Движения
Пьеса отмечена трагической перспективой и состоит из двух частей. движения:
- I. Pezzo elegiaco (Moderato assai — Allegro giusto) (in Несовершеннолетний ) (примерно 20:00)
- II. (A) Tema con variazioni: Andante con moto (in Ми мажор ) — (B) Variazione finalale e coda (in Главный — ля минор) (примерно 27:00)
Общее время: ок. 47:00
Варианты следующие:
- Вар I
- Вар II: Pi mosso
- Вар III: Allegro moderato
- Вар IV: L’istesso tempo (Allegro moderato)
- Вар V: L’istesso tempo
- Вар VI: Tempo di Valse
- Вар VII: Allegro moderato
- Вар VIII: Фуга (Allegro moderato)
- Вар IX: Andante flebile, ma non tanto
- Вар X: Tempo di mazurka
- Вар XI: Модерато
- Variazioni finalale e coda: Allegro risoluto e con fuoco
- Coda: Andante con moto — Lugubre (L’istesso tempo)
В Pezzo elegiaco мрачно задумчивая и довольно обычная романтическая первая часть с красивым вступительным соло для виолончели с темой, которая возвращается в финальном похоронном марше.
Вторая часть более необычна: она открывается почти классической мелодией, как у Чайковского. Вариации на тему рококо за виолончель, а затем переходит к гарантированному набору вариаций, также как Вариации рококо. После достижения все более и более восторженных высот, кульминацией которых стала финальная вариация, он внезапно претерпевает удивительную модуляцию оригинала. минорный ключ, и тема из первой части возвращается с еще большей серьезностью, и вся пьеса завершается еще одним маршем смерти.
Произведение, и в особенности вторая часть, возможно, является самым сложным произведением Чайковского для фортепиано, будь то соло, с оркестром или в камерной группе. Несмотря на длительность (более 45 минут), он остается популярным благодаря захватывающему дух лиризму и космической завершенности финального выступления.[нужна цитата ]
Фон
Это была единственная работа Чайковского, когда-либо написанная для сочетания пианино, скрипка, и виолончель. В 1880 году его благодетельница Надежда фон Мекк, просила такую вещь, но он отказался, написав в своем письме к ней от 5 ноября 1880 года:
- Вы спросите, почему я никогда не писал трио. Прости меня, дорогой друг; Я бы сделал все, чтобы доставить вам удовольствие, но это выше меня … Я просто не могу вынести сочетание фортепиано со скрипкой или виолончелью. На мой взгляд, тембр этих инструментов не смешивается … для меня мучительно слушать струнное трио или любую сонату для фортепиано и струнных. На мой взгляд, фортепиано может быть эффективным только в трех ситуациях: в одиночку, в контексте с оркестром, или в качестве аккомпанемента, то есть фона картины..
Год спустя он сочинил фортепианное трио без приглашения, когда ему было доступно любое количество других жанров или инструментальных комбинаций.
В письме фон Меку от 27 декабря 1881 г. он снова сослался на свою «антипатию к этой комбинации инструментов». Он написал: … несмотря на эту антипатию, я подумываю поэкспериментировать с такой музыкой, которой я пока не касался. Я уже написал начало трио. Закончу ли я его и выйдет ли оно успешно, я не знаю, но мне очень хотелось бы довести начатое до успешного завершения … Не скрою от вас, сколько усилий воли потребовалось для того, чтобы изложил мои музыкальные идеи в этой новой и необычной форме. Но мне хотелось бы преодолеть все эти трудности ….
Он закончил свои наброски 20 января 1882 года. и завершили подсчет очков к 25 января. В тот день он снова написал фон Мекку: Трио готово … теперь я могу сказать с некоторой уверенностью, что моя работа не так уж плоха. Но я боюсь, что, написав всю свою жизнь для оркестра и только поздно принявшись за камерную музыку, я, возможно, не смог приспособить инструментальные комбинации к своим музыкальным мыслям. Короче говоря, я опасаюсь, что я мог аранжировать музыку симфонического характера как трио, вместо того, чтобы писать непосредственно для инструментов. Я пытался избежать этого, но не уверен, что мне удалось.
К 9 февраля он завершил работу над Трио (партитура помечена как «Рим, 28 января — 9 февраля 1882 года») и 11 февраля отправил ее своим издателям с просьбой о том, чтобы Сергей Танеев выступить в качестве солиста на фортепиано в первом исполнении. Танеев, виолончелист Вильгельм Фитценхаген и скрипач Ян Гржималы получили доступ к партитуре, и они внесли ряд предложений по улучшению, которые Чайковский принял.
Закрытое выступление с участием вышеназванных солистов состоялось в Московская Консерватория 23 марта, в первую годовщину смерти Николая Рубинштейна, когда Чайковский был в Италии. Он вернулся в Россию в апреле и впервые услышал Трио на другом частном выступлении, после чего внес изменения. К ним относятся вставка разрыва перед Анданте код и переписывание фортепианной партии в Финале. Танеев также переписал VIII вариацию, которую Чайковский одобрил.