Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Из истории вокального искусства

О школах вокального искусства

С точки зрения эстетического плана выделяются следующие вокальные школы:

Немецкая.  Для неё характерна сдержанность и ограниченность выразительных средств. Опиралась в своём развитии на национальную вокальную музыку Баха, Бетховена, Мендельсона-Бартольди, Вебера, Шумана и др., а также на творчество австрийских композиторов: Моцарта, Шуберта. Большое развитие получило в Германии искусство камерного пения. Особый оперный стиль сложился под влиянием творчества Вагнера. Выдающиеся представители немецкой вокальной школы: Г. Зонтаг, В. Шрёдер-Девриент, Л. Леман, Ю. Штокхаузен, А. Ниман и др.

Итальянская. Страстная и восторженная. Черты итальянского академического исполнения: мелодика, обладающая гибкостью, разнообразие, представленное ритмичностью, элементы народно-песенного творчества, особенности фонетического строения языка и т.п. На протяжении нескольких столетий со времени возникновения в эпоху Возрождения итальянская школа оказывала сильное влияние на развитие профессиональных навыков у певцов других национальных европейских школ. Итальянские певцы славились своими голосами и блестящей вокальной техникой бельканто. В 19 веке оперное творчество Россини, Беллини, Доницетти и Верди, в 20 веке — Пуччини. Многие итальянские певцы 19-20 вв. получили мировое признание: А. Каталани, А. Тамбурини, Дж. Паста, Л. Лаблаш, А. Патти, А. Мазини, Э. Карузо, М. Баттистини, Титта Руффо, А. Галли-Курчи и др.

Французская. Свойственен декламационный стиль. Связано это с традициями исполнения средневековых поэтов-певцов и декламацией поэтов и актёров французской классической трагедии 17-18 вв. (Корнель, Расин). Оперное творчество композиторов Люлли, Рамо, Глюка, Гретри, Мейербера, Гуно, Визе. Среди выдающихся французских певцов: А. Нурри, Ж. Л. Дюпре, Д. Арто, М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа и др.

Русская. Для неё свойственна глубокая выразительность слова и чувственность, простота, искренность, задушевность исполнения, напевность и ритмическое изящество мелодического рисунка. Возникла на основе народного певческого искусства с учётом опыта других вокальных школ. Русские певцы 18 века: Я. С. Воробьёв, Е. С. Сандунова и др. Реалистическая художественная направленность школы сложилась под непосредственным воздействием оперного и камерного вокального творчества композиторов-классиков: Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. Основоположником русской классической вокальной школы был Глинка. Лучшие певцы первой половины 19 века: О. А. Петров, А. Я. Воробьёва-Петрова, Д. М. Леонова, А. П. Лодий. На принципах рус. школы воспиталась плеяда замечательных певцов: Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов и др.

Лучшие способы тренировки ваших голосовых связок

Итак, до этого мы говорили о самых первых шагах, которые необходимы, если вы хотите научиться петь:

  • Разобраться в физиологических механизмах пения,
  • Научиться ставить голос,
  • Работать над музыкальным слухом,
  • Прислушаться к собственному пению.

Это — самые основы, освоив которые вы уже сможете двигаться дальше. Существует огромное количество методов и приёмов, которые помогут вам окончательно добиться чистого и красивого пения.

Так, попробуйте подыскать онлайн-платформу, где можно заниматься пением регулярно. Конечно, никто не становится Селин Дион за один урок — понадобится целый курс занятий.

Классические занятия музыкой, возможно, не вызовут у вас бурного энтузиазма, однако, это самый эффективный метод. Вы будете тренировать диатонические и хроматические гаммы, заниматься сольфеджио и арпеджио. Разумеется, вместе с учителем, иначе можно забрести не туда и наделать ошибок, что было бы просто глупой потерей времени.

В идеале — начать изучать музыкальный инструмент, не требующий идеального слуха (так что откажитесь от скрипки). Это станет серьёзной помощью для тренировки вашего музыкального слуха. А если вы выберете пианино, то оно вам поможет начать петь с верной ноты — помните мы говорили про ту самую «Ля», что считается эталоном.

Учиться петь — это всё равно, что учиться миметизму. Главное — знать, какую ноту мы берём, и постараться её воспроизвести максимально похоже. А дальше, как только вы разберётесь с нотами, научитесь себя слушать и слышать, останется только практика. Усердная и регулярная практика — то, что поможет вашему прогрессу.

Выберете подходящие уроки пения, которые рассчитаны на ваш уровень и соответствуют вашим целям и задачам. Примите удобную позу, уберите любое напряжение в спине и челюсти, расслабьте плечи. Помните, что стоя петь легче, чем сидя.

Регулярно распевайтесь перед уроком, чтобы укрепить голосовые связки и гортань (они нуждаются в тренировке, как и любые другие мышцы вашего тела). Так с каждым разом вам будет всё легче и легче попадать в ноты.

Не стесняйтесь записывать на диктофон ваши уроки и выступления. Прослушивайте получившиеся записи, чтобы после прослушивания вы могли поработать над ошибками. Так вы поймёте, какие моменты у вас получаются хорошо, а какие нуждаются в дополнительных тренировках.

Учитесь правильно дышать. Хороший преподаватель поможет вам освоить разные техники для правильного дыхания, что в свою очередь позволит вам дольше тянуть ноту и не сбиваться.

Заниматься пением необходимо регулярно, чтобы добиться прогресса. Лучше посвящать музыке 20 минут каждый день, чем уделять два часа раз в неделю. Так вы меньше будете уставать и в то же время совершенствоваться маленькими шагами. Главное — быть терпеливым и внимательным, не перенапрягать связки и не перетруждаться. Пейте много воды не только во время уроков пения, но и в течение всего дня. Голосовые связки нуждаются в постоянном увлажнении.

Осталось только найти хорошего преподавателя по пению!

Практическое упражнение n°1: учимся поднимать или опускать ноту на четверть тона и полутон

  1. Возьмите какую-нибудь ноту на пианино,
  2. Воспроизведите её голосом и потяните,
  3. Мягко возьмите ноту чуть выше и вернитесь обратно к изначальной ноте (восходящее глиссандо),
  4. Мягко возьмите ноту ниже и вернитесь обратно к изначальной ноте (нисходящее глиссандо).

Практическое упражнение n°2: постановка голоса в нужной тональности

  1. Сыграйте гамму до-ре-ми-фа-соль на пианино (можно использовать электронное фано онлайн),
  2. Пропойте ноты, не используя полутона,
  3. Пропойте ноты, используя полутона.

Практическое упражнение n°3: проработайте вашу способность петь мелодию акапелла

  1. Выучите песню, прослушав её несколько раз,
  2. Воспроизведите её без аккомпанемента,
  3. Запишите полученный результат и прослушайте, чтоб отработать сложные участки.

Мы никогда не устанем повторять, слушайте себя. И в заключение не забывайте этот принцип: «чем больше мы поём, тем меньше мы фальшивим; чем больше мы слушаем себя, тем чище мы поём».

И, наконец, откройте для себя уроки пения вместе с сайтом Superprof.

Из истории вокала

В древние времена пение было спонтанно. Оно носило народный или религиозный характер. Простые мелодии исполнялись преимущественно в храмах.

По некоторым легендам Конфуций именно благодаря песнопению, с которым ему посчастливилось познакомиться, распространял своё знаменитое учение по всему Китаю. И он совершил это, не обучаясь пению ни в какой школе. Главной в пении тогда была лирическая составляющая, творческое оформление слова.

В Древней Элладе в основе воспитания лежали пение, танцы и музыка, но только как гуманитарная часть обучения. В пении тогда не было цели преодолеть или совершенствовать акустическую природу голоса, специально развивать дыхание или интонировать. Вокальные упражнения чередовались с атлетическими только ради гармоничного развития личности.

Постепенно музыка превзошла другие искусства. Музыкальные произведения становились всё сложнее, пение выросло из чисто лирической акцентуации слова и требовало развития. Певцам стало необходимо воспитывать голос, создавать метод, технику и стиль. Так стали появляться вокальные школы.

На заре христианства появилось своеобразное вокализированное пение, «мелос», базирующийся на вокальных вариациях, наряду с гладким речитативом. Эти вариации со временем были значительно разработаны, так что без особой подготовки певец уже не смог бы с ними справляться.

Первыми профессиональными певцами были менестрели, которые с XIV века выступали в роли так называемых профессиональных музыкантов, которые зарабатывали себе на жизнь игрой на музыкальных инструментах и пением.

Первая школа пения возникла в Риме в V веке н. э. И распространение школ уже невозможно было остановить.

«Певческие школы и капеллы заложили основы для школ пения полифонического периода, высветив фонические элементы, свойственные непосредственности выражения „репрезентативного“, представленческого стиля. Одновременно народное пение породило школу „декоративного“ стиля. В ней главное — те вокальные завитушки и ухищрения, то блестящее вокализирование, которое наводит на мысли о чудесном и порождает легенды о певце-герое».

Среди первых школ следует особенно отметить основанную тосканцем Сан Филиппо Нери в римской церкви Кьеза Нова школу, названную Ораторио, в создании которой принимал участие первый сочинитель хоральной музыки — Палестрина.

C началом XVI века приходит опера. Именно с её возникновением связано окончательное формирование вокального инструмента и настоящей школы пения. В 1599 году в Палаццо Кореи во Флоренции представлением «Дафны» Якопо Пери по либретто Ринуччини было положено начало опере, смеси оратории и маскарада, а вместе с ней и культивированию хороших голосов.

Преподаванием занимались сами композиторы (тоже прославленные певцы), стараясь сделать из своих учеников настоящие музыкальные инструменты с помощью обучения технике дыхания, звукоподачи, развития звука и в соответствии со строго продуманной системой.

Об истории вокального искусства очень подробно рассказал в своей книге «Вокальные параллели» Лаури-Вольпи Джакомо — итальянский певец, лирико-драматический тенор с исключительными диапазоном голоса и певческой техникой.

У каких людей есть талант к пению и музыке

По данным Science ABC, у большинства людей все относительно хорошо с определением нот — если кто-то очень плохо споет песню, многие мужчины и женщины все равно смогут сказать, как называется композиция и кому она принадлежит.

Однако, воспроизводить ноты большинство людей не умеет, потому что им не хватает объема легких, контроля дыхания и способности растягивать и сжимать голосовые связки для достижения желаемого вокального диапазона. Также отмечается, что на возможность красиво петь сильно влияют форма и размер глотки и носовых полостей. У людей, которые хорошо поют, нет проблем с объемом легких и хорошо развиты голосовые связки.

Голосовые связки в открытом и закрытом положении

В качестве наглядного примера важности особенностей голосового аппарата для пения можно привести гитару. Если поставить на обычную и компактную гитару одинаковые струны, они все равно будут звучать по-разному из-за разнице в размерах

Так и с пением: голос есть у всех, но разница в особенностях голосовых связок делает пение одних людей красивым, а других — нет.

Также считается, что на умение петь сильно влияют психологические аспекты человека. Уверенные в своем пении люди будут расслаблены, поэтому голос будет громче, а ноты точнее. Неуверенные же люди зачастую поют тихо и боятся играть с вокальным диапазоном.

На умение петь также сильно влияет уверенность человека в своем голосе

Вдобавок ко всему этому, на умение петь влияет окружение, в которой рос человек. Те, кто познакомился с музыкой в раннем возрасте и вырос в среде, в которой поощряется пение, обычно имеют развитый голос. В то же время люди, родственники которых не пели и не слушали хорошую музыку, во взрослой жизни поют хуже.

Джазовый вокал

Строго сформулировать определение джазового вокала сложно. Каждый исполнитель создает собственный стиль пения, исходя из возможностей голоса. У Эллы Фитцжеральд был широкий диапазон — более двух октав, а Билли Холидей обходилась всего одной.

Джазовая манера исполнения требует безупречно ощущать ритм и гармонию и владеть разными техниками звукообразования. Вокал этого стиля часто подражает инструментальным импровизациям. Послушайте скэт Эллы Фицджеральд:

Исполнители, стремясь добиться особого звучания, порой культивируют голосовые недостатки: хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, горловое и носовое звучание, отсутствие кантилены, неестественная преувеличенная вибрация — все это успешно существует в джазе.

Резонаторы

 Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата.  Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы  и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

 Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать  попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке.  Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала  верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно,  хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и  всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Как научиться красиво петь

В конечном итоге получается, что научиться петь может каждый, главное как можно чаще практиковаться. Лучше всего записаться на уроки пения у профессионала или хотя бы смотреть уроки в Интернете — каких-либо полезных советов в текстовом формате дать невозможно.

Чтобы точно хорошо научиться петь, необходимо записаться к учителю пения — иначе результат не гарантирован

Важно помнить, что большинство звезд мирового масштаба не родились с прекрасным голосом. Упомянутый выше источник Science ABC привел в пример Тейлор Свифт — если сравнить ее старые записи с нынешними, заметно, насколько сильно улучшилось ее пение

Частично это может быть связано с тем, что она повзрослела, но больше всего этому явно способствовала регулярная практика в пении.

А как по вашему, вы хорошо поете? Этот навык был выработан со временем, или он существует с детства? Своим ответом делитесь в нашем Telegram-чате.

Основные стили вокала

По виду вокального исполнения выделяют сольное пение, ансамблевое — обычно от двух до 10 человек исполняют разные партии, и хоровое пение. В хоре участвуют от 5 до нескольких десятков человек.

Но ещё важнее рассказать об основных стилях вокала и, наверное, бесконечном его развитии.

Академический вокал. Для нас это оперы и оперетты, мюзиклы и романсы. Классические каноны исполнения предполагают высокую вокальную позицию и высокий купол, благодаря которым голос становится очень сильным и приобретает максимально объёмное звучание. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. Практически полностью форсирование звука, шумы и хрипы.

Джазовый вокал. Главная особенность — это импровизация, которая достигается определёнными приёмами пения, «подвижностью» голоса и идеальным чувством ритма и гармонии у исполнителя. В джазовом вокале также есть очень много стилей, которые отличаются друг от друга своим исполнением (босса-нова, свинг, кул-джаз, фри-джаз, классикол кроссовер, би-боп, регтайм, спиричуэлс, госпел и еще много других.

Эстрадное пение. Сочетает в себе много стилей и направлений, создаёт богатую палитру образов. Ориентируется на самую широкую аудиторию, и предполагают огромную палитру выразительных средств, ярких и интересных, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать любую песню в необходимом драматическом исполнении.Сегодня эстрадный вокал тесно переплетается с другими стилями — рэпом, фолком, роком, также существуют различные стили эстрадного вокала: поп, рок, соул, фанк, диско, госпел, хип-хоп, хаус, дэнс, элелектро-поп, эвропоп, эстрадный романс, баллада, авторская музыка, шансон, кабаре. В эстрадном пении используются приемы: хрип, сип, шумы, гроул, скрим, рыки, милизматика, субтон, фальцет. Используются все виды атак звука.

Рок-вокал. Ему присущи «хрипотца» или «песок» в тембре голоса. Такое звучание получается вследствие скованности (зажатости) гортани и связок и совершенно другой работы голосового аппарата. Для создания определенного настроения используются техники экстремального вокала. Наиболее известные гроулинг (рычащий звук) и скриминг (визг).

Народное пение. Относится к традиционной и национальной культуре определённого народа. Вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество.

Современное вокальное искусство — прекрасно в своём многообразии. Читайте интервью с педагогами нашей школы, каждый из которых только подчёркивает невероятные возможности дальнейшего развития этого искусства и возможностью для каждого, кто не может не петь, найти свою уникальную манеру исполнения. В любом стиле.

Иллюстрация: «Урок пения» Федерико Дзандоменеги

Джазовый вокал

Джаз родился из африканских ритмов и европейской гармонии, вобрал в себя элементы афроамериканского и латиноамериканского фольклора. В Новом Орлеане в 1917-м была выпущена первая джазовая пластинка — и с тех пор это направление завоевало целый мир, а также дало жизнь многим современным стилям музыки: соулу, фанку и другим.

Дуэт «Первой леди джаза» Эллы Фицджеральд и легенды джаза Фрэнка Синатры по прозвищу the Voice (Голос)

У нас в стране джаз поначалу тоже был популярен, но в 1940-х из-за «борьбы с космополитизмом» это направление музыки запретили. Поэтому джазовым музыкантам в какой-то момент пришлось начинать всё с нуля. «Можно говорить, что Лариса Долина поёт джаз, но у неё всё слишком просто. В формате „СССР начал учить джаз“, — комментирует Ольга Никифорова. — Сейчас есть много ребят, которые умеют делать такие вещи! Сочетать столько техник в одной — например, спеть мелизм, переходя с субтона в яркий звук, а потом ещё и прорычать! Вот это и есть джаз».

Мариам Мерабова уверена, что джаз зря считают музыкой не для всех. «Как можно сопротивляться совершенно изумительному, огромному ритмическому пласту этой музыки? Просто слушайте — и всё»

Джаз — это игра не по правилам. Вокалисты могут нарушать ритмику произведения или идти против гармонии. Только вот: чтобы нарушать правила, нужно сначала хорошенько их выучить. Освоить базовые навыки вокала: поставить дыхание, научиться артикуляции, уметь пользоваться резонаторами. Если у вас небольшой диапазон голоса, нужно будет поработать над тем, чтобы его расширить.

Джазовые исполнители используют субтонирование (пение с придыханием) и мелизматику. Практикуют бендинг — это подход от одного звука к другому, исполненный в узком диапазоне. И обожают шаутинг — особую манеру пения, которая включает в себя разнообразные приемы речевого интонирования: шёпот, стон, крик.

Многие эстрадные исполнители пользуются джазовыми приёмами: от Мэрайи Кэри до Бейонсе. А Эми Уайнхаус и вовсе считала себя джазовой певицей. «У Кристины Агилеры бэлтинг чередуется с рыком — и это чисто джазовая манера», — комментирует Ольга Никифорова. Бэлтинг — это умение петь высокие ноты полным голосом. Основа основ современного вокала, и не только джазового.


Билли Холидэй была первым эталоном джазового вокала и примером для подражания последующих поколений — и в вокале, и в образе

Джазовые вокалисты обязательно учатся петь мировые хиты, на которых так удобно импровизировать. Это джазовые стандарты. На джем-сейшнах за основу берут ту или иную песню — и затем преобразовывают её, как только захочется! Таких хитов — несколько сотен: What a wonderful world Луи Армстронга, Fly me to the moon Барта Ховарда и так далее.

Импровизация — важнейший элемент джаза. Переосмысливая мелодию, джазисты нередко старались подражать звучанию разных инструментов. Именно так родилась манера «скэт-пения». Это фонетическая импровизация, когда поются не слова или фразы, а просто отдельные слоги. «Скэт» начался с Луи Армстронга — говорят, у него просто упал на пол нотный лист, где был записан текст. Элла Фицджеральд тоже хорошо умела имитировать джазовые инструменты — саксофон и трубу.

Теория. Какими бывают стили вокала

Даже если у исполнителя природно больше возможностей для одного стиля, он может пробовать себя в разных. Это поможет развить мышцы гортани и научиться петь эмоционально. Более того, эстрадный вокал, за котором многие приходят в Staccato, как раз и подразумевает синтез различных вокальных направлений.

Академический вокал

Исполнитель поёт в высокой вокальной позиции, из-за чего звук получается объёмным и настолько мощным, что заполняет собой весь зал — и можно обойтись без микрофона. Этот стиль предполагает сильное дыхание и широкий вольный диапазон. Академическое пение — это строгость и верность канонам, сложившимся за века.

Эстрадный вокал

Исполнитель поёт естественно, используя речевую позицию голосового аппарата. Для эстрадного пения важны правильная опора звука и многообразие тембральных оттенков голоса. Можно экспериментировать с вокальными приёмами, в том числе заимствуя их из академического, народного и джазового вокала.

«Записывая “Back To Black“, я слушала исключительно хип-хоп и джаз», — вспоминала Эми Уайнхаус. Она считала себя, в первую очередь, джазовой певицей.

Джазовый вокал

Это безупречное чувство ритма, подвижный и гибкий голос, а также способность импровизировать. Джазовые исполнители имитируют голосом звучание музыкальных инструментов, синтезируют вокальные приёмы народного и эстрадного пения, используют фальцет и грудное пение.

Рок-вокал

Многогранный стиль, где эмоциональность вокала и смысловая нагрузка песни важнее гладкости звучания. Рок-вокалисты владеют сложными техниками, в том числе экстремальными — от крика до хрипа (или — от скримминга до харша).

Народный вокал

Такое пение отличается разговорной манерой исполнения. Причём, у разных народов свои традиции и интонации. Народный вокал — это, к примеру, горловое пение, которое используют тибетцы. Или тирольское пение (йодль), где исполнитель переключается с грудного на головной резонатор и обратно. Русский этнический вокал отличается прямым и открытым звуком, плавностью, звучанием чистых гласных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: