Карьера [ править ]
Дамас родился в Бордо , в семье арфистки Мишлин Кан . Он учился у Марселя Самуэля-Руссо в возрасте пяти лет и сочинял к девяти годам. Он был принят в Парижской консерватории в 1940 году, изучая с Альфредом Корто для фортепиано и получил первый приз за фортепиано в 1943 году после изучения с Анри Бюссера , Марсель Дюпре и Клод Делвинкорт для композиции — выиграв свой первый приз за композицию в 1947 году, в этом году он выиграл Гран-при Рима (В этом году он написал свое трио для флейты, альта и арфы, которое было записано несколько раз.)
Он сделал первую полную запись ноктюрнов и баркарол Габриэля Форе , за что получил Grand Prix du Disque .
Работает
Оперы
- Коломба , «лирическая комедия» в четырех действиях и шести картинах, либретто Жана Ануиля по его пьесе, состоялась премьера5 мая 1961 г.в Опере Бордо с Марией Мурано , режиссер Роджер Лаланд, декорации и костюмы Жан-Дени Мальклеса ;
- La Tendre Éléonore , одноактная опера , либретто Луиса Массона, премьера состоялась18 января 1962 г.в Марсельской опере ;
- Эжен ле мистерие , музыкальная комедия с великолепным зрелищем в двух действиях и двадцати таблицах, либретто Марселя Ашара по мотивам Эжена Сю , созданное на7 февраля 1964 г.в театре Шатле ;
- «Мадам де…» , «Музыкальный роман» в двух действиях, либретто Жана Ануи по Луизе де Вильморен , премьера состоялась26 апреля 1970 г.в Опере Монте-Карло с Сюзанной Саррока, режиссер Андре Барсак ;
- Эвридика , «лирическая комедия» в трех действиях, либретто Жана Ануиля по его пьесе, премьера состоялась в 1971 году в рамках майского фестиваля в Бордо, а затем возродилась в26 мая 1972 г. в Опере Бордо;
- L’Héritière , опера в четырех действиях, либретто Луис Дакре по мотивам пьесы наследница Рут и Августа Гетц, сам вдохновлен романом по Генри Джеймс , Вашингтон — сквер , премьера13 марта 1974 г.в Опере де Нанси .
Балеты
- «Бубновый крокез» (1950), хореография Ролана Пети , премьера состоялась25 сентября 1950 г.в театре Мариньи ;
- Trap de lumière , (1952), хореография Джона Тараса для Большого балета маркиза де Куэваса , премьера состоялась23 декабря 1952 г.в театре Империя ;
- «Свадебный букет» (1961), премьера которого состоялась в Марсельском оперном театре .
Симфоническая музыка
- 3 интерлюдии , (1948)
- Рапсодия для гобоя с оркестром , (1948)
- Концерт для фортепиано п о 1 , (1950)
- Концертино для арфы и струнного оркестра , (1951)
- 3 хорала , для струнного оркестра, (1953)
- Дивертисмент , (1954)
- Симфония , (Страсбургский фестиваль на4 июня 1954 г.режиссер Чарльз Мюнч )
- Концерт для скрипки (1955, премьера в Париже22 декабря 1956 г.)
- Серенада , для флейты и струнного оркестра, (1956)
- Весенняя рапсодия , для фортепиано с оркестром, (1957)
- Концерт для фортепиано с п о 2 , (1962, созданный в Париже6 февраля 1963 г.)
- Вариации на тему Рамо , для клавесина и камерного оркестра, (1966)
- Концерт для арфы , (1969)
- Двойной концерт для арфы и струнного оркестра (1974)
- Баллада , для гитары и струнных, (1975)
Камерная музыка
- Трио для двух флейт и фортепиано
- Квартет для духовых (флейта, гобой и кларнет) и фортепиано
- Четыре сонаты для флейты и арфы
- Сонатина для двух арф
- Праздники для саксофона и фортепиано
- Matinale для скрипки и фортепиано
- Разнообразная павана для валторны и фортепиано
- Квинтет для флейты, арфы и струнного трио (1947)
- Рапсодия , для гобоя и фортепиано (1948)
- Трио для флейты, арфы и виолончели (1949)
- Семнадцать вариаций для духового квинтета , соч. 22 (1951)
- Трио для флейты, гобоя и фортепиано , (1961)
- Сонатина для арфы и фортепиано , (1965)
- Соната для флейты и арфы (1965)
- Три трио для флейты, виолончели и арфы (1965)
- Квартет для фортепиано и струнных , (1967)
Фортепианная музыка
- Интродукция и аллегро для фортепиано, (1992)
- Соната для фортепиано , (1953)
- Сонатина для фортепиано , (1991)
- Тема с вариациями для фортепиано, (1956)
- Восемь этюдов для фортепиано (1977)
- Явление для фортепиано, (1968)
Баския и Уорхол
В этом же году, в 1982-ом, Баския знакомится с одним из известнейших поп-арт художников – Энди Уорхолом. Влияние Уорхола трудно переоценить, тогда он был одной из культовых личностей в богеме. Знакомство с Энди не только помогло Жан-Мишелю раскрыть новые стороны своего таланта, но и сделало его более значимой личностью, ведь Уорхол тогда считался практически “полубогом”, как его привыкли называть.
Занятный факт: еще на заре своей карьеры Жан-Мишель зашел в кафе, где обедал Уорхол, и продал ему пару своих открыток. Друзья, ожидавшие Мишеля на улице не поверили ему, когда он рассказал о произошедшем.
Но, даже знакомство с Уорхолом не помогло Баския стать “серьезным” художником в классическом понимании этого слова. Дело в том, что его рисунки носили андеграундный характер, и даже после получения образования он продолжал использовать небрежный тон, противоречащий всем законам художественной школы. Тем не менее, он оставался культовой личностью и все люди стремились стать ближе к нему.
Дружба с Энди длилась вплоть до его кончины в 1987 году. Уорхол и Баския создали множество совместных работ, самой известной, пожалуй, из которых оказалась “Безымянная”, написанная в 1984 году. Затем они пробовали соединить трафаретную технику Уорхола со свободным и диким жанром Баския. Так родилась целая группа работ, часть которой хранится в частных коллекциях, а другая в музеях. У друзей есть огромное количество совместных фото и произведений, многие считали их лучшими друзьями, о чем Энди не раз упоминал в различных интервью.
биография
Сын арфистки Мишлен Кан (создательницы произведений Габриэля Форе и Мориса Равеля ) Жан-Мишель Дамас вырос в музыкальной среде.
Ученик Альфреда Корто , он поступил в Национальную музыкальную консерваторию в Париже, которую окончил, единогласно получив первую премию по классу фортепиано в возрасте пятнадцати лет. Затем для него началась концертная карьера, в частности, с концертов в Колонне , Société des Concerts du Conservatoire и Радио-симфонического оркестра. В частности, он выступает с Пьером Барбизе , Лили Ласкин и Жан-Пьером Рампалем .
Он выиграл Римскую в 1947 году , а затем получил Гран-при SACD в течение первых полных ноктюрна и Barcarolles по Форе в 1960 году , как и Гран При города Парижа.
Он похоронен вместе с матерью на кладбище Вальмондуа ( Валь-д’Уаз ).
Биография: начало творческого пути
Настоящее имя художника – Jean-Michel Basquiat. Он родился 22.12.1960 в Бруклине. Его мать была родом из Пуэрто-Рико, а отец имел предков с Гаити. Именно благодаря такому разнообразию культур мальчик с детства умел говорить по-английски, по-испански и по-французски. Так он мог читать книги на родных языках символистов, мифы разных народов, а также историю. С самого детства он проявлял любовь к искусству и его мать была благосклонна к интересам сына.
С 17-ти лет (в 1977 году) Жан-Мишель, совместно с его другом (Al Diaz), начал рисовать граффити в Манхеттене. Тогда он везде ставил подписи “SAMO”, а также “SAMO shit”. Все его работы состояли из сложных, порой непереводимых фраз, несущих сложный и глубокий смысл. Одна из таких фраз: “Plush safe he think.. SAMO”, может быть переведена, как “Он думает плюш спасает.. SAMO”. Или “SAMO as an escape clause”, как “SAMO, как причина бегства”. Проект был закончен одной фразой – “SAMO IS DEAD”, что означает “SAMO мертв”. В 1978 году Баския оставляет дом и начинает жить с друзьями, при этом подрабатывает деньги на продаже открыток и футболок на улицах Нью-Йорка. Примерно в это же время он создает музыкальную группу, под названием “Gray”, и играет в клубах Манхэттена.
В 1980 году была представлена коллективная выставка художников, под названием The Times Square Show, и Жан-Мишель принимает в ней участие. Но, судьбоносной стала не только эта выставка, но и статья, написанная Рене Ричардом (Rene Ricard) в журнал Artforum. Заголовок звучал, как The Radiant Child (Радиантный Ребенок). Именно эта публикация поспособствовала развитию международной карьеры Жан-Мишеля. Затем Баския долго выставлял свои работы в Нью-Йоркских галереях. С начала 1982 года Баския постоянно выставляет свои работы совместно с неоэкспрессионистами того времени – Энцо Кукки, Дэвидом Салле и другими.