Центр современной музыки софии губайдулиной

София губайдулина, композитор

Отъезд в Москву

Высокая, стройная, с огромными глазами и вьющимися волосами, вся в движении, в порыве  юная Сонечка  Губайдуллина   была  очень привлекательной,  всегда и всем выделялась. Со  своим будущим мужем,  поэтом Марком  Ляндо они  познакомились в  «новогодье» пятьдесят четвертого на одном из студенческих балов в Клубе меховщиков.

Потом  наступила весна,  окутанная «зеленым  звуком» (стихи М.Ляндо).  

А потом — оба решили уехать в Москву.  Она – учиться в Московскую консерваторию,  а он — вернулся  в  родной город, который часто видел в своих казанских снах. Позднее, уже в Москве они поженились,  и  у них  родилась дочь Надежда.

Отец Софии Асгатовны —  высокоинтеллигентный человек, получивший глубокое духовное воспитание,   быть может, особенно тонко понимал  сложную творческую  натуру  своей дочери

Эту сдержанную,  всепонимающую  любовь отца и  слова,  сказанные им перед отъездом в Москву, София Губайдулина помнит до сих пор: «Только не спеши на переходах улицы… В сущности, самое важное, что надо было сказать… И в этом я тоже вижу какое-то, может быть укоренённое в веках, в роду, глубинное понимание, что самое серьёзное — это просто жизнь»

Детство

Композитор  София Губайдулина  родилась в Чистополе 24 октября 1931 года в русско-татарской семье.  Ее мать – Феодосия Федоровна  Елхова, учительница младших классов,  отец – Асгат Масгутович Губайдуллин, инженер-геодезист, выпускник Московского межевого института.  «Мой отец татарин и моя русская мать образовали такую пару, которую нельзя было разделить ничем. Это любовь на всю жизнь, до старости…», — сказала София Губайдулина в одном из интервью.

Детство и юность Сании Губайдуллиной прошли в историческом центре Казани на  тихой и уютной улице  Тельманадоме № 29.  ВКазани     София Губайдулина  прожила  около   23 лет – с 1932 по 1954 год.

Старшая сестра Вера в своих воспоминаниях называет свою семью  вненациональной,  где главным   было  духовное развитие. «Воспитанием детей занималась мама. В это сложное время она достойно переносила все тяготы жизни, отказавшись от собственных интересов, и всегда оставалась ответственной, требовательной и достаточно суровой мамой…»

Сама София Губайдулина  с особым восхищением  говорит об  отце.  «Когда я думаю о своём детстве и юности, когда вспоминаю нашего отца, то меня охватывает чувство глубокой благодарности… Внутренняя доктрина отца – честность, необходимость сохранить ее во что бы то ни стало… Достичь и сохранить  эту высоту мне помог мой отец…».

Биография

Родилась 24 октября 1931 г. в Чистополе.

В 1954 г. окончила Казанскую консерваторию по классу фортепиано у Л.Г.Лукомского, Г.М.Когана (занималась также в классе композиции у А.С.Лемана), в 1959 г. — Московскую консерваторию по классу композиции у Н.И.Пейко, там же в 1963 г. — аспирантуру по классу композиции у В.Я.Шебалина.

На сложном жизненном и творческом пути Губайдулина встречала как откровенное непонимание (в первую очередь, со стороны руководства и «идеологов» Союза композиторов СССР), так и поддержку выдающихся деятелей отечественной культуры (известны напутственные слова Д.Шостаковича, сказанные на выпускном экзамене: «Я Вам желаю идти Вашим «неправильным» путём»).

С 1960–1970-х гг. активно разрабатывала новые пути в области звуковой выразительности.

В 1969—начале 70-х гг. работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки.

С 1975 г. входила в композиторскую группу «Астрея» (вместе с В.Суслиным и В.Артёмовым).

В 1980-е гг. рассматривалась творческой общественностью как член так называемой «московской троицы» (совместно с А.Шнитке и Э.Денисовым).

С 1991 г. проживает в Германии (сначала в г.Ворпсвед, с 1992 г. в г.Аппен-Унтерглинд).

Цитаты

«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьёзной причины для сочинения музыки» (цит. по: В. Холопова. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М., 2001. С. 3-4).

«В Древней Греции все арфисты были мужчинами, а теперь это „женский“ инструмент. Времена меняются, и слова Брамса о том, что „скорее мужчина родит ребёнка, чем женщина напишет хорошую музыку“, звучат уже несерьёзно» (цит. из интервью МК 16 февраля 2007 года).

«Все, что я пишу, — всего лишь попытка. Для нас, человеческих существ, ничто никогда не будет достигнуто так, как мы себе это представляем. Что мы делаем, это — только попытки. Это наша судьба. Пусть будет так». (цит. из интервью The Guardian 31 октября 2013 года).

Биография

София Губайдулина родилась в городе Чистополе Татарской АССР. Отец — Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать — Губайдулина Федосия Фёдоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой. В 1932 году семья переехала в Казань.

В 1935 София поступила в музыкальную школу № 1 имени П. И. Чайковского. С 1946 по 1949 училась в казанской музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у профессора Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 году поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиатка. В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём».

В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente — non vivente (Живое — неживое, 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Вертикаль» (1967), «Маугли» (мультфильм, 1971), «Человек и его птица» (мультфильм, 1975), «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983), «Мария — королева Шотландии» (2013). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на численные расчёты в технике музыкальной композиции Губайдулиной. С 1975 года выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым.

В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» семи отечественных композиторов, в течение ряда лет не могла выступать на радио и телевидении.

В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живёт в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.

В 2005 году провела мировое турне, посвящённое Тысячелетию Казани.

В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдуллиной, в том числе два фестиваля её имени и объявление её почётным гражданином Казани.

В 2013 году 82-летняя композитор участвовала в фестивале «The rest is noise» в Лондоне, посвящённом политике и духовности в искусстве..

В 2011 году с личным патронатом и участием Софии Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени «Конкордия», в котором выступают известные российские и зарубежные композиторы и исполнители. Художественный руководитель фестиваля — заслуженный артист России Александр Сладковский.

В Казани проводится международный конкурс пианистов её имени с участием студентов Казанской и других консерваторий.

Центр современной музыки действует в Казани в реконструированном доме на улице Тельмана, где композитор провела свои детские годы.

Учеба

Весь казанский  период  сама София Асгатовна называет «большой, основательной подготовкой».   «Мне нужна была и психологическая, и  чисто человеческая подготовка, и музыкальная. Я вообще ставлю этот период очень высоко, потому что Казань мне дала настоящее классическое образование…»

Сестра Вера  в связи с событием,  сыгравшим решающую роль в судьбе  обеих младших сестер, вспоминает слова отца.  Насколько оправданным было в то голодное время приобретение рояля, отец  сказал: «Интеллигенция должна быть музыкально образованной».  Когда  С

Губайдулину спросили  — что в своей жизни  она  запомнила как наиболее важное событие? — она, ответила: «появление в доме рояля»

В  период с  1937 по 1954  годы  София Губайдуллина прошла  непростой путь от   школы до консерватории.  Начиная с музыкальной школы, куда ее в виде исключения приняли в пятилетнем возрасте, она обучалась у первоклассных педагогов.  

«Музыкальная школа стала для меня храмом, куда я вступила с трепетом и восхищением. Рувим Львович Поляков, совершенно необыкновенный человек с самыми высокими художественными устремлениями, стал моим духовным отцом. Моя учительница по фортепиано Екатерина Павловна Леонтьева тоже была замечательным человеком и превосходным педагогом. У меня к ней было великое чувство любви…» — вспоминает  С.Губайдулина.

В период  учебы  С. Губайдулиной  в   музыкальном училище в классе заслуженного учителя школы РСФСР М.А.Пятницкой, однокурсники  восхищались  ее абсолютным слухом, вдохновенными импровизациями за фортепиано.  Юная  Сонечка, также как и в школе, много и охотно выступала в самом  училище,  на  городских концертах,  а также в составе концертных бригад, разъезжавших по районам республики.

С 1949 по 1954 г.г.  Сания Губайдуллина  обучалась в Казанской консерватории, открытой сразу после войны в 1945 году, и получила там блестящее образование. Профессора Московской и Казанской консерваторий  Л.Г. Лукомский и Г.М. Коган дали ей   великолепную пианистическую подготовку. А композиторы   Н.Г. Жиганов и А.С. Леман (в то время молодые, еще только начинавшие педагогическую деятельность),  поддержали и развили в ней  интерес к композиции и преподали ее основы.  

В консерватории   Соня  тоже много играла,  часто  выступала на концертах.   Играла   захватывающе, увлекая слушателя так,  словно  мир переставал существовать.  Большое впечатление на государственную комиссию при окончании консерватории  произвела артистичная,    эффектная, зрелая  игра   «Аппассионаты» Бетховена и «Плясок смерти» Листа. Исполнительские успехи  были очевидными. Ее преподаватели предрекали ей  успешную карьеру пианистки.  Однако,   решение  стать  музыкантом — сочинителем   все-же возобладало.  А.С. Леман сыграл решающую роль в формировании  С.Губайдулиной  как композитора. Именно он рекомендовал   продолжить композиторское образование в Москве, а ректор консерватории Н.Г. Жиганов подписал   емкую и точную характеристику: «С.Губайдуллина обладает ярким художественным дарованием, проявляющимся как в творческом (композиторском), так и в исполнительской (пианистической) области. Очень серьезный, вдумчивый музыкант, с большими способностями к дальнейшему развитию. В течение всего времени пребывания в Казанской консерватории работала отлично (Сталинская стипендиатка). Окончив консерваторию по специальности фортепиано, Губайдуллина должна продолжить обучение по классу композиции».

Много лет спустя именитый композиторсказала «Я убеждена, что без казанского периода композитора бы из меня не получилось».

Награды и звания

  • Премия князя Монако (1987)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (16 ноября 1989 года) — за заслуги в области советского искусства.
  • Член Комитета по присуждению Ленинских премий (1990)
  • Премия имени Кусевицких, США (1990, 1994)
  • Премия Франко Аббиато, Италия (1991)
  • Премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992)
  • Государственная премия Российской Федерации (1992)
  • Премия имени Людвига Шпора, Германия (1995)
  • Член Шведской королевской музыкальной академии (1995)
  • Императорская Премия (Praemium Imperiale), Япония (1998)
  • Член ордена «Pour le Mérite» («За заслуги») Германия (1999)
  • премия фонда «Библия и культура», Германия (1999)
  • Музыкальная премия Леони Соннинг, Дания (1999)
  • Медаль Гёте, Германия (2001)
  • Премия »Silenzio», Москва (2001)
  • Премия Polar Music, Стокгольм (2002)
  • Офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (Германия (2002)
  • «Living Composer», Франция (2003)
  • Премия «Триумф» (2006)
  • Почётная награда Правительства Москвы и Международного Совета российских соотечественников «Соотечественник года — 2007» — за большой личный вклад в развитие российской и мировой культуры.
  • Почётный доктор Йельского университета (2009)
  • Большой крест со звездой и плечевой лентой ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» Германия (2009)
  • Орден Дружбы (30 декабря 2010 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Почётный доктор Чикагского университета (2011)
  • Почётный гражданин Казани (2011)
  • «Золотой лев» музыкального фестиваля Венеции (Music and Theatre sectors of the Biennale di Venezia) (2013)
  • (19 октября 2016 года, Республика Татарстан, Россия) — за значительный вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • BBVA Foundation Frontiers of Knowledge Awards (2016)
  • Орден «За заслуги в культуре и искусстве» (21 февраля 2022 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

Творчество

Музыку Губайдулиной отличают оригинальность авторских художественных и стилистических решений, многообразие инструментальных составов, жанровая широта: от миниатюрных зарисовок и филигранных арабесок (например, «Дюймовочка») до монументальных символико-религиозных обобщений современного мира («Страсти по Иоанну»).

Для музыки Губайдулиной характерно неповторимое сопоставление полярных образных сфер. Она сама писала: «Контраст, разрыв на две ипостаси дан мне от рождения. Мой отец — татарин, мать — русская, я принадлежу сразу двум мирам — Востоку и Западу».

Идея образной оппозиционности отражается в названиях ряда сочинений Губайдулиной, начиная ещё с «Vivente non vivente» («Живое — неживое», 1970) — произведения, написанного на основе противопоставления и взаимосоотнесения реально-акустических и синтезированных звучаний. В этом же ряду: «Rumore e silenzio» («Шум и тишина», 1974), «Светлое и тёмное» (1976), «Pro et соntra» («За и против», 1989), «Чёт и нечёт» (1991).

Большое значение, особенно в произведениях 1980–90-х гг., имеет числовая символика («Аллилуйя», 4-й квартет). Нередко произведение мыслится как специфический числовой сюжет, который тщательно разрабатывается на стадии предварительной работы с партитурой.

Художественный мир музыки Губайдулиной впечатляет своей тонкостью, исповедальной откровенностью, чистотой и сокровенностью обращения к зрителю. Внутреннее ощущение характера своего  творчества композитор выразила в словах: «…когда человек поднимается на ту ступень мироощущения, где не существует больше ни времени, ни пространства, его душа становится не только чистой и прозрачной, но и очень открытой».

