Особенности рапсоды в литературе
Рапсодия — это произведение эпического характера, в котором автор описывает большое количество событий, персонажей и мест. Особенностью рапсодии является ее размах и масштабность, а также организация текста в виде цепи эпизодов, которые не всегда связаны друг с другом в логическом смысле.
Рапсодия, по сравнению с другими литературными жанрами, отличается свободой композиции и отсутствием четкой структуры. Автор может смешивать различные жанры и стили, переносить действие из одного времени и места в другие, что придает произведению эпическую атмосферу и позволяет охватить большой объем по содержанию и смыслу.
Рапсодия может иметь различные тематические направления, но основное внимание уделяется историческим событиям, героям и образам. Особенностью рапсодии является обширный охват временных периодов и географических пространств, а также разнообразие жанров и стилей, которые автор использует для описания событий и характеров
Важным элементом рапсодии является описание и развитие персонажей. Автор дает каждому герою яркие и характерные черты, помогая читателю полностью погрузиться в мир рассказа и сопереживать героям. Часто рапсодия содержит много персонажей, что создает множество параллельных историй и ситуаций.
Рапсодия, как правило, написана с использованием ораторских приемов, таких как повторения, эпитеты и метафоры. Это помогает усилить эмоциональную составляющую и эффектность текста. Кроме того, рапсодия может включать песни, диалоги, монологи и другие элементы для создания живости и динамичности произведения.
Особенности рапсодии делают ее уникальным жанром литературы, который позволяет автору передать богатство и многообразие мира, а также вызвать у читателя широкий диапазон эмоций и впечатлений.
Спектакль
Несомненно, рапсоды выступали на соревнованиях, борясь за призы на религиозных праздниках, и что эта практика была уже прочно укоренилась в пятом веке до нашей эры. В Илиада ссылается на миф о Thamyris, фракийский певец, который хвастался, что может победить даже муз в песне. Он соревновался с ними, потерпел поражение и был наказан за свою самонадеянность потерей способности петь. Исторически эта практика впервые проявляется в заявлении Гесиода о том, что он исполнил песню на похоронных играх Амфидамы на Эвбее и выиграл приз. Соревновательное пение ярко изображено в Гомеровский гимн Аполлону и упоминается в двух Гимны Афродите. Последний из них, очевидно, может быть отнесен к Саламин на Кипре и праздник Кипрской Афродиты, точно так же, как Гимн Аполлону принадлежит Делос и Делийское собрание.
Раннее историческое упоминание о рапсодах встречается в Истории из Геродот (ок. 440 г. до н. э.). Он рассказывает историю, что в Sicyon линейка Клисфен (600–560 до н.э.) изгнал рапсодов из-за стихов Гомера, потому что они продвигали Аргос и Аргив. Это описание очень хорошо применимо к Илиада, в котором «Аргив» — одно из альтернативных имен греческих воинов; это могло устроить Фиваида еще лучше, поскольку Аргос назван в первой строке этого стихотворения. Этот инцидент, кажется, показывает, что стихи, исполняемые рапсодами, имели политическое и пропагандистское значение на Пелопоннесе в начале шестого века до нашей эры.
В Афины, к 330 г. до н.э. существовал закон, согласно которому рапсод должен исполнять гомеровские поэмы на каждом Панафинейский фестиваль; оратор обращается к этому закону как к славе Афин Ликург. Возможно, поэтому такой обычай был исключительным, и мы не знаем, когда и кем он был введен, хотя платонический диалог Гиппарх (не совсем Платоном, но, вероятно, четвертого века до нашей эры) приписывает это Гиппарх, сын Писистрата (Афины). В Гиппарх добавляет, что закон требовал, чтобы рапсоды следовали друг за другом по порядку, «как они все еще делают». Это повторяется в другой форме в более позднем утверждении Диоген Лаэртиус (1.2.57) что Солон установил закон, что стихи следует читать «с подсказки». Многие афинские законы ошибочно приписывались ранним законодателям, но по крайней мере ясно, что к четвертому веку гомеровские поэмы были обязательной частью Панафиней, и их нужно было читать по порядку. Они слишком длинные для одиночного рапсода или однодневного выступления. Следовательно, они должны были быть разделены на части, и каждый рапсод должен был занять отведенное ему место (иначе они бы выбрали любимые или призовые отрывки).
Дополнительные свидетельства об устном исполнении стихов в классической Греции приходят в виде ссылок на семью, клан или профессиональную ассоциацию Homeridae (буквально «дети Гомера»). Они, безусловно, существовали в пятом и четвертом веках до нашей эры и, безусловно, исполняли стихи, приписываемые Гомер. Земляной орех кажется, считает гомеридов рапсодами; другие источники конкретно не подтверждают эту категоризацию.
ВСЕГО ЛИШЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА?
Фольклор. Мифы. Эпос.
Какие же шаблоны поведения закладывались в голову молодого поколения? И кому это было выгодно?
Шумеры стали активно писать и тиражировать тексты преданий о стране Эля.
Для этих целей были открыты особые школы — «э-дуббы» или «дома табличек», «дома письма», где стали готовить писарей и тех, кто был бы их глашатаями в народе.
На экране: «ДОМА ТАБЛИЧЕК» «ДОМА ПИСЬМА»
Интересно, что когда шумерский язык стал мёртвым, то вплоть до I тыс. до н. э. он использовался в качестве священного литературного языка и языка науки в той же Ассирии и Вавилоне.
По сути, по той же схеме сегодня используется и латынь. То есть мёртвый шумерский язык был понятен только избранным.
Причём многие знаки клинописи передавали именно шумерские слова и их значение, а звучание аккадских слов записывалось первоначально посредством сочетаний шумерограмм, подобно нынешним ребусам и шарадам.
Зачем же такие сложности и тайнодействия для передачи обыкновенного литературного эпоса, мифов и народного фольклора, если он таковым являлся?
Шумеры делали тексты удобными для заучивания и легче воспринимаемыми на слух.
Причём сюжет разрабатывался так, чтобы вызвать рассказом коллективные эмоции, ввести толпу слушающих в заданное текстом эмоциональное состояние, поскольку содержание большей частью известно слушателям заранее.
В общем, в современном понимании готовить журналистов средств массовой информации (хотя до этого культовые тексты долгое время просто заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение).
Кстати, точно такой же приём применялся через несколько столетий для распространения «Илиады» Гомера среди эллинов и других народов.
Только тех глашатаев-«журналистов» называли уже «рапсоды», «сыновья Гомера»
Зачем же столь бюрократическое государство как Шумер, где всё было под учётом, считался даже каждый плод на дереве, вдруг позволило себе такие растраты на эпос?
Какие цели ставили спонсоры такого мероприятия?
Дело в том, что вся эта мифология, срощенная с религией,в итоге сказалась на мировоззрении не только этого народа, но и на приемниках их литературного наследия — аккадцах, а позже и на вавилонянах, а от них распространилась на другие народы.
Только с той лишь разницей, что в последующих поколениях уже не помнили исконного, а верили буквально на слово в то, что говорили местные жрецы, заботящиеся о своей власти.
Система усилила позиции в умах людей
В общем, готовился образец для народного подражания: что позволяли себе человекоподобные боги, так и поступали люди, беря с них пример.
Более того, подменялась цель существования человека..
Вместо истинного смысла жизни человека, понимания для чего был создан человек — это преобразование в духовное существо, слияние внутри себя с Божьей Любовью, жрецы, под диктовку своего сознания, внедряли в умы паствы то, что было выгодно системе.
А именно, человеку внушалось с детства, что цель создания человека — трудиться на богов: обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, кормить богов своими жертвами.
То есть трудиться на Эля и его элиту, уделяя всю жизнь и всё своё внимание внешнему, что наблюдается и по сей день в таком формате человеческого общества как потребительская цивилизация
Роль рапсоды в литературном процессе
Рапсода в литературе играет важную роль, выполняя несколько функций:
- Поддерживает традиции: рапсоды передают и сохраняют наследие предшествующих поколений. Они могут рассказывать о мифах, легендах, исторических событиях, а также о народных представлениях и верованиях.
- Актуализирует поэтические тексты: рапсоды дают возможность пересказывать и толковать поэтические произведения, адаптируя их к современному пониманию.
- Расширяет понимание текста: рапсода может быть вариацией или побочной историей основного произведения, что позволяет увидеть новые аспекты и смысловые моменты.
- Обогащает культуру: рапсоды содействуют распространению и продвижению литературных произведений, способствуя их изучению и аппрециации в широких кругах.
Рапсоды также часто выполняют образовательные и развлекательные функции, привлекая внимание к литературным произведениям и помогая им оставаться живыми и актуальными на протяжении времени
Примеры известных рапсодий
Название
Автор
Описание
“Иллиада”
Гомер
Одна из наиболее известных рапсодий, рассказывающая о событиях Троянской войны.
“Песнь о нибелунгах”
Неизвестный автор
Эпическая рапсодия, передающая немецкие легенды про воинственных нибелунгов.
“Божественная комедия”
Данте Алигьери
Известная итальянская рапсодия, описывающая путешествие поэта по аду, чистилищу и раю.
Этимология и использование
Период, термин рапсод происходит от рапсидеин (ῥαψῳδεῖν), что означает «сшивать песни ». Это слово показывает, как устный эпический поэт, или рапсод, создаст репертуар из разнообразных мифов, сказок и анекдотов, которые будут включены в содержание эпической поэмы. Таким образом, благодаря опыту и импровизационным навыкам он мог изменить содержание эпос в соответствии с предпочтениями аудитории конкретного места. Однако внешние рамки эпоса оставались бы практически неизменными при каждом «пении», таким образом обеспечивая проекцию основных тем, таких как мораль или честь. Спектакль эпической поэзии назывался классическим греческим языком. рапсидия (ῥαψῳδία), и его исполнитель рапсиды. Это слово не встречается в ранних эпосах, где используется слово аойдос (ἀοιδός «певец») для исполнителей всех жанров, включая этот. Неизвестно, были ли Гесиод и поэт (ы) Илиада и Одиссея узнал бы и принял имя рапсод; Уолтер Беркерт утверждал, и некоторые недавние ученые признали, что рапсиды был по определению исполнителем фиксированного письменного текста.
Слово рапсиды использовался еще Земляной орех (522–443 до н.э.), который подразумевает два разных объяснения этого: «певец сшитого стиха» и «певец с посохом». Из них первая этимологически правильна; о втором предположении свидетельствует тот факт, что есть ранние свидетельства того, что певец привык держать посох (ῥάβδος рабды) в его руке, возможно, как скипетр в гомеровском собрании, как символ права на выслушивание или «подчеркивать ритм или придавать величие их жестам». Этимологическое значение интересно, потому что это точная метафора того, что устные повествования поэтов делать: они сшивают формулы, линии и шрифтовые сцены в процессе выступления. У Пиндара и других авторов есть указания на то, что устный эпос все еще был живой и популярной традицией в начале V века; Однако все более поздние свидетельства заключаются в том, что рапсоды работали на основе письменных текстов и в некоторых случаях были вынуждены делать это по закону.
Рапсод в литературе
Рапсод — это особый жанр в поэтической литературе, который пришел к нам из древней Греции. Слово «рапсод» происходит от греческого слова «раптис», что означает «то, что вырывается». Именно в этом жанре поэты пытались передать свои сильные эмоции и чувства через яркие и запоминающиеся образы.
Рапсод может иметь разную структуру и форму, но обычно они состоят из нескольких частей, которые могут быть связаны общей темой или идеей. Эти части могут быть разделены на отдельные стихотворные строфы или даже отдельные стихи.
В рапсоде часто используются живописные описания природы, образы животных и птиц, а также различные мифологические истории и персонажи. Также в рапсоде может быть присутствовать диалог между различными героями или соавторами.
Важной особенностью рапсода является ее музыкальность. Она может включать повторение рифмы или ритмических элементов, таких как ассонанс или контрасонанс
Также рапсод может быть написан в форме стиха или прозы.
Кроме того, рапсод часто имеет эпический характер и рассказывает о героях и их подвигах. Он может включать в себя элементы фантастики или фольклора, что делает его особенно привлекательным для читателя.
В настоящее время рапсод остается популярным жанром в литературе и применяется как в поэзии, так и в прозе. Благодаря своей выразительности и музыкальности рапсод способен захватить воображение читателя и создать особую атмосферу, наполненную эмоциями и красотой.