты и хореографию.
Педагогическая деятельностьправить
Большую часть работы Катарино Кавоса занимало обучение профессиональным навыкам певцов. Он занимался не только с учащимися театральной школы при Петерубргской императорской труппе, но еще отдавал много времени поискам новых талантов и брался сам за их обучение. Профессиональное музыкальное искусство только начиналось в то время в России. Большинство певиц и певцов было мало образовано, многие даже не знали нотной грамотности и не умели читать ноты.
Помимо певцов, он занимался также с начинающими композиторами, среди его учеников: П. Ф. Турик, Н. В. Сушков, Т. В. Жучковский, Д.А.Шелехов и др. Кавос не только обучал их, но и привлекал к своей работе, помогая войти в творческую атмосферу; несколько музыкальных произведений Кавос сочинял с ними совместно.
В течение 1811—1829 гг. Катарино Кавос, помимо преподавания в Императорском театральном училище, стал учителем музыки в Смольном институте; в 1821 году он получил там должность инспектора.
Реформаторская деятельностьправить
Кавосу принадлежит авторство ряда реформ в русском оперном театре, в частности, по его настоянию в 1803 г. русская оперная труппа была отделена от драматической. Правда, разделение это шло в несколько этапов. Официально оно произошло лишь в 1836 году, но на практике артисты музыкальных жанров и драмы еще долго существовали совместно, до середины 19 столетия.
Редактирование европейских оперправить
Сменив в должности предыдущего главного капельмейстера императорских театров С. И. Давыдова, Кавос принял и работу по редактированию для русской сцены западноевропейских опер. Среди его работ той поры оперы «Les trois sultanes» («Три султанши») и «Les trois bossus» («Три брата горбуна»), причем опера «Три брата горбуна» стало первым представлением на русском языке и не сходила с репертуара 20 лет. Совместно с С. Давыдовым они сделали начатый в 1803 году оперный цикл с продолжениями к опере-зингшпиль Фердинанда Кауэра «Дунайская русалка» («Das Donauweibchen») по пьесе «Дунайская нимфа» Карла Генслера. В русской переделке опера называлась «Днепровская русалка»; драматургическая переделка Николая Краснопольского.
Statements
instance of
human
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
image
Catterino Cavos.jpg2,000 × 2,400; 1.26 MB
0 references
sex or gender
male
2 references
imported from Wikimedia project
Swedish Wikipedia
imported from Wikimedia project
Italian Wikipedia
country of citizenship
Russian Empire
0 references
date of birth
30 October 1775Gregorian
4 references
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
stated in
SNAC
SNAC ARK ID
subject named as
Catterino Cavos
retrieved
9 October 2017
stated in
Musicalics
Musicalics composer ID
subject named as
Catterino Albertovich, Catarino Camillo, Катери́но Альбе́ртович Cavos
stated in
Proleksis Encyclopedia
Proleksis enciklopedija ID
subject named as
Catterino Albertovič Cavos
place of birth
Venice
2 references
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
stated in
Great Soviet Encyclopedia (1969–1978)
section, verse, paragraph, or clause
Кавос Катерино Альбертович
retrieved
28 September 2015
date of death
10 May 1840Gregorian
4 references
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
stated in
SNAC
SNAC ARK ID
subject named as
Catterino Cavos
retrieved
9 October 2017
stated in
Musicalics
Musicalics composer ID
subject named as
Catterino Albertovich, Catarino Camillo, Катери́но Альбе́ртович Cavos
stated in
Proleksis Encyclopedia
Proleksis enciklopedija ID
subject named as
Catterino Albertovič Cavos
place of death
Saint Petersburg
3 references
imported from Wikimedia project
German Wikipedia
stated in
Great Soviet Encyclopedia (1969–1978)
section, verse, paragraph, or clause
Кавос Катерино Альбертович
retrieved
28 September 2015
reference URL
place of burial
Tikhvin Cemetery
1 reference
imported from Wikimedia project
French Wikipedia
father
Alberto Giovanni Cavos
1 reference
stated in
Genealogics
child
Alberto Cavos
0 references
occupation
conductor
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
composer
2 references
imported from Wikimedia project
English Wikipedia
reference URL
music teacher
0 references
student of
Francesco Bianchi
0 references
genre
opera
0 references
described by source
Great Soviet Encyclopedia (1969–1978)
section, verse, paragraph, or clause
Кавос Катерино Альбертович
0 references
Russian Biographical Dictionary
statement is subject of
Q25865826
0 references
Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary
statement is subject of
Q24424751
0 references
Riemann’s Music Dictionary (1901–1904)
statement is subject of
Q27776302
0 references
Commons category
Catterino Cavos
1 reference
imported from Wikimedia project
Wikimedia Commons
Биография
Происходит из старинной венецианской семьи, отец — Джованни Кавос — директор театра Ла Фениче (La Fenice) в Венеции. По другим источникам, отец был венецианским хореографом.
Учился у прославленного педагога Ф. Бьянки, профессора капеллы св. Марка.
В 12 лет юный Катерино Кавос сочинил первое хоровое произведение — кантату на прибытие императора Леопольда II в Венецию. В 14 лет он, приняв участие в конкурсе и оказавшись лучшим среди нескольких претендентов, был назначен на должность органиста собора Святого Марка, но добровольно уступил эту работу своему сопернику, пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством и крайне нуждавшемуся. Этого благородства Кавос не утеряет никогда, и спустя столетия его будут вспоминать не только как великого музыканта, но и как великодушного добропорядочного человека, и благодарность к нему останется навсегда.
В эти годы он сочинял произведения, среди которых получили известность большая кантата по случаю заключения мира в Кампо-Формио (1797 г.), по которому Венеция присоединялась к Австрии, и музыка к балету «Сильфида». Какое-то время молодой музыкант работал репетитором у своего отца при оперной труппе, при этом не оставляя сочинительства. И был приглашен капельмейстером и балетным композитором в Падую, затем работал учителем музыки в Венеции и поступил на должность капельмейстера в труппу Астарити. К этому времени он уже был женат на итальянской оперной певице Камилле Бальони (Baglioni).
О том, как Катерино Кавос попал в Россию, есть несколько вполне заслуживающих доверия версий.
По одной из них, после падения Венецианской республики (1797) Катерино Кавос эмигрировал в Германию. Он уже был известным, хоть и начинающим композитором, когда в 1797, во время пребывания в Германии, он встретил соотечественника антрепренёра Антонио Казасси, содержавшего итальянскую оперу в Петербурге, и, по его приглашению уехав в Россию, поступил там в его труппу капельмейстером, но с 1 апреля 1799 г. стал директором. Музыкальный словарь рассказывает, что в конце 1797 года вся труппа Дженнаро Астарити (или в другом написании Астаритта или Астарита), где работал Кавос, была приглашена в Петербург директором Императорских театров, кн. Н. Юсуповым: труппа Итальянской оперы Ж. Астаритты — А. Казасси выступала в Санкт-Петербурге в 1796—1806 гг. (с перерывами). По другим источникам, в Россию он прибыл в 1798 году.
С 1799 (по другим данным, 1797 или 1798) года начинается его деятельность в Петербурге, куда он прибыл как капельмейстер итальянской труппы Ж. Астаритты, а его жена Камилла Бальони — как певица этой же. Европейские труппы при императорских театрах в России были недолговечными, император Павел I собственноручно распустил труппу Астарити и ещё несколько, но, правда, она возродились вновь или на их месте оказывались другие, тоже европейские, прибывшие из Европы. Катарино Кавос перешёл во французскую труппу, где сочинил музыку к нескольким опереттам.
Осенью 1798 году были приглашен в русскую труппу императорских театров.
Ценность Кавоса
Кавос дирижирует Императорской русской оперой более 40 лет.
Он не был великим композитором. У него был большой музыкальный талант от профессионала, и он привнес этот профессионализм в русскую музыку.
Все русские оперные певцы того времени были его учениками. Все, что он отдал своим творчеством, выросло в России и стало русской музыкальной культурой, которая до сих пор является большой частью мировой культуры.
Многие из его работ сегодня забыты и очень редко применяются.
Самым значительным произведением Кавоса является опера « Иван Сусанин» . По форме это была типичная французская опера. Но по содержанию это была первая русская опера.
Опера Иван Сусанин
Опера Кавоса « Иван Сусанин» считается первой русской оперой: в основе сюжета — реальный факт русской истории; музыка вдохновлена народными мелодиями. Впервые на сцене оперы главный герой — русский крестьянин — это не мифический персонаж, не царь и не полководец. Специфика жизни в России впервые проявляется на оперной сцене.
Однако в русской музыкальной литературе мало статей, посвященных анализу этой оперы, в том числе статья Абрама Гозенпуда и статья Виктора Корчикова .
Музыкальный критик Абрам Гозенпуд (1908 — 2004) посчитал эту оперу провальной, потому что не было показано главное, а именно подвиг героя. На самом деле Ивана Сусанина убили враги, а опера Кавоса оставляет его в живых со счастливым концом (автор либретто — Александр Шаховской , ru: Александр Александрович Шаховской ).
Другой критик, Виктор Коршиков, полон сарказма: «Шаховской изменил исход: его Сусанин не умер героем, он идет на сцену в компании польского отряда, через лес, от дерева к дереву, и он ждет. когда прибывает русский отряд, чтобы убить врагов и освободить его. Сусанин, которого видел Шаховской, объясняет себя сельчанам во время этой прогулки: «Я пойду с гостями, а вы позовете русских солдат, они придут и убьют всех врагов, и они приведут меня в мой дом. ведет себя на сцене дружелюбно со своими врагами. Такая наивная трактовка героев и врагов не могла удовлетворить патриотические чувства и ожидания пафоса. Поэтому было необходимо новое музыкальное произведение на ту же тему »».
Но в этих двух рецензиях подчеркиваются музыкальные успехи оперы, в частности припев мелодий. Виктор Коршиков пишет: «Хоровое пение крестьян в опере Кавоса положило начало русскому хоровому стилю, который позже был использован Глинкой , Римским-Корсаковым и Бородиным и достиг своего апогея в творчестве Мусоргского . В этом отрывке Кавос вводит принцип басовых голосов для поддержки мелодии, тогда как раньше они считались украшением хора. Это уникальное событие для начала в XIX — го века « .
Михаил Глинка представил свое произведение «Жизнь за царя» (эта опера была переименована в « Иван Сусанин» ) в Императорском театре в Санкт-Петербурге, в отделе, возглавляемом Кавосом. Последний сразу принял новую оперу. Кроме того, сам Кавос дирижировал оркестром на премьере оперы « Жизнь за царя » 9 декабря (27 ноября) 1836 года.
Обе оперы, основанные на одном рассказе — Кавоса и Глинки — уже много лет одновременно входят в репертуар Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге . Певец Осип Петров (ученик Каттерино Кавоса) исполнил партию Ивана Сусанина в обеих операх (первым певцом Ивана Сусанина в опере Кавоса был Петр Злов , ученик Каттерино Кавос).