Ригодон (из музыки и обратно)

Ригодон

набухать

литература

  • Жан-Мишель Гильшер, «Le domaine du rigodon: une Province originale de la danse», в: Le monde alpin et rhodanien , n ° 1-2 ( Chants et danses de традиционных ). Гренобль, Центр альпийских и роданских этнологий, 1984.
  • Мередит Эллис Литтл: «Ригодон», в: Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув , второе издание, изд. Стэнли Сэди и Джон Тиррелл, Лондон: Macmillan Publishers 2001.
  • Конрад Рагоссниг: Учебное пособие по игре на гитаре и лютне . Schott, Mainz 1978, ISBN 3-7957-2329-9 .
  • Petit Robert 1 — Dictionnaire de la langue francaise , par Paul Robert, dirigée par A. Rey & J. Rey-Debove, Dictionnaires Le Robert, Paris 1987.

оценки

  • Франсуа Куперен, Pièces de Clavecin , 4 тома, изд. пользователя Jos. Gát, Mainz et al .: Schott, 1970–1971.
  • Иоганн Каспар Фердинанд Фишер, Музыкальный Парнас (1738?), В: Полное собрание сочинений для клавишного инструмента , изд. v. Эрнст фон Верра, Висбаден: Breitkopf & Härtel, (первоначально 1901 г.).
  • Генри Перселл, Сольное фортепиано, полное издание (Urtext) , изд. Иштвана Мариаси, Будапешт: Könemann (без даты).
  • Жан-Филипп Рамо, Pièces de Clavecin (Полное издание), изд. Э. Р. Якоби, Кассель и др .: Bärenreiter, 1972.

Комментарии

Ханóграф: Портал


— французский старинный групповой танец, который исполнялся в сопровождении и двух труб. Как правило, в нём участвовало не менее восьми пар, которые располагались в линию. Музыкальный размер 3/8, темп умеренно-подвижный. Что же касается до , то про этот танец мы позволим себе умолчать. — Как о покойнике.

Подробнее про можно осведомиться где-нибудь за углом, там же и полюбоваться на неё — в укороченной юбке и без каблуков.

Танцмейстер (нем. Tanzmeister) — 1) устар. учитель танцев; 2) то же, что балетмейстер.

Кажется, здесь появилась какая-то «». — Интересно бы узнать, в конце концов, отчего её называют «Великой»? Но, к сожалению, на этот раз ответа не будет. Рассмотрение этого вопроса (совсем немного) выходит за рамки темы статьи «ригодон».

Нам не удалось установить доподлинно, чтó именно имел в виду автор этого текста под выражением «». Насколько известно, в истории музыки или театроведении подобный термин отсутствует.

Ради справедливости придётся кое-что уточнить. В данном случае, композитор оставил пометки не на полях (ad marginem), хотя это и выглядело бы красиво (только на словах). Однако увы, — такое утверждение прежде всего не соответствует действительности. На самом деле Эрик Сати, в свойственной ему манере, оставил пометки «между строк», причём, — в прямом смысле слова. Между обычных двух строк фортепианного нотоносца.

Поль Дюка и в самом деле «известный композитор», это не фигура речи (или вежливости) — хотя и из числа профессионалов. До сих пор изрядной популярностью пользуется его оркестровая пьеса (чтобы не сказать «поэма») «» (по мотивам одноимённого стихотворения Иоганна фон Гёте)

Котильон — это ещё один французский танец, получивший своё название от словосочетания «нижняя юбка», поскольку во время танца дама была вынуждена переступать, чуть выше поднимая ноги и чуть приподняв юбку, отчего нижние юбки становились видны даже постороннему глазу. По своей сути, это танец-игра или игра в форме танца. Позднее Котильон утратил значение жанрового танца и превратился в один из номеров бала, группу из нескольких (чаще всего, трёх) самостоятельных танцев, которые исполняли все участники в конце бала.

Происхождение и характеристики

Танцоры Ригодон XVIII — го  века.

Ригодон Рамо.

Мы находим первые следы этого танца в Провансе к XVII — го и XVIII — го  века , где модно танцевать вверх и вниз по социальной лестнице; сначала довольно грубо, прежде чем быть стилизованным и принятым как галантный танец, но сохраняя движение живым.

Мадам де Севинье оценила это в высших сферах этой провинции в 1672 году  ; это танец учит молодые человек дворянства и XVII — го  века он выигрывает суд. Другое свидетельство 1786 г. также напоминает о вкусе крестьянок к этому танцу.

Полемика по этимологии предполагает, что название происходит от итальянского rigodone или смуколона , уменьшительного от rigoletto или круглого круга, или от латинского gaudere ( «радоваться, веселиться, быть счастливым» ), что соответствует радостный характер и праздничность этого танца. Согласно словарю музыки (1787) на Жан-Жака Руссо , название происходит от ее изобретателя г — н Риго , парижский мастер — танец в XVII — го  века.

Слово rigaudonner , изобретенный в в XVII — м  веке, вызывает веселый стеб, легкий и игривый.

Его влияние простирается во Франции и до Новой Франции , поскольку ригодон также является частью фольклора Квебека , как один из наиболее распространенных традиционных танцев с джигой и кадрилью .

Ригодон — двухтактный быстрый механизм, или же (иногда или ), более живым, чем Ла Гавот . Он начинается с анакриза и танцуется по кругу.

Барокко и классическая музыка

Ригодон присутствует в инструментальных сюитах и балетных операх в стиле барокко , особенно с Люлли (только два примера), Андре Кампрой , Марком-Антуаном Шарпантье ( Давид и Джонатан , действие IV) и Жаном-Филиппом Рамо . Он также распространился на Германию и Англию, где Генри Перселл сочинил несколько ригодонов ( Riggadoon ), в том числе до мажор (Z. 653, 1687).

Ноты временно отключены.

«Riggodoon in d» Перселла Z. D227 .

Он появляется среди клавесинистов, при желании интегрируясь в сюиты с Франсуа Купереном , Элизабет Жаке де Ла Герр и Жаном-Филиппом Рамо .

Попал в неиспользование с серединой XVIII — го  века, Морис Равель использовал в Ле Гробница Куперена и Александр Гедике сделал F мажор, Сен-Санс также Сарабанда и Rigadoon, оп. 93 , и Григ, который объединяет его в своей сюите Хольберга и Прокофьева в десяти пьесах для фортепиано op. 12.

Дискография

  • Скрипачи и традиционные певцы из Дофине. Антология традиционной французской музыки vol. 4 (33 об / мин Le Chant du Monde ). Коллекции сделаны тремя скрипачами: Эмилем Эскаллем (1975-76), Огюстеном Истье (1977) и Камилем Руссеном (1977).
  • Традиционная скрипка Франции, Дофине: Les pays du rigodon, Champsaur-Gapençais-Beaumont , исторические записи 1939-1977 гг. Флинт, 1994.
  • Франция «Wild Rigodon « , Радио Окора, Франция, 1995 г.
  • Ассоциация Rigodons & Traditions посвятила 4 компакт-диска и 1 DVD традиционным танцам и музыке Дофине .
  • Drailles, скрипичный квинтет, Modal, 1999
  • Arco Alpino, традиционные альпийские скрипки , Modal, 2001. Коллектив музыкантов из всех слоев общества под руководством Патрика Вайланта .
  • Вчера сегодня ; коллекции и текущие практики вокруг Rigodon , Buda Musique , сборник мировой музыки
  • 22 Rigodons à danser , компания Rigodon , 2002.
  • Drailles , Паура Грамуза! Музыка из воображаемых Альп. Компания Ригодон 2013
  • Скрипачи , Мана Серрано и Перрин Бурель. НОВИЯ 2015
  • Записная книжка справочника ригодонов, автор Перрин Бурель. Компания Ригодон 2015

сказка

Танцевальная хореография Ригодона мистера Исаака в нотации Фёйе. В: Оркестография или искусство танца … Точный и точный перевод с французского месье Фёйе, Джона Уивера, мастера танцев , 2-е издание, Лондон, ок. 1721.

Хотя происхождение этого слова не совсем понятно, подозревается связь с французским « риголер » — шутить, веселиться, хорошо проводить время. Происхождение от латинского «gaudium» — радость, удовольствие возможно (это тоже баварское слово «гауди»). С одной стороны, эти производные взаимосвязаны, а с другой — соответствуют веселому и живому характеру танца. Руссо сообщает (понаслышке) в своем Dictionnaire de la Musique 1768 года, что танец, возможно, был назван в честь своего изобретателя, джентльмена по имени Риго .

Ригодон как культурный придворный танец постепенно вышел из моды во второй половине 18 века, но все еще был очень популярен на юге Франции как веселый народный танец с конца 18 века до Первой мировой войны. В то время это считалось типичным танцем дофине .

После фазы упадка примерно с 1968 года началось возрождение, и в 21 веке снова культивируют народные ригодоны, которые нередко являются требовательными и спортивными для танцоров. За пределами Франции популярный французский ригодон распространился в Канаду, в регион Квебек . На Филиппинах есть популярный бальный танец под названием Rigodon de Honor , но он медленнее французских танцев.

Внешние ссылки

Традиционные французские танцы

Баскские танцы Фанданго  · Mutxiko
Медвежьи и гасконские танцы Конго  · Рондо
Бретонские танцы УЦИ  · До двух  · хитрой  · Gavottes  · Hanter-ДРО  · Jabadao  · Kas-Барх  · Кость ар Hoad  · Laridae  · Maraîchine  · Паспье  · меню свайных  · Plinn  · Круглый LOUDEAC  · Круглый Сент — Винсент  · Круглый paludier  · Trihori
Танцы Центрального массива Бурре  · фаршированный Овернь  · фаршированный  руэрг · Сотеер
Пуату танцы Перед двумя  · Fradan  · Guimbarde  · Maraîchine  · Marchoise  · Polaïe  · Sabotière
Прованские танцы Бранле Сен-Эльмо  · Танцевальный  стиль · Танцевальные решетки  · Фарандоль  · Корделли  · Li-chivau frus  · Ригадун  · Volte
Танцы распространились по всей Франции Движение  · Круг цирк  · chapelloise  · Контраданс  · Текущий  · Мазурка  · полька  · Кадриль  · Шотландский  · Waltz

Жанры от классической музыки

Списки жанров
Не танцевальные жанры
  • Ария
  • Ариетта
  • Aubade
  • Баллада
  • Кантата ( хор )
  • Канцона
  • Каприччио
  • Хоровой
  • Концерт ( гроссо )
  • Развлекательная программа
  • Изучение
  • Изысканный
  • Фуга
  • Экспромт
  • Изобретение
  • Солгал
  • Мадригал
  • Март ( похороны )
  • Мелодия ( французский )
  • Масса
  • Мотет
  • Ночной образ жизни
  • Оратория
  • Открытие
  • Партита
  • Страсть
  • Прелюдия
  • Речитатив
  • Реквием
  • Рапсодия
  • Ricercare
  • Романтика
  • Рондо
  • Серенада
  • Соната
  • Симфония ( Концертанте )
  • Tiento
  • Токката
  • Могила
  • Вариация
Танцы
  • Немецкий
  • Болеро
  • Пьяный
  • Чакона
  • Текущий
  • Форлейн
  • Gaillarde
  • Гавот
  • Джиттер
  • Loure
  • Менуэт
  • Мюзетт
  • Пассакалия
  • Паспид
  • Павана
  • Польский
  • Ригодон
  • Сарабанда
  • Бубен
  • Тарантелла
  • Вальс

Ригодон как придворный танец

Ж.-Ф. Рамо (1683—1764). Ригодон из оперы «Дарданус», 1739 г. (фр. «Dardanus»)

Примерно с конца XVII века ригодон приобрёл известность в качестве придворного танца, сделавшись более размеренным и торжественным. Однако, известен любопытный факт: Мари Камарго (1710—1770) первая выступила против правил придворного театра и вынесла на его сцену танец более быстрого, оживлённого темпа, то есть, не в придворной, а именно в сельской, простонародной версии. Наибольший успех она снискала в исполнении гавота, менуэта, паспье и ригодона. А для того, чтобы облегчить исполнение заносок, введённых ею в танец, Камарго сняла с туфель каблук, укоротила юбку и убрала излишние украшения. Новая модификация костюма позволила ей обогатить технику сценического танца ранее неизвестными приёмами и сделать его более виртуозным, лёгким и грациозным.

Тогда же, в конце XVII века в качестве одной из частей ригодон вошёл в инструментальную танцевальную сюиту французских, немецких и английских композиторов. Также ригодон занял почётное место номера в балетах и балетных дивертисментах опер французских композиторов XVII — XVIII веков: Ж.-Б. Люлли (Ригодон из героической пасторали «Ацис и Галатея»), Г. Ф. Генделя («Музыка на воде», Rigaudon из Сюиты № 3 соль мажор, HWV 350), Ж.-Ф. Рамо, Ф.-А. Филидора, А. Кампра и других.

В XVIII веке ригодон также оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев. Многие танцмейстеры охотно включали его в «бальное меню», чтобы освежить несколько наскучивший ряд обычных церемониальных танцев.

Ригодон в Дофине

Ригодон во время популярного бала в Дофине.

В конце XVIII — го  века провансальского Ригодон начинает распространяться в соседние провинции.

Ведь в Провансе повышается уровень жизни, роскошь постепенно завоевывает все слои общества. Прованс становится центром притяжения соседних народов, его влияние становится интенсивным и обширным. Свидетель указывает в 1786 году, что «Марсель все еще сегодня для Прованса и даже для провинций, которые его окружают, то же самое, что Париж для всего королевства» .

Одним из очень важных факторов распространения ригодона в соседних провинциях является мобильность горного населения того времени (временная миграция) к сезону сбора урожая, Прованс объявляется в приходах Гапенсайс , Дофине и Севенны началом летняя работа. Немедленно собираются мужчины, и это важные группы, которые уходят на юг, постепенно поднимаясь вверх, если это позволяет климатическая обстановка.

Осенью многие фермеры, в том числе женщины и дети, вынуждены приезжать на зимовку в страны Прованса с умеренным климатом, где благодаря своей работе они накопили достаточно, чтобы вернуться домой в конце весны.

Эти походы примечательны своей массовостью, их повторяемостью каждый год, их продолжительностью и присутствием в каждом отряде мужчин, женщин и часто детей. Их также отличает сплоченность, которая сохраняется или устанавливается между ними. В контакте с более изысканным населением, имеющим более престижную культуру, горцы постепенно переняли свои нравы, свои обычаи и развлечения.

В Dauphinois примет этот танец, и , возможно , изменить его форму , чтобы адаптировать его к их культуре, их горный менталитет и сделать правильный Dauphinoise танец.

Золотой век

Танцоры Ригодон из Гапенса

К концу XVIII — го  века и в течение XIX — го  века, Ригодон пользуется модой безупречного, так прочной и настолько полным , что он стал по праву традиционного танца особенностью этой провинции.

Это важнейший, даже уникальный элемент репертуара бала . Все возможности хороши для танцев: зимние вечера в домах , которые используют девушка, воскресенье танцев в кафе или сараях, шары 1 — го  января , карнавал, на 14 июля , шары самого престижные Vogues (патрон : пиры) и свадьбы, соседство и рабочие встречи .

Его популярность распространяется на все категории населения: крестьян, наиболее многочисленны, ремесленники, торговцы, служащие, представители среднего класса крупных сел и малых городов, даже аристократической, в начале XIX — го  века.

Время упадка

Ригодон дю Шампсор в 1929 году

К концу XIX — го  века , парижанин влияние становится все более очевидным с постепенным принятием пары танцует замкнут: вальс , полька , мазурка , шотландская , тройка , кадриль , который в скором время предоставить некоторые простые фигуры исключительных версии rigadoons. Изначально очень маргинальные, постепенно они будут занимать все больше и больше места.

Именно с юга ригодон начал сокращаться. В области Gap это снижение чувствительности в первые годы XX — го  века. Это не то же самое в Trièves , Matheysine , ШАМПСОР или Valgaudemar, где его большая жизнеспособность будет продолжаться до первой мировой войны .

Это приводит к внезапному разрыву. Через четыре года хрупкие механизмы традиции перестанут работать. Когда война возвращается, жизнь начинается снова, но с населением, обедненным молодыми людьми, в новом климате, где ригодон начинает проявляться как старый танец.

Более того, даже парижские танцы начинают казаться старой практикой по сравнению с американскими танцами, которые небольшие городские оркестры делают доступными для всех.

Ригодон, крестьянский танец

Конечно, это не проходит просто так. Те, для кого это было обычным средством выражения, продолжают танцевать его, пока находят возможность и силы.

Местами небольшие несчастные случаи — несколько благоприятных факторов, играющих одновременно — задержали этот упадок: привязанность местных жителей к привычке вечерами, дом, который ценится своим гостеприимством и жизнерадостностью, дедушка-музыкант или красивый певец, заставляющий танцевать голос. умеет обучать коллективному танцу, которого не знала самая младшая.

Отметим также восстановление ригодона фольклорными коллективами с 1930 г. , начиная с района Гапа.

Кроме того, в период 40-45 годов в Дофине, как и в других местах, отмена балов заставила молодых людей просить традиции их страны в отношении средств для развлечения, а старейшин просили обучать ригодону, тем самым способствуя продлению существования. этого танца.

Примечания

Сноски

  1. Монтаньяр — французский старинный групповой танец, который исполнялся в сопровождении волынки и двух труб. Как правило, в нём участвовало не менее восьми пар, которые располагались в линию. Музыкальный размер 3/8, темп умеренно-подвижный.
  2. Заноски — скрещивание ног в воздухе в 5-й позиции во время прыжка
  3. Танцмейстер (нем. Tanzmeister) — учитель танцев; балетмейстер.

Источники

  1. ↑ Музыкальная энциклопедия. — ]. 1973—1982. — стр.428
  2. Риман Г. Музыкальный словарь (Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. Отделением). — М.: Директ Медиа Паблишинг, 2008.
  3. Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. — Энциклопедический словарь
  4. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005
  5. Михельсон А. Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. 1865.
  6. ↑ Худеков С. Н. «История танцев». Часть 2. — СПб.,1914 г.
  7. ↑ Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981 г. — стр.460
  8. Юрий Ханон. Три Инвалида. — СПб.: Центр Средней Музыки, 2011. — С. 319.

Индивидуальные доказательства

  1. Согласно французскому лингвистическому словарю Petit Robert 1 , слово « rigoler » впервые появилось в тексте в 1650 году; « Se rigoler » еще в 13 веке. См .: Petit Robert 1 — Dictionnaire de la langue francaise , par Paul Robert, rédaction dirigée par A. Rey & J. Rey-Debove, Dictionnaires Le Robert, Paris 1987, p. 1718.
  2. Жан-Мишель Гилшер, «Le domaine du rigodon: une Province originale de la danse», Le monde alpin et rhodanien . Гренобль, Центр альпийских и роданских этнологий, 1984, № 1-2 consacré aux Chants et danses de традиционных .
  3. Конрад Рагоссниг : Справочник по гитаре и лютне. Schott, Mainz 1978, ISBN 3-7957-2329-9 , стр. 115 («Между прочим, Rigaudon — настоящий гибрид, состоящий из Гаво и Бурре, и его нельзя назвать четверным Bourrée»).
  4. Иоганн Каспар Фердинанд Фишер, Musikalischer Parnassus (1738?), В: Полное собрание сочинений для клавишного инструмента , …, Висбаден: Breitkopf & Härtel (первоначально 1901), стр. 58 (Terpsichore) и стр. 68-69 (Uranie) .
  5. В пьесе Riggaudoon, что нетипично, нет прелюдии. См .: Генри Перселл, Фортепианное соло, полное издание (Urtext) , под ред. Иштвана Мариаси, Будапешт: Könemann (без даты), стр. 42–43.
  6. François Couperin, Pièces de Clavecin , Vol. 1, …, Mainz et al .: Schott, 1970–1971, Vol. 1, pp. 51–52. И: Жан-Филипп Рамо, Pièces de Clavecin (Complete Edition), …, Kassel et al .: Bärenreiter, 1972, стр. 30–31.
  7. Иоганн Каспар Фердинанд Фишер, Musikalischer Parnassus (1738?), В: Полное собрание сочинений для клавишного инструмента , …, Висбаден: Breitkopf & Härtel (первоначально 1901), стр. 58 (Terpsichore) и стр. 68-69 (Uranie) .

Самая распространенная форма танца

Обозначения танцевальных шагов

Это так называемая круглая форма напильника . Это очень живой, игривый танец, в котором каждый очень самовыражается. Он состоит из двух частей:

  • прогулка  : танцоры — столько , сколько вы хотите — расположена по кругу, каждый человек , имеющий свой партнер к его правам; мы не держимся за руки, и каждый поворачивает на четверть оборота вправо, чтобы образовалась круглая пилка. Во время первой части музыки танцоры продвигаются вперед, двигаясь по большому кругу (отсюда и термин «прогулка»).
  • сам ригодон : в первой половине второй части музыки каждая женщина поворачивается лицом к своему партнеру, и танцоры танцуют, прыгая с одной ноги на другую, щелкая пальцами, даже издавая пронзительные крики. Во второй половине этой второй части все поворачиваются лицом к человеку позади них, и мы снова начинаем танцевать перед этим человеком (контрпартнером), как указано выше.

описание

Ригодон — это парный танец в очень живом времени 2/2 или alla-breve (также 2/4 или 4/4) с преобладающей регулярной и прыгающей четвертью и восьмой частью и с началом четверти. Существуют близкие отношения (как заметил Иоганн Маттезон в 1739 году) прежде всего с бурре , а также с гораздо более благородным Гавотом .

По сравнению с бурре, во многих ригодонах за четвертью открываются две или три доли половинных нот, только после этого начинается собственное движение, например Б. в Ригодоне из André Campras L’Europe galante (1697). Подобные доли из двух-трех половинных нот могут также произойти в дальнейшем ходе пьесы, также ближе к концу, часто в предпоследнем такте фразы (например, с Иоганном Каспаром Фердинандом Фишером ). В некоторых случаях они происходят в других, менее заметных местах, например, в знаменитом Riggadoon in C Генри Перселла они появляются сначала только в басу, а затем дважды во второй части ближе к концу фразы. Гендель переместил половинки в Rigaudon I из своего Wassermusik во второй такт, но в сопровождающем Rigaudon II они находятся на обычном месте в начале, в первом такте. В 18 — м века, французские композиторы , такие как Франсуа Куперена или Жан-Филипп Рамо также написали Rigaudons , в которых характерные черты половин штрихов полностью опущенный (например , в Рамо Дардане 1739). Такие пьесы кажутся больше вдохновленными французской народной музыкой, они в основном просты в музыкальном плане и основаны почти исключительно на обычной четверти (или восьмой) части.

Сочетание Rigaudon I и II довольно часто; типичные характеристики Rigaudon II иногда менее выражены, и он больше функционирует как контрастирующее трио , например Б. в сюитах для клавесина Дж. К. Фишера « Терпсихора и Урания» ( Musicalischer Parnassus 1738).

Прыгающий танцевальный шаг, так называемое па-де-ригодон, назван в честь Ригодона .

Ригодон в музыке XIX и XX века

К началу XIX века ригодон как бытовой или придворный танец полностью вышел из обихода и воспринимался как устаревший. Однако эта форма отнюдь не была забыта в искусстве. Известны многочисленные примеры использования ригодона в музыке XIX—XX веков. К этому жанру обращались Ш.Алькан (эскиз ре мажор op.63-27 «Ригодон» из цикла «49 эскизов»), Э. Григ (сюита «из времён Гольдберга» — Aus Holbergs Zeit, V.Rigaudon (Allegro con brio)), М. Равель («Гробница Куперена» — Le tombeau de Couperin, IV. Rigaudon), С. Прокофьев (пьеса № 3, Ригодон, из «Десяти пьес» ор.12; «Ригодон» для скрипки и фортепиано из оперы «Война и мир»).

Во время Первой Мировой войны французский композитор Эрик Сати написал фортепианную пьесу «Кошачья серенада», содержащую в себе ригодон (с посвящением известному композитору Полю Дюка):

Происхождение танца

Есть предположение, что название происходит от фамилии французского танцмейстера Риго (фр. Rigaud ), который адаптировал эту примитивную сельскую пляску к требованиям сцены и ввёл в городскую бытовую среду.. В частности, такова версия Жан-Жака Руссо. Но большинство исследователей подвергают эту версию сомнению. Например, Курт Закс считает, что в основе названия — итальянские слова rigodere, rigodone, rigalone, что значит — хороводный танец. Другие полагают, что название «ригодон» происходит от старо-немецкого слова riegen или французского rigoler — танцевать. Третьи допускают вероятность происхождения названия от припева старинной плясовой песни ric-din-don, или же от итальянского слова rigodere — опять, снова веселиться.

Как и подавляющее большинство старинных танцев, ригодон произошёл от бранля, популярного на юге Франции (Прованс, Дофине, Лангедок). В этом танце получила выражение свойственная южанам подвижность, быстрота и темперамент. Основные движения — влево, поочерёдная смена пар, лёгкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперёд, вращение под руку с девушкой. Композиционный рисунок танца в различных местностях имел свои особенности: в Провансе — круг (хоровод), в Бургундии — линии. Живой характер ригодона сближает его с такими танцами, как бурре и монтаньяр. Чаще всего деревенский ригодон танцевали под самый простейший аккомпанемент (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами в виде сабо, деревянных башмаков.

Характерные признаки (кое-что из теории музыки)

Ригодон — танец, выдержанный в двухдольном (2/2, Alla breve) или четырёхдольном размере, состоящий из трёх-четырёх, но чаще всё же — из трёх восьмитактовых реприз, третья из которых должна отличаться по характеру от предыдущих и составлять с ними контраст. По ценному свидетельству Иоганна Маттезона, третья реприза должна была перемещаться в более низкий регистр, чтобы на её фоне ярче выделялись главные темы.

Наконец, повторю ещё раз (для тех, кто не понял): ригодон — танец весёлого жизнерадостного характера, проходящий в оживлённом и очень бодром движении. Начинается с последней ¼ затакта, а при окончании — захватывает третью четверть.

Библиография

  • Чарльз Уитфилд, «Ригодон», в: Марк Виньяль ( реж. ), Музыкальный словарь , Париж, Ларусс,2005 г.( 1- е  изд., 1982 г.), 1516  с. , стр.  849.
  • Жан-Мишель Гильше, «Le domaine du rigodon: исконная провинция танца», Le monde alpin et rhodanien . Гренобль, центр Alpin и др rhodanien d’Ethnologie, 1984, п о  1-2 посвящены традиционные песни и танцы . ( ISSN   ) , ( OCLC )
  • Питер Гаммонд и Денис Арнольд ( ред. ) ( Перевод  с английского Мари-Стелла Пари, французская адаптация Алена Пари ), Энциклопедический словарь музыки: Оксфордский университет , т.  II: от A до K , Париж, Издательство Роберта Лаффона , сб.  «Книги»,1991 г.( 1- е  изд. 1988 г. ), 1171  с. ( ISBN  2-221-05654-X , OCLC   , уведомление BnF п о   ) , р.  578.
  • Энциклопедия музыки ( перевод  с итальянского), Париж, Librairie générale française , колл.  «Карманная книжка / Pochothèque. Энциклопедии сегодняшнего дня »,1995 г., 1142  с. ( ISBN  2-253-05302-3 , OCLC   ) , стр.  663.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: