Самуил абрамович самосуд

Самосуд, самуил абрамович — энциклопедия руниверсалис

Самосуд Самуил Абрамович

2 (14) мая 1884, Тифлис, Российская империя (ныне — Тбилиси, Грузия) — 6 ноября 1964, Москва.

Дирижёр, педагог, виолончелист. Народный артист Республики (1936). Народный артист СССР (2.06.1937).

В 1906 году окончил Тбилисское музыкальное училище у А. Поливко по классу виолончели, играл в различных оркестрах. Позднее учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Казальса и в «Схола канторум» (по классам композиции у B. д’Энди и дирижирования у Э. Колонна).

По возвращении в Россию — виолончелист оркестра петербургского Народного дома. В 1910-1917 годах — дирижёр оперного театра Народного дома, где под его управлением идут «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». В 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина. Самосуд вспоминал: «Обычно проводивший спектакли Шаляпина Галинкин был нездоров, и оркестр настоятельно рекомендовал меня. Ввиду моей молодости Шаляпин отнесся с недоверием к этому предложению, но все же согласился. Этот спектакль сыграл громадную роль в моей жизни, так как в дальнейшем почти всеми спектаклями Шаляпина дирижировал я, и уже по его настоянию. Повседневное общение с Шаляпиным — гениальным певцом, актером и режиссером — было для меня громадной творческой школой, открывшей новые горизонты в искусстве».

В период 1917—1919 годах работал в Петроградском театре оперы и балета, затем был главным дирижёром и художественным руководителем Малого оперного театра (ныне — Михайловский театр).

В 1936 года был вызван в Москву, где возглавил Большой театр (до 1943 года). В 1943—1950 годах — главный дирижёр Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Руководил также оперно-симфоническим оркестром Всесоюзного Радиокомитета (1951—1953). В 1953 году на его основе организовал и возглавил Симфонический оркестр Московской филармонии (1953—1957). Руководил Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР (1957—1964). Под его управлением впервые исполнены 7-я симфония Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), оратория «На страже мира» (1950) и 7-я симфония (1952) Прокофьева; он осуществил концертные постановки многих оперных произведений («Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, «Сорока-воровка» и «Итальянка в Алжире» Дж. Россини, «Чародейка» П. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Кащей бессмертный», «Моцарт и Сальери» и «Пан воевода» Н. Римского-Корсакова, «Богема» Дж. Пуччини, «Паяцы» Р. Леонкавалло). Редкая интуиция, безупречный вкус, глубокое понимание жанровых особенностей каждого произведения, выдающееся педагогическое дарование — сделали дирижёрскую деятельность Самосуда одной из ярких страниц истории советского музыкального театра.

С 1929 года преподавал дирижирование в Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Косакова (с 1934 года — профессор).

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Самуил Самосуд

14 мая 1884 года в Тифлисе родился Самуил Абрамович Самосуд — советский дирижёр, народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий.

Его отец был дирижёром и стал первым учителем своего сына. Позже молодой музыкант учился в Тифлисской консерватории, Праге и Париже. Вернувшись в Россию, он работал солистом-виолончелистом в петербургском Народном доме.

С 1910 года Самосуд выступает как оперный дирижер. В Народном доме под его управлением идут «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». А в 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина.

Самосуд работал с редкостным энтузиазмом и самоотдачей. Композитор И. Дзержинский писал: «Он знает театр, как никто… Для него оперный спектакль — это слияние музыкального и драматического образа в единое целое, создание подлинно художественного ансамбля при наличии единого замысла, подчинение всех элементов спектакля основной, ведущей идее произведения… Авторитет С. А. Самосуда зиждется на большой культуре, творческой смелости, умении работать и умении заставлять работать других. Он сам вникает во все художественные «мелочи» постановки. Его можно видеть беседующим с художниками, бутафорами, рабочими сцены».

Дух поисков и новаторства отличает деятельность Самосуда и на посту главного дирижера Большого театра СССР. Он создал здесь поистине классические постановки «Ивана Сусанина» в новой литературной редакции и «Руслана и Людмилы».

Во время Великой Отечественной войны Самосуд был первым исполнителем Седьмой симфонии Д. Шостаковича (1942). А в 1946 году ленинградские любители музыки вновь увидели его за пультом Малого оперного театра. Под его управлением прошла премьера оперы С. Прокофьева «Война и мир» и Седьмой симфонии. В одной из телеграмм дирижеру С. Прокофьев писал: «Вспоминаю с горячей благодарностью вас как блестящего, талантливого и безупречного интерпретатора многих моих работ».

Следующий этап творческой жизни Самосуда связан с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где он был руководителем музыкальной части и главным дирижером. «Невозможно забыть репетиции Самосуда,— пишут артисты театра Н. Кемарская, Т. Янко и С. Ценин. — Готовились ли под его руководством веселая оперетта Миллёкера «Нищий студент», или произведение большого драматического дыхания — «Любовь Яровая» Энке, или народная комическая опера Хренникова «Фрол Скобеев», — как проникновенно умел Самуил Абрамович заглянуть в самую сущность образа, как мудро и тонко проводил он исполнителя через все испытания, через все радости, заложенные в роли!»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: