О Джузеппе Верди
Я считаю, что Верди, как и Моцарт, — композитор будущего. Верди
рассказывает нам о нашей любви, зависти, желаниях, слабостях. Мир
Верди отличается от мира Глюка или метафизического, идеологического
мира супергероев Вагнера. Верди актуален сегодня и останется
актуален через пятьдесят лет.
Верди начал с “bel canto” и менялся постепенно. Его “Дон Карлос”
или “Бал-маскарад” поются иначе, чем ранние оперы. Что значит
tenore Verdiano, soprano Verdiano? Фентон в “Фальстафе” не имеет
ничего общего с Риккардо в “Бале-маскараде”, с Форесто в “Аттиле”
или Исмаэлем в “Набукко”. Эти оперы требуют разных голосов. Неверно
считать, что tenore Verdiano означает особый вердиевский голос,
потому что каждая опера требует особого голоса.
У Верди очень важно произношение. Оно остается одинаковым от первой
оперы до последней
Не голос, а именно произношение. В любой опере
важны произношение и артикуляция слов, но одно дело – петь “Una
furtiva lagrima” в “Любовном напитке” Доницетти, и совсем другое –
петь арии Дона Альваро в “Силе судьбы”. Верди в музыке, как
Микеланджело в скульптуре.
Верди остается одним из тех композиторов, с которыми я не расстаюсь
всю жизнь. Я начал свою карьеру оперного дирижера в 1969 году с
“Разбойников” Верди на флорентийском музыкальном фестивале “Maggio
Musicale Fiorentino”. Я интересовался не только популярными операми
Верди, но и Verdi minore, то есть теми операми, которые не
рассматривались оперными театрами. Среди них была опера “Аттила”. Я
дирижировал этой оперой первый раз во Флоренции в 1972 году с
Николаем Гяуровым в партии Аттилы и Лейлой Генчер в партии
Одабеллы. У меня сохранились прекрасные воспоминания об этой
работе. Хотя к тому времени Лейла уже была немолода, она пела с
таким “стальным железом” в голосе, который необходим для Одабеллы.
Голос Гяурова звучал как орган. Я никогда не забуду его голос в
этих спектаклях…
В “Аттиле”, “Альзире”, “Арольдо”, “Набукко” весь Верди. Путь Верди
был долгим, длиной в столетие, но Верди времен “Фальстафа” можно
узнать уже в его ранних операх. В них вы можете найти все элементы,
которые были развиты в поздних сочинениях композитора. Мне так
нравилась “Аттила”, что когда Ла Скала искала музыкальную тему для
телефонных операторов в кассе театра, я выбрал мелодию Увертюры к
этой опере. Многие годы, когда вы звонили в Ла Скала, вы слышали
эту мелодию…
О продуктивном сотрудничестве
Сейчас многое изменилось. Ответственность режиссера и дирижера четко регламентирована. Раньше, если театр хотел ставить, к примеру, “Отелло”, то директор искал на титульную партию солиста, и если кандидатура отвечала всем самым высоким требованиям, начинались поиски дирижера, который, в свою очередь, предлагал режиссера, способного, по его мнению, воплотить сценическими средствами музыкальную концепцию.
В 1981 году мы с Джорджо Стрелером ставили в Ла Скала “Свадьбу Фигаро” – сохранились фотографии, сделанные во время нашей работы с солистами. Музыкальные и режиссерские указания шли рука об руку. Стрелер с большим уважением относился к партитуре, к каждой детали.
Сегодня спектакль складывается из изобретений, капризов, доведенных до абсурда персональных интерпретаций. В этом есть вина и музыкальной критики, которая проводит четкое разграничение между режиссурой и музыкальным воплощением, как если бы дирижер не мог и не должен был смотреть на сценическое действо. Это влияние пришло из заальпийских стран, в чьих оперных театрах режиссерской мысли предоставлено огромное пространство и ничего не остается для самой музыки.
О режиссерах
Я боюсь сотрудничать с незнакомым режиссером. Чтобы работать с ним,
я должен его знать. И то, даже зная человека, можно натолкнуться на
сюрприз. Иногда во время ланча или приятного ужина режиссер так
выразительно рассказывает свои замыслы, что ты попадаешь под
обаяние этого человека, а потом, на сцене, обнаруживается
совершенно другое. Верди говорит нам о настроении, атмосфере оперы.
Иногда он даже указывает, как певец должен выйти на сцену. Вот вам
пример из “Травиаты”. (Мути начинает напевать.) Входит отец
Жермона. Музыка подробно говорит нам, как он должен войти
(Мути продолжает напевать), все хорошо прописано, как напыщен,
раздражен и неприятен человек, который приходит говорить с
Виолеттой. Я использую этот пример, потому что я видел “Травиату” у
одного очень известного режиссера – не буду называть его имя. Во
время музыки (Мути напевает начало фразы) исполнителя партии
Жермона не было на сцене. И только после того, как фраза
закончилась, в тишине быстро появляется злой Жермон: “Madamigella
Valery?” Это пример, как режиссер не слышит музыку и работает
против нее. Верди не говорит вам, с какой стороны выходит Жермон,
как он одет, и т.д. Но через музыку он говорит вам о характере
этого человека, через музыку Верди обнажает его душу. В операх
Вагнера музыка допускает больше свободы для постановщика, но с
Верди и Моцартом все очень ясно решено композитором. Каждый аккорд
у Верди осмыслен: он либо готовит нас к чему-то, либо подытоживает
предыдущую сцену… Верди пишет не просто музыку – он пишет
музыкальную постановку каждой оперы. Это то, над чем оперный
режиссер должен работать с певцами, прежде чем они попадут в руки
режиссера-постановщика. Джордж Стрелер все время повторял:
“Настоящий режиссер оперы — дирижер”. Дирижер, который знает
музыку, знает, как петь и как играть. Иногда я читаю в рецензиях
фразы типа: “Дирижер великолепно следовал за певцом”. Кто за кем
следовал? Дирижер ни за кем не следует. Это все равно, что сказать,
что машина указывает путь самолету, а самолет не знает, куда
лететь, и следует за машиной.
О внутренней духовной работе
За несколько десятилетий наше общество перестало воспринимать информацию вне визуальной формы. Вместо того, чтобы слушать музыку, мы жадно ловим движения – смотрим на дирижерский балет, на пианистов, которые, демонстративно запрокидывая голову, обращаются к небесам, на скрипачей, пытающихся произвести впечатление своей сексуальностью.
Риккардо Мути
Тридцать или сорок лет назад это было не нужно. Телевидение способствовало тому, что на первый план оказалась выдвинута имиджевая составляющая. Никто не говорит о духовной целостности этих исполнителей, о том, какие мысли они пытаются донести до публики. Чувствую, что в этом направлении не исключено драматическое развитие ситуации. Вместо того, чтобы помогать людям в зале достигать концентрации, необходимой для прослушивания музыки и постижения композиторского замысла, мы идем на поводу у масс – даем им леденцы вместо витаминов.
В следующий раз, если увидите дирижера, который движется более динамично, чем это необходимо, и открывает рот, как акула, крикните ему “бу!”
О призвании
Дирижерская профессия – особенная стезя. Я занимаюсь ей на протяжении многих десятилетий. Это единственное, что я действительно могу делать. Все остальные занятия обернулись бы для меня катастрофой. И я рад, что мой жизненный путь определило дирижирование.
Дирижер – духовная профессия. Она требует глубоких познаний в искусстве и психологии. Необходимо простимулировать людей, привыкших вечерами смотреть телевизор, прийти в концертный зал. И это самое трудное. Целой жизни мало, чтобы понять, как это осуществить. Когда ты молод, стремишься показать все, на что способен, но с годами открывается другое знание – это вовсе не обязательно.
В Венском филармоническом как-то сказали, что истинный дирижер – тот, кто прошел в профессии путь протяженностью в сорок лет. Когда мне исполнилось 60, и я выступил в Musikverein, музыканты мне сказали – вот теперь ты настоящий дирижер.
Сегодня дирижерская профессия стала самоцелью, а именно искусством красиво махать руками, прыгать на подиуме. Но мы не должны забывать высказывание Тосканини, что руки – только продолжение души. Дирижирование – не шоу.
Рихард Штраус вряд ли задумывался о том, как он выглядит со стороны во время исполнения. Это же относится к Герберту фон Караяну, Гансу Кнаппертсбушу, Фрицу Райнеру. Но общество все более тяготеет к картинке. Увиденное обсуждать проще. И эта тенденция очень опасна для будущего.
Вспоминаю своего преподавателя в Миланской консерватории (мне довелось быть учеником великих итальянцев) Антонино Вотто – в 20-е годы он был первым ассистентом Тосканини в Ла Скала, в “золотой” период для театра. Он отличался прямолинейностью.
Когда мы спрашивали у него, как делать то или другое, Вотто отвечал:
Позднее у меня случился разговор с одним добродушным полицейским – мы обсуждали экономический кризис. Он жаловался, что мало зарабатывает и ему сложно содержать большую семью. Я сказал ему:
Но все-таки фраза 90-летнего Витторио Гуи, основателя фестиваля Maggio Musicale di Firenze, до сих пор звучит у меня в ушах:
Риккардо Мути
И тогда он говорил не о том, как работать с темпом, а об умении извлекать из душ оркестрантов музыку. Чувства, а не ноты. И это делает профессию дирижера самой сложной в мире. У нас есть идея, которую нужно выразить руками, потом она должна пройти через инструменты и дойти до публики. Это очень долгий путь. Темп может задать любой.
Каково же мое место в искусстве? Я думаю, что нахожусь на полпути, и мне никогда не суждено добраться до другого берега, потому что за нотами скрывается вечность, то есть Бог.
Юлия Чечикова, “М24“
Кстати
Два юбилея Павла Сорокина
Божественная Мария Каллас
Риккардо Мути: «Дирижеры не имеют авторитета, потому что не имеют знаний»
В Ковент-Гардене выбрали нового приглашённого дирижёра
Риккардо Мути: «Это конец моего путешествия»
Ильдар Абдразаков выступит в Мариинском театре в двух операх Верди
Признание
Почести
- Мути получил несколько наград от итальянского правительства: в 1980 году он был назначен кавалером ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», а в 1990 году был повышен до Рыцаря Большого креста того же ордена. Он был награжден Золотой медалью. Итальянский орден «За заслуги перед культурой и искусством» 1997 г.
- Мути является почетным членом Королевской музыкальной академии (Hon RAM) с 1981 года.
- Почетная степень, Университет Павии , 1996 год.
- Мути стал почетным кавалером Ордена Британской империи (KBE) в 2000 году.
- Мути была награждены докторским Почетные от Барселонского университета 13 октября 2003 года.
- 4 июня 2010 года Мути была назначена командиром Почетного легиона тогдашней первой леди Франции Карлой Бруни-Саркози .
- В 2011 году Мути был награжден Орденом Дружбы России .
- В 2012 году Папа Бенедикт XVI сделал Мути кавалером Большого креста Ордена Святого Григория Великого.
- В 2013 году Мути был назначен почетным президентом сети музыкальных учреждений EMMA for Peace .
- 20 июня 2014 года Мути получил почетную степень Северо-Западного университета в Эванстоне.
- 3 июля 2016 года Мути был награжден Орденом Восходящего Солнца 2-й степени, Золотой и Серебряной Звездой Японии .
- 1 июля 2018 года Мути награжден Орденом Почета III степени (Украина) .
Награды
- 2010 Грэмми (2) за лучший классический альбом и лучшее хоровое исполнение для Верди: Реквием
- Премия Биргит Нильссон 2011
- Премия принца Астурийского в области искусств 2011 года .
- 2018 Praemium Imperiale
В Соединенных Штатах
В США с 1980 по 1992 год Мути был музыкальным руководителем Филадельфийский оркестр, которую он провел в многочисленных международных гастролях. В 1979 году он был назначен его музыкальным руководителем, а в 1992 году — лауреатом дирижерской премии. Мути заявил, что его подход — оставаться верным намерениям композитора. Это означало отказ от использования пышного «Philadelphia Sound», созданного его предшественниками. Юджин Орманди и Леопольд Стоковски, ко всему репертуару; однако многие из его записей с этим оркестром в значительной степени, кажется, покончили с его характерным звуком, даже в произведениях таких композиторов, как Чайковский, Брамс, и другие высокие романтики. Его звуковые изменения в оркестре остаются спорными. Некоторые считали, что он превратил его в универсальное учреждение со скудным звуком, которое так любят современные инженеры звукозаписи. Другие считают, что Мути раскрыл истинное предназначение работ, которые были покрыты шелковистым блеском от предшественника Мути. После отъезда из Филадельфии он очень мало выступал в качестве приглашенного дирижера с Филадельфийским оркестром, последний раз в 2005 году.
Мути был постоянным и популярным приглашенным дирижером Нью-Йоркский филармонический оркестр. Сообщается, что музыканты оркестра проявили интерес — к концу срока полномочий Курт Мазур и Лорин Маазель, и до того, как Мути занял пост в Чикаго — дирижер стал их музыкальным руководителем, но Мути заявил, что не желает занимать эту должность.
5 мая 2008 года Мути был назначен следующим музыкальным руководителем Чикагский симфонический оркестр (CSO), вступающий в силу в сезоне 2010–2011 гг., С первоначальным контрактом на пять лет. Мути должен проводить как минимум 10 недель концертов по подписке CSO каждый сезон в дополнение к внутренним и международным турам. Он дебютировал в качестве CSO на Фестиваль Равинии в 1973 г. В августе 2009 года Мути был назван следующим музыкальным руководителем Театр Опера ди Рома с декабря 2010 г. но новости, данные мэром (и, следовательно, президентом Opera di Roma) Джанни Алеманно было неправдой. Вместо этого Алеманно объявил в октябре 2011 года, что Мути принял приглашение Оркестра Оперы ди Рома стать «пожизненным дирижером» Оперы ди Рома.
О коллегах
Журналисты придумали историю нашего соперничества с Клаудио Аббадо, внушили публике, что мы непримиримые конкуренты, как чемпионы-велосипедисты Фаусто Коппи и Джино Бартали. В этой легенде не было ни капли правды. Мы очень высоко ценили друг друга, хотя и не общались – просто были из разных поколений.
Когда в начале 60-х я начинал заниматься композицией в Милане, он уже дирижировал высококлассными коллективами. Я дружил с Карлосом Клайбером, восхищался Караяном с его взвешенным жестом – ему не нужно было изображать ветряную мельницу, он мог одним взглядом диктовать свою волю музыкантам. У Бернстайна жест был шире, хотя вовсе не соответствовал его натуре.
О современном мире
Мировая цивилизация в опасности. Это я говорю не потому, что
дирижировал “Аттилой” и “видел” конец света. Мир полон злобы,
насилия. Каждый год я езжу с оркестрами в города, где идет война и
льется кровь (Сараево, Бейрут…), и каждый раз прошу музыкантов в
этих городах присоединиться к нашему оркестру. Музыканты говорят на
разных языках, принадлежат к разным религиям, но они общаются и
испытывают одинаковые чувства благодаря музыке. Потому что музыка
обращается к сердцам. Слова могут показаться очень патетическими,
но сердца не знают различия в языках, религии, политике.
В этом году я был в тюрьме под Миланом. Я был там не как
заключенный. Директором тюрьмы работает фантастически интересная
женщина из Неаполя. В этой тюрьме она придумала что-то невероятное:
она делает заключенных чище благодаря культуре, помогая им
создавать театр. Один заключенный написал мне письмо с такими
словами: “Маэстро, мы читали в интервью, что вы планируете побывать
в тюрьме в Чикаго. Почему бы вам не сделать то же самое в вашей
стране?” Его сокамерники сказали, что Мути никогда не ответит ему.
К удивлению многих, я ему ответил, а потом приехал. Я увидел сто
пятьдесят мужчин и женщин. Много молодых людей, много девушек… Я
был поражен несчастными, невинными лицами этих людей. Преступления
не отражались на их лицах. Я представил себе, что среди них могли
бы оказаться мой брат, моя сестра… Я сел за фортепиано и играл
два часа, рассказывая заключенным о музыке. Я не спрашивал, за что
их посадили, но начал с пьесы Шумана “Почему?” Я выразил свой
вопрос в музыке. Потом я играл Шопена, Шуберта, снова Шумана –
композиторов, жизнь которых оборвалась в молодом возрасте. По ходу
концерта я видел, как меняются лица заключенных. Два часа музыки
стали для них моментом очищения. Когда я закончил, один из них
сказал: “Маэстро, приезжайте еще раз. Вы подарили нам два часа
рая”.
О работе с Джорджем Стрелером
Когда мне предложили в Ла Скала делать “Фигаро” с Джорджем
Стрелером, в режиссерском кругу я уже был известен как трудный
дирижер. Все были слегка взволнованы моей предстоящей встречей со
Стрелером. Я пришел на первую репетицию в Ла Скала и стал наблюдать
за происходящим с правой стороны сцены. Стрелер сидел в кресле
слева. Шла репетиция, Стрелер делал замечания. Через какое-то время
я встрял, сказал что-то по музыкальной части, и Стрелер понял, как
это отразить в постановке. Мне сразу стало ясно, что Стрелер –
необычайно музыкальный режиссер. Постепенно наши кресла становились
все ближе и ближе, и закончили мы тем, что стали вместе работать с
певцами. Мы очень устали, но были счастливы от удовольствия
совместной работы. Потом появилась фотография, которая была много
раз опубликована. На ней Стрелер и я сидим рядом на репетиции
“Свадьбы Фигаро”.
Стрелер – гениальный режиссер. Наблюдать за его репетициями –
величайший опыт, который только можно получить в театре. Однажды я
пришел в Ла Скала вечером. Театр был пуст. На сцене находились
Стрелер, дизайнер по свету и еще несколько человек. Стрелер ставил
свет к первому акту “Дон Жуана”. Я увидел волшебство: на сцене была
мистерия, красота, цветы. А Стрелер работал над светом этой сцены с
восьми вечера до полуночи! К полуночи я чувствовал себя бедным,
невежественным человеком, и мне было стыдно своего невежества.
Потому что то, о чем я думал как о волшебстве в восемь часов
вечера, стало гораздо более красивым к полуночи. Для меня
прекрасным было то, что я увидел в театре в восемь часов вечера, а
он работал еще четыре часа, чтобы достичь совершенства! За
несколькими исключениями такого уровня режиссеров больше не
существует.
О дебюте в Метрополитен-опере
Я знал Питера Гелба многие
годы. Когда он стал генеральным директором в Метрополитен-опере, он
немедленно позвал меня. И я был… Я был не уверен. Не потому, что
имею что-то против Мет, а потому, что “испорчен” оркестрами. Когда
я был во Флоренции, у меня был “свой” оркестр и “свой” хор. После
многих лет совместной работы они точно знали, чего я хочу. То же
самое было в Ла Скала. Когда я работал в Милане, я не принимал
предложений дирижировать в других театрах. Было всего несколько
исключений. Я дирижировал в семидесятых годах двумя операми в
Мюнхене, двумя операми в Ковент-гардене и несколькими — в Вене
из-за моих связей с оркестром “Винер филармоникер”. Я связан с ними
уже тридцать лет. Это — любовь. По причине незнания оркестров я не
принимал предложений Парижа и Мета.
Много лет тому назад, когда я встретил в Зальцбурге Джеймса
Ливайна, он стал меня уговаривать: “Риккардо, приди в Мет”. Но я
всегда отказывался, потому что не хотел начинать новые отношения с
еще одним оркестром и еще одним хором. Жизнь дирижера и так очень
сложна. Я пытался работать, в основном, со знакомыми мне
коллективами. Придти в новый оперный театр, даже в такой хорошо
организованный, как Мет, все равно что влиться в еще одну семью. Но
Питер Гелб так долго убеждал меня, что я согласился. Он спросил,
какой оперой я бы хотел дирижировать. “Не теми, что ставились
прежде, — ответил я и предложил “Аттилу”. Я знал, что эта опера
никогда не ставилась на сцене Мета…
В “Аттиле” собрались хорошие исполнители, которых я хорошо знал
(Мути говорит о постановке “Аттилы” 2010 года в Метрополитен-опере).
Ильдар Абдразаков пел со мной несколько опер, в том числе, в
последнем “Моисее и фараоне” в Ла Скала. У него прекрасный голос. В
партии Одабеллы – Виолетта Урмана. Эцио, римский полководец —
Карлос Альварес. Старый римлянин Леоне – Сэмюэль Рэми. В этой опере
нужны два прекрасных голоса для дуэта Аттилы и Леоне. Их дуэт –
своеобразная прелюдия к сцене Филиппа и Инквизитора в “Дон
Карлосе”… Нужна харизма, чтобы петь партию Леоне. Сэмюэль пел
“Аттилу” со мной в Ла Скала много лет назад, и то, что он принял
мое предложение спеть со мной Леоне, очень благородно с его
стороны. Рэми дебютировал в Ла Скала в 1981 году в партии Фигаро в
“Свадьбе Фигаро” в режиссуре Джорджа Стрелера и сразу приобрел
большую популярность среди миланских зрителей.
Поставить “Аттилу” я попросил Пьера Оди. Я встретился с ним в
Зальцбурге на “Волшебной флейте”. Мне нравится работать с ним. Он
очень интеллигентный и тонкий режиссер, и у него есть свое видение
оперы. В операх Верди, если ты слишком провокативен, получается
плохо, и если слишком консервативен – тоже плохо
В операх Верди,
Моцарта, Пуччини важно уметь рассказать историю. Это одна из
проблем, стоящих перед постановщиком
Быть современным не означает
быть интеллигентным, и быть консервативным не значит быть глупым.
Можно быть консервативным и в то же время интеллигентным, не правда
ли? Я понимаю, что для режиссера очень трудно создать мир, где
первый постановщик – Верди. А все потому, что Верди в музыке
указывает путь постановщику.
Конец пребывания в Милане
В 2003 г. поступали сообщения о художественных и программных конфликтах на Ла Скала между музыкальным руководителем и главным дирижером Мути и генеральным менеджером Карло Фонтана. Мути не присутствовал на пресс-конференции, на которой объявили сезон 2003–04 годов. Назначение в 2003 году Мауро Мели художественным руководителем театра «Ла Скала» было призвано унять конфликт между Фонтаной и Мути.
24 февраля 2005 года губернаторы Ла Скала уволили Фонтану с поста генерального директора и назначили Мели его преемником. Музыканты встали на сторону Фонтаны против Мути на этом этапе спора, и 13 марта Мути заявил, что с этого момента он откажется дирижировать оркестром Ла Скала. 16 марта 2005 года оркестр и коллектив Ла Скала подавляющим большинством проголосовали против Мути и выразили вотум недоверия. Мути был вынужден отменить концерт до голосования, а некоторые другие постановки в театре были прерваны из-за продолжающихся разногласий со сторонниками Фонтаны. 2 апреля он ушел из Ла Скала, сославшись на «враждебность» со стороны сотрудников.
О самокритике
Несмотря на мое лицо
(Мути специально скривился, сделав высокомерное лицо), я очень
самокритичный человек. Это не зависит от профессии. Я бы точно так
же относился к себе, если бы был водителем-дальнобойщиком или копал
картошку. Эта черта у нас семейная. Я всегда себя критикую и всегда
недоволен своей работой. Меня удивляют ответы моих коллег на
вопрос: “Что вы чувствуете на подиуме?” Они отвечают: “Счастье”.
Для меня всю жизнь дирижирование было огромной ответственностью.
Одно дело — думать и планировать что-то, и совсем другое –
реализовывать свои замыслы и планы… Каждый раз, когда
заканчивается спектакль, я знаю все, что не было сделано. Но в
целом, несмотря на мое отношение к себе, я стараюсь быть открытым и
щедрым. Я всегда готов похвалить коллег, певцов, но не себя. Когда
Сару Бернар спросили, каких артистов она ищет для своей труппы, она
ответила: “Людей, которые никогда не удовлетворены”…
Рутина всегда злит. Когда на репетициях с некоторыми оркестрами все
превращается в рутину, у меня кровь начинает кипеть. Я чувствую это
на физическом уровне. Нельзя мириться с рутиной.
Публикация Сергея Элькина
На фото:
Риккардо Мути
Риккардо Мути — 60 лет. Интервью с маэстро.
Риккардо Мути / Riccardo Muti — выступления в сезоне 2022-2023*
8 октября 2022 – начало в 20.00
«Симфони-центр», Концертный зал «Оркестр-Холл» / Symphony Center, Orchestra Hall / США, Чикаго Концерт с Чикагским симфоническим оркестромДирижер: Риккардо Мути Солист: Эрик Лу (фортепиано) В программе произведения Сезара Франка, Вольфганга Амадея Моцарта, Модеста Мусоргского
20 октября 2022 – начало в 20.00
Дом Французского радио, Концертный зал / Maison de la Radio et de la Musique, Auditorium / Франция, Париж Концерт с Национальным оркестром ФранцииДирижер: Риккардо МутиСолистка: Юлия Фишер (скрипка) В программе произведения Феликса Мендельсона, Жоржа Бизе, Отторино Респиги
18, 22, 24 ноября 2022 – начало в 20.00 20, 26 ноября 2022 – начало в 15.00
Королевский театр Реджио / Teatro Regio di Torino / Италия, Турин «Дон Жуан», опера Композитор: Вольфганг Амадей Моцарт Дирижер: Риккардо Мути Режиссер: Кьяра Мути Исполняют: Лука Мичелетти, Жаклин Вагнер, Марианджела Сицилия, Джованни Сала, Алессандро Луонго, Франческа Ди Сауро и др. Оркестр и Хор Королевского театра Реджио
17 декабря 2022 – начало в 21.00
Театр Аминторе Галли / Teatro Amintore Galli / Италия, Римини «Верди. Реквием» Дирижер: Риккардо Мути Солисты: Изабель Де Паоли (меццо-сопрано), Клоджан Качани (тенор), Риккардо Дзанеллато (бас) Хор Керубини и Хор Cremona Antiqua Молодежный оркестр Луиджи Керубини В программе: Джузеппе Верди, Реквием ми минор
23 февраля 2023 – начало в 19.30 24 февраля 2023 – начало в 13.30 25 февраля 2023 – начало в 20.00
«Симфони-центр», Концертный зал «Оркестр-Холл» / Symphony Center, Orchestra Hall / США, Чикаго Концерт с Чикагским симфоническим оркестромДирижер: Риккардо Мути Солистка: Юлия Фишер (скрипка) В программе произведения Роберта Шумана, Петра Чайковского
11, 16 мая 2023 – начало в 19.30 12 мая 2023 – начало в 13.30 13 мая 2023 – начало в 20.00
«Симфони-центр», Концертный зал «Оркестр-Холл» / Symphony Center, Orchestra Hall / США, Чикаго Концерт с Чикагским симфоническим оркестромДирижер: Риккардо Мути В программе произведения Рихарда Вагнера, Сергея Рахманинова; мировая премьера! Джесси Монтгомери, Новая работа
18, 23 мая 2023 – начало в 19.30 19 мая 2023 – начало в 13.30 20 мая 2023 – начало в 20.00
«Симфони-центр», Концертный зал «Оркестр-Холл» / Symphony Center, Orchestra Hall / США, Чикаго Концерт с Чикагским симфоническим оркестромДирижер: Риккардо Мути Солист: Роберт Чэнь (скрипка) В программе произведения Доменико Чимарозы, Вольфганга Амадея Моцарта
25 мая 2023 – начало в 19.30 26 мая 2023 – начало в 13.30 27 мая 2023 – начало в 20.00
«Симфони-центр», Концертный зал «Оркестр-Холл» / Symphony Center, Orchestra Hall / США, Чикаго Концерт с Чикагским симфоническим оркестромДирижер: Риккардо Мути Солист: Дэвид Герберт (литавры) В программе произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Уильяма Крафта, Отторино Респиги
15 июня 2023 – начало в 19.30 16 июня 2023 – начало в 13.30 17 июня 2023 – начало в 20.00
«Симфони-центр», Концертный зал «Оркестр-Холл» / Symphony Center, Orchestra Hall / США, Чикаго Концерт с Чикагским симфоническим оркестромДирижер: Риккардо Мути Солист: Джин Покорный (туба) В программе произведения Иоганна Штрауса-сына, Лало Шифрина, Франца Шуберта
23, 24 июня 2023 – начало в 20.00 25 июня 2023 – начало в 15.00
«Симфони-центр», Концертный зал «Оркестр-Холл» / Symphony Center, Orchestra Hall / США, Чикаго«Бетховен. Торжественная месса»Дирижер: Риккардо Мути Солисты: Эрин Морли (сопрано), Алиса Колосова (меццо-сопрано), Джованни Сала (тенор), Ильдар Абдразаков (бас) Чикагский симфонический хор Чикагский симфонический оркестр В программе: Людвиг ван Бетховен, Торжественная месса
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.Рекомендуем вам заранее заказывать билеты, чтобы иметь возможность воспользоваться максимальным выбором по наиболее привлекательным ценам.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, АВИАПЕРЕЛЕТ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗЫ, МЕД, СТРАХОВКИ, ЗАКАЗ ТРАНСФЕРА И ЭКСКУРСИЙ). ДЛЯ РАССЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ МЕНЕДЖЕРАМИ.
*Обращаем Ваше внимание, что театры оставляют за собой право производить замену в составе артистов, занятых в спектаклях
Детство и образование
Риккардо Мути, Premio Cantelli Teatro Coccia di Novara, 1967
Мути родился в Неаполе, но свое раннее детство провел в Мольфетте , недалеко от Бари , в длинном регионе Апулия на южном Адриатическом побережье Италии. Его отец, Доменико, был патологом в Мольфетте, а также певцом-любителем и большим меломаном; его мать, Гильда, замкнутая и суровая неаполитанка с пятью детьми.
Мути окончил Liceo classico (классический лицей) Vittorio Emanuele II в Неаполе, затем изучал фортепиано в консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла под руководством Винченцо Витале; Здесь Мути был награжден дипломом с отличием. Впоследствии он был награжден дипломом в композиции и дирижирование в Консерватории Джузеппе Верди , Милан , где он учился с композитором Бруно Беттинелл и дирижером Антонина Votto . Он также изучал композицию с Нино Рота , которую считает своим наставником. Он был единогласно удостоен первого места жюри « Конкурса дирижеров Гвидо Кантелли » в Милане в 1967 году, а в следующем году стал главным дирижером и музыкальным руководителем Maggio Musicale Fiorentino , занимая этот пост в течение одиннадцати лет.
На Зальцбургском фестивале
Президент Зальцбургского фестиваля Хельга Рабль-Штадлер с Риккардо Мути, 14 августа 2016 г.
Особые отношения связывают Мути с Зальцбургский фестиваль, где дирижер дебютировал в 1971 г. Доницетти с Дон Паскуале (постановка Ладислава Строса). В последующие годы Мути постоянно присутствовал на фестивале, проводя как многочисленные концерты с Венским филармоническим оркестром, так и оперные постановки, такие как Così fan tutte (постановка Майкла Хэмпа) с 1982 по 1985 и с 1990 по 1991, La clemenza di Tito (постановка Питера Бреннера) в 1988 и 1989 годах, Дон Жуан (постановка Майкла Хэмпа) в 1990 и 1991 годах, Травиата (постановка Луиса Паскуаля, оформление Лучано Дамиани ) в 1995 г., Волшебная флейта в 2005 г. (постановка Грэм Вик ) и 2006 г. (постановка Пьера Ауди, сценография Карел Аппель ), Отелло (постановка Стивена Лэнгриджа) в 2008 году, Моис и Фараон (постановка Юрген Флим ) в 2009 г. и Орфей эд Эвридика (постановка Дитер Дорн ) в 2010 году. В 2011 году Мути провел новую постановку Верди с Макбет, который был направлен Питер Штайн. На Зальцбургском фестивале 2017 он дирижировал «Аидой» под руководством Ширин Нешат. Мути также владеет резиденцией недалеко от Зальцбурга.
О подходе к обучению музыке
Если вы решили отдать ребенка в музыкальную школу, научить ориентироваться в мире звуков, попробуйте заинтересовать его звучанием оркестра, симфоническими произведениями, но так, чтобы занятия приносили удовольствие. Каждый крошечный шаг в этом фантастическом пространстве должен ассоциироваться с открытием.
Ни о каких принуждениях или наказаниях не может быть речи. Повзрослев, ваш отпрыск поймет, что нуждается в духовном хлебе. Но если в детстве оставить его в неведении, вы не сможете гарантировать, что в 25 лет у него вдруг появится желание пойти в концертный зал, чтобы послушать си-минорную мессу Баха или “Торжественную мессу” Бетховена.
Детство и образование
Риккардо Мути, Premio Cantelli Teatro Coccia di Novara, 1967
Мути родился в Неаполь но он провел свое раннее детство в Molfetta, возле Бари, в длинном районе Апулия на южном побережье Адриатического моря в Италии. Его отец был патологом в Мольфетте и певцом-любителем; его мать, неаполитанка с пятью детьми.
Мути окончил Liceo classico (Классический лицей) Витторио Эмануэле II в Неаполе, затем изучал фортепиано в Консерватория Сан-Пьетро-а-Майелла под руководством Винченцо Витале; Здесь Мути был награжден дипломом с отличием. Впоследствии он был награжден дипломом по композиции и дирижированию Консерватория Джузеппе Верди, Милан, где учился у композитора Бруно Беттинелли и дирижер Антонино Вотто. Он также изучал композицию с Нино Рота, которого он считает своим наставником. Ему единогласно присуждено первое место жюри конкурса «Гвидо Кантелли Конкурс дирижеров »в Милане в 1967 году, а в следующем году стал главным дирижером и музыкальным руководителем Maggio Musicale Fiorentino этот пост он занимал одиннадцать лет.