«Я музыку любил больше, чем самого себя»
— Вы много раз говорили, что никто вас не лишал детства и не сажал силком за инструмент. Вы были обычным мальчишкой и, более того, хулиганом. Можете вспомнить какую-то шалость?
— Да сколько угодно. Например, в школе был подвал, у одного входа горела лампочка. Я потихоньку ее выкручивал и бросал с лестницы. Когда вышел фильм «Место встречи изменить нельзя», я в одно прекрасное утро на даче вышел из дома и начал на соседних калитках писать «Черная кошка».
А еще у нас на даче был сосед по имени Евгений Куликов, который сдавал часть своего дома. Однажды мне попалась в руки карикатура, на которой был изображен человек, очень похожий на Куликова. Он обращался к группе людей со словами: «Милые мои дачники! Наконец-то приехали! А я уже собирался на работу устраиваться». И вот, проникнувшись этой карикатурой, я от имени председателя правления садоводческого товарищества написал следующее объявление: «Товарищи! Евгений Куликов — жулик! Он не работает, а деньги получает от дачников. Товарищи, если вы узнаете еще что-либо о жульничестве Евгения Куликова, сообщите мне. Л. Вайнштейн». Повесить это послание на доску объявлений я не успел. Положил себе под матрас, где, по счастью, дедушка его и обнаружил. Дедушка, кстати, тоже был членом садоводческого товарищества.
— Ну какое же это хулиганство. Просто вы были сознательным советским пионером.
— Еще не был. Мне было лет девять.
— Вас дразнили из-за национальности, называли евреем?
— Во дворе — постоянно. Было обидно, но один против всех не очень-то подерешься. Однажды наш взрослый сосед наорал на меня: «Еврейская морда, пошел отсюда». Я родителям рассказал об этом не сразу, а месяца через два. Не знаю, ходили ли они объясняться к этому человеку, но мне сказали, что о таком надо сразу рассказывать, что этот дядька — хулиган.
Ну а в школе, конечно, меня почти не дразнили, поскольку она у нас была в значительной степени еврейская.
— Это какая, Гнесинка?
— Да, я ходил в Гнесинскую десятилетку, где музыка была главным предметом, но обучали и всем остальным предметам, кроме труда и черчения. Директор Зиновий Исаакович Финкельштейн, понимая, что я собой представляю, просил преподавателей общеобразовательных предметов, чтобы они с меня многого не требовали и я спокойно занимался музыкой.
— Другие ребята завидовали, что вас все время хвалят, считали задавакой?
— Кое-кто завидовал, конечно, но я никогда не задавался. Когда я был маленьким, отчим моей одноклассницы посвятил мне стихи. Это мне запомнилось, а я к похвалам был равнодушен. Наверное, потому что я музыку любил больше, чем самого себя.
Анна Павловна Кантор и Евгений Кисин
Еще я хорошо помню, что и учительница моя Анна Павловна Кантор, и моя мама, которая тоже преподавала фортепиано в районной школе, наоборот, очень часто меня ругали. Уже потом, много лет спустя, я стал понимать, что они, конечно, делали это специально, для того чтобы я не зазнался.
— И вообще, музыку раньше преподавали довольно жестко. Детей обижали, выгоняли из классов, и вслед им летели их ранцы. Считалось, что так воспитывается характер.
— Да, такое в принципе бывало, но моя учительница никогда не обижала меня с целью закалить мой характер. Она была строгая, даже жесткая, но чтобы специально задеть, сделать больно — такого не было никогда. Правда, моя мама говорит, что я многого не помню и что Анна Павловна говорила что-то неприятное в самые первые годы.
Я никогда не был честолюбивым, тем более тщеславным.
Анна Павловна вспоминала, как в начале моего обучения, думая пробудить во мне честолюбие, она сказала: «Если ты будешь так играть, то тебя с рояля переведут на барабан». Я ей на это сказал: «А я буду так плохо играть на барабане, что меня снова переведут на рояль».
Был еще один случай, о котором мне позже рассказывали. До Анны Павловны мне дал несколько уроков очень известный в Москве педагог Евгений Яковлевич Либерман. Мне было пять с половиной, он знал меня, поскольку был мужем сослуживицы моей мамы. В конце последнего из этих занятий он сказал: «Сегодня я ставлю тебе четверку, ты играл не очень хорошо». До этого он мне ставил одни пятерки. А я на это ему ответил возмущенно: «Разве можно ставить четверки отцу своих будущих внуков?» После этого он понял, что у него со мной ничего не получится, он рассказал обо мне Анне Павловне.
А его дочь, которую я тогда имел в виду, теперь моя жена.
Потом его жена (моя будущая теща), будучи спустя несколько лет в гостях у моих родителей, рассказала, что Евгений Яковлевич переживал и говорил ей: «Он мне никогда не простит той четверки!»
Детство и юность музыканта Евгений Кисин
Евгений Игоревич Кисин родился 10 октября 1971 года в семье инженера и педагога по фортепиано. Старшая сестра училась игре на фортепиано. И родители не планировали отдавать в музыкальную школу младшего. Рассматривали инженерные и технические кружки. Однако судьба распорядилась иначе. С самых ранних лет маленький Женя долго слушал музыку и игру сестры с мамой. В 3 года сам сел за пианино и начал играть на слух. Родители поняли, что ребёнку уготована жизнь, связанная с музыкой.
В 6 лет мальчик поступил в «Гнесинку». Его преподавателем стала знаменитая Анна Кантор. Она сразу поняла, что 6-летний мальчик — не обычный ребёнок и его ждёт большое будущее. В раннем возрасте он исполнял трудные композиции, но не знал нотной грамоты.
Встал вопрос о том, как его научить нотам. Мальчик был упрям и играл только то, что ему нравится, воспроизводя мелодию. Но талантливый педагог нашла подход и в короткие сроки. И будущий виртуоз досконально освоил технику. Также он проявлял любовь к поэзии — рассказывал огромные стихотворения наизусть.
Несмотря на любовь к музыке, мальчик имел множество других увлечений. Значительное время он проводил как обычный ребёнок. Гонял с друзьями в футбол, собирал солдатиков и значки.
Новые публикации
Из учителей – в кассиры: как Эстония ликвидирует русские школы 21.12.2022
Правительство Эстонии утвердило план ликвидации русских школ. Уже через полтора года от русского откажутся в начальных классах, полностью образование перейдёт на госязык в 2033 году. Чиновников не смущает, что уничтожение русских классов противоречит конституции страны, грозит стрессом детям и безработицей опытным педагогам.
Каким народам советская власть подарила свою письменность 21.12.2022
Только в России сегодня существует почти 160 родных языков, из них 37 государственных. И эта гордость многоязычия есть у нас благодаря мудрой языковой политике Советского Союза. Все подробности о языках живущих и вымирающих знает знаменитый лингвист, академик РАН Владимир Алпатов. С ним мы говорим о том, как создавались новые алфавиты для малых народов и за что в СССР могли арестовать киевского профессора.
Глобализация подошла к концу. Как это сказывается на языке? 21.12.2022
Три тренда определились в ходе III Международного лингвистического саммита, который прошёл в Казани. Первый – на смену глобализации идёт регионализация, и это отразится на развитии языков народов России. Второй – интерес к чтению падает, и это также сказывается на состоянии родных языков, особенно малочисленных народов. И третий тренд – цифровая трансформация лингвистики, что также отражается в языке.
Знай русский! Как согласовывать сложносоставные слова 20.12.2022
Сливочный или сливочное торт-мороженое, центральная или центральное кафе-кондитерская? Ещё одна грамматическая загадка великого и могучего. Как верно согласовать определение и сложносоставное слово, компоненты которого разного рода?
Воинствующая русофобия – мейнстрим, с которым надо бороться 19.12.2022
После начала в феврале 2022 года специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины тенденция к росту нарушений прав россиян со стороны стран Запада приобрела характер ускоренной эскалации. Преследования по принципу гражданства, языка и национальности, единичные в предыдущие годы, стали массовыми.
КВЖД: «Счастливая Хорватия», построенная русскими в Китае 19.12.2022
Потомки строителей Китайско-Восточной железной дороги бережно собирают и хранят воспоминания и документы о своих родителях, дедушках и бабушках, живших в «счастливой Хорватии». Именно так – по имени главы КВЖД генерала Дмитрия Хорвата – называли поселенцы русскую колонию.
Русская душа в футбольном Катаре 19.12.2022
Чемпионат мира по футболу, завершившийся в минувшее воскресенье в Катаре, запомнится гостям не только спортивными баталиями, но и культурной программой с русской начинкой. Почти на протяжении всего первенства в центре Дохи творческие коллективы российских соотечественников по приглашению организаторов чемпионата мира пели и плясали русские народные песни и танцы, а также исполняли отрывки из классических балетов Чайковского.
Московские землячества и российские соотечественники готовы к сотрудничеству 19.12.2022
16 декабря в Московской торгово-промышленной палате прошёл II Форум межрегионального сотрудничества землячеств «Землячества 2:0. Новая реальность», организованный МТПП и Советом деловых клубов землячеств Москвы.
Личная жизнь пианиста Евгений Кисин
Музыкант не любит много говорить на эту тему, что привело к возникновению многих слухов. Однажды он рассказал о том, что имел значительное количество романов. Но ему было не присуще желание делиться такой информацией с публикой. Поэтому он тщательно скрывал её от общественности.
Со своей женой Кариной Арзумановой Кисин познакомился, будучи ребёнком. Но характер отношения поменяли намного позже. Влюблённые поженились в 2017 году и с тех пор живут в Чехии. Общих детей у супругов нет, однако они воспитывают детей Карины от первого брака.
Музыкант считает, что в отношениях между людьми значительную роль играют уважение, любовь и свобода. Последнее для него больше о творчестве, возможности реализовывать себя и покорять новые вершины.
Об Армении
«…мне сложно говорить об Армении. Ницше сказал: «Когда не хватает слов, начинается музыка». Моя музыка – выражение любви к Армении. Я езжу по всему миру, но та теплота, с которой меня принимают здесь — беспрецедентна. Причем это относится как к самой публике, так и к высокопоставленным лицам: президент Серж Саргсян вручил мне Орден почета, первая леди Армении устроила замечательный прием в доме-музее Сергея Параджанова». |
Впервые он побывал в Армении в 1984 году, а в 1988 он организовывал множество благотворительных концертов, перечисляя деньги пострадавшим во время спитакского землятресения.
Известие о землетрясении в Армении 1988 года застало Евгения Кисина и Владимира Спивакова в Италии, где они тогда находились с концертами. С тех пор они дали множество благотворительных концертов, выручку от которых направляют в Фонд «Дети Армении» и детям-сиротам Спитака. Часть вырученных от концертов средств была предоставлена Национальной службе сейсмической защиты и затрачена на строительство гимназии в Гюмри, а также приобретение компьютеров.
С армянской музыкой его связывает своя история. В декабре 1988 года, еще учась в десятилетке, пианист сыграл на «бис» элегию Бабаджаняна в знак поддержки армян, пострадавших во время землятресения в Спитаке. Как говорит сам музыкант:
«Я сыграл Бабаджаняна в знак «цавт танем» армянскому народу». |
Выдающийся российский пианист Евгений Кисин, находящийся в Армении в рамках фестиваля «Ереванские перспективы», сообщил журналистам, что он отвергает приглашения участвовать в музыкальных фестивалях в Турции из-за отказа этой страны признать Геноцид армян.
«Я не езжу в Турцию, потому что они до сих пор, как вы все знаете, отказываются это признать» |
Награды РА
- Орден «Почета» (РА, за укрепление и развитие армяно-российских культурных связей и за значительный вклад в оказание гуманитарной помощи пострадавшим от разрушительного землетрясения 1988 года в Армении)
- почетный гражданин города Спитака
- медаль Валерия Брюсова (за большой вклад в развитие российско-армянских культурных и гуманитарных связей)
- Почетный профессор (Ереванской Государственной консерватории)
- Серебрянная медаль имени Бетховена
- Орден имени Ф.Нансена
Си минор — цвета пламени
— В одном из интервью вы упоминали, что для вас каждый звук имеет свой цвет. Когда это началось и помогает ли запоминать партитуры?
— Я это почувствовал еще в детстве, оно продолжается до сих пор, но никак не связано с запоминанием.
— Ну вот ми, например, какого цвета?
— У ми окрашены тональности. Ми минор несколько огненного цвета, а в ми мажор есть что-то зеленое. С другими нотами легче. До, например, для меня серое. До мажор светло-серое, минор — темно-серое. Соль — тускловато-желтое, цвета сушек или баранок. Фа мажор светло-коричневое, фа-минор темно-коричневое. Ре — белое. Ре мажор — ярко-белый. А вот си минор — точно цвета пламени. Си бемоль мажор — цвета ветчины. Все миноры более темные. Ре бемоль мажор у меня такой, может быть, цвета меди, тускловато-зеленый. Ля бемоль мажор — это, скорее, бронза.
Фото: Liubov Rutgayzer / www.kissin.org
— С такой синестезией вы не музыкант, а поэт-символист.
— В подростковом возрасте я обожал русских поэтов-символистов. Кстати, многие отмечали в моей игре такое качество, как поэтичность. Я с детства очень любил поэзию и музыкальность поэзии, видимо, сильно чувствовал. Когда был маленький, писал стихи — совершенно детские, конечно. Потом стал сочинять только на дни рождения членов семьи, но и это забросил, потому что мне не нравился результат. Понял, что не получается.
— А теперь вы пишете на идиш. Почему?
— На русском я пишу публицистические статьи, и это у меня получается, кажется, неплохо. Почему-то со временем исчезла потребность писать стихи по-русски, а вот на идише хотелось.
Мои бабушка с дедушкой, с которыми я жил подолгу летом на даче, много говорили на идише, я чувствовал душевную связь с этим языком и в какой-то момент начал его учить.
Правда, я сейчас на идише пишу не стихи, а прозу, делаю дневниковые записи. У меня было всего 15 стихотворений и еще переводы из Блока, Шекспира, Руставели и Высоцкого (Высоцкого я перевел «Балладу о борьбе» и «На Большом Каретном»).
— Что бы Евгений Игоревич Кисин сказал сегодня маленькому Жене Кисину, тому вундеркинду?
— Когда я вспоминаю свое прошлое, в том числе детство, я очень о многом сожалею. Во многих ситуациях поступил бы иначе, но рассказывать об этом не буду. Это уйдет со мной в могилу.
А в качестве общего совета могу только повторить то, что говорила моя учительница: нужно работать, потому что в какой-то момент становится недостаточно того, что дается само собой. Я ее хоть и не сразу, но послушался. Потому, наверное, и не пострадал.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
«Разговоры о моей исключительности никогда меня не волновали»
— Вы в 11 месяцев пропели тему фуги, которую играла ваша сестра. Как такое возможно? Вы еще ходить не умели.
— Не умел. И вообще я этот эпизод, как вы понимаете, знаю только из рассказов. Все вокруг об этом говорили, но как, в какой именно момент это произошло, я не помню. Я начал учиться музыке, как и полагается, в шесть лет. Кажется, разговоры о своей исключительности я впервые услышал до этого, но не уверен. Ни тогда, ни потом меня это как-то не волновало.
Фото: kissin.org
— А что волновало?
— Хотелось играть по слуху в свое удовольствие. Именно играть, а не заниматься. Я зимой возвращался из школы и, не снимая пальто, бежал к инструменту. Мама понимала: раз у ребенка такая потребность, то не надо его останавливать.
— Что было на втором месте после музыки? Математические задачки, футбол?
— Математические задачки никогда. Футбол не так любил. А вот в шахматы играл часто.
— А что вы совсем не умели и не умеете делать?
— В технике не разбираюсь совершенно. Телевизор, радио, как это все работает — неинтересно было. Зато я очень хотел научиться плавать, но, как ни старался, так и не смог. Даже занимался с профессиональным тренером, который прекрасно знал про мои достижения в музыке. После нескольких уроков он сказал: «Никогда в жизни не встречал человека настолько неспособного к плаванию».
Концерты и выступления
Евгений Кисин со своим единственным педагогом — Анной Павловной Кантор
Концертную деятельность Евгений Кисин начал с первых классов музыкальной школы. В 10 лет он уже выступил с оркестром, сыграв двадцатый концерт Моцарта, а через год дал свой первый сольный концерт в Большом зале консерватории, где исполнял музыку Шопена.
Сегодня Евгений Кисин – один из самых известных пианистов мирового уровня. Каждый сезон он дает концерты в Германии, Англии, Франции, Австрии, Голландии, Швейцарии, Испании, Италии и США. Раз в два-три года выступает в Японии, Южной Корее, Гонконге и Тайване. Является постоянным участником многих музыкальных фестивалей.
К сожалению, в России знаменитого пианиста можно услышать очень редко. Вот уже больше двадцати лет он живет за рубежом: долгое время провел в Лондоне, недавно перебрался в Париж. Он регулярно получает приглашения из Москвы, но далеко не всегда может принять их из-за собственной занятости. В 2015 году Евгений планирует дать несколько концертов на родине.
Каждому выступлению Евгения Кисина предшествует не только техническая, но и эмоциональная подготовка. Сольные концерты он играет с перерывом в два-три дня, чтобы успеть отдохнуть и внутренне наполниться. Каждый раз, выходя на сцену, музыкант вступает в диалог с публикой, каждое сыгранное им произведение – акт самоотдачи.
Эмоциональность его выступлений поражает. Желание делиться музыкой с людьми, быть для них, играть для них пронизывает каждое произведение, исполняемое Евгением Кисиным. Разные музыканты по-разному определяют свое исполнительство: кто-то называет его священнодействием, кто-то самовыражением, некоторые считают его долгом или работой… Сам Евгений так говорит о своей игре: «я просто делюсь с другими людьми тем, что мне дорого».
Евгений Кисин и Шопен
Любовь к Шопену Евгений Кисин пронес через всю жизнь. Впервые он сыграл его на публике в одиннадцать лет – и с тех пор не расстается с его творчеством. Весь 2010 год (год 200-летия со дня рождения композитора) Евгений Кисин посвятил его музыке. Он никогда не пытался объяснить словами свою любовь к Шопену: музыка всегда будет выше слов о ней.
Евгений Кисин во многих интервью вспоминает о своей первой встрече с Гербертом Караяном, которая, как и многие важные события в его жизни, прошла под знаком Шопена. Великий дирижер прослезился, когда услышал исполнение Кисиным шопеновской «Фантазии» — так началось их долгое и плодотворное сотрудничество.
Поэтические вечера
Музыка – главный, но не единственный вид творчества для Евгения Кисина. Он регулярно проводит поэтические вечера на русском языке и идише. В 2010 году вышел диск с записью его чтения современной поэзии.
Язык идиш артист, обладающий феноменальной памятью, выучил уже во взрослом возрасте – по самоучителю. По словам Евгения, в нем всегда было сильно еврейское самосознание.
Политика
Евгений Кисин исполняет музыку Шопена
Несколько раз Евгений Кисин выступал с заявлениями, касающимися политики. Последний раз это касалось фальсификации выборов. Как артист, Евгений старается не вмешиваться в политические дела: мир искусства требует совсем другого вложения сил. Но в некоторых ситуациях он предпочитает не молчать, и надеется, что его открытые письма и выступления на радио, обращенные к российскому народу, пробудят желание высказаться в других людях.
«Я был очень застенчив и не умел подойти к девушке»
— Одаренные люди платят за свой талант определенную цену — в основном своим душевным состоянием. Какую цену платили вы?
— Приведите пример, чтобы я лучше понял.
— Например, вам трудно контактировать с людьми, потому что вы чувствуете, что вас используют.
— Я один раз в жизни был у астролога, она была в Лондоне моей соседкой по лестничной клетке. И сказала неожиданно точную вещь: что я скорее готов дать людям себя использовать, только бы обо мне не думали плохо. Но вряд ли это свойство характера имеет отношение к таланту. В музыкальном бизнесе многое зависит от чисто финансовой заинтересованности, да и в любом другом тоже. Это не мешает мне сходиться с людьми.
В юности я был иногда очень застенчив. Меня узнавали на улицах, было неприятно до боли.
Потребовалось много лет, чтобы я начал относиться к этому спокойно, а потом стало даже приятно. Я по-прежнему равнодушен к славе, но стал находить некоторое удовольствие в том, что лет 30 назад воспринимал просто болезненно.
— Я почти уверена, что вам в ранней юности было непросто с девушками, которые любили не вас, а вашу известность. Ну, или вам так казалось.
— Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите, но не могу вспомнить такого в отношениях с женщинами, с которыми был тогда близок. Другой вопрос, что в юности я совершенно не умел подойти к девушке, поэтому с теми, в кого я был по-настоящему влюблен, у меня никогда ничего не было.
— А как научились?
— На практике.
— Все достигается практикой и здесь тоже, понятно.
— Конечно, да. В самую первую свою женщину я даже не был влюблен. Просто я был юноша, и чисто физически без этого было уже невозможно. Она на пару лет старше, сопровождала меня во время гастролей. Я постоянно делал ей комплименты, а после одного из концертов попросил разрешения ее поцеловать. Она разрешила и сказала, что я это заслужил, потому что «все время был очень мил». После ужина мы вернулись в гостиницу, разошлись по своим номерам, вдруг раздался телефонный звонок, и она спросила, не хочу ли я прийти к ней.
До этого в течение более полугода я пытался ухаживать за другой женщиной, и вскоре после той моей первой истории мы стали близки. Я был не то что без памяти влюблен, но увлечен гораздо больше, чем в первый раз. А она в то же самое время встречалась с двумя другими мужчинами. И предпочла мне одного гораздо более знаменитого и старше меня. Они до сих пор в браке, у них дети.
Евгений Кисин с женой. Фото из личного архива
— Сейчас вы производите впечатление очень счастливого человека — и лично, и профессионально.
— Конечно, да. Я занимаюсь любимым делом, творческой работой — тем, что я любил с раннего детства еще до того, как себя помню. В личной жизни я тоже стал счастливым человеком, хотя для этого потребовалось много времени.
— Ваша жена, Карина Арзуманова, тоже пианистка?
— Нет. Но она училась музыке, первой ее учительницей была моя мама. Ее отец был очень опытным педагогом фортепиано. Он отговорил ее продолжать учиться музыке. Сказал, что это дело очень трудное, особенно для женщин, и надо как следует подумать, стоит ли ему посвящать свою жизнь. Кстати, один из аргументов был такой: «Ты никогда не будешь играть как Женя Кисин». Так что пианисткой она не стала. По университетскому образованию она филолог-германист, преподавала немецкий, много лет работала журналистом на радио «Свобода».
— Вы занимаетесь со своими детьми музыкой?
— Своих детей у меня пока нет, а в «Википедии» про меня написан какой-то вздор, что я воспитываю троих детей моей жены. Но у них есть отец — это одна из причин, по которым мы живем в Праге. Дети должны быть рядом с отцом, потому что они с ним очень близки.
Фото: Marco Ayala / www.kissin.org
Награды и похвалы [ править ]
Киссину было вручено множество музыкальных наград и наград со всего мира. В 1987 году он получил Хрустальную премию Симфонического зала Осаки.за лучший спектакль года в 1986 году (его первое выступление в Японии). В 1991 году он получил премию «Музыкант года» от Музыкальной академии Киджиана в Сиене, Италия. Он был специальным гостем на церемонии вручения премии Грэмми 1992 года, транслировался в прямом эфире для аудитории, оцениваемой более чем в миллиард человек, и стал самым молодым инструменталистом года в музыкальной Америке в 1995 году. В 1997 году он получил премию «Триумф» за выдающийся вклад в культуру России. высших культурных наград, присуждаемых в Российской республике, и снова самый молодой в истории лауреат. Он был первым пианистом, которого пригласили дать сольный концерт на BBC Proms (1997), а в сезоне 2000 года он стал первым солистом, когда-либо приглашенным для участия в концерте, открывающем Proms.
В мае 2001 года Киссин был удостоен звания почетного доктора музыки Манхэттенской музыкальной школой. В декабре 2003 года в Москве он получил одну из высших музыкальных наград России — Премию Шостаковича. В июне 2005 года он был удостоен почетного членства в Лондонской Королевской Музыкальной Академии. В марте 2009 года он был удостоен звания почетного доктора наук Гонконгского университета.
- 1995: Музыкальная Америка , инструменталист года
- 1997: Премия «Триумф» за выдающийся вклад в культуру России (он самый молодой лауреат).
- 2001: Почетный доктор музыки, Манхэттенская музыкальная школа , Нью-Йорк.
- 2005: Почетное членство в Королевской музыкальной академии.
- 2005: Премия Герберта фон Караяна, Баден-Баден, Германия (2005)
- Премия Грэмми за лучший инструментальный Солист Performance — для записи сонаты Александра Скрябина и Николая Метнера и трех движений от Петрушки по Стравинского
- 2007: Премия Артуро Бенедетти Микеланджели , Брешия , Италия
- 2009: почетный доктор наук, Гонконгский университет
- 2009: Премия Грэмми за лучший инструментальный солист (ы) Performance (с оркестром) — для записи на второй и третий фортепианного Концертов из Сергея Прокофьева с филармоническим оркестром, дирижер Владимир Ашкенази
- 2010: почетный доктор Еврейского университета в Иерусалиме
- 2010: Вторая премия Грэмми за лучшее инструментальное исполнение солиста (с оркестром)
- 2021: почетный доктор Национальной музыкальной академии (Болгария)
«Стучал ладонями по крышке рояля, чтобы изобразить красную конницу»
— Недавно в Японии прошел концерт, на котором исполнялась музыка вашего собственного сочинения. Вы в первую очередь пианист, а потом композитор? Или уже наоборот?
— Как только я начал в два года и два месяца играть по слуху, то сразу же стал и импровизировать свою собственную музыку. Я даже помню, как в три с половиной года сидел за роялем и импровизировал песню о том, что наш сосед по даче Николай Вдовин плохо обращается со своей собакой по кличке Цыган, а мой папа меня записывал на магнитофон.
Потом я пошел в школу, научился нотной грамоте и сразу стал записывать свою собственную музыку. И вообще, как только узнавал что-то новое, сразу же применял это в своей музыке.
Например, в семилетнем возрасте я написал фортепианную пьесу под названием «Хроматический этюд». Уже знал музыкальный термин poco a poco (постепенно), но еще не знал термина accelerando, и потому написал в своем «Этюде»: «poco a poco ускоряя».
В начальных классах школы я часто болел воспалением легких и писал музыку, лежа в постели. Свои сочинения я неизменно посвящал «моей дорогой и любимой учительнице Анне Павловне Кантор».
— Вы исполняли свою музыку?
— В первом классе я несколько раз играл в наших школьных концертах: в ЦДКЖ (Центральный дом культуры железнодорожника) и в Большом зале Гнесинского института. На афишах значилось: «Кисин. 4 пьесы. Исполняет автор». После выступления в Гнесинском зале я проходил между рядами к своему месту в аудитории, и какой-то дядя сказал: «Вот он, автор!»
Фото: Peter Meisel / kissin.org
Когда я учился во втором классе, в стране отмечалось 110-летие Ленина, и в нашей школе объявили конкурс на лучшее сочинение на «ленинскую тему». Выиграл я со своей пьесой «Революционные картинки», сыграл их в том же Гнесинском зале, и даже повторил на бис. В той пьесе я стучал ладонями по крышке рояля, чтобы изобразить красную конницу.
— Вы писали только для фортепиано?
— Сначала только для фортепиано, потом стал пробовать и для других инструментов, и для голоса. Родители дарили мне книги о разных музыкальных инструментах, я их запоем читал, но без практики мало представлял себе их возможности. Однажды я написал что-то для альта, Анна Павловна показала это преподавательнице альта в нашей школе, и та объяснила, что это на альте сыграть невозможно. Услышав это, я заявил: «Пусть альт развивается!»
Несколько лет спустя один мой школьный товарищ, учившийся на скрипке, попросил меня написать вариации на какую-нибудь известную тему для скрипки и фортепиано. Я написал вариации на главную тему 1-й части скрипичного концерта Мендельсона, дал их своему товарищу, и через несколько дней, посмотрев их, он сказал мне: «Знаешь, Женя, если бы Яша Хейфец очень хорошо позанимался, то, может быть, он смог бы сыграть половину!»
Фото: Pierre Anthony / www.kissin.org
— Когда пианист сочиняет свою собственную музыку, это не мешает ему исполнять чужую?
— Я сочинял очень много лет до 15-ти и какие только стили и инструменты не перепробовал. Написал песни на стихи Шолом-Алейхема и концерт для фортепиано и духовых, который состоял из трех частей (но длился в общей сложности минут девять). А потом вдруг — раз! — и почувствовал, что собственная музыка перестала приходить мне в голову. Как раз в то самое время я начал все больше выступать с концертами и подумал: «Так тому и быть: я исполнитель, а не композитор».
И вот лет 10 назад неожиданно началось снова. Я написал четыре пьесы для фортепиано, причем одну из них, токкату, начал сочинять еще в 1986 году, но тогда почему-то написал всего несколько строк, а вот много лет спустя закончил.
Показал я эти пьесы Арво Пярту и спросил его: «Пожалуйста, скажите мне абсолютно честно: стоит мне продолжать этим заниматься или нет?» На что получил ответ, что, безусловно, стоит.
Его одобрение меня, разумеется, очень обрадовало и вдохновило, я продолжил сочинять, а несколько лет спустя немецкое издательство «Хенле» согласилось публиковать мою музыку. У меня уже опубликованы четыре опуса: четыре пьесы для фортепиано соло, соната для виолончели и фортепиано, струнный квартет и поэма для женского голоса и фортепиано «Танатопсис» на стихи Уильяма Каллена Брайанта.
Детство и юность
Артист родился 10 октября 1971 года, считал своей исторической родиной Израиль. Впоследствии изучал идиш, на котором разговаривали бабушка и дедушка. Отец мальчика — аэрокосмический инженер Игорь Борисович Отман, а мать — учитель фортепиано Эмилия Ароновна.
Известно, что в первые годы жизни Женя был болезненным ребенком. Однако уже в 11 месяцев продемонстрировал родителям невероятный талант — напел мелодию из фуги Иоганна Себастьяна Баха, пока старшая сестра занималась на фортепиано.
А в 2 года мальчик, начав дотягиваться до клавиш инструмента, стал импровизировать. Мать понимала — сын на слух пытается воспроизвести музыку, которую слышит вокруг. Естественно, учительница по профессии заметила феноменальный дар ребенка, поэтому уже в 6 лет отдала его в гимназию имени Гнесиных.
Там его взяла под крыло Анна Кантор. Преподаватель сильно удивилась новому ученику — тот играл сложнейшие произведения, при этом из нотной грамоты не знал ничего. Да и сам Кисин впоследствии в интервью говорил, что не увлекался разучиванием гамм. А сразу играл то, что ему нравилось.
Изначально Женя носил фамилию отца — Отман. Но другие дети часто высмеивали мальчика из-за его принадлежности к еврейской национальности. И тогда родители, чтобы уберечь ребенка от издевательств, решили сменить фамилию наследника на Кисин (по матери).
Несмотря на занятия музыкой, Евгению не были чужды обычные увлечения. В детстве будущий пианист-виртуоз коллекционировал солдатиков и значки, с друзьями играл в футбол. Мяча у них не было, вместо спортивного инвентаря ребята использовали все, что попадалось под руку, даже старые ботинки.
Особенное место в биографии Жени занимала поэзия. С ранних лет он декламировал стихи, даже сам сочинял небольшие произведения. Еще уважал шахматы — любовь к игре у него воспитал отец. Однажды ему посчастливилось сесть за один стол с композитором Кабалевским Дмитрием Борисовичем. Тот после игры оставил подростку автограф.
Все же музыка оставалась главным вектором устремлений Евгения. В гимназии под руководством Анны Павловны он проучился 12 лет. Ректор Гнесинского института предложил преподавателю сменить место работы, чтобы помогать Кисину в получении профессионального образования. И Кантор согласилась. Даже сейчас пианист часто обращается к единственной наставнице, представляя той новые программы.