Гинзбург г. р

Гинзбург, григорий романович

нРЕВЕЯРБЕММШИ ОХЮМХГЛ XX БЕЙЮ: РПЮДХЖХХ Х РЕМДЕМЖХХ ПЮГБХРХЪ

рПЮДХЖХХ, ЙЮЙ ЛМНЦНЙНЛОНМЕМРМШИ ТЕМНЛЕМ, Б ЙНРНПНЛ ДХЮКЕЙРХВЕЯЙХ ЯНОПЪФЕМ ПЪД РЕМДЕМЖХИ, ТСМЙЖХНМХПСЧР ОПЮЙРХВЕЯЙХ БН БЯЕУ БХДЮУ ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ. б ЩРНЛ ОПНЖЕЯЯЕ МЕНАУНДХЛН БШДЕКХРЭ МЕНДМНПНДМНЯРЭ, ЛМНЦНЯНЯРЮБМНЯРЭ РПЮДХЖХИ. нОПЕДЕКЪЧЫЕИ ЪБКЪЕРЯЪ, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ЯРЮАХКХГХПСЧЫЮЪ РЕМДЕМЖХЪ, ЯБЪГЮММЮЪ ЯН ЯРПЕЛКЕМХЕЛ Й ЯНУПЮМЕМХЧ МЮЙНОКЕММНЦН НОШРЮ Х БШОНКМЪЧЫЮЪ БЮФМСЧ ТСМЙЖХЧ НРАНПЮ Х ГЮЙПЕОКЕМХЪ Б ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ОЮЛЪРХ МЮХАНКЕЕ ЖЕММШУ ТНПЛ Х ЛЕРНДНБ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ. б ДЮММНЛ ЯКСВЮЕ ЛШ МЕПЕДЙН ЦНБНПХЛ Н РПЮДХЖХНММНЯРХ, ЙЮЙ ЛЕРНДЕ ЛШЬКЕМХЪ. юЙЮДЕЛХЙ д. я. кХУЮВЕБ ОНДВЕПЙХБЮК НЯНАСЧ ПНКЭ ОЮЛЪРХ Б ХЯРНПХХ ЙСКЭРСПШ: ╚я ОНЛНЫЭЧ ОЮЛЪРХ МЮЙЮОКХБЮЕРЯЪ ВЕКНБЕВЕЯЙХИ НОШР, НАПЮГСЧРЯЪ НАКЕЦВЮЧЫХЕ ФХГМЭ РПЮДХЖХХ … ПЮГБХБЮЕРЯЪ ЩЯРЕРХВЕЯЙХИ СПНБЕМЭ БНЯОПХЪРХЪ Х РБНПВЕЯРБЮ, ЯНГДЮЕРЯЪ ГМЮМХЕ╩ (ЖХР. ОН: 10, п).

я ДПСЦНИ ЯРНПНМШ, НДМНИ ХГ ЯНЯРЮБКЪЧЫХУ РПЮДХЖХХ ЪБКЪЕРЯЪ ПЮГБХБЮЧЫЮЪ РЕМДЕМЖХЪ, МЮОПЮБКЕММЮЪ МЮ РБНПВЕЯЙНЕ ОЕПЕНЯЛШЯКЕМХЕ Х НАНЦЮЫЕМХЕ МЮЙНОКЕММНЦН НОШРЮ. б ХЯРНПХХ МЕПЕДЙХ ЯКСВЮХ ЙЮПДХМЮКЭМНЦН ОЕПЕЯЛНРПЮ РПЮДХЖХНММШУ ЖЕММНЯРЕИ, ЯБЪГЮММШЕ Я ХГЛЕМЕМХЕЛ ЯХРСЮЖХХ ЯНЖХЮКЭМНЦН ПЮГБХРХЪ. б ХЯРНПХХ ЙСКЭРСПШ ОЕПЕНЯЛШЯКЕМХЕ РПЮДХЖХИ ОПНХЯУНДХР ЯН ЯЛЕМНИ ЛСГШЙЮКЭМН-ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЯХРСЮЖХХ, ОНЪБКЕМХЕЛ МНБШУ, ЪПЙХУ ТХЦСП, ОПЕДНОПЕДЕКЪЧЫХУ ОСРХ ПЮГБХРХЪ ХЯЙСЯЯРБЮ». б ХЯОНКМХРЕКЭЯРБЕ ПЮГБХБЮЧЫЮЪ РЕМДЕМЖХЪ РЕЯМН ЯБЪГЮМЮ Я ТЮЙРНПНЛ ╚ОЕПХМРНМХПНБЮМХЪ╩, РН ЕЯРЭ ХМРЕПОПЕРЮЖХХ ЛСГШЙХ Б ЯБЪГХ Я ХГЛЕМЪЧЫХЛХЯЪ ХЯРНПХЙН-ЙСКЭРСПМШЛХ СЯКНБХЪЛХ. ╚хГЛЕМХРЭ, ВРНАШ ЯНУПЮМХРЭ╩. ≈ ЮТНПХЯРХВМН БШЯЙЮГЮКЯЪ Б ДЮММНИ ЯБЪГХ т. аСГНМХ (93, 156).

бНГЛНФМНЯРЭ ОПНЪБКЕМХЪ ПЕЦПЕЯЯХПСЧЫХУ РЕМДЕМЖХИ РЮЙФЕ ГЮКНФЕМЮ Б РПЮДХЖХЧ. дНЦЛЮРХВЕЯЙНЕ, МЕРБНПВЕЯЙНЕ НРМНЬЕМХЕ Й РПЮДХЖХХ Б ОНДНАМШУ ЯКСВЮЪУ МЕПЕДЙН БЕДЕР Й ЕЕ ОЕПЕПНФДЕМХЧ Х БШПНФДЕМХЧ. щРН ЯБЪГЮМН, ОПЕФДЕ БЯЕЦН, Я НРПХЖЮМХЕЛ БЕДСЫЕИ ПНКХ ДБСУ БШЬЕНАНГМЮВЕММШУ РЕМДЕМЖХИ. рПЮДХЖХЪ, СРЕПЪБЬЮЪ ЯБЪГЭ Я ЩБНКЧЖХНММШЛХ ОПНЖЕЯЯЮЛХ Б РНИ ХКХ ХМНИ ЯТЕПЕ ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ Х МЕ НРПЮФЮЧЫЮЪ ГЮОПНЯШ НАЫЕЯРБЮ Б ДЮММШИ ХЯРНПХВЕЯЙХИ ОЕПХНД, ОНЯРЕОЕММН СРПЮВХБЮЕР ЯБНЧ ГМЮВХЛНЯРЭ. юМЮКНЦХВМШЕ ОПНЖЕЯЯШ ОПНРЕЙЮЧР Х Б НАКЮЯРХ ЛСГШЙЮКЭМНЦН ХЯОНКМХРЕКЭЯРБЮ Х ОЕДЮЦНЦХЙХ. йЮЙ ОНЙЮГЮКЮ ОПЮЙРХЙЮ, ХЯОНКМХРЕКЭЯЙНЕ МЮЯКЕДХЕ ЛМНЦХУ ХГБЕЯРМШУ Б МЮВЮКЕ XX ЯРНКЕРХЪ ОХЮМХЯРНБ ОН ПЮГМНЛС БКХЪЕР МЮ ПЮГБХРХЕ ЯНБПЕЛЕММНЦН ТНПРЕОХЮММНЦН ХЯЙСЯЯРБЮ. б НДМХУ ЯКСВЮЪУ ЯРЕОЕМЭ БКХЪМХЪ ОПНЪБКЪЕРЯЪ ДНЯРЮРНВМН ЯКЮАН. бЛЕЯРЕ Я РЕЛ, РБНПВЕЯРБН ДПСЦХУ ЛСГШЙЮМРНБ, ЕЦН ГМЮВХРЕКЭМШИ УСДНФЕЯРБЕММШИ ОНРЕМЖХЮК Х ОН ЯЕИ ДЕМЭ НРБЕВЮЧР ДСУНБМШЛ ГЮОПНЯЮЛ НАЫЕЯРБЮ Х ЩЯРЕРХВЕЯЙХЛ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪЛ ЯНБПЕЛЕММХЙНГ. б ЩРНИ ЯБЪГХ, ЦНБНПЪ Н БКХЪМХХ РБНПВЕЯРБЮ ц. п. цХМГАСПЦЮ МЮ НРЕВЕЯРБЕММШИ ОХЮМХГЛ, БЮФМН СЙЮГЮРЭ МЮ НДМС ХГ ОПЕДОНЯШКНЙ ДЮММНЦН БКХЪМХЪ: ╚хГ ПЪДЮ МЕДЮБМН НЙНМВХБЬХУ Х СФЕ ДЮБЮБЬХУ ЯБНХ ЙНМЖЕПРШ ОХРНЛЖЕБ лНЯЙНБЯЙНИ ЙНМЯЕПБЮРНПХХ МЕ РНКЭЙН МЮХАНКЕЕ НАЕЫЮЧЫХИ, МН Х МЮХАНКЕЕ ЯНБПЕЛЕММШИ ≈ цХМГАСПЦ╩, ≈ ЕЫЕ Б 1926 ЦНДС НРЛЕВЮК ПЕЖЕМГЕМР (ЙСПЯХБ МЮЬ. ≈ п. ь.) (ЖХР. ОН: 48, 68).

рПЮДХЖХЪ ЕЯРЭ ЙНЛОКЕЙЯ НОПЕДЕКЕММШУ РЕМДЕМЖХИ, ЯХЯРЕЛЮ Х: БГЮХЛНДЕИЯРБХЪ, Б УНДЕ ЙНРНПНЦН ОПНХЯУНДЪР ПЕЮЙЖХХ, ОПХБНДЪЫХЕ Й ХГЛЕМЕМХЪ ЯЛШЯКЮ ЪБКЕМХЪ. йНЛОКЕЙЯ ПЮГМНМЮОПЮБКЕММШУ РЕМДЕМЖХИ ЪБКЪЕРЯЪ ОПЕДОНЯШКЙНИ Й ХМРЕПОПЕРХПНБЮМХЧ, ПЮГКХВМНЛС РПЮЙРНБЮМХЧ ЯЛШЯКЮ, НЯМНБМШУ ХДЕИ РПЮДХЖХХ. оКЮРНМ ОХЯЮК: ╚лШ БНГБПЮЫЮЕЛ ХДЕЧ РПЮДХЖХИ, Ю МЕ ЯЮЛХ РПЮДХЖХХ╩. пЮГБХРХЕ РПЮДХЖХХ Х ЕЯРЭ ДЮКЭМЕИЬЕЕ ПЮГБХРХЕ ХДЕХ.

б ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕЛНИ ОПНАКЕЛЕ БШЪБКЪЕРЯЪ ДБЮ СПНБМЪ: ЯРПСЙРСПМШИ Х ЯЛШЯКНБНИ. б ОЕПБНЛ ЯКСВЮЕ ПЕВЭ ХДЕР Н БМЕЬМЕЛ НТНПЛКЕМХХ РПЮДХЖХХ, ЕЕ ТНПЛЮКЭМШУ ОПХГМЮЙЮУ, ДНЯРСОМШУ, ЙЮЙ ОПЮБХКН, АНКЭЬХМЯРБС КЧДЕИ. бРНПНИ СПНБЕМЭ ЯРЮБХР ОПНАКЕЛШ ЦНПЮГДН АНКЕЕ ЦКСАНЙХЕ, ЯБЪГЮММШЕ Я ПЮЯЬХТПНБЙНИ ЯЛШЯКНБ РПЮДХЖХХ, РН ЕЯРЭ ПЮЯЙПШРХЕЛ ЕЕ ХЯРХММН-РБНПВЕЯЙНЦН ЯНДЕПФЮМХЪ. б ЙНМРЕЙЯРЕ ДЮММНИ ОПНАКЕЛЮРХЙХ л. я. дПСЯЙХМ ОХЯЮК Н ЯСЫЕЯРБЕММНИ ЯНЖХЮКЭМНИ ТСМЙЖХХ ЩОХЦНМНБ, ХЯРНКЙНБШБЮЧЫХУ ЦЕМХЮКЭМШЕ УСДНФЕЯРБЕММШЕ НРЙПШРХЪ Б НАКЕЦВЕММНЛ, МН ДНЯРСОМНЛ ЬХПНЙНЛС ОНМХЛЮМХЧ БХДЕ Х РЕЛ ЯЮЛШЛ, ЯОНЯНАЯРБСЧЫХУ ХУ НАЫЕЯРБЕММНЛС БНЯОПХЪРХЧ ≈ ПЕЖЕОЖХХ: ╚ЩОХЦНМШ СРПЮЛАНБШБЮЧР ГЕЛКЧ, МЮ ЙНРНПНИ МЮБЕВМН БНГДБХЦМСР МЕПСЙНРБНПМШИ ОЮЛЪРМХЙ ЦЕМХЧ╩ (77, 207).

хЯОНКМХРЕКЭЯЙЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ц. п. цХМГАСПЦЮ Б ЙНМРЕЙЯРЕ ОПНАКЕЛШ РХОНКНЦХХ ЛСГШЙЮМРНБ-ХЯОНКМХРЕКЕИ

оЮМНПЮЛЮ ЕБПНОЕИЯЙНЦН ТНПРЕОХЮММНЦН ХЯЙСЯЯРБЮ МЮВЮКЮ XX ЯРНКЕРХЪ ЪБКЪЕР ЯНАНЧ ЙЮПРХМС ЯКНФМСЧ, ЛМНЦННАПЮГМСЧ Х МЕНДМНГМЮВМСЧ. юЙРХБМН ЙНМЖЕПРХПСЧР т. аСГНМХ Х х. оЮДЕПЕБЯЙХИ, х. цНТЛЮМ Х к. цНДНБЯЙХИ, л. пНГЕМРЮКЭ Х ю. еЯХОНБЮ, т. оКЮМРЕ, щ. Д юКЭАЕП Х ЛМНЦХЕ ДПСЦХЕ. нАМНБКЕМХЧ ПЕОЕПРСЮПЮ Х РПЮМЯТНПЛЮЖХХ ЯЮЛНЦН ╚ГБСВЮЫЕЦН НАПЮГЮ ХМЯРПСЛЕМРЮ╩ (к. е. цЮЙЙЕКЭ) ЯОНЯНАЯРБСЕР ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ЙНЛОНГХРНПНБ-ОХЮМХЯРНБ ≈ й. дЕАЧЯЯХ, л. пЮБЕКЪ, ю. яЙПЪАХМЮ, а. аЮПРНЙЮ, я. оПНЙНТЭЕБЮ… тНПРЕОХЮМН ЯРЮМНБХРЯЪ НДМХЛ ХГ ЯЮЛШЛ ПЮЯОПНЯРПЮМЕММШУ ЛСГШЙЮКЭМШУ ХМЯРПСЛЕМРНБ, МЮХАНКЕЕ ЮДЕЙБЮРМН БНОКНЫЮЧЫЕЛ ДСУНБМШЕ ОНРПЕАМНЯРХ НАЫЕЯРБЮ. сМХБЕПЯЮКЭМНЯРЭ ХМЯРПСЛЕМРЮ ЯОНЯНАЯРБНБЮКЮ ЕЦН ОНОСКЪПМНЯРХ ЙЮЙ МЮ ЙНМЖЕПРМНИ ЩЯРПЮДЕ, РЮЙ Х Б ЯТЕПЕ ЯЮКНММНЦН, ДНЛЮЬМЕЦН ЛСГХЖХПНБЮМХЪ.

пЮГМНМЮОПЮБКЕММНЯРЭ УСДНФЕЯРБЕММН-ЯРХКЕБШУ ЪБКЕМХИ РНЦН БПЕЛЕМХ, СЯХКЕММЮЪ ПСАЕФМНЯРЭЧ ХЯРНПХЙН-ЙСКЭРСПМНИ ЯХРСЮЖХХ, ОПХБНДХКЮ Й ПЕГЙНЛС ЙНМТПНМРХПНБЮМХЧ МНБЮРНПЯЙНЦН Х РПЮДХЖХНММН-ЙНМЯЕПБЮРХБМНЦН, Й ДХЯЯНМЮМЯС ЯРХКЕИ. йЮЙ ЛЕРЙН ОНДЛЕРХК а. к. ъБНПЯЙХИ, ЩРН ОНКНФЕМХЕ ЯЙКЮДШБЮКНЯЭ Б РС ОНПС, ЙНЦДЮ ╚ЩОНУХ ОЕПЕОКЕРЮЧРЯЪ╩ (230, 373).

цНБНПЪ Н ТНПРЕОХЮММНЛ ХЯОНКМХРЕКЭЯРБЕ, МЕНАУНДХЛН НРЛЕРХРЭ, ВРН ЕЦН ПЮГБХРХЕ МЮУНДХКНЯЭ Б РЕЯМЕИЬЕИ БГЮХЛНЯБЪГХ ЯН ЯРХКЕБНИ ЩБНКЧЖХЕИ, МЮАХПЮБЬЕИ ЯХКС Б ЛСГШЙЮКЭМНЛ ХЯЙСЯЯРБЕ. мНБХГМЮ ЛХПННЫСЫЕМХЪ, МНБЮРНПЯРБН ЙНЛОНГХРНПЯЙХУ РЕУМХЙ, ЩЯРЕРХВЕЯЙХЕ ХДЕЮКШ ЯНБПЕЛЕММНЦН БПЕЛЕМХ, ЯЙНМЖЕМРПХПНБЮММШЕ Б МНБШУ ЯНВХМЕМХЪУ, БНЯОПХМХЛЮКХЯЭ ХЯОНКМХРЕКЪЛХ Х БНГДЕИЯРБНБЮКХ МЮ ХУ ХЯЙСЯЯРБН, ЯОНЯНАЯРБСЪ ТНПЛХПНБЮМХЧ Б МЕЛ МН-ХКЕБШУ ВЕПР. йЮЙ Х Б XIX ЯРНКЕРХХ, НЯНАЮЪ ПНКЭ Б ЩРНЛ ОПНЖЕЯЯЕ ОПХМЮДКЕФЮКЮ ЙНЛОНГХРНПЮЛ, ЪБКЪБЬХЛЯЪ НДМНБПЕЛЕММН Х ЙПСОМШЛХ ОХЮМХЯРЮЛХ, ОПНОЮЦЮМДХПНБЮБЬХЛХ ЯНБПЕЛЕММНЕ ХЛ, ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН ЯНАЯРБЕММНЕ, ЛСГШЙЮКЭМНЕ РБНПВЕЯРБН.

уЮПЮЙРЕПХГСЪ НАЯРЮМНБЙС Б ЛСГШЙЮКЭМНЛ ХЯЙСЯЯРБЕ Б ОЕПБШЕ ДЕЯЪРХКЕРХЪ XX БЕЙЮ, а. б. юЯЮТЭЕБ ОХЯЮК: ╚мЮЦКЮ ЛСГШЙЮКЭМЮЪ ФХГМЭ БНГАСФДЕМЮ…

мНБНЕ ЛСГШЙЮКЭМНЕ ЯНГМЮМХЕ БШПЮАЮРШБЮЕР МНБШИ РХО ХЯОНКМХРЕКЪ╩ (ЖХР.ОН: 218, 126. ≈ ЙСПЯХБ МЮЬ. ≈ п. ь.). и б ТНПРЕОХЮММН-ХЯОНКМХРЕКЭЯЙНЛ ХЯЙСЯЯРБЕ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕЛНЦН ОЕПХНДЮ МЮЛЕРХКХЯЭ РПХ МЮОПЮБКЕМХЪ. оПЕДБЮПХРЕКЭМН ГЮЛЕРХЛ, ВРН Б ЙЮВЕЯРБЕ ЕДХМНЦН ЙПХРЕПХЪ ДХТТЕПЕМЖХЮЖХХ Б ДЮММНЛ ЯКСВЮЕ, ОПЕФДЕ БЯЕЦН, БШЯРСОЮЧР НЯНАЕММНЯРХ ПЕОЕПРСЮПМНИ ОНКХРХЙХ, Б ОЕПБНИ ОНКНБХМЕ XX ЯРНКЕРХЪ ЕЫЕ Я ДНЯРЮРНВМНИ ЪЯМНЯРЭЧ СЙЮГШБЮБЬХЕ МЮ ЯРХКЕБСЧ ОПХПНДС ХЯОНКМХРЕКЭЯРБЮ. пЮГСЛЕЕРЯЪ, РЮЙНЕ ПЮГДЕКЕМХЕ СЯКНБМН, ЙЮЙ, БОПНВЕЛ, СЯКНБМШ КЧАШЕ ОНОШРЙХ ВЕРЙНЦН ЯРПСЙРСПХПНБЮМХЪ ЪБКЕМХИ ХЯОНКМХРЕКЭЯЙНЦН ХЯЙСЯЯРБЮ.

рПЮДХЖХНММНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ ЯБЪГЮМН Я ХЛЕМЮЛХ ю. а. цНКЭДЕМБЕИГЕПЮ, й. м. хЦСЛМНБЮ, е. ю. аЕЙЛЮМ-ыЕПАХМШ Х ДП. оНЛХЛН ЯУНДМНЦН ЛСГШЙЮКЭМНЦН БНЯОХРЮМХЪ, ЩРХУ ХЯОНКМХРЕКЕИ НАЗЕДХМЪКЮ ХУ ПЕОЕПРСЮПМЮЪ ОНКХРХЙЮ, МЮЖЕКЕММЮЪ, ОПЕФДЕ БЯЕЦН МЮ НАПЮЫЕМХЕ Й ОПНХГБЕДЕМХЪЛ ЙНЛОНГХРНПНБ-ЙКЮЯЯХЙНБ Х ПНЛЮМРХЙНБ. хГБЕЯРМН, МЮОПХЛЕП, ВРН хЦСЛМНБЮ ЛЮКН ОПХБКЕЙЮКН РБНПВЕЯРБН ХЛОПЕЯЯХНМХЯРНБ, Ю ХГ ЛСГШЙХ яЙПЪАХМЮ НМ ХЯОНКМЪК КХЬЭ ПЮММХЕ opus bi, ДН вЕРБЕПРНИ ЯНМЮРШ. нДМЮ ХГ ОНЯКЕДМХУ СВЕМХЖ йНМЯРЮМРХМЮ мХЙНКЮЕБХВЮ, МШМЕ ОПНТЕЯЯНП пюл ХЛ. цМЕЯХМШУ л. я. цЮЛАЮПЪМ БЯОНЛХМЮЕР, ВРН ЙНЦДЮ НМЮ ОПХМЕЯКЮ МЮ СПНЙ рНЙЙЮРС я. оПНЙНТЭЕБЮ, СВХРЕКЭ БНЯЙКХЙМСК: ╚н, ЩРС ЛНРНЖХЙКЕРМСЧ ЛСГШЙС Ъ МЕ КЧАКЧ Х ОПНУНДХРЭ МЕ СЛЕЧ╩» (221, 15). мЕ ЛЕМЕЕ РПЮДХЖХНМЕМ Б ЯБНХУ ХЯОНКМХРЕКЭЯЙХУ ОПХЯРПЮЯРХЪУ АШК Х цНКЭДЕМБЕИГЕП. ОПЮБХКН, СВЕМХЙЮЛХ Х ОНЯКЕДНБЮРЕКЪЛХ ЛСГШЙЮМРНБ РПЮДХЖХНММНЦН МЮОПЮБКЕМХЪ. хЛ ЯБНИЯРБЕММЮ ЬХПНЙЮЪ НОНПЮ МЮ РПЮДХЖХХ Х ЩЯРЕРХВЕЯЙХЕ ЖЕММНЯРХ СВХРЕКЕИ. бЛЕЯРЕ Я РЕЛ, ОКНДНРБНПМНЕ ЯНРПСДМХВЕЯРБН Я ЯНБПЕЛЕММШЛХ ЙНЛОНГХРНПЮЛХ Х МНБШЕ ЯРХКЕБШЕ БЕЪМХЪ ЩОНУХ, АНКЕЕ НОПЕДЕКЕММН НРПЮГХБЬХЕЯЪ Б ХУ ХЯОНКМХРЕКЭЯРБЕ, ОНГБНКЪЧР ЦНБНПХРЭ НА ЩБНКЧЖХНМХПСЧЫЕЛ УЮПЮЙРЕПЕ РПЮДХЖХИ. й ЩРНИ ЦПСООЕ, МЕ ЙНМЙПЕРХГХПСЪ Б ДЮММНЛ ЯКСВЮЕ ХМДХБХДСЮКЭМШУ ПЮГКХВХИ, ЛНФМН НРМЕЯРХ к. м. нАНПХМЮ, л. б. чДХМС, б. б. яНТПНМХЖЙНЦН, ъ. х. гЮЙЮ, ц. п. цХМГАСПЦЮ, л. х. цПХМАЕПЦ Х ЛМНЦХУ ДПСЦХУ ГЮЛЕВЮРЕКЭМШУ ОХЮМХЯРНБ, МЮУНДХБЬХУЯЪ Б РС ОНПС Б МЮВЮКЕ ЯБНЕЦН РБНПВЕЯЙНЦН ОСРХ. й ЩРНИ ФЕ ЦПСООЕ ЛШ НРМНЯХЛ ЙНЛОНГХРНПНБ-ОХЮМХЯРНБ я. б. пЮУЛЮМХМНБЮ Х м. й. лЕРМЕПЮ, МЕ ОНДБЕПЦМСБЬХУ ПЮДХЙЮКЭМНЛС ОЕПЕНЯЛШЯКЕМХЧ ХДЕХ ХМРНМЮЖХНММН-ЦХАЙНЦН ЛЕКНДХГЛЮ Х ╚ОНЧЫЕЦН╩ ХМЯРПСЛЕМРЮ. нЯНАСЧ ПНКЭ Б ПЮГБХРХХ ПСЯЯЙНЦН ТНПРЕОХЮММНЦН ХЯЙСЯЯРБЮ, МЮПЪДС Я ДБСЛЪ СЙЮГЮММШЛХ БШЬЕ ОПЕДЯРЮБХРЕКЪЛХ ╚БЕКХЙНИ РПХЮДШ╩ ЙНЛОНГХРНПНБ-ОХЮМХЯРНБ, ЯШЦПЮК ю. м. яЙПЪАХМ. тНПЛХПНБЮБЬХИЯЪ ОНД БКХЪМХЕЛ кХЯРЮ Х ьНОЕМЮ, БНЯОПХМЪБЬХИ ЙНКНПХЯРХВЕЯЙХЕ ОПХМЖХОШ ХЛОПЕЯЯХНМХГЛЮ (ЯНМЮРЮ ╧ 2 gis-moll НП. 19 Х ДП.),

Дискография

  • Григорий Гинзбург: Живые записи, 3 тома (6 CD) , Vox Aeterna, 2006
  • Русская фортепианная школа: Гольденвейзер и Гинзбург , RCD, 2004
  • Великие пианисты ХХ века, Том 37 Григорий Гинзбург , Philips, 1999
  • Наследие Грегори Гинзбурга, 10 томов (11 компакт-дисков) , Арлекино
  • Григорий Гинзбург ロ シ ア ピ ア ノ の 巨匠 達, 3 тома , Тритон
  • Русская фортепианная школа Том 12 — Парафразы из оперы Листа , BMG / Мелодия
  • Чайковский / Рахманинов Фортепианные концерты — Григорий Гинзбург, Лев Оборин, Константин Иванов , Виста Вера
  • Великие артисты Московской консерватории: Лист — Григорий Гинзбург , Московская государственная консерватория
  • Фредерик Шопен: Фортепианная музыка 1 — Грегори Гинзбург , Монополь
  • Русское сокровище — Лист, Рубинштейн , Multisonic
  • Русское сокровище — Чайковский, Шуман , Multisonic
  • Григорий Гинзбург: его ранние записи, 2 тома , апрель
  • Григорий Гинзбург Studio Recordings (4CD) , Vox Aeterna
  • Клавиатурный фейерверк Листа , Sterling Classics
  • Искусство Григория Гинзбурга (3 компакт-диска) , Венеция (CDVE00018)
  • Фортепианные произведения Рубинштейна и Листа — Григорий Гинзбург , Mobile Fidelity
  • Чайковский / Аренский Концерты для фортепиано с оркестром , Русский диск
  • Концерты Листа для фортепиано с оркестром , Русский диск
  • Концерты Дворжака / Кабалевского для фортепиано с оркестром , Русский диск
  • Концерты Моцарта / Рубинштейна для фортепиано с оркестром , Русский диск
  • Русские пианисты II , Зеленая дверь
  • 「シ ョ パ ン ・ コ ン ク ー ル の 歴 史 第一集」 , DIW Classics
  • Легендарные русские пианисты , Блестящая классика
  • Великая фортепианная музыка мира 7: Лист — Г. Гинзбург , «Мелодия» (для образовательных целей, не для продажи)
  • Мелодия LP
Бах: Соната для скрипки BWV 1017 (вн Л. Коган)
Бах / Бузони: Токката и фуга BWV 565
Бетховен: Für Elise
Бетховен: Соната для скрипки №1 и №3 (Л. Коган)
Бетховен / Лист: Ruinen von Athen Fantasia (Конд. А. Гаук / Симфонический оркестр Радио)
Беллини / Лист: Norma Fantasia
Шопен: Баллада No4
Шопен: Этюды Op.10-1 & 3
Шопен: 12 этюдов Op.25
Шопен: 4 экспромта
Шопен: Мазурка No 17, No 16, No 48, No 52, No 14, No 57 и No 13
Шопен: Полонез №2, №3, №6 и №12
Шопен: Вальс №2, №3, №5 и №7
Гертер: Вальс
Гершвин: 3 прелюдии
Григ: Соната для виолончели Op.36 (vc Ю. Слободкин)
Григ: Соната для фортепиано Op.7
Гайдн: Соната для скрипки (Переложение из Сонаты для фортепиано № 26) (вн Л. Коган)
Гайдн: Соната для скрипки №4 и №7 (Л. Коган)
Гуно / Лист: Вальс из Фауста
Лист: Au Lac de Wallenstadt, Au bord d’une source, Le mal du pays, Les cloches de Genève и Vallée d’Obermann
Лист: Концертные этюды No.2 La Leggierezza и No.3 Un sospiro
Лист: Концертный этюд №2 Gnomenreigen
Лист: Гондлиера и Тарантелла
Лист: Венгерские рапсодии № 17 и № 18
Лист: Полонез №1
Лист / Бузони: Тотентанц (дирижер Н. Аносов / Государственный симфонический оркестр)
Метнер: Воспоминание сонаты Op.38-1
Моцарт: Фантазия KV 475
Моцарт: Концерт для фортепиано № 25 (дирижер К. Кондрашин / Симфонический оркестр Радио)
Моцарт: Соната для фортепиано No 8
Моцарт: Соната для скрипки KV 376 (вн Л. Коган)
Моцарт / Лист: Дон Жуан Фантазия
Моцарт / Лист / Бузони: Фантазия Фигаро
Мясковский: Песня и рапсодия Op.58
Паганини / Лист: Этюд Паганини №3, №4 и №5
Паганини / Шуман: Этюд Паганини Op.3 No.1 и No2
Прокофьев: Соната для фортепиано No 3
Рахманинов: 6 дуэтов Op.11 (пар. А. Гольденвейзера)
Рахманинов: Сюита No.1 Op.5 (пар. А. Гольденвейзера)
Рамо / Годовский: 2 Менуэта, Ригодон и Элегия
Россини / Гинзбург: Каватина Фигаро
Рубинштейн: Этюд Op.23-2
Рубинштейн: Концерт №4 для фортепиано с оркестром (дирижер А. Шерешевский / Государственный оркестр)
Ружицкий / Гинзбург: Касанова Фантазия
Шуберт / Лист: Эрлкениг, Ауфентальт, Гретхен-ам-Спиннраде
Шуман: Вариации ABEGG
Шуман: Токката
Скрябин: 6 этюдов Op.8-6,3,1,7,11,12
И. Штраус II / Грюнфель: Вальс Фрюлингстиммен
И. Штраус II / Шульц-Эвлер: Арабески на тему Вальса ‘An der shönen blauen Donau’
И. Штраус II / Таузиг: Вальс-каприз №2
Верди / Лист: Парафраз Риголетто
Вебер: Вечный двигатель
Вебер: Рондо Бриллианте
Вебер: Соната для скрипки № 1, № 2 и № 5 (Л. Коган)

ц. п. цХМГАСПЦ-≈ ОЕДЮЦНЦ

оЕДЮЦНЦХВЕЯЙЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ цПХЦНПХЪ пНЛЮМНБХВЮ цХМГАСПЦЮ, НУБЮРХБЬЮЪ ОЕПХНД Я 1924 ОН 1959 ЦНДШ, ОПЕДЯРЮБКЪЕР ЯНАНЧ ЯБНЕНАПЮГМНЕ Х НПХЦХМЮКЭМНЕ ЪБКЕМХЕ Б ЙНМРЕЙЯРЕ ПЮГБХРХЪ Х РБНПВЕЯЙНЦН НАНЦЮЫЕМХЪ КСВЬХУ РПЮДХЖХИ ПСЯЯЙНИ ТНПРЕОХЮММНИ ЬЙНУШ. йЮЙ Х С АНКЭЬХМЯРБЮ ЙПСОМШУ ЛЮЯРЕПНБ ЛСГШЙЮКЭМНЦН ХЯОНКМХРЕКЭЯРБЮ, ОЕДЮЦНЦХЙЮ цХМГАСПЦЮ АШКЮ НПЦЮМХВМШЛ Х ЕЯРЕЯРБЕММШЛ ОПНДНКФЕМХЕЛ ХЯОНКМХРЕКЭЯЙНЦН ОПНЖЕЯЯЮ.

к. ц. цХМГАСПЦ ЯБХДЕРЕКЭЯРБСЕР, ВРН цПХЦНПХИ пНЛЮМНБХВ МЮВЮК ДЮБЮРЭ ВЮЯРМШЕ СПНЙХ Я РПХМЮДЖЮРХ КЕР. й ЯХЯРЕЛЮРХВЕЯЙНИ ОПЕОНДЮБЮРЕКЭЯЙНИ ПЮАНРЕ НМ ОПХЯРСОХК Б ДБЮДЖЮРХКЕРМЕЛ БНГПЮЯРЕ Х ОПЮЙРХВЕЯЙХ МЕ ОПЕЙПЮЫЮК ЕЕ ДН ЙНМЖЮ ЯБНХУ ДМЕИ. я 1924 ОН 1929 ЦНДШ, цХМГАСПЦ, Б РН БПЕЛЪ ЕЫЕ ЮЯОХПЮМР лНЯЙНБЯЙНИ ЙНМЯЕПБЮРНПХХ, ОПЕОНДЮБЮК Б лСГШЙЮКЭМНЛ РЕУМХЙСЛЕ (СВХКХЫЕ) ХЛЕМХ ю. м. яЙПЪАХМЮ. гЮРЕЛ, Я 1929 ОН 1932 ЦНДШ, НМ ПЮАНРЮК Б лНЯЙНБЯЙНИ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНИ ЙНМЯЕПБЮРНПХХ ХЛЕМХ о. х. вЮИЙНБЯЙНЦН ЮЯЯХЯРЕМРНЛ Б ЙКЮЯЯЕ МЮПНДМНЦН ЮПРХЯРЮ яяяп, ДНЙРНПЮ ХЯЙСЯЯРБНБЕДЕМХЪ, ОПН-ЕЯЯНПЮ ю. а. цНКЭДЕМБЕИГЕПЮ. я 1932 ЦНДЮ МЮВХМЮЕРЯЪ ЕЦН ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМЮЪ ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ, ЯМЮВЮКЮ (1932 — 1935 Ц. Ц.) Б ЙЮВЕЯРБЕ ДНЖЕМРЮ, Ю 935 ОН 1959 ЦНДШ ≈ ОПНТЕЯЯНПЮ лНЯЙНБЯЙНИ ЙНМЯЕПБЮРНПХХ. я 1944 ОН 1950 ЦНДШ, цХМГАСПЦ ЯНБЛЕЫЮК ОПЕОНДЮБЮРЕКЭЯЙСЧ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ Б ЙНМЯЕПБЮРНПХХ Х жЕМРПЮКЭМНИ ЛСГШЙЮКЭМНИ ЬЙНКЕ. нДМЮ ХГ ЦКЮБМШУ ОПХВХМ, ОНАСДХБЬХУ ГЮЛЕВЮРЕКЭМНЦН ЛСГШЙЮМРЮ НАПЮРХРЭЯЪ Й ОПЕОНДЮБЮМХЧ, ОН-БХДХЛНЛС, НАСЯКНБКЕМЮ НЯНАШЛХ ВЕПРЮЛХ ЕЦН ЫЕДПНИ, ДЕЛНЙПЮРХВЕЯЙХ НРЙПШРНИ МЮРСПШ. оН ЯКНБЮЛ я. к. дНПЕМЯЙНЦН, цПХЦНПХИ пНЛЮМНБХВ ╚АШК ВЕКНБЕЙНЛ, ЙНРНПШИ МЕ ЛНЦ МЕ ДЕКХРЭЯЪ Я КЧДЭЛХ РЕЛ, ВРН НМ ГМЮК, НРЙПШБЮК Х СЛЕК ЯЮЛ╩ (221, 97). оЕДЮЦНЦХВЕЯЙЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ цПХЦНПХЪ пНЛЮМНБХВЮ МЕ НЦПЮМХВХБЮКЮЯЭ КХЬЭ ГЮМЪРХЪЛХ Я СВЕМХЙЮЛХ ЯБНЕЦН ЙКЮЯЯЮ, НМ НУНРМН ОПНБНДХК НРЙПШРШЕ СПНЙХ, БШЯРСОЮК Я КЕЙЖХЪЛХ Х ДНЙКЮДЮЛХ МЮ ПЮГКХВМШЕ ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙХЕ РЕЛШ. дЮФЕ БН БПЕЛЪ ЦЮЯРПНКЭМШУ ОНЕГДНЙ НМ БЯЕЦДЮ МЮУНДХК БПЕЛЪ ДКЪ ГЮМЪРХИ Я СВЕМХЙЮЛХ ДЕРЯЙХУ ЛСГШЙЮКЭМШУ ЬЙНК, СВХКХЫ Х ЙНМЯЕПБЮРНПХИ. оНРПЕАМНЯРЭ ОЕПЕДЮБЮРЭ ЯБНХ ГМЮМХЪ Х НОШР ЛНКНДШЛ ЛСГШЙЮМРЮЛ АШКЮ НЯНАЕММНЯРЭЧ УЮПЮЙРЕПЮ цХМГАСПЦЮ, Х Б ЩРНЛ НДМЮ ХГ ОПЕДОНЯШКНЙ ЩТТЕЙРХБМНЯРХ ЕЦН ОЕДЮЦНЦХЙХ.

цХМГАСПЦ ОНЯРНЪММН ЯНБЛЕЫЮК ОПЕОНДЮБЮРЕКЭЯЙСЧ ПЮАНРС Я ЮЙРХБМНИ ХЯОНКМХРЕКЭЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭЧ. нМ ЛМНЦН ЦЮЯРПНКХПНБЮК ОН ЦНПНДЮЛ яНБЕРЯЙНЦН яНЧГЮ, БШЯРСОЮ! ГЮ ПСАЕФНЛ. еЯРЕЯРБЕММН, ВРН ЩРН Б ЙЮЙНИ-РН ЛЕПЕ НОПЕДЕКЪКН ПЕФХЛ ЕЦН ГЮМЪРХИ Я СВЕМХЙЮЛХ, МЕ БЯЕЦДЮ ПЕЦСКЪПМШИ Х ЯРЮАХКЭМШИ. нДМЮЙН ДЮММЮЪ ЯХРСЮЖХЪ НАСЯКЮБКХБЮКЮ РЮЙФЕ Х ОНКНФХРЕКЭМШЕ ЛНЛЕМРШ, АКЮЦНРБНПМН БКХЪБЬХЕ МЮ ТНПЛХПНБЮМХЕ ЛНКНДШУ ОХЮМХЯРНБ.

бН-ОЕПБШУ, ЮБРНПХРЕР цХМГАСПЦЮ, ЙПСОМНЦН ЙНМЖЕПРХПСЧЫЕЦН ЮПРХЯРЮ, Б ЯПЕДЕ СВЕМХЙНБ АШК ХЯЙКЧВХРЕКЭМН БШЯНЙ, Ю ЕЦН БКХЪМХЕ МЮ ЛНКНДШУ ЛСГШЙЮМРНБ ОНВРХ АЕГЦПЮМХВМН. йЮЙ ХГБЕЯРМН, БЕПЮ БНЯОХРЮММХЙНБ Б ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШЕ ЙЮВЕЯРБЮ Х БНГЛНФМНЯРХ ОЕДЮЦНЦЮ ≈ НДМЮ ХГ ОПЕДОНЯШКНЙ СЯОЕЬМНЦН НАСВЕМХЪ, ОНЯЙНКЭЙС ЯРЕОЕМЭЧ ЩРНИ БЕПШ Х НОПЕДЕКЪЕРЯЪ, БН ЛМНЦНЛ, ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ Х ЯХКЮ ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙНЦН БНГДЕИЯРБХЪ.

Шаровая молния

Представьте себе, что вы декламируете, скажем, хрестоматийное стихотворение Тютчева. Причем как в школе — бодро, кивая в ритм головой: «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром…» Это всегда смешно, всегда самопародия. А ведь слова произнесены и четко, и звучно. С душой.

Теперь представьте: выходит на сцену Алла Демидова и читает это стихотворение именно в такой манере, а? Вы же обхохочетесь? Потому что она или Сергей Юрский, или Рафаэль Клейнер оттенками голоса, поворотами интонаций, напряжением ума и воображения способны нарисовать перед вами картину: вот «дождик брызнул», вот «бежит поток проворный»… Более того, вы сами будто возноситесь на божественную колесницу, уже веря в то, что «ветреная Геба… громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила».

Так и с музыкой и ее исполнителями. Один слушатель всю жизнь довольствуется простым узнаванием известных сочинений. Более взыскательный ждет новых оттенков и тонкостей. Истинный же знаток мечтает быть унесенным на колеснице в страну неведомых фантазий!

Пошлости хватает не только в эстраде, но и на концертах классической музыки. Ее приметы: программа из проверенных заигранных вещей, исполняемых как под копирку; душевные затраты — не более чем при игре в бильярд, отсутствие всякого трепета перед автором-композитором.

После сей занудной лекции расскажу о восхитительном концерте молодого пианиста Андрея Гугнина в Малом зале консерватории. Вот где не было ни грамма пошлости. Все сыграно по-своему, тепло, свежо, даже своенравно.

Ученик Веры Горностаевой (1929–2015) чудесным образом воплотил идеалы ее великого педагога Генриха Нейгауза: дерзость мысли, взлеты чувств, цельность натуры.

Гугнин начал концерт очень смело: напористо сыграл Прелюдию и фугу ре мажор Всеволода Задерацкого — словно запустил в зал шаровую молнию! «Романтическая соната» Метнера, другого, как называл его Н. Мясковский, «композитора не для толпы»,  подхватила и напряженность мысли, и драматическую энергию. Закончилось отделение «Исламеем» Балакирева — бешеной восточной пляской, настолько виртуозной, что в зале обычно ехидно шутят: а сам-то Балакирев когда-нибудь пробовал это сыграть?.. Гугнин же виртуозность отвел на второй план, выпустив на первый ориентальную пряность.

Второе отделение открылось пьесами Сибелиуса «Маргаритка», «Одинокая сосна», «Береза». И это было почти зримо — как тот Тютчев в исполнении корифея. Последовали 12 этюдов Шопена (соч. 25). И ничего в них у Гугнина не было этюдного: то какой-то монолог, то трагический диалог, то короткие безоблачные передышки счастья, тихие безудержные слезы и, наконец, последний бурный до-минорный этюд — полное смятение, «гибель всерьез», как у Пастернака. Трудно было опомниться от этого двойного автопортрета Шопена и Гугнина!

На бис прозвучали изящный «Листок из альбома» Скрябина и финал Седьмой сонаты Прокофьева, грозящий апокалипсисом: хотелось и так и сяк увернуться, поверите ли, я даже на стуле завертелась, до чего было жутко.

Заметят продюсеры этого непритязательного в жизни юношу, вложат в него свое доверие, средства, симпатии — войдет в молодую мировую элиту.

Корифей потерянного поколения

С поколением первой половины ХХ века все было сложнее.

Григорий Романович Гинзбург (1904–1961) принадлежал к тем тихим гениям, которые безропотно несли на себе непомерную тяжесть своего времени. Впервые мир услышал о нем в 1927 году, после его успеха на Первом международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве. Его Шопен и Лист были неподражаемы, как и его собственные коронные головоломные переложения, например каватины Фигаро из «Севильского цирюльника». Почему же так трудно складывалась его судьба? Почему в 1959 году он, профессор консерватории, вынужден был уйти из нее?

Детально биография выдающегося музыканта предстает перед нами в посвященной Гинзбургу книге издательства «Музыка».

Так, историк Леонид Максименков считает его «заложником и одновременно жертвой» сталинской эпохи. Кстати, развеивает миф о непомерном благоденствии консерваторских профессоров: их рабочий день составлял 10–12 часов по шесть рублей в час, в то время как школьный учитель получал шесть рублей пятьдесят копеек. Однако они все силы отдавали ученикам, дав миру великую московскую школу пианизма.

В 1937 году Григория Романовича неожиданно не включили в наградные списки. Возмущенные педагоги адресовали письмо Калинину. Оказывается, причиной опалы послужило то, что Гинзбург «был близок к дому Ягоды» — давал уроки музыки его жене, юристке Иде Авербах. И клеймо «друга врага народа» навсегда пометило личное дело артиста. А от гибели его спасло именно то письмо именитых коллег.

Непредвзятая критика восхищалась им не меньше, чем публика по всему СССР (за рубеж тогда почти никого не выпускали), отмечая «осмысленную виртуозность» без «шумливой бравуры». Критика же партийная обвиняла в безыдейности. Лишь в 1948 году артист получил Сталинскую премию, несмотря на то что Комитет по делам искусств настаивал: «Исполнительская культура пианиста Гинзбурга Г. Р. основана на внешней показной виртуозности; идейное содержание исполняемого произведения не получает должного раскрытия»…

Презентация книги прошла в Московской консерватории в переполненном учебном классе профессора Сергея Доренского, любимого ученика Гинзбурга. Звучали восхитительные записи: «Фигаро», два этюда Шопена, менуэт Рамо – Годовского, «Лесной царь» Шуберта – Листа, ошеломительный парафраз на вальс Штрауса «На прекрасном голубом Дунае»…

Все в незапамятные времена записывала фирма «Мелодия». Но когда в нашей стране «советское» вдруг стало «плохим», имя Гинзбурга подзабылось. Однако тут за дело взялись энтузиасты-пираты, знающие, что почем: некая фирма незаконно выпустила целых 13 дисков Гинзбурга! Пошли перепечатки огромными тиражами, и на искусство пианиста с изумлением откликнулась западная пресса.

В конце концов, фирма «Филипс» включила записи Григория Романовича в собрание «Великие пианисты ХХ века». Горько только вспоминать, что его ровесники, среди которых было немало великих музыкантов — Мария Юдина, Владимир Софроницкий, Мария Гринберг и многие другие, — оказались, по сути, потерянным для мира поколением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: