Виды мелизмов
Современные композиторы употребляют некоторые виды мелизмов в расшифрованном виде. Из тех видов мелизмов, что остались, чаще всего встречаются четыре:
-
форшлаг,
-
трель,
-
мордент
-
групетто.
Форшлаг бывает двух видов: короткий и длинный. Наиболее распространенным является короткий форшлаг. Состоит он из одного или нескольких звуков. Одночленный форшлаг обозначается мелкой восьмой нотой, хвостик которой перечеркнут вкось. Ставят его всегда перед основной нотой и связывают с ней коротенькой лигой. Продолжительность форшлага невелика.
Выполняется он очень коротко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука(см. рис. ниже):
Короткий форшлаг из нескольких звуков условно обозначается мелко написанными шестнадцатыми нотами. Он также выполняется очень кратко за счет времени, нужного для выполнения предыдущего звука.(см. рис. ниже):
В музыкальных произведениях, написанных до XIX века, короткий форшлаг исполняли за счет звука, перед которым он стоял (см. рис. ниже):
Другой вид форшлага — долгий форшлаг — встречается в литературе прошлых веков. Обозначался он мелко написанной нотой соответствующей длительности, выполнялся за счет главного звука, как правило, половины его продолжительности (см. рис. ниже):
Фрагмент «Турецкий марш», Моцарт
Современные композиторы длинный форшлаг как вид мелизма не применяют и мелодический рисунок в случае необходимости выписывают расшифрованным — нотными знаками соответствующей продолжительности.
Трель — очень распространенный вид мелизма. Это быстрое чередование главного и верхнего вспомогательного (соседнего сверху) звуков. Скорость выполнение трели зависит от технической сноровки исполнителя. Обозначается трель начальными двумя латинскими буквами полного названия trillo — tr., ставящиеся над нотой, иногда с приданием волнистой линии.
Волнистая линия пишется тогда, когда трель стоит над нотами одинаковой высоты, связанными лигой (см. прим. выше) или когда к знаку трели добавляется еще выписанный мелкими потами ее —
нахшлаг (см. пример ниже).
В других случаях знак трели пишут над нотой без волнистой линии. В некоторых случаях к трели добавляется еще и форшлаг, который также выписывается мелкими нотами (см. прим. выше).
Мордент — быстрое чередование главного, верхнего или нижнего вспомогательного и снова главного звуков. Обозначается он особым знаком, который ставится над нотой. Продолжительность ноты, над которой стоит мордент, условно делится на две равные части: первая приходится на главную и верхнюю или нижнюю вспомогательную, вторая — снова на главную. Ударение — на первой главной ноте. Знак альтерации над или под мордентом указывает, что вспомогательная (верхняя или нижняя) соответственно изменяются (см. рис. ниже буква д).
Мордент бывает просты м (чередуются главный и верхний вспомогательный звуки, см. рисунок выше буква а), простым перечеркнутым (чередуются главный и нижний вспомогательный звуки, см. рисунок выше б), двойным (дважды повторенный простой мордент, см. пример выше в) и двойным перечеркнутым (дважды повторен простой перечеркнутый мордент, см. рисунок выше г).
Групетто — воспроизводится особым знаком, который передает чередование верхнего вспомогательного, главного, нижнего вспомогательного и снова главного звуков. Его пишут или над нотой — тогда продолжительность ее делится на четыре равные части (см. рисунок ниже а), или меж нотами одинаковой или разной высоты — тогда группу выполняют за счет длительности первого звука ровно или за счет второй половины главного звука (см. пример ниже б и в). Знак альтерации над или под знаком групетто означает соответствующее изменение вспомогательных звуков (см. рисунок ниже г).
Что такое мелизмы?
Мелизмы (от гр. мелизмос — особый способ пения и мелос — мелодия, песня) — это небольшие мелодические обороты устойчивой формы, которые выписывают как дополнение к основной мелодии мелкими нотами или специальными условными знаками. Применяют их как украшения мелодии или других голосов музыкального произведения.
Мелизматическое пение (дав.-гр. μέλισμα — песня, напев), также Мелизматический распев — способ распевания текста, при котором на один его слог приходится четыре и более звуков мелодии.
Мелизмы в вокале
Мелизматическое пение свойственно для литургической музыки мировых религий. В католических песнопениях мелизматично распеваются Kyrie, Аллилуйя, псалмовые стихи градуалов, великих респонсориев. В православных песнопениях широкий распев характерен для 11 евангельских стихир. Образцом мелизматического пения в византийской музыке считается кондак. Мелизматический распев культивировался в стиле, называемом калофония.
Мелизмы народной музыки всегда нужно выписывать мелкими нотами над словом или отдельным слогом, на который они поются. Иногда народные певцы пользуются методом постепенного сползания звука от верхней до нижней ноты или постепенному, без прыжка, подъема от нижней до верхней ноты. «Подъезды», форшлаги, глиссандо и предъемы исполняются в поспевках или отдельных характерных народной манере пения фразах песен непринужденно, свободно, игриво; легким «скольжением» голоса сверху к основному тону мелодии и наоборот.
В музыкальной литературе былых времен существовало много видов мелизмов.