О школах вокального искусства
С точки зрения эстетического плана выделяются следующие вокальные школы:
Немецкая. Для неё характерна сдержанность и ограниченность выразительных средств. Опиралась в своём развитии на национальную вокальную музыку Баха, Бетховена, Мендельсона-Бартольди, Вебера, Шумана и др., а также на творчество австрийских композиторов: Моцарта, Шуберта. Большое развитие получило в Германии искусство камерного пения. Особый оперный стиль сложился под влиянием творчества Вагнера. Выдающиеся представители немецкой вокальной школы: Г. Зонтаг, В. Шрёдер-Девриент, Л. Леман, Ю. Штокхаузен, А. Ниман и др.
Итальянская. Страстная и восторженная. Черты итальянского академического исполнения: мелодика, обладающая гибкостью, разнообразие, представленное ритмичностью, элементы народно-песенного творчества, особенности фонетического строения языка и т.п. На протяжении нескольких столетий со времени возникновения в эпоху Возрождения итальянская школа оказывала сильное влияние на развитие профессиональных навыков у певцов других национальных европейских школ. Итальянские певцы славились своими голосами и блестящей вокальной техникой бельканто. В 19 веке оперное творчество Россини, Беллини, Доницетти и Верди, в 20 веке — Пуччини. Многие итальянские певцы 19-20 вв. получили мировое признание: А. Каталани, А. Тамбурини, Дж. Паста, Л. Лаблаш, А. Патти, А. Мазини, Э. Карузо, М. Баттистини, Титта Руффо, А. Галли-Курчи и др.
Французская. Свойственен декламационный стиль. Связано это с традициями исполнения средневековых поэтов-певцов и декламацией поэтов и актёров французской классической трагедии 17-18 вв. (Корнель, Расин). Оперное творчество композиторов Люлли, Рамо, Глюка, Гретри, Мейербера, Гуно, Визе. Среди выдающихся французских певцов: А. Нурри, Ж. Л. Дюпре, Д. Арто, М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа и др.
Русская. Для неё свойственна глубокая выразительность слова и чувственность, простота, искренность, задушевность исполнения, напевность и ритмическое изящество мелодического рисунка. Возникла на основе народного певческого искусства с учётом опыта других вокальных школ. Русские певцы 18 века: Я. С. Воробьёв, Е. С. Сандунова и др. Реалистическая художественная направленность школы сложилась под непосредственным воздействием оперного и камерного вокального творчества композиторов-классиков: Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. Основоположником русской классической вокальной школы был Глинка. Лучшие певцы первой половины 19 века: О. А. Петров, А. Я. Воробьёва-Петрова, Д. М. Леонова, А. П. Лодий. На принципах рус. школы воспиталась плеяда замечательных певцов: Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов и др.
Лучшие способы тренировки ваших голосовых связок
Итак, до этого мы говорили о самых первых шагах, которые необходимы, если вы хотите научиться петь:
- Разобраться в физиологических механизмах пения,
- Научиться ставить голос,
- Работать над музыкальным слухом,
- Прислушаться к собственному пению.
Это — самые основы, освоив которые вы уже сможете двигаться дальше. Существует огромное количество методов и приёмов, которые помогут вам окончательно добиться чистого и красивого пения.
Так, попробуйте подыскать онлайн-платформу, где можно заниматься пением регулярно. Конечно, никто не становится Селин Дион за один урок — понадобится целый курс занятий.
Классические занятия музыкой, возможно, не вызовут у вас бурного энтузиазма, однако, это самый эффективный метод. Вы будете тренировать диатонические и хроматические гаммы, заниматься сольфеджио и арпеджио. Разумеется, вместе с учителем, иначе можно забрести не туда и наделать ошибок, что было бы просто глупой потерей времени.
В идеале — начать изучать музыкальный инструмент, не требующий идеального слуха (так что откажитесь от скрипки). Это станет серьёзной помощью для тренировки вашего музыкального слуха. А если вы выберете пианино, то оно вам поможет начать петь с верной ноты — помните мы говорили про ту самую «Ля», что считается эталоном.
Учиться петь — это всё равно, что учиться миметизму. Главное — знать, какую ноту мы берём, и постараться её воспроизвести максимально похоже. А дальше, как только вы разберётесь с нотами, научитесь себя слушать и слышать, останется только практика. Усердная и регулярная практика — то, что поможет вашему прогрессу.
Выберете подходящие уроки пения, которые рассчитаны на ваш уровень и соответствуют вашим целям и задачам. Примите удобную позу, уберите любое напряжение в спине и челюсти, расслабьте плечи. Помните, что стоя петь легче, чем сидя.
Регулярно распевайтесь перед уроком, чтобы укрепить голосовые связки и гортань (они нуждаются в тренировке, как и любые другие мышцы вашего тела). Так с каждым разом вам будет всё легче и легче попадать в ноты.
Не стесняйтесь записывать на диктофон ваши уроки и выступления. Прослушивайте получившиеся записи, чтобы после прослушивания вы могли поработать над ошибками. Так вы поймёте, какие моменты у вас получаются хорошо, а какие нуждаются в дополнительных тренировках.
Учитесь правильно дышать. Хороший преподаватель поможет вам освоить разные техники для правильного дыхания, что в свою очередь позволит вам дольше тянуть ноту и не сбиваться.
Заниматься пением необходимо регулярно, чтобы добиться прогресса. Лучше посвящать музыке 20 минут каждый день, чем уделять два часа раз в неделю. Так вы меньше будете уставать и в то же время совершенствоваться маленькими шагами. Главное — быть терпеливым и внимательным, не перенапрягать связки и не перетруждаться. Пейте много воды не только во время уроков пения, но и в течение всего дня. Голосовые связки нуждаются в постоянном увлажнении.
Осталось только найти хорошего преподавателя по пению!
Практическое упражнение n°1: учимся поднимать или опускать ноту на четверть тона и полутон
- Возьмите какую-нибудь ноту на пианино,
- Воспроизведите её голосом и потяните,
- Мягко возьмите ноту чуть выше и вернитесь обратно к изначальной ноте (восходящее глиссандо),
- Мягко возьмите ноту ниже и вернитесь обратно к изначальной ноте (нисходящее глиссандо).
Практическое упражнение n°2: постановка голоса в нужной тональности
- Сыграйте гамму до-ре-ми-фа-соль на пианино (можно использовать электронное фано онлайн),
- Пропойте ноты, не используя полутона,
- Пропойте ноты, используя полутона.
Практическое упражнение n°3: проработайте вашу способность петь мелодию акапелла
- Выучите песню, прослушав её несколько раз,
- Воспроизведите её без аккомпанемента,
- Запишите полученный результат и прослушайте, чтоб отработать сложные участки.
Мы никогда не устанем повторять, слушайте себя. И в заключение не забывайте этот принцип: «чем больше мы поём, тем меньше мы фальшивим; чем больше мы слушаем себя, тем чище мы поём».
И, наконец, откройте для себя уроки пения вместе с сайтом Superprof.
Из истории вокала
В древние времена пение было спонтанно. Оно носило народный или религиозный характер. Простые мелодии исполнялись преимущественно в храмах.
По некоторым легендам Конфуций именно благодаря песнопению, с которым ему посчастливилось познакомиться, распространял своё знаменитое учение по всему Китаю. И он совершил это, не обучаясь пению ни в какой школе. Главной в пении тогда была лирическая составляющая, творческое оформление слова.
В Древней Элладе в основе воспитания лежали пение, танцы и музыка, но только как гуманитарная часть обучения. В пении тогда не было цели преодолеть или совершенствовать акустическую природу голоса, специально развивать дыхание или интонировать. Вокальные упражнения чередовались с атлетическими только ради гармоничного развития личности.
Постепенно музыка превзошла другие искусства. Музыкальные произведения становились всё сложнее, пение выросло из чисто лирической акцентуации слова и требовало развития. Певцам стало необходимо воспитывать голос, создавать метод, технику и стиль. Так стали появляться вокальные школы.
На заре христианства появилось своеобразное вокализированное пение, «мелос», базирующийся на вокальных вариациях, наряду с гладким речитативом. Эти вариации со временем были значительно разработаны, так что без особой подготовки певец уже не смог бы с ними справляться.
Первыми профессиональными певцами были менестрели, которые с XIV века выступали в роли так называемых профессиональных музыкантов, которые зарабатывали себе на жизнь игрой на музыкальных инструментах и пением.
Первая школа пения возникла в Риме в V веке н. э. И распространение школ уже невозможно было остановить.
«Певческие школы и капеллы заложили основы для школ пения полифонического периода, высветив фонические элементы, свойственные непосредственности выражения „репрезентативного“, представленческого стиля. Одновременно народное пение породило школу „декоративного“ стиля. В ней главное — те вокальные завитушки и ухищрения, то блестящее вокализирование, которое наводит на мысли о чудесном и порождает легенды о певце-герое».
Среди первых школ следует особенно отметить основанную тосканцем Сан Филиппо Нери в римской церкви Кьеза Нова школу, названную Ораторио, в создании которой принимал участие первый сочинитель хоральной музыки — Палестрина.
C началом XVI века приходит опера. Именно с её возникновением связано окончательное формирование вокального инструмента и настоящей школы пения. В 1599 году в Палаццо Кореи во Флоренции представлением «Дафны» Якопо Пери по либретто Ринуччини было положено начало опере, смеси оратории и маскарада, а вместе с ней и культивированию хороших голосов.
Преподаванием занимались сами композиторы (тоже прославленные певцы), стараясь сделать из своих учеников настоящие музыкальные инструменты с помощью обучения технике дыхания, звукоподачи, развития звука и в соответствии со строго продуманной системой.
Об истории вокального искусства очень подробно рассказал в своей книге «Вокальные параллели» Лаури-Вольпи Джакомо — итальянский певец, лирико-драматический тенор с исключительными диапазоном голоса и певческой техникой.
У каких людей есть талант к пению и музыке
По данным Science ABC, у большинства людей все относительно хорошо с определением нот — если кто-то очень плохо споет песню, многие мужчины и женщины все равно смогут сказать, как называется композиция и кому она принадлежит.
Однако, воспроизводить ноты большинство людей не умеет, потому что им не хватает объема легких, контроля дыхания и способности растягивать и сжимать голосовые связки для достижения желаемого вокального диапазона. Также отмечается, что на возможность красиво петь сильно влияют форма и размер глотки и носовых полостей. У людей, которые хорошо поют, нет проблем с объемом легких и хорошо развиты голосовые связки.
Голосовые связки в открытом и закрытом положении
В качестве наглядного примера важности особенностей голосового аппарата для пения можно привести гитару. Если поставить на обычную и компактную гитару одинаковые струны, они все равно будут звучать по-разному из-за разнице в размерах
Так и с пением: голос есть у всех, но разница в особенностях голосовых связок делает пение одних людей красивым, а других — нет.
Также считается, что на умение петь сильно влияют психологические аспекты человека. Уверенные в своем пении люди будут расслаблены, поэтому голос будет громче, а ноты точнее. Неуверенные же люди зачастую поют тихо и боятся играть с вокальным диапазоном.
На умение петь также сильно влияет уверенность человека в своем голосе
Вдобавок ко всему этому, на умение петь влияет окружение, в которой рос человек. Те, кто познакомился с музыкой в раннем возрасте и вырос в среде, в которой поощряется пение, обычно имеют развитый голос. В то же время люди, родственники которых не пели и не слушали хорошую музыку, во взрослой жизни поют хуже.
Джазовый вокал
Строго сформулировать определение джазового вокала сложно. Каждый исполнитель создает собственный стиль пения, исходя из возможностей голоса. У Эллы Фитцжеральд был широкий диапазон — более двух октав, а Билли Холидей обходилась всего одной.
Джазовая манера исполнения требует безупречно ощущать ритм и гармонию и владеть разными техниками звукообразования. Вокал этого стиля часто подражает инструментальным импровизациям. Послушайте скэт Эллы Фицджеральд:
Исполнители, стремясь добиться особого звучания, порой культивируют голосовые недостатки: хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, горловое и носовое звучание, отсутствие кантилены, неестественная преувеличенная вибрация — все это успешно существует в джазе.
Резонаторы
Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.
Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.
Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.
Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.
Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.
Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.
Упражнения для резонаторов
- Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
- Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
- Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.
Упражнения для развития мышц лица
- Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
- Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
- Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
- Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
- Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.
Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.
Как научиться красиво петь
В конечном итоге получается, что научиться петь может каждый, главное как можно чаще практиковаться. Лучше всего записаться на уроки пения у профессионала или хотя бы смотреть уроки в Интернете — каких-либо полезных советов в текстовом формате дать невозможно.
Чтобы точно хорошо научиться петь, необходимо записаться к учителю пения — иначе результат не гарантирован
Важно помнить, что большинство звезд мирового масштаба не родились с прекрасным голосом. Упомянутый выше источник Science ABC привел в пример Тейлор Свифт — если сравнить ее старые записи с нынешними, заметно, насколько сильно улучшилось ее пение
Частично это может быть связано с тем, что она повзрослела, но больше всего этому явно способствовала регулярная практика в пении.
А как по вашему, вы хорошо поете? Этот навык был выработан со временем, или он существует с детства? Своим ответом делитесь в нашем Telegram-чате.
Основные стили вокала
По виду вокального исполнения выделяют сольное пение, ансамблевое — обычно от двух до 10 человек исполняют разные партии, и хоровое пение. В хоре участвуют от 5 до нескольких десятков человек.
Но ещё важнее рассказать об основных стилях вокала и, наверное, бесконечном его развитии.
Академический вокал. Для нас это оперы и оперетты, мюзиклы и романсы. Классические каноны исполнения предполагают высокую вокальную позицию и высокий купол, благодаря которым голос становится очень сильным и приобретает максимально объёмное звучание. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. Практически полностью форсирование звука, шумы и хрипы.
Джазовый вокал. Главная особенность — это импровизация, которая достигается определёнными приёмами пения, «подвижностью» голоса и идеальным чувством ритма и гармонии у исполнителя. В джазовом вокале также есть очень много стилей, которые отличаются друг от друга своим исполнением (босса-нова, свинг, кул-джаз, фри-джаз, классикол кроссовер, би-боп, регтайм, спиричуэлс, госпел и еще много других.
Эстрадное пение. Сочетает в себе много стилей и направлений, создаёт богатую палитру образов. Ориентируется на самую широкую аудиторию, и предполагают огромную палитру выразительных средств, ярких и интересных, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать любую песню в необходимом драматическом исполнении.Сегодня эстрадный вокал тесно переплетается с другими стилями — рэпом, фолком, роком, также существуют различные стили эстрадного вокала: поп, рок, соул, фанк, диско, госпел, хип-хоп, хаус, дэнс, элелектро-поп, эвропоп, эстрадный романс, баллада, авторская музыка, шансон, кабаре. В эстрадном пении используются приемы: хрип, сип, шумы, гроул, скрим, рыки, милизматика, субтон, фальцет. Используются все виды атак звука.
Рок-вокал. Ему присущи «хрипотца» или «песок» в тембре голоса. Такое звучание получается вследствие скованности (зажатости) гортани и связок и совершенно другой работы голосового аппарата. Для создания определенного настроения используются техники экстремального вокала. Наиболее известные гроулинг (рычащий звук) и скриминг (визг).
Народное пение. Относится к традиционной и национальной культуре определённого народа. Вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество.
Современное вокальное искусство — прекрасно в своём многообразии. Читайте интервью с педагогами нашей школы, каждый из которых только подчёркивает невероятные возможности дальнейшего развития этого искусства и возможностью для каждого, кто не может не петь, найти свою уникальную манеру исполнения. В любом стиле.
Иллюстрация: «Урок пения» Федерико Дзандоменеги
Джазовый вокал
Джаз родился из африканских ритмов и европейской гармонии, вобрал в себя элементы афроамериканского и латиноамериканского фольклора. В Новом Орлеане в 1917-м была выпущена первая джазовая пластинка — и с тех пор это направление завоевало целый мир, а также дало жизнь многим современным стилям музыки: соулу, фанку и другим.
Дуэт «Первой леди джаза» Эллы Фицджеральд и легенды джаза Фрэнка Синатры по прозвищу the Voice (Голос)
У нас в стране джаз поначалу тоже был популярен, но в 1940-х из-за «борьбы с космополитизмом» это направление музыки запретили. Поэтому джазовым музыкантам в какой-то момент пришлось начинать всё с нуля. «Можно говорить, что Лариса Долина поёт джаз, но у неё всё слишком просто. В формате „СССР начал учить джаз“, — комментирует Ольга Никифорова. — Сейчас есть много ребят, которые умеют делать такие вещи! Сочетать столько техник в одной — например, спеть мелизм, переходя с субтона в яркий звук, а потом ещё и прорычать! Вот это и есть джаз».
Мариам Мерабова уверена, что джаз зря считают музыкой не для всех. «Как можно сопротивляться совершенно изумительному, огромному ритмическому пласту этой музыки? Просто слушайте — и всё»
Джаз — это игра не по правилам. Вокалисты могут нарушать ритмику произведения или идти против гармонии. Только вот: чтобы нарушать правила, нужно сначала хорошенько их выучить. Освоить базовые навыки вокала: поставить дыхание, научиться артикуляции, уметь пользоваться резонаторами. Если у вас небольшой диапазон голоса, нужно будет поработать над тем, чтобы его расширить.
Джазовые исполнители используют субтонирование (пение с придыханием) и мелизматику. Практикуют бендинг — это подход от одного звука к другому, исполненный в узком диапазоне. И обожают шаутинг — особую манеру пения, которая включает в себя разнообразные приемы речевого интонирования: шёпот, стон, крик.
Многие эстрадные исполнители пользуются джазовыми приёмами: от Мэрайи Кэри до Бейонсе. А Эми Уайнхаус и вовсе считала себя джазовой певицей. «У Кристины Агилеры бэлтинг чередуется с рыком — и это чисто джазовая манера», — комментирует Ольга Никифорова. Бэлтинг — это умение петь высокие ноты полным голосом. Основа основ современного вокала, и не только джазового.
Билли Холидэй была первым эталоном джазового вокала и примером для подражания последующих поколений — и в вокале, и в образе
Джазовые вокалисты обязательно учатся петь мировые хиты, на которых так удобно импровизировать. Это джазовые стандарты. На джем-сейшнах за основу берут ту или иную песню — и затем преобразовывают её, как только захочется! Таких хитов — несколько сотен: What a wonderful world Луи Армстронга, Fly me to the moon Барта Ховарда и так далее.
Импровизация — важнейший элемент джаза. Переосмысливая мелодию, джазисты нередко старались подражать звучанию разных инструментов. Именно так родилась манера «скэт-пения». Это фонетическая импровизация, когда поются не слова или фразы, а просто отдельные слоги. «Скэт» начался с Луи Армстронга — говорят, у него просто упал на пол нотный лист, где был записан текст. Элла Фицджеральд тоже хорошо умела имитировать джазовые инструменты — саксофон и трубу.
Теория. Какими бывают стили вокала
Даже если у исполнителя природно больше возможностей для одного стиля, он может пробовать себя в разных. Это поможет развить мышцы гортани и научиться петь эмоционально. Более того, эстрадный вокал, за котором многие приходят в Staccato, как раз и подразумевает синтез различных вокальных направлений.
Академический вокал
Исполнитель поёт в высокой вокальной позиции, из-за чего звук получается объёмным и настолько мощным, что заполняет собой весь зал — и можно обойтись без микрофона. Этот стиль предполагает сильное дыхание и широкий вольный диапазон. Академическое пение — это строгость и верность канонам, сложившимся за века.
Эстрадный вокал
Исполнитель поёт естественно, используя речевую позицию голосового аппарата. Для эстрадного пения важны правильная опора звука и многообразие тембральных оттенков голоса. Можно экспериментировать с вокальными приёмами, в том числе заимствуя их из академического, народного и джазового вокала.
«Записывая “Back To Black“, я слушала исключительно хип-хоп и джаз», — вспоминала Эми Уайнхаус. Она считала себя, в первую очередь, джазовой певицей.
Джазовый вокал
Это безупречное чувство ритма, подвижный и гибкий голос, а также способность импровизировать. Джазовые исполнители имитируют голосом звучание музыкальных инструментов, синтезируют вокальные приёмы народного и эстрадного пения, используют фальцет и грудное пение.
Рок-вокал
Многогранный стиль, где эмоциональность вокала и смысловая нагрузка песни важнее гладкости звучания. Рок-вокалисты владеют сложными техниками, в том числе экстремальными — от крика до хрипа (или — от скримминга до харша).
Народный вокал
Такое пение отличается разговорной манерой исполнения. Причём, у разных народов свои традиции и интонации. Народный вокал — это, к примеру, горловое пение, которое используют тибетцы. Или тирольское пение (йодль), где исполнитель переключается с грудного на головной резонатор и обратно. Русский этнический вокал отличается прямым и открытым звуком, плавностью, звучанием чистых гласных.