Фортепианная школа
Татьяна Николаева родилась в городе Бежицы. В тринадцать лет она поступила в московскую ЦМШ. Очарованный ее музыкальностью Александр Борисович Гольденвейзер берет девочку в свой класс – и Николаева становится его лучшей ученицей, преданной своему педагогу и старающейся перенять от него все, что возможно. Сама Николаева так оценивала роль Гольденвейзера в своей судьбе: «Он научил меня не только играть на фортепиано, он научил меня жить, видеть жизнь во всех проявлениях».
От Александра Борисовича девушка переняла традиции русской школы игры на фортепиано. Музыкальные умения, полученные в классе Гольденвейзера, прекрасно сочетались с личностью самой Николаевой. Главными чертами ее фортепианной игры изначально были естественность, простота, отсутствие бессмысленной аффектации, выстроенность формы, сочетание внутренней свободы с абсолютным чувством ритма, удивительная мелодичность…
Творческие победы
Разумеется, русская публика не могла не оценить выступлений юной пианистки. В 1945 году Татьяна Николаева получила первую премию на конкурсе филармонии, посвященном Скрябину. Через два года пианистка стала обладателем второго места на пражском Первом Всемирном фестивале молодежи и студентов. В том же, 1947 году, Николаева закончила фортепианный факультет Московской государственной консерватории (разумеется, с отличием), а три года спустя она получила диплом композиторского факультета. Ее дипломная работа, Первый фортепианный концерт, принесла ей Государственную премию СССР.
Сразу же после окончания консерватории Николаева начала активную концертную деятельность, продолжавшуюся почти полвека. На сольных концертах исполнительницы в Малом зале московской консерватории всегда был аншлаг: репертуар пианистки в сочетании с ее исполнительским мастерством притягивал слушателей, как магнит.
Безграничность репертуара
Татьяна Петровна Николаева восхищала слушателей не только своей удивительно чуткой игрой, но и поистине королевской статью и достоинством
Палитра сочинений, исполняемых Татьяной Николаевой, необыкновенно широка. Сама она так определяла свой репертуар: «Вся мировая фортепианная литература, кроме Второго концерта Бартока». И действительно, практически невозможно вспомнить фортепианной сочинение, не прозвучавшее на выступлениях этой удивительной женщины.
Здесь будет уместно упомянуть о том, как Николаева сдавала выпускные экзамены. Комиссия была крайне удивлена, когда девушка представила свою программу: весь «Хорошо темперированный клавир». С тех пор с музыкой Баха исполнительница больше не расставалась. А однажды она дала в Варшаве несколько фортепианных вечеров, программа которых состояла большей частью из музыки Баха.
Сочинения
- Кантата «Песнь о счастье» (сл. А. Чуркина, 1950)
- Симфония (1955, 2-я ред. 1958)
- Картина «Бородинское поле» (1968)
- Фантазия «Из русской поэзии» (1975)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Си мажор, op. 10 (1950)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Ми-бемоль мажор, op. 32 (1966)
- Вальс-каприччио для скрипки с оркестром (1960)
- Концерт для скрипки с оркестром (1972)
- Поэма для виолончели с оркестром (1960)
- Фортепианный квинтет (1947)
- Струнный квартет (1960)
- Трио для флейты, альта и Фортепиано (1954)
- Сонатина для скрипки с Фортепиано (1953)
- Сонаты для виолончели с Фортепиано № 1 (1960)
- Сонаты для виолончели с Фортепиано № 2 (1973)
- Сонаты для Фортепиано № 1 (1949)
- Сонаты для Фортепиано № 2 (1977)
- Вариации памяти Н. Я. Мясковского (1951)
- Полифоническая триада (прелюдия, ария, фуга, 1949, 2-я ред. 1966)
- 24 концертных этюда (1953)
- Детский альбом (1958)
- Пять этюдов (1959)
- Цикл «Шалды-балды» (12 пьес с эпиграфами, 1974)
- Цикл «Исландия» (сл. А. Софронова, 1950)
- Романсы на сл. А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского и др.
- Музыка к драм. спектаклям
- Музыка к фильму «Женщина в искусстве» (1970)
- Каденции к фортепианным концертам Й. Гайдