Любимая работа
После выпуска из консерватории, Нежданова отклонила приглашение в знаменитый Мариинский театр, оставшись в Большом, ведь петь на той сцене было ее заветной мечтой. Однажды удача улыбнулась и помогла ей получить дебют. Певица выступила со сложной партией Антониды. Этот момент в жизни стал для Антонины Неждановой отправной точкой. И всего лишь за один спектакль, поклонники оперного искусства с гордостью констатировали, что в творческих небесах взошла новая самобытная звезда. Зрители восприняли молодую исполнительницу очень хорошо, и она была приглашена в состав театральной труппы, после чего ей досталась партия Джильда.
Существует интересный факт того, Нежданова не изменяла своим предпочтениям и не исполняла то, что не подходило под ее голос, только чтобы получить какую-то роль. Она не бралась за такие как партия Венеры в опере «Тангейзер» и Даши во «Вражьей силе». Вклад певицы в оперное наследие был окрашен утонченным вкусом и сдержанностью.
За два года до своей смерти Антонина Васильевна впервые испытала неописуемые ощущения от полета на самолете. Когда воздушное судно поднялось на высоту четырех тысяч метров, у нее оставался только восторг. Все переживаемые эмоции певицы помогали в насыщении ее искусства идейным содержанием. Об этом она говорила в своих записях.Музыкально-общественная деятельность Антонины Неждановой набрала свою широкую известность после Октябрьской революции. Нежданова была одной из первых, кто начинал выступать в различных концертах-митингах, в шефских концертах для рабочих и крестьян, а также воинов Красной Армии. Начиная с тысячи девятьсот двадцать четвертого года, она регулярно принимала участие в концертах советского музыкального радиовещания.
На протяжении всей своей творческой жизни Нежданова исполнила, в общей сложности, примерно семьсот композиций русских и зарубежных авторов. Ее партнерами по сцене были популярные и известные всему миру певцы. Выступления певицы проходили в сотрудничестве с выдающимися композиторами. Природная уникальность вокальных данных Неждановой была украшена не только тщательно отточенной техникой, но и тембральным очарованием, простой одухотворенностью и легкостью исполнения. Композиторы тех лет высоко ценили ее за полнейшее и четкое понимание смысла в произведениях, умение прочувствовать его не только морально, но и духовно.
Нежданова Антонина Васильевна (1873-1950) – певица.
Родилась 16 июня 1873 года в селе Кривая Балка под Одессой в семье сельских учителей.
Тоне было всего семь лет, когда ее участие в церковном хоре привлекло массу народа. Голос девочки умилял односельчан, которые восхищенно говорили: “Вот же канареечка, вот же голосок ласковый!” Сама Нежданова вспоминала: “Благодаря тому, что в семье была музыкальная обстановка – пели мои родные, посещавшие нас друзья и знакомые, мои музыкальные способности развивались очень заметно”.
В девять лет Тоню перевезли в Одессу и отдали во 2-ю Мариинскую женскую гимназию. Там девочка заметно выделялась своим голосом красивого тембра. С пятого класса Антонина начала выступать соло. Большую роль в жизни Неждановой сыграла семья директора Народных училищ В.И. Фармаковского, которая оказывала ей не только моральную, но и материальную поддержку. Когда умер отец, Антонина училась в седьмом классе. Ей неожиданно пришлось стать опорой семьи. Именно Фармаковский помог девушке внести плату за восьмой класс гимназии. Окончив его, Нежданова была зачислена на свободную вакансию учительницы в Одесском городском женском училище. Выступала с пением на любительских вечерах и благотворительных концертах.
А. Нежданова в кругу семьи: сидят мама и бабушка, рядом с Неждановой – тетя. Одесса, 1900 г.
Так в 1899 году А. Нежданова поступила в Московскую консерваторию в класс У. Мазетти.
В 1902 году Нежданова окончила консерваторию с золотой медалью, став первой вокалисткой, удостоенной столь высокого отличия. В этом же году Антонина Васильевна дебютировала в Большом театре в партии Антониды в опере Глинки “Жизнь за царя”. С 1902 по 1948-й год она оставалась солисткой Большого театра. В течение первых сезонов Нежданова исполнила такие масштабные оперные партии, как Джильда в “Риголетто” Верди, Людмила в “Руслане и Людмиле” Глинки, Розина в “Севильском цирюльнике” Россини, Лакме в одноименной опере Делиба, Татьяна в “Евгении Онегине” Чайковского, Эльза в “Лоэнгрине” Вагнера…
Ее феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой. Ее творчество заняло особое место в сокровищнице мирового исполнительства. Крупнейшие оперные театры мира мечтали заключить длительные контракты с “русским соловьем”, но Нежданова отвергала самые лестные ангажементы. Лишь однажды великая русская певица согласилась выступить на сцене парижской “Гранд-опера”.
В апреле – мае 1912 года она исполнила партию Джильды в “Риголетто”. Ее партнерами были знаменитые итальянские певцы Энрико Карузо и Титта Руффо. Нежданова обладала безупречной вокальной техникой. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов. Вместе с ними она пела и в концертах, на которых неоднократно в роли аккомпаниатора выступал С.В. Рахманинов, высоко ценивший талант певицы и посвятивший ей свой знаменитый “Вокализ”.
“Русский соловей”
За свою творческую жизнь Нежданова исполняла около 700 произведений русских и зарубежных композиторов. Ее партнерами по сцене были такие великие певцы как Шаляпин, Собинов, Карузо. Сольные выступления певицы проходили под аккомпанемент гениальных композиторов Рахманинова, Глазунова, Скрябина. Природная, уникальная красота лирико-колоратурного сопрано Неждановой была дополнена не только ювелирно отточенной техникой, но и очаровательным тембром, интонацией, одухотворенной простотой и искренностью исполнения.
Современные композиторы ценили ее за предельно полное понимание замысла произведения, умение постичь его не только умом, но и душой. Известен случай, когда Сергей Рахманинов, очень сдержанный в выражениях своих чувств, во время сольного выступления Антонины Неждановой вышел на сцену и экспромтом стал аккомпанировать певице. Бернард Шоу, потрясенный и восторженный после выступления русской певицы, написал в своем послании ей, что ее творчество лучшее, что ему довелось услышать в своей жизни.
“Русский соловей” – так называли Нежданову восхищенные зарубежные слушатели и антрепренеры, предлагая выступления на таких прославленных, сценах как Ла-Скала, Монте-Карло. Но Нежданова всегда была верна России и русскому зрителю. Родине навсегда было отдано ее сердце и ее непревзойденный талант. Умерла певица 26.06.1950 года.
http://www.piplz.ru/page.php?id=1713http://www.kakprosto.ru/kak-958886-antonina-nezhdanova-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhiznhttp://ote4estvo.ru/lichnosti-xx/1660-nezhdanova-antonina-vasilevna.html
голоса
Рейтинг статьи
Антонина Васильевна Нежданова
НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873—1950) — российская и советская певица,
педагог, народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой
Труда (1925), лауреат Сталинской премии (1943).
С 1880 г. пела в церковных и сельских хорах. Обладала свежим, кристальной
чистоты лирико-колоратурным сопрано значительного диапазона. В 1902 г.
дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды (в опере «Иван Сусанин»
М. И. Глинки), затем исполнила более 10 партий в операх русских и зарубежных
композиторов: Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Людмила («Руслан и Людмила» М. И.
Глинки), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Татьяна («Евгений Онегин»
П. И. Чайковского), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Парася («Сорочинская ярмарка»
М. П. Мусоргского), Нинетта («Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева),
Снегурочка («Снегурочка»), Шемаханская царица («Золотой петушок»),
Царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане»), Волхова («Садко»), Марфа («Царская
невеста») Н. А. Римского-Корсакова.
Концертировать начала в 1902 г., ей аккомпанировали С. В. Рахманинов, А. Н.
Скрябин, А. К. Глазунов и др. С 1924 г. выступала на радио, исполняя романсы и
русские народные песни. Успешно гастролировала за рубежом (1912, 1922). С 1936
г. преподавала в студии Большого театра, затем в Оперной студии К. С.
Станиславского. С 1943 г. — профессор Московской консерватории. Автор
исследовательских статей о творчестве Н. А. Римского-Корсакова, С. В.
Рахманинова, Л. В. Собинова.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 346.
НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна
(17/29.07.1873-26.06.1950), выдающаяся русская оперная
певица (лирико-колоратурное сопрано),
искусствовед. Родилась в семье народного
учителя, любителя музыки, руководившего
деревенскими хорами. С семи лет солировала в
сельском хоре.
На формирование вокального
дарования певицы огромное воздействие оказали
народные песни.
В 1902 блестяще окончила
Московскую консерваторию и в том же году, после
успешного дебюта в партии Антониды (“Иван
Сусанин” М. И. Глинки), была принята в труппу Большого
театра, где выступала свыше 30 лет. Постоянным
партнером Неждановой был Л. В. Собинов. Большую
роль в творческой биографии певицы сыграли М. Н.
Ермолова, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов.
Глубокое чувство
художественной правды, простота, естественность,
задушевный лиризм Неждановой гармонично
сочетались с ее выдающимся вокальным дарованием
и виртуозным мастерством. Голос редкой красоты,
звучности, ровный во всех регистрах, кристальная
чистота интонации и ясность, законченность
музыкальной декламации и фразировки —
составляли отличительные черты певицы.
Выдающиеся партии Неждановой
— Антонида и Марфа (“Царская невеста”), Людмила
и Татьяна (“Руслан и Людмила”, “Евгений
Онегин”), сказочная Снегурочка, Волхова
(“Садко”), Шемаханская царица (“Золотой
петушок”).
Большое значение имело
творчество Неждановой для развития
вокально-концертного исполнительства в России.
Она первая и постоянная участница т. н.
исторических концертов, организованных в Москве
С. Н. Василенко.
В обширном репертуаре
Неждановой значительное место занимали народные
— русские, малороссийские и белорусские — песни.
Нежданова Антонина Васильевна (1873, с. Кривая Балка под Одессой — 1950, Москва) — певица. Род. в семье сельского учителя. С 1878 стала заниматься музыкой с отцом и уже в 7 лет выступала солисткой в церковном хоре, на ученических концертах. В 1891 окончила женскую гимназию со званием домашней учительницы и стала преподавать, часто выступая на музыкальных вечерах. В 1899 поступила в Моск. консерваторию в класс профессора Мазетти и в 1902 блестяще окончила консерваторский курс. Была принята в труппу Большого театра, в к-ром пела свыше 30 лет вместе с Л. В. Собиновым, Ф.И. Шаляпинымндр. В работе над сценическими образами Н. во многом помогла М.Н. Ермолова. Обладая удивительным тембром голоса (лирико-колоратурное сопрано), своеобразием и редким обаянием, разнообразным репертуаром, ясностью дикции и виртуозным мастерством, Нежданова стала любимицей публики. В 1912 с огромным успехом выступила на сцене Гранд-Опера в Париже. В 1925 Неждановой было присвоено звание народной артистки РСФСР, в 1936 — народной артистки СССР. Покинув сцену, занималась музыкально-педагогической деятельностью, став профессором Моск. консерватории, доктором искусствоведческих наук.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
Нежданова Антонина Васильевна
Великая русская оперная певица Антонина Васильевна Нежданова помимо множества официальных званий и наград имела почетное народное звание Царица Русской Сцены, которым ее величали задолго до присвоения ей в 1936 году звания Народной артистки СССР. Творческая жизнь этой певицы – яркий пример не только необыкновенного природного таланта помноженного на удивительную, грандиозную работоспособность, но и пример изумительного патриотизма. Для Неждановой не существовало никакой другой сцены, более желанной, чем подмостки Большого театра
Никакого зрителя она не ценили так высоко, и не дорожила его вниманием, как русского зрителя. Русское оперное искусство она отстаивала яростно и без компромиссно от посягательств авангардистов и всевозможных модных течений
Не одному поколению восхищенных слушателей посчастливилось стать свидетелями ее гениального творчества, и не удивительно, что оно стало легендой. Волшебное звучание пения Антонины Неждановой заняло особую нишу в золотом фонде мирового оперного исполнительства.
Биография и семья
Все семейство девочки занималось музыкой и пением, собираясь вечерами вместе. Свой врожденный дар Антонина начала развивать еще в детстве, в возрасте семи лет, когда пела в хоре местной церкви, посещала театры и исполняла различные песни с друзьями. Послушать божественный голосок юного дарования хотелось большинству зрителям, которые вскоре прозвали маленькую певицу “канареечкой”.
Поступив в Одесскую гимназию, Тоня Нежданова начала выходить на сцену сольно, будучи ученицей пятого класса. Отца детей не стало довольно рано, и девочке пришлось самостоятельно подрабатывать, чтобы найти деньги на учебу, одновременно помогая матери содержать остальных детей. Преподаватели училища помогли устроиться Тоне на должность в качестве младшей учительницы. Она бы могла проработать в этом училище всю жизнь, если бы не внезапная поездка в Санкт-Петербург.Антонина мечтала овладеть певческим искусством, получив высшее образование, и выступать на большой сцене.
Когда ей исполнилось двадцать шесть лет, девушка поступила в Московскую консерваторию, где через три года окончила учебу с золотой медалью. Девушке повезло, что ее прекрасный голос решился пустить под свою огранку великолепный мастер и профессор Мазетти. Он весьма бережно относился к таланту Неждановой, и она, в свою очередь, отвечала ему верностью как к своему педагогу. Несмотря на свои грандиозные успехи, Антонина брала уроки вокала с Мазетти почти двадцать лет, пока его не стало в тысяча девятьсот девятнадцатом году.