Значителен вклад Губайдулиной в разработку и поиск новых звуковых ресурсов в музыкальном искусстве ХХ в. Её музыку отличает особая темброзвуковая (сонорная) эстетика, выражающаяся в повышенном внимании к колориту звучания, тонком использовании экстраординарных современных средств выразительности, характерном применении этнотембровых звучаний.

Среди последних — кристально чистые звучания чанга (узбекский народный инструмент) в заключении «Часа души» или необычный по звучанию (благодаря японским народным инструментам) Концерт для кото, бас-кото, шена и оркестра.

В музыке Губайдулиной получила новое эстетическое и художественное воплощение сугубо восточная идея выразительного значения «незвучания», звучащей тишины. Подтверждение своему подходу композитор находит в практике мусульманского «безмолвного общения» во время ритуала.

Геокультурными предпосылками объясняется новаторство Губайдулиной в области расширения ладового мира современной музыки. Ею создана индивидуальная система выразительности при помощи микрохроматики (звуковысотной системы, основанной на отношениях меньше полутона).

Отсюда новая концепция звука, звучания, его акустического своеобразия (например, звуковая драматургия в «Офферториуме»).

Неоднократно Губайдулина обращалась в своём творчестве к истокам образности и стилистики татарской музыки, демонстрируя новые, оригинальные подходы в понимании пентатоники, организации музыкального времени, тембровой трактовки интонационности («По мотивам татарского фольклора» для домры и фортепиано, «Татарский танец» для баяна и двух контрабасов).

Губайдулина проявила себя и как композитор с оригинальной концепцией видения музыкального ряда в искусстве кинематографа. Среди её работ в области киномузыки — «Вертикаль» (1966), «Маугли» (1971), «Каждый день доктора Калинниковой» (1973), «Чучело» (1983), «Кошка, которая гуляла сама по себе» (1984).

Музыка Губайдулиной является неотъемлемой частью мировой концертной жизни. Её произведения включают в свои программы всемирно известные музыканты Г.Кремер, Г.Рождественский, В.Гергиев, Ю.Башмет, Н.Гутман, М.Пекарский и др. Первым исполнителем органных сочинений Губайдулиной был Р.Абдуллин.

Род Губайдуллиных. Село Байряка.

Ощущая в себе  глубокие,  созидательные  корни  своего  рода,  София Асгатовна  как-то  сказала: «Для меня важно, что я – продолжение рода  Губайдуллиных. Психологически очень важно»

Эти прочувствованные слова всемирно признанного  композитора,  еще более возвышают ее как  музыканта – мыслителя, обладающего как и ее выдающиеся предки «мудростью посвященных».

Старинное село  с необычным названием  Байряка возникло на юго-востоке Казанской губернии предположительно в 1580-х годах.   На местном башкирском и казахском языке оно означает «изобилие». Основателем могучего рода Губайдуллиных  был  Ибрагим – хазрят,  направленный в село  Байряка  из Башкирского  Ермекеево  в конце 18 века.  Именно он  начал  открывать  медресе и внедрять прогрессивные методы обучения. 

Фамилия Губайдуллиных происходит от имени прапрадеда   композитора  Губайдуллы – хазрята  —  сына Ибрагима. Он  унаследовал от отца  должность имама соборной мечети и явился  основателем медресе  «Губайдия»  в селе  Байряка  Бугульминского  уезда,  ныне  Ютазинского   района Татарстана. Названное по традиции его именем медресе «Губайдия»  было вторым по величине и значимости  после Казанской «Мухаммадии».  В начале  века здесь обучалось около 500 шакирдов.   Основатель медресе «Губайдия»  мударрис (профессор)  Губайдулла – хазрят обучался в Бухаре, Аравии, Индии.  Его дети  и внуки также получили хорошее  образование.  Благодаря   построенной  соборной  мечети и  деятельности ее имамов  —  Губайдуллы  —  хазрята,  Габдулгали – хазрята  и   его сыновей  Мухсина  и  Масгута, деда композитора,   село  Байряка  более  чем на сто лет стало одним из духовных центров региона.

Краткая биография

  1. В 1935 г. в семье Губайдулиных появился рояль, а пятилетняя София поступила в музыкальную школу. Уже в этом возрасте она начала сочинять несложные мелодии.
  2. В 1946-1949 гг. училась в музыкальной гимназии у М. А. Пятницкой.
  3. В 1949-1953 гг. девушка обучалась в Казанской консерватории у композитора Альберта Лемана. Преподаватель посоветовал ей продолжить обучение в Москве.
  4. В 1953 г. София переехала в Москву и поступила в консерваторию. Этот год был омрачён смертями И. В. Сталина и С. С. Прокофьева. Смерть вождя сделала жизнь в столице беспорядочной и опасной, а уход из жизни великого композитора стал настоящей трагедией в музыкальной среде. Поддержкой и опорой для многих начинающих композиторов тогда был Д. Д. Шостакович. Именно он защитил работу Софии на выпускном экзамене, дал ей много полезных наставлений. На всю жизнь ей запомнился совет великого композитора: «Я вам желаю идти вашим неправильным путём».
  5. В 1963 г. София Асгатовна закончила аспирантуру в консерватории и стала свободным композитором; до 1969 г. она развивала свой уникальный стиль. В 1965 г. были созданы Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных. Этот год С. А. Губайдулина называет датой своего рождения как композитора.
  6. В 1969 г. София Асгатовна начала работать в Московской студии электронной музыки. С этого момента она активно писала композиции для фильмов, в том числе мультипликационных.
  7. В 1975 г. она стала участницей импровизационного музыкального коллектива «Астрея», куда также входили композиторы Вячеслав Артёмов и Виктор Суслин.
  8. В ноябре 1979 г. состоялся VI съезд Союза композиторов СССР, ставший роковым для Софии Губайдулиной и ещё шести композиторов. Они попали в так называемую семёрку Хренникова – «чёрный список», составленный музыкально-общественным деятелем Тихоном Хренниковым. Причиной критики стало то, что их произведения не имели никакого смысла и были написаны лишь ради необычных музыкальных эффектов и «тембровых комбинаций». Другими поводами для занесения в чёрный список, вероятно, были и посещение С. А. Губайдулиной зарубежных музыкальных фестивалей, не одобряемых советским правительством, и тема религии в её творчестве.
    После съезда ещё несколько лет неугодные композиторы не могли попасть на радио и телевидение, их сочинения не играли на концертах.
  9. Уже в 1983 году, по словам Губайдулиной, «дышалось легче». С приходом к власти М. С. Горбачёва и началом перестройки люди искусства получили больше свободы для творчества и самовыражения.
    Кроме того, композитор наконец получила возможность выезжать за границу и давать концерты в других странах. К концу 1980-х она стала всемирно известной.
  10. В 1990 г. София Губайдулина стала членом Комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий в СССР. Однако жить в Советском Союзе всё ещё было невыносимо. На помощь пришёл старый друг Виктор Суслин, эмигрировавший в Германию ещё в 80-х и имевший там влиятельных знакомых. Известная баянистка Эльсбет Мозер обратилась в министерство культуры Нижней Саксонии, и вскоре София Асгатовна получила немецкую стипендию.
  11. В 1991 г. С. А. Губайдулина переехала в небольшую коммуну в Германии – Ворпсведе. Через полгода она поселилась в Аппене – коммуне под Гамбургом, где живёт и сейчас.
  12. В 2001 г. София Асгатовна получила степень почётного доктора музыки в Казанской консерватории.
  13. В 2005 г. композитор провела мировой концертный тур, посвящённый Тысячелетию Казани.
  14. В 2006 г. стала обладательницей премии «Триумф».
  15. В 2009 г. С. А. Губайдулина стала почётным доктором музыки в Йельском университете.
  16. В 2010 г. 30 декабря получила Орден Дружбы.
  17. В 2011 г. София Губайдулина стала почётным гражданином Казани.
  18. В 2013 г. композитор участвовала в Лондонском фестивале «The rest is noise».
  19. В 2016 г. София Губайдулина приехала в Казань на встречу с мэрией города.
  20. В 2017 г. она получила степень почётного доктора музыки в Консерватории Новой Англии.
  21. В 2018 г. София Асгатовна стала членом Академии кинематографических искусств и наук в США.
  22. В августе 2020 г. София Губайдулина дала интервью передаче «Энигма» телеканала «Культура», где рассказала об источниках вдохновения и своём взгляде на современные проблемы. В этом же году выпустила сочинение для оркестра «Der Zorn Gottes» (Гнев Божий).
  23. В 2022 г. 21 февраля была награждена Орденом «За заслуги в культуре и искусстве».

Софья Губайдулина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: