Краткая биография Кабалевского Дмитрия Борисовича
Дмитрий Борисович Кабалевский
Дмитрий Борисович Кабалевский — композитор, пианист и дирижер. Это педагог, разработавший концепцию музыкального воспитания. Дмитрий Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Его отец был служащим Главного управления по делам местного хозяйства МВД, а мать — домохозяйкой.
Дмитрий изначально получал образование в городском училище, а затем в Петроградской гимназии. В 1918 году семья Кабалевских переехала на столицу. В Москве Дмитрий учился в школе №35. После этого юноша обучался в музыкальной школе и в техникуме. В 1925 году он получил диплом. На этом Дмитрий не остановился. Он поступил в Московскую консерваторию и в 1930 году завершил обучение. В консерватории Дмитрий учился композиции у Мясковского и игре на фортепиано у Гольденвейзера.
В 1922 году Кабалевский нашел работу в музыкальном техникуме Скрябина. Сначала он был аккомпаниатором и секретарем. Затем Дмитрий Борисович стал преподавателем. В 1927 году начинающий композитор создал свои первые произведения. В 1932 году Кабалевский работал в Московской консерватории. Его учениками был Александр Пирумов, Михаил Зив, Георгий Струве.
Во время войны композитора эвакуировали в Свердловск. В эти времена он преподавал в консерватории.
Кабалевский посвящал много времени не только педагогической деятельности. Он был концертмейстером в детском театре и редактором издания «Советская музыка». В 1973 году Кабалевский организовал Лабораторию музыкального образования. Он руководил этим учебным заведением до 1983 года. Дмитрий Борисович приложил максимум усилий, чтобы была разработана новая программа по музыке для школы.
С 1945 года Кабалевский начал выезжать за пределы своей страны. Он побывал в Австрии, Венгрии, Англии, Китае, Мексике. В 1965 году композитор способствовал тому, чтобы была создана музыкальная школа в Магнитогорске.
Творческое наследие Кабалевского — музыка к драматическим спектаклям «Шутники», «Мера за меру», «Мадам Бовари». К сочинениям композитора относится опера «Кола Брюньон», «Сестры», «Никита Вершинин», а также оперетта «Весна поет» и балет «Золотые колосья». Кабалевский сочинял музыку для скрипки, виолончели, фортепиано. Отдельного внимания заслуживает музыка для кинофильмов «Зори Парижа», «Школа злословия», «Хождение по мукам». Еще Дмитрий Борисович писал статьи и рассказы, связанные с музыкой.
Кабалевский женился дважды. Первая супруга композитора — Эдварда Блюман, дочь известной пианистки. Она была преподавателем в Министерстве внешней торговли. С Блюман Дмитрий прожил недолго. В семье появился сын Юрий. Вторая супруга композитора — Лариса Чегодаева. С ней композитор прожил до смерти. В браке родилась дочь Мария. Она впоследствии стала директором музыкального культурно-образовательного центра, названного именем своего отца.
Дмитрий Кабалевский скончался 14 февраля 1987 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
В честь композитора названа музыкальная школа в Тверском районе Москвы и в Самаре. С 1962 года учрежден конкурс молодых музыкантов имени Кабалевского. Победители определяются в нескольких номинациях: скрипка, фортепиано, композиция.
.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Память
- В городе Чайковский Пермского края улицу Портовая переименовали в улицу Кабалевского в 1988 году.
- В Москве, на здании бывшей школы № 209, где композитор работал учителем музыки в 1973—1981 годах, установлена мемориальная доска.
- С 1962 года проводится Международный конкурс молодых музыкантов имени Д. Б. Кабалевского.
- в 1995 году, в Государственном общеобразовательном учреждении Москвы «Центр образования № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова» открыт мемориальный музей Д. Б. Кабалевского. В 2005 году на здании была установлена мемориальная доска композитору.
- С 1995 года Детская музыкальная школа № 20 Тверского района Москвы носит имя композитора.
- В городе Самара с 1997 года музыкальная школа номер 10 носит имя Дмитрия Борисовича Кабалевского.
- С 2005 года в Ватутинках имя Кабалевского носит детская школа искусств.
- В 2016 году одной из улиц в Десёновском поселении Москвы присвоено название Дмитрия Кабалевского.
Советская детская музыка
Кабалевский был не только талантливым композитором, но и замечательным педагогом
Среди детских произведений Кабалевского отдельное значение имеют песни – созданные на пионерские мотивы, они, как и песни С.С. Прокофьева, вобрали в себя звонкие голоса молодежи СССР, свет костра и яркость пионерского галстука.
В своих работах («Про вожатую», «Наш край», «Четверка дружная ребят», «Пионерское звено», «Школьные годы») Кабалевский пишет о дружбе, о взаимопомощи, о школе, о доброте, о пионерских лагерях.
Песни Кабалевского – это эпоха, когда пионеры с нетерпением ждали поездки в лагерь, жили в новых корпусах, создавали свои традиции, ходили в походы. Не только песни Дмитрия Борисовича, но также его кантаты, оперы, оперетты, фортепьянные пьесы, симфонии, все сделанное им для детей и молодежи отличается «голосом своей эпохи».
Они громогласные, радостные, даже бравурные, полные света, стремления в будущее, ощущения праздника и торжества новой жизни, доброго начала, позволяющего преодолеть все невзгоды и с факелом чистой надежды вступить в дивный новый мир, что скрывается за горизонтом.
Работа Кабалевского имеет огромное педагогическое значение – будучи профессором московской консерватории и редактором многих музыкальных изданий, он создал огромное количество работ, раскрывающих методы эстетического воспитания молодежи, обучения музыке, развития у детей слуха и чувства прекрасного.
Многие его произведения до сих пор используются в музыкальной педагогике, хоть и не так широко, как раньше. Он стал одним из основателей знаменитого музыкального конкурса Чайковского, создав, в том числе, мелодии, обязательные для исполнения конкурсантами.
Среди работ Кабалевского есть оперы, балет, оперетта, произведения для симфонического оркестра и хора, огромное количество произведений для фортепьяно.
Он писал множество серьезных, вдумчивых и глубоких работ, был автором музыки большого количества кинофильмов, Кабалевский «отметился» почти во всех аспектах советской музыки, но в первую очередь он стал известен как великолепный композитор для детей и молодежи.
Музыка Дмитрия Борисовича – яркая, живая, динамичная, будто пламя пионерского костра, стала вехой для нескольких поколений жителей СССР
Подобно Баху или Григу, Кабалевский, совмещая важное в классике с вечным и злободневным, народные мотивы с традиционными приемами, создал музыку значительную и близкую для своей страны и ее людей.
Творчество[]
В основе большинства произведения Кабалевского — социально значимая тематика. Музыке Кабалевского, связанной с гуманистическими традициями русской и мировой музыкальной культуры, свойственны оптимизм, пафос жизнеутверждения. Кабалевский внёс ценный вклад в область музыки для детей и юношества (тема юности — одна из центральных в его творчестве).
Оперы
- Кола Брюньон (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленинградский Малый оперный театр; 2-я редакция 1968, поставлена 1970, Ленинградский Малый театр оперы и балета, одновременно в театре «Эстония», Таллин),
- В огне (Под Москвой, 1943, Большой театр),
- Семья Тараса (по повести «Непокорённые» Горбатова, 1950, Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова),
- Никита Вершинин (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» Bс. Иванова, 1955, Большой театр),
- Сестры (по повести «Встреча с чудом» Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета);
Для симфонического оркестра и хора
- Поэма борьбы (1930),
- Родина великая (кантата, слова разных поэтов, 1942),
- Народные мстители (сюита, 1942),
- Песня утра, весны и мира (кантата, 1958),
- Ленинцы (кантата, 1959),
- Реквием (посвящён «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», слова Р. И. Рождественского, 1962),
- О родной земле (кантата, 1965);
Сюиты
- из оперы Копа Брюньон (1941),
- Комедианты (из музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» Даниэля, 1946),
- Ромео и Джульетта (музыкальные зарисовки, 1956);
- симфоническая поэма Весна (1960),
- Патетическая увертюра (1960);
для фортепиано с оркестра
- 4 концерта (1929, 1936, 1952, 1975),
- рапсодия на тему песни «Школьные годы» (1964),
- концерт для скрипки с оркестром (1948);
для виолончели с оркестром
2 концерта (1949, 1964);
камерно-инструментальные произведения-
2 струнных квартета (1928, 1945);
для фортепиано (всего около 150)-
в том числе 3 сонаты (1928, 1947, 1948), 2 сонатины (1932, 1934), 24 прелюдии (1945), рондо (для 1-го Международного конкурса им. Чайковского, 1958), Из пионерской жизни (5 детских пьес, 1931), 30 детских пьес (1938), 24 лёгкие пьесы для детей (1944), 4 рондо (1958), 6 прелюдий и фуг (1959) и др.;
для скрипки и фортепиано-
Импровизация (из музыки к фильму «Петербургская ночь»), рондо (для 2-го Международного конкурса им. Чайковского, 1962), 20 лёгких пьес для скрипки и фортепиано (1965);
для виолончели и фортепиано-
соната;
для голоса с фортепиано-
10 сонетов Шекспира (1955, перевод С. Я. Маршака), романсы на слова Р. Гамзатова и др.;
Песни
7 весёлых песен (слова С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (слова С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945), Четвёрка дружная ребят (слова С. Я. Маршака), Наш край (слова А. Пришельца), Пионерское звено (слова О. И. Высоцкой), Про вожатую (слова О. И. Высоцкой), Школьные годы (слова Е. А. Долматовского), Спокойной ночи (слова В. И. Викторова), Часовые стоят (слова В. Шляхова), Не только мальчишки (слова В. И. Викторова), Счастье (слова О. И. Высоцкой), Артековский вальс (слова В. И. Викторова) и др.;
Музыка к драматичeским спектаклям
- «Земля и небо» 6р. Тур (1932, МХАТ 2-й),
- «Мстислав Удалой» Прута (1932, Центральный театр Красной Армии, Москва),
- «Шутники» Островского (1933, там же),
- «Гибель эскадры» Корнейчука (1934, там же),
- «Дорога цветов» Катаева (1934, Театр им. Вахтангова),
- «Слава» Гусева (1936, Центральный театр Красной Армии),
- «Весёлый портняжка» (1935, Центральный кукольный театр),
- «Мера за меру» Шекспира (1940, Театр им. Вахтангова),
- «Чёртов мост» А. Толстого (1939, Московский театр Сатиры),
- «Школа злословия» Шеридана (1939, МХАТ),
- «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Московский Камерный театр),
- «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, Московский театр им. Ленсовета),
- «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ),
- «Ромео и Джульетта» Шекспира (1956, Театр им. Вахтангова);
Музыка для кино
- «Петербургская ночь» (1933),
- «Аэроград» (1935),
- «Щорс» (1938),
- «Антон Иванович сердится» (1941),
- «Первоклассница» (1946, совместно с М. П. Зивом),
- «Сёстры» (1957),
- «Восемнадцатый год» (1958),
- «Хмурое утро» (1959)
- и др.
Сын дворянина, внук генерала
Дмитрий Борисович славился как веселый и жизнерадостный человек
Дмитрий Борисович Кабалевский родился в 1904 году, 17 декабря по старому стилю или 30-го по новому. Отец будущего знаменитого композитора был математиком, впоследствии стал одним из основателей советской системы страхования, мать Дмитрия была домохозяйкой и всегда служила своим детям опорой и поддержкой, даже в самые тяжелые времена.
Дед Дмитрия Борисовича был военным инженером, организатором завода по производству пуль в Луганске, он ушел в отставку в чине генерала, получив за выдающиеся заслуги личное дворянство.
К своему дворянскому происхождению и Кабалевский, и его отец относились скептически, по воспоминаниям самого композитора, родитель всегда старался внушить своим детям уважение и теплое отношение к людям вне зависимости от чина, профессии или сословия.
Благодаря мнению отца о том, что на дворянском происхождении «мир колом не сошелся», Кабалевский не получил «сословного» образования – он обучался сначала в училище, где преподавали детям непривилегированных сословий, а затем поступил в гимназию, куда набирали также по заслугам, а не по статусу.
Кабалевский много учился, увлекался самыми разными вещами – от выжигания по дереву до поделок из терракота. Первой учительницей музыки будущего композитора была сестра его матери, и обучение это закончилось плачевно, на долгие годы отбив у Дмитрия желание заниматься музыкой и сочинительством, почти утвердив от природы талантливого музыканта на стезе математика и государственного служащего.
Все вехи ученических и студенческих лет Кабалевского связаны с потрясениями и яркими событиями, возможно, и сделавшими его столь выдающимся «певцом молодости».
- С семи лет Кабалевский обучался в Городском начальном училище – обучение происходило среди «простых детей бедных родителей». Но при этом будущий композитор, как утверждает он сам, сумел получить там хорошее начальное образование, ставшее сильным подспорьем при поступлении в гимназию. «В училище я получил великолепную подготовку к гимназии и, что, быть может, было не менее важным, три года пробыл в среде простых мальчиков. Я никогда не вспоминал о своем привилегированном происхождении и рос в хороших, нормальных условиях», – пишет Дмитрий Борисович о годах в училище.
- Отучившись в училище, Кабалевский поступил в гимназию. На экзаменах абитуриент справился со всеми предметами на «5». Со всеми, кроме «закона божьего», который он «почти провалил». Но все же талантливый ученик был принят и много работал, чтобы соответствовать высоким требованиям элитного учебного заведения. Вместе с обучением в гимназии в жизнь Кабалевского пришла война, а затем и революция. Это были нелегкие годы, когда «первые впечатления о новой, неизвестной и какой-то очень серьезной жизни» (как пишет сам композитор) пришли в жизнь юного Дмитрия.
- После революции был переезд в Москву, голод, холод, занятия в школе №35, где Кабалевский впервые вовлекся в общественную деятельность – сначала возглавил школьную продовольственную комиссию, затем в составе «Семерки» (своеобразного органа школьного самоуправления) Дмитрий Борисович фактически управлял наравне с директором и учителями всеми школьными вопросами.
Училище, гимназия, школа, тихая дореволюционная жизнь, бурная пора перемен 1917 года, голодные послевоенные годы – все это стало для будущего композитора отличной «школой жизни», он научился преодолевать трудности и сохранять оптимизм, поддерживать других людей, понял, какое значение имеет надежда. Все это нашло отражение в творчестве композитора.
По пути с музыкой
Композитор отличался огромной работоспособностью
Вновь осваивать фортепьяно Дмитрий Сергеевич начал в 1919 году параллельно занятиям в общеобразовательной школе, работе и борьбе с голодом.
Он поступил в 3-ю Государственную музыкальную школу на Арбатской площади, был принят в класс к ее директору В.А. Селиванову, «испугавшись» внешности одной из знаменитых сестер Гнесиных.
По завершении обучения у Селиванова в школе, который, как утверждает сам композитор, вечно его подгонял, Кабалевский был принят в музыкальный техникум, продолжая при этом относиться к музыке, как к занятию дополнительному. «О сочинении музыки я все еще не думал и не пытался наверстать упущенные годы», – писал сам композитор.
Окончив школу, Кабалевский попытался поступить в институт и освоить профессию, далекую от музыки, также он изучал живопись и продолжал учиться в музыкальном техникуме.
Но постепенно будущий композитор понял, что совмещать не выйдет. Он бросил сначала студию, затем институт, и в его жизни остался только Первый Музыкальный Техникум.
«Постепенно я стал чувствовать, что весь смысл моего существования – в музыке и, главное, что музыка может и должна стать моей профессией».
А потом, с 1922 по 1925 год, были занятия сочинительством и, по настоянию Селиванова, создание для единственного ученика класса композиции в техникуме – много труда, тяжелая работа, первые успехи.
Затем – Московская Консерватория, которую Кабалевский окончил с большим успехом, и сочинение музыки длинною в жизнь, музыки для детей и взрослых, музыки, которая звучала для молодого советского народа, с которым Дмитрий пережил все радости и невзгоды.