Вспомогательный звук

Урок сольфеджио №33: мелизматика. знаки сокращения нотного письма

Метки

Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара

Хроматизм в музыке

Хроматизм в музыке — это введение в тональность звуков, не входящих в ее диатонический ряд, путем изменения ступеней тональности на полутон. Название «хроматизм» произошло от греческого слова «хрома», которым пользовались для обозначения трех понятий: цвет, краска, эмоции. Музыканты прошедших столетий представляли диатонические ступени звукоряда как цвета радуги, а полутоновые изменения — как их оттенки.

Вспомогательный хроматизм заключается в появлении после основной ступени тональности измененного на полутон звука, который сразу же возвращается в эту ступень. Вспомогательный звук возвращается в ту же ноту, из которой вышел, при этом не оказывает значительного влияния на мелодию. Пример вспомогательного хроматизма: фа — соль бемоль — фа.

Проходящий хроматизм представляет собой переход от одной диатонической ступени к другой через хроматический звук. Примером здесь может быть: фа — фа диез — соль. Проходящий хроматизм участвует в движении мелодии.

В этюде Шопена a-moll op. 10 N2 можно наблюдать мелодический хроматизм при диатонических аккордах. Мелодическая линия романса «Ночь» Рубинштейна содержит хроматизмы восходящего тяготения. Бетховен в 32-й сонате для фортепиано (2-я часть, в начале 1-й вариации) использует хроматизм, направленный от звуков тонического трезвучия, уводящий в другую тональность. Хроматизм широко использовал в своих произведениях Вагнер, например, в опере «Тристан и Изольда».

Хроматической называется гамма, движение в которой осуществляется только полутонами. Хроматическая гамма создается заполнением больших секунд полутонами, звукоряды натурального мажора и минора составляют ее основу.

В целом считается, что в зависимости от темпа хроматизм преследует различные цели в музыке: при медленном темпе добавляет эмоциональные интонации, а при быстром играет звукоизобразительную роль.

В гармонии под альтерацией подразумевается хроматическое изменение неустойчивых ступеней лада, усиливающее их тяготение к устойчивым ступеням. Альтерация считается частным случаем хроматизма, так как альтерируются только неустойчивые ступени, а ступени тонического трезвучия остаются неизменны.

При применении альтерации ладовые тяготения аккордовых и мелодических звуков усиливаются, возникает свежее, нехарактерное звучание, ярче проявляется гармонический колорит. К альтерации часто обращаются при модуляции.

Как не переборщить с мелизматикой

Мелизмы — украшение песни. И это не тот случай, когда их не бывает много. Часто вокалист вплетает в песню мелизм за мелизмом, как будто хочет «надеть всё лучшее сразу». Не надо так!

Важно учитывать строение песни. Для большинства зарубежных песен в жанре soul стандартная форма такова: куплет, припев, куплет, припев, бридж (кульминация) и ещё один припев. Вокалисту стоит показать свои яркие способности — в бридже и в последнем припеве

А до того в песне всё должно идти постепенно. Не лучший способ начать первый куплет — в формате «Вот что я могу!» В итоге, и вокалист устанет с первых строчек петь мелизмы и выдохнется; и зритель не поймёт, что же конкретно ему оценивать, потому что всё очень витиевато

Вокалисту стоит показать свои яркие способности — в бридже и в последнем припеве. А до того в песне всё должно идти постепенно. Не лучший способ начать первый куплет — в формате «Вот что я могу!» В итоге, и вокалист устанет с первых строчек петь мелизмы и выдохнется; и зритель не поймёт, что же конкретно ему оценивать, потому что всё очень витиевато.

Кроме того, песня должна подходить вокалисту. Это легко проверить. Спойте куплет и припев — и сразу будет ясно, вам относительно легко или всё-таки трудно, подходит ли тональность. Да, тональность можно изменить, но лучше сразу выбирать по себе.

Не стоит ставить себе спортивную цель: «Я возьму эти ноты во что бы то ни стало!» Мелизмы всегда затрагивают верхние ноты, и если это не ваша тональность, будет сложно.

И, наконец, есть композиции, где обилие мелизмов просто неуместно. Например, если песня — военная, сдержанная по смыслу.

Что такое вспомогательный звук

См. также решения задач

Абызова 661 №№1,2,3,4,5

Алексеев 489-499, 526-538

Бригадный 611 №№1,2,3,4,5,6,7 642 №№1,2,3,4,5,6

Мясоедов 193,194, 195,196,197

Вспомогательные звуки

Простые формы вспомогательных звуков помещаются ступенью ниже или ступенью выше аккордового тона и образуются движением на секунду вниз (или вверх) и обратно. В. з. возникает на слабом или относительно сильном времени такта.

Верхние вспомогательные звуки могут образовывать с аккордовыми тон или полутон, нижние, как правило, полутон.

Вспомогательные звуки бывают диатонические и хроматические.

Не используются вспомогательные звуки к тем аккордовым тонам, которые удвоены в другом голосе, но в той же октаве.

Вспомогательные звуки бывают простые и сложные.

Самый сложный момент — особые формы вспомогательных звуков.

Особые формы вспомогательных звуков характеризуются отсутствием аккордового тона, с которым связан вспомогательный либо до, либо после него.

1. В. з. может быть взят скачком с последующим обычным разрешением на ступень вниз или вверх. Направление скачка противоположно направлению разрешения. Смена гармонии.

2. В. з. может быть покинут скачком. Направление скачка противоположно движению от аккордового к вспомогательному звуку.

3. В. з., взятый после своего аккордового тона, может быть покинут скачком, ведущим в противоположно направленное задержание к тому же звуку аккорда. Это опевание.

4. В.з. может быть покинут скачком, направленным к противоположному вспомогательному (опевание).

5. Как и при разрешении задержания, между вспомогательным звуком и его разрешением может быть взят любой звук данного аккорда.

6. В.з., взятый после своего аккордового, может разрешиться в тот же звук, но ставший в новом аккорде задержанием.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ.

Вы знаете, что звуки, которые образуют мелодию, могут повторяться, двигаться поступенно, по звукам аккордов, скачками. Еще один мелодический прием – вспомогательные звуки. Они появляются между повторением одного и того же звука ступенью выше или ниже:

Композиторы, стремясь к большей выразительности мелодий, используют вспомогательные обороты с интонацией полутона. В этом случпе вспомогательные обороты могут быть со знаками альтерации () и называются альтерированными или хроматическими:

Вспомогательными могут быть не только мелодические звуки, но и определенные аккорды. Вспомогательный аккорд звучит между повторением одной и той же гармонии на слабой доле при плавном движении голосов.

1. Во фрагменте пьесы Чайковского найди и обведи вспомогательные звуки простые и хроматические:

2. Спой упражнения и сравни их. Транспонируй в тональности Си-бемоль и Си мажор:

3. Играй и пой в тональности Си мажор указанные ступени в заданном ритме:

4. Определи и подпиши аккорды в примерах:

5. Найди и отметь в музыкальном фрагменте вспомогательные звуки. Выучи наизусть, пой с дирижированием:

ПРОХОДЯЩИЕ ЗВУКИ. ПРОХОДЯЩИЕ АККОРДЫ.

Проходящие звуки поступенным движением заполняют расстояние между различными по высоте опорными звуками мелодии. Например:

Как и вспомогательные звуки, проходящие звуки могут быть диатоническими (простыми) или хроматическими (изменёнными):

Проходящими могут быть не только звуки, но и аккорды, чаще всего квартсекстаккорды. Проходящий квартсекстаккорд звучит между трезвучием и его секстаккордом (или наоборот, между секстаккордом и трезвучием) на слабой доле при плавном движении голосов:

1. По образцу построй, играй и пой всеми способами проходящие обороты в тональностях Ля мажор и до минор:

2. Во фрагменте пьесы Мендельсона найди и обведи вспомогательные и проходящие звуки, определи, какие они – диатонические или хроматические, восходящие или нисходящие:

3. Спой упражнения и сравни их. Транспонируй в тональности Си и Ля-бемоль мажор:

4. Сыграй и спой в тональности Ре мажор указанные ступени в заданном ритме:

5. Проанализируй мелодию, построй указанные аккорды, пой с аккомпанементом:

ТОНАЛЬНОСТЬ Ре-бемоль мажор

1. Запиши гамму Ре-бемоль мажор, подпиши ступени.

Выполни все построения, уверенно играй и пой:

2. В Ре-бемоль мажоре пой следующие секвенции:

а)

в) дома тренируйся один голос секвенции играть, другой – петь:

3. Спой в тональности Ре-бемоль мажор последовательности ступеней:

а) I – III – II – IV – VI – V – I.

б) V – âI – áVI – IV – III – âVII – I.

в) I á – âV – III – VI – V – áVII – I.

4. Построй на ступенях Ре-бемоль мажора все секунды, терции, кварты и квинты. Определи и подпиши качественную величину интервалов. Устойчивые ступени пиши белыми нотами, неустойчивые закрашивай. Неустойчивые интервалы разреши по тяготению. Все интервалы играй (гармонически) и пой всеми способами:

Результаты построений запиши в таблицу:

Упражнения для обучения мелизматике

Выберите песню с мелизмом, который вы хотите спеть, — например в YouTube. Замедлите видео, выбрав скорость 0,5, — и несколько раз прослушайте фрагмент. Если у вас есть инструмент, попробуйте на слух подобрать ноты, которые содержит мелизм. Например, их пять или семь. Запомните и повторяйте очень медленно. Раз за разом. Пойте их чётко. Пытайтесь постепенно переходить от медленного темпа к быстрому

Важно начать с правильной ноты, закончить на правильной ноте — и прийти в нужную тональность

Конечно, звучит непросто. Тренируясь самостоятельно, вы можете неправильно запомнить ноты и дальше будете петь, считая, будто получается мелизм, а это что-то совершенно другое. Поэтому лучше обучаться с преподавателем.

Разновидности мелизмов

Мелизматика — это техника, имеющая несколько подвидов, каждый из которых имеет определенные правила для исполнения композиции, а также свой знак нотной символики. Разновидности приема следующие:

  • Мордент.
  • Трель.
  • Короткий и долгий форшлаг.
  • Группетто.

Мордент

Мордент — своеобразное дробление ноты, в результате которого она будто бы рассыпается на три звука. Два из них — основные, а третий — вспомогательный, который, вклиниваясь, дробит звучание. Вспомогательный звук может быть верхним или нижним (как то положено по гамме). Иногда между ним и основным расстояние сжимается до полутона с помощью бемолей и диезов.

Как играть вспомогательный звук, подсказывает знак мордента: если он перечеркнут, то на секунду ниже, если нет — то выше.

Форшлаг

Форшлаг — один или несколько звуков, которые предшествуют украшающему. Может быть коротким и долгим. Короткий форшлаг в большинстве случаев состоит лишь из одного звука. Обозначение — маленькая 8-ая нота с перечеркнутым штилем. В тех редких случаях, когда коротких форшлагов несколько, они указываются как маленькие 16-ые ноты. Штиль не перечеркивается. Долгий (длинный) форшлаг — это один звук, который входит в длительность основного, разделяет с ним время на пару. Обозначение — маленькая нота с длительностью в 2 раза меньшей, чем основная.

Группетто

Группетто называют быстрое исполнение последовательной череды нот, опевание вспомогательным верхним и нижним основного звука. Между ними расстояние в секунду, т.к. это соседние клавиши или звуки. Этот вид мелизма отмечают завитком, напоминающим перевернутую восьмерку бесконечности. Если исполнение должно начинаться с верхнего вспомогательного звука, то завиток тоже начинается сверху, если с нижнего, то, соответственно, символ начинается снизу. Еще одна черта: когда символ группетто расположен над нотой, то мелизм исполняется во время всей ее длительности; если между нотами, то его длительность — это вторая половина звучания.

Трель

Трель — быстрое чередование двух коротких звуков, один из которых (обычно нижний) — вспомогательный, а второй — основной. Знак этого мелизма — волнистая линия. Ставится она над основным звуком. Длина трели равна длине ноты, которую выбрали для исполнения мелизма. Когда она начинается со вспомогательного звука, то перед основным обычно ставится маленькая нота. Мелизматика призвана придать мелодии легкость, узнаваемую своеобразность, некоторую старинную окраску. Прием является довольно искусным: при его исполнении длительность песни не должна увеличиваться, а звучание должно усложняться.

Предыдущий урок

Следующий урок

Как развить индивидуальный стиль

Для обучения важно слушать много музыки. Кристина Агилера, Мэрайя Кэрри, Ариана Гранде, Тори Келли, Стиви Уандер замечательно поют мелизмы. Слушая их, вы начнёте тренировать мозг запоминать различные вокальные рисунки — а дальше вам уже будет легче повторить за исполнителем

Музыку при этом нужно выбирать именно ту, которая нравится, а не просто «ради тренировки»

Слушая их, вы начнёте тренировать мозг запоминать различные вокальные рисунки — а дальше вам уже будет легче повторить за исполнителем. Музыку при этом нужно выбирать именно ту, которая нравится, а не просто «ради тренировки».

Что послушать

У многих знаменитых исполнителей есть авторский стиль в мелизматике. На этом видео собраны яркие примеры

Прослушивание «фирмовой» западной музыки прокачивает вас как вокалиста. Доказано.

Мелизмы — это самая настоящая импровизация. Когда человек доходит до уровня понимания музыкальных рисунков и структуры песни, он может придумывать собственные варианты соединения разных мелизмов. Тогда пение звучит не как подражание любимому исполнителю, а индивидуально. Так получается самобытность.

Мелизмы импровизация №1 педагога Ольги Никифоровой

Мелизмы импровизация №2 педагога Ольги Никифоровой

Мелизмы: 2 простых и 3 сложных

Форшлаг

Это буквально две ноты, на одну из которых идёт усиление. Его может спеть почти каждый человек. Форшлаг применяется в блюзовых и классических песнях. Все демонстрации мелизмов записаны педагогом вокальной школы Staccato Ольгой Никифоровой.

Форшлаг — Rihanna — Higher

Форшлаг — Christina Aguilera — Merry Christmas

Опевание

Это три-четыре ноты, спетые быстро. При опевании происходят малозаметные движения гортани — это несложно и достижимо за одно занятие с преподавателем. Опевание — популярный мелизм в эстрадном вокале, а в классической школе оно часто используется в хоровом пении.

Опевание — Stevie Wonder — I’ll be loving you always

Опевание — Christina Aguillera — Merry Christmas

Пробежки (Runs)

Это несколько нот, спетые с верхней к нижней или наоборот. Каждая нота по ступеньке в данной тональности поётся в быстром ритмическом темпе, при этом соблюдается рисунок такта.

Если человек хоть чуть-чуть знаком с сольфеджио, он будет понимать, что ему надо уложить это в ритм и прийти к нужной ноте. Легче петь «пробежку» с верхней ноты к нижней, потому что всегда проще начать с точки опоры — со своего максимума, — а не пытаться до него дойти под конец.

Пробежки (Runs) — вверх и вниз

Пробежки (Runs) — Beyoncé — Love On Top

Завитки (Curls)

Этот мелизм сложнее предыдущих. Происходит спуск с высокой ноты вниз, возвращение к одной из нот тональности и снова спуск вниз. Часто после завитков следует завершение: пробежка. Но если пробежки можно спеть на полушёпоте, то с завитками так не получится — нужно владеть голосом. И дыханием. Часто посредине мелизма у новичков оно заканчивается, а ведь гораздо красивее звучит, когда завитки спеты на одном вдохе.

Завитки (Curls) — Mariah Carey — A No No

Завитки (Curls) — Mariah Carey — My all

Петли (Loops)

Здесь мы не только возвращаемся к одной из нот тональности, как в завитках, но и утрируем эту ноту наверху. А пойти обратно вниз можно уже, даже используя другой мелизм. Конечно же, это тоже довольно сложный в исполнении приём. Зато какой эффектный!

Петли Loops — Christina Aguilera Run To You

Петли Loops — Mariah Carey — Emotions

Что важно понять для обучения мелизматике

1. Стили музыки, принесшие нам современные мелизмы, зачастую строятся на пентатонике. Пентатоника — это гамма, которая состоит из пяти нот и не содержит полутонов. Практически все мелизмы построены на мажорной или минорной пентатонике.

Конечно, если вы знаете гаммы и разбираетесь в сольфеджио, вам будет легче освоить мелизматику. Но с преподавателями школы вокала Staccato можно начать этот путь и без глубокого погружения в теорию — просто практикуясь.

Человек, ранее не имевший отношения к музыке, вполне поймёт, как спеть простейшие мелизмы, состоящие из двух-трёх нот. Можно даже научиться этому на первом занятии, если посвятить его только мелизматике. В конце концов, важнее поймать ритм и развить подвижность голосового аппарата.

2. Приходится признать: из-за особенностей нашего языка и культуры, у многих людей в России голосовой аппарат не такой подвижный, как хотелось бы. Поэтому нужно запастись терпением и много заниматься. Иногда просто зазубривать — и в этом нет ничего страшного.

3

Важно также понимать, что мелизмы зачастую поют в высокой вокальной позиции. Все мы можем спеть ноты по-разному — используя грудной резонатор (трахею и бронхи) или головной (полости носа, рта, глотки). Мелизмы крайне трудно спеть из низкой позиции — поэтому лучше использовать высокую

Мелизмы крайне трудно спеть из низкой позиции — поэтому лучше использовать высокую.

Мэрайя Кэри и Уитни Хьюстон поют о том, как важно верить в чудеса и свои способности. Особенно в мелизматике!

Чем отличается современная мелизматика

Мелизматическое пение уходит корнями в культовую музыку мировых религий. Католики использовали его, чтобы петь аллилуйи, православные — для евангельских стихир. Мелизматика была популярна в эпоху барокко и в классико-романтический период.

И теперь есть мелизмы академические, применяющиеся в оперном пении — разнообразные трели и не только. А есть мелизмы эстрадные, о которых мы и расскажем в этой статье. При этом существуют мелизмы, которые используются в обоих направлениях, но звучат по-разному. Например, форшлаг.

Сейчас на Западе, а следом и в России у вокалистов популярны подвижные ритмические рисунки — технически очень быстрые. Это «пробежки» / runs, «завитки» / curls, «петли» / loops и другие. Они как раз пришли к нам не из оперы, а из жанров африканской и афроамериканской культур: джаза, соула, r’n’b.

Стиви Уандер. Гений мелизматики. И просто красавчик.

Альтерация в музыке

Альтерация в теории музыки — изменение высоты ступени ладового звукоряда на полтона или тон, при этом название этой ступени сохраняется с добавлением знака альтерации. Интервал или аккорд, в состав которых входят альтерированные звуки, также становятся альтерированными. С помощью альтерации появляется возможность от любой ступени звукоряда построить лад, вследствие чего возникают разные мажорные и минорные тональности.

С помощью знаков альтерации в нотном письме можно обозначить виды альтерации (всего их 5): на полутоновое повышение звука указывает знак диез, на полутоновое понижение — знак бемоль, дубль-диез (двойной диез) говорит о повышении на тон, дубль-бемоль (двойной бемоль) — о понижении на тон. Бекар отменяет ранее указанные для определенной ноты знаки альтерации.

Случайные знаки альтерации в музыке всегда находятся слева от альтерируемой ноты и действуют только на протяжении такта. Стоящие при ключе знаки альтерации относятся к тональности и действуют на протяжении всего произведения (при отсутствии знаков отмены).

Альтерация в музыке создает атмосферу эмоционального накала, драматизма, конфликта, напряжения. Проникнуться подобной атмосферой, созданной альтерацией, можно, прослушав Фугу cis moll Баха, 5-ю Симфонию Шостаковича, Фантазию c moll Моцарта.

Вспомогательный звук

ЗВУК И АКУСТИКА — Звук это колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах газообразных, жидких и твердых. Такое возмущение, представляющее собой некоторое физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение… … Энциклопедия Кольера

Неаккордовые звуки — (нем. akkordfremde или harmoniefremde Tцne, англ. nonharmonic tones, франц. notes йtrangиres, итал. note accidentali melodiche или note ornamentali) звуки, не входящие в состав аккорда. Н. з. обогащают гармонич. созвучия, внося в них… … Музыкальная энциклопедия

Мордент — (итал. mordente, букв. кусающий, острый) мелодическое украшение, означающее чередование основного звука со вспомогательным. Все морденты исполняются за счёт длительности основной ноты. Мордент, как и вибрато (а также и трель), обозначается… … Википедия

Фигурация — (от лат. figuratio – придание формы, образное изображение) в музыке, усложнение музыкальной ткани мелодическими или ритмическими элементами. Гармоническая Ф. – движение одного из голосов, главным образом баса, по звукам аккордов,… … Большая советская энциклопедия

Старофранцузский язык — Самоназвание: Français du roy Страны: Галлия (Франция) … Википедия

Верхнелужицкий язык — Самоназвание: Hornjoserbšćina Страны: Германия … Википедия

Цусимское сражение — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Цусимское сражение 1905 — Цусимское сражение Русско японская война Хэйхатиро Того на мостике флагманского броненосца «Микаса» … Википедия

Always Outnumbered — Always Outnumbered, Never Outgunned Always Outnumbered, Never Outgunned Обложка альбома «Always Outnumbered, Never Outgunned» (The Prodigy, (2004)) Альбом The Prodigy Дата выпуска 23 августа 2004 Записан сентябрь 1998 апрель … Википедия

Испанский язык — принадлежит к числу романских и происходит от латинского, смешавшегося со многими другими элементами. Язык первоначальных жителей Испании (см. Иберия) погиб во время римско германских завоеваний и переселений, и лишь в Пиренеях, в так назыв.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: