Уход со сцены
В 1736 году Франческо уезжает из Англии, и определенное время работает на родине, певец выступал во Флоренции 1797-1939, после в 1740 работал в Неаполе. Ориентировочно около 1740 года певец покидает сцену, поскольку манера его исполнения была отвергнута как устаревшая. Франческо вернулся в город своего рождения. Там он возвел шикарный особняк, обставив его в английской манере. Сенезино восхищался чаем, в его распоряжении имелся чернокожий слуга, обезьяна и попугай. Франческо слыл чудаком и эпатажной личностью и потому наладить отношения со своей родней у него никак не получалось. Особенно он часто вступал в перебранки со своим преемником и близким родственником Джузеппе.
27 ноября 1758 года именитый певец-кастрат ушел из этого мира в своем доме.
Источник http://mcovektor.ru/
Королевская Академия
Франческо постоянно имел предвзятое отношение к сочинителю при дворе Йоганом Хайнихеном. Как итог Сенезино попросили освободить свое место. Но вскорости он был назначен первым исполнителем Георгом Генделем в Королевской Академии. Уже на правах ведущего певца произошло выступление 28 декабря 1720 года, на то время он был самым дорого оплачиваемым певцом. Его гонорар составлял 2000-3000 гиней.
Следующие 16 лет Франческо прожил в Лондоне. Там певец завел много знакомств с власть имущими и преуспел в сотрудничестве со многими знаменитыми авторами. Подружившись с герцогом Чандос и художником Уильямом Кентом, певец коллекционирует картины и редчайшие книги. Также Сенезино собирает научные инструменты, и большое количество разнообразных редких экземпляров. В его владении даже имелся набор серебряных столовых приборов работы известного Поля де Ламери.
В резерве певца насчитывалось до 17 первых партий в произведениях Генделя, но взаимоотношения между ними всегда были очень напряженными. Хронолог современности Мэйнуоринг отмечает, что оба были упрямы и взбалмошны. В 1728 году Королевская Академия музыки прекратила свое существование, так же как совместная работа Сенезино и Генделя. Потом певец работал в Париже, и 12 месяцев спустя работал в Венеции. Однако, начиная с 1730, работа между Генделем и Сенезино возобновилось.
Франческо исполнил первые роли в его новых творениях. Несмотря на плотное сотрудничество взаимоотношения между композитором и певцом становились все хуже и хуже. Соответственно в один прекрасный момент терпению Франческо пришел бесповоротный конец. Это спровоцировал певца оформить сотрудничество в 1733 году с группой «Opera of the Nobility», которую основали аристократы. И по стечению обстоятельств Франческо заводит знакомство с также именитым кастратом-сопрано Фаринелли.
Столкновение в пределах общей сцены вызвала фурор и была описана музыкальным историком Чарльзом Берни. По сценарию, Франческо исполнял роль взбешенного тирана, в то время как Фаринелли выступал в роли невезучего героя, которого заковали цепями. Своим исполнением узник умоляет гнев тирана, это впечатляет Сенезино очень сильно, что, запамятовав о своей роли Франческо сорвался с места и бросился с объятьями к Фаринелли.
Ранние годы и карьера
Сенезино был сыном парикмахера из Сиены (отсюда его сценическое имя). Там он поступил в церковный хор в 1695 году и был кастрирован в 13 лет, что являлось сравнительно поздним возрастом для этой операции. Дебютировал в Венеции в 1707 году, в течение следующего десятилетия приобрёл европейскую известность, и к 1717 году пел в Giove in Argo Лотти в Дрездене, получая крупные гонорары.
Как и многие кастраты, Сенезино не владел в должной мере своими действиями и жестами. В 1715 году импресарио Франческо Дзамбеккари писал о его выступлении в Неаполе: «Сенезино продолжает вести себя довольно ужасно; он стоит, как статуя, и когда он делает жест, получается противоположное тому, чего он хотел». В вокальных способностях певца, однако, не было никаких сомнений. В 1719 году композитор Кванц, видевший его в постановке оперы Лотти Teofane в Дрездене, записал: «Он имеет мощный, ясный, ровный и сладкий контральто, с безупречной интонацией. Его манера пения виртуозна и его ораторское искусство не имеет себе равных. … Его лицо хорошо для сцены и его жесты естественны и благородны. К этим качествам надо присоединить величественную фигуру; но по своему виду он больше похож на героя, чем на любовника».
В 1715 году импресарио Дзамбеккари пишет о манере исполнения певца:
«Сенезино по-прежнему ведет себя странно, он стоит неподвижно, как статуя, а если иногда и делает какой-то жест, то прямо противоположный ожидаемому. Его речитативы настолько же ужасны, насколько прекрасны были речитативы Николини, что касается арий, то их он исполняет хорошо, если ему случится быть в голосе. Но вчера вечером в лучшей арии он ушел вперед на два такта.
Казати совершенно невыносим, и из-за его скучного патетического пения, и из-за его непомерной гордыни, он объединился с Сенезино, и они не испытывают почтения ни к кому. Поэтому никто не может их видеть, и почти все неаполитанцы считают их (если о них вообще думают) парой самодовольных евнухов. Они никогда не пели у меня, в отличие от большинства оперных кастратов, выступавших в Неаполе; только этих двоих я никогда не приглашал. И теперь я могу утешаться тем, что все относятся к ним плохо».
Признательность
Франческо Бернарди иль Сенезино был одним из самых известных оперных певцов своего времени и сегодня, наряду с Фаринелли, является самым известным кастратом эпохи бельканто . Согласно современным описаниям и доступной музыке, его голос и пение были необычайно совершенными и впечатляющими во всех отношениях — с точки зрения вокальной красоты и громкости, техники, музыкальности, экспрессии, вкуса и орнамента. Он был виртуозом, но принадлежал к поколению, которое еще не обладало крайним и почти инструментальным блеском его младших коллег Фаринелли или Карестини .
Его голос варьировался от низкого g до g » и был описан Кванцем как «проницательный, яркий, ровный и приятный глубокий голос сопрано» (см. Цитату выше). Это кажется немного странным, если заметить, как Чарльз Берни и Винтон Дин , что партии Генделя для певца с 1720 по 1733 год без исключения находятся в альтовом диапазоне, а не только по длине (от g до e ‘ ‘или d’ ‘), но также и на фокусе голоса. Возможно, певец иногда повышал голос в случайных приукрашиваниях , как это часто делают переводчики сегодня. По словам Скоттинга, в менее или совсем не известной части его итальянского репертуара также есть составленные примеры, которые иногда используют диапазон до f » или g ».
В отличие от Фаринелли, чей музыкальный репертуар известен только по фрагментам, потому что он пел почти исключительно музыку композиторов, которые сейчас почти забыты, а также создает проблемы с исполнением, которые не следует недооценивать из-за его чрезвычайной виртуозности и необычайно широкого вокального диапазона, он относительно большая часть репертуара Сенезино — все роли, которые Гендель сочинил для него — известна и в некоторых случаях записана несколько раз. Однако это не означает, что сегодня мы можем слышать его арии даже отдаленно, поскольку они исходят из его уст. Просто потому, что больше нет кастратов, а замещающие женские голоса и голоса контртенора просто звучат по-разному, но также из-за вокального и интерпретационного совершенства Сенезино.
Роли и оперы в Лондоне
Сенезино в действии. Карикатура Антона Марии Занетти
Ниже перечислены все роли в мировых премьерах или лондонских премьерах опер и пастичков, которые Сенезино пел во время своего пребывания в Лондоне
Возрождения более ранних опер Генделя не принимаются во внимание. Даты в скобках указывают только на день премьеры.
Первая Королевская академия 1720–1728 гг.
- Сезон 1720–1721 гг.
- Clearco в Astarto Джованни Бонончини (19 ноября 1720 г.)
- Заглавная роль в » Радамисто» (2-я редакция) Генделя (28 декабря 1720 г.)
- Заглавная роль в » Арсаче» Джузеппе Марии Орландини (1 февраля 1721 г.)
- Заглавная роль в опере » Муцио Шевола» Филиппо Амадея, Джованни Бонончини и Генделя (15 апреля 1721 г.)
- Чиро в L’odio e l’amore Джованни Бонончини (20 мая 1721 г.)
- Сезон 1721-1722 гг.
- Заглавная роль в « Флориданте» Генделя (9 декабря 1721 г.)
- Заглавная роль в опере Джованни Бонончини » Криспо» (10 января 1722 г.)
- Сезон 1722–1723 гг.
- Заглавная роль в опере » Оттон фон Гендель» (12 января 1723 г.)
- Название роль в Cajo Марцио Кориолано по Атилио Ариости (23 марта 1723)
- ? в Эрминии по Бонончини (30 март 1723)
- Гвидо в Флавио Генделя (14 мая 1723 г.)
- Сезон 1723–1724 гг.
- Название роль в Farnace по Бонончини (27-30 ноября, 1723)
- Тито в Vespasiano по Атилио Ариости (17 января 1724)
- Заглавная роль в опере » Джулио Чезаре» в опере » Эгитто» Генделя
- Gaio Марио в Calfurnia от Бонончини (18 апреля 1724)
- Сезон 1724-1725 гг.
- Андронико в Тамерлане Генделя (31 октября 1725 г.)
- ? в Artaserse по Атилио Ариости (21 декабря 1724)
- Бертаридо в Роделинде Генделя (13 февраля 1725 г.)
- ? в Dario по Атилио Ариости (10 апреля 1725)
- Олиндо в L’Elpidia, ovvero Li rivali generosi ( пастиччо , музыка в основном Леонардо Винчи , 11 мая 1725 г.)
- Сезон 1725–1726 гг.
- Лучио в Сципионе Генделя (12 марта 1726 г.)
- Заглавная роль в опере Алессандро фон Генделя (5 мая 1726 г.)
- Сезон 1726–1727 гг.
- Название роль в Лусио Vero по Атилио Ариости (7 января 1727)
- Заглавная роль в » Адмето фон Гендель» (31 января 1727 г.)
- Сезон 1727–1728 гг.
- Название роль в Teuzzone по Атилио Ариости (21 октября 1727)
- Заглавная роль в » Риккардо примо» Генделя (11 ноября 1727 г.)
- Заглавная роль в » Сирое» Генделя (17 февраля 1728 г.)
- Заглавная роль в » Толомео» Генделя (30 апреля 1728 г.)
Вторая Королевская академия 1730–1733 гг.
-
- Казимиро в Венсеслао , пастиччо Генделя на музыку Леонардо Винчи, Я. А. Хассе и Никола Порпора (12 января 1731 г.)
- Заглавная роль в опере Генделя » Поро» (2 февраля 1731 г.)
- Заглавная роль в опере Эцио фон Генделя (15 января 1732 г.)
- Заглавная роль в » Сосарме» Генделя (15 февраля 1732 г.)
- Квинто Фабио из оперы «Лучио Папирио dittatore» , пастиччо Генделя на музыку Джеминиано Джакомелли (23 мая 1732 г.)
- Заглавная партия в » Катоне» , пастиччо Генделя на музыку Леонардо Винчи, Дж. А. Хассе, Леонардо Лео, Никола Порпора и Антонио Вивальди (4 ноября 1732 г.)
- Заглавная роль в » Орландо» Генделя (27 января 1733 г.)
Дворянская опера 1733-1736 гг.
(В операх из Porpora Polifemo смотрел Фаринелли с.)
-
- Тесео в Арианне в Наксо Никола Порпора (29 декабря 1733 г.)
- (25 ноября 1735 г.)
- Заглавная роль в опере Карло Арригони » Фернандо» (5 февраля 1734 г.)
- Энеа в Энеа нель Лацио Никола Порпора (11 мая 1734 г.)
- Улисса в Polifemo Никола Порпора (1 февраля 1735 г.)
- Agamennone в Ifigenia в Aulide по Порпора (3 мая 1735)
- Лирко в Иссипиле Пьетро Джузеппе Сандони (8 апреля 1735 г.)
- Адриано в Адриано в Siria по Верачини (25 ноября 1735)
- Заглавная роль в » Митридате» (2-я версия) Никола Порпора (24 января 1736 г.)
Критика
Актерская игра кастратов постоянно подвергалась критике. Не исключением стал и Франческо. Совсем нелесные отзывы о себе получил от графа Франческо Замбеккари. Именитая особа отмечает, что певец отвратительно играет на сцене, он неподвижен и жестикулирует невпопад. Относительно вокала критика отсутствовала.
Наличие таланта было признано. Иоганн Кванц, который прослушал певца в Дрездене 1719 года, дал ему следующую характеристику. Голос Франческо могуч, его контральто прозрачное, приятное. Модуляция идеальна. Способ воспроизведения однозначно неотразим. Четкость произношения вызывает сплошные восторги. Певец страстно воспроизводил аллегро очень качественным и приятным уху образом. Певец хорошо держался на сцене, но стиль игры и телодвижения были более похожи на героя. Хотя у него роль любовника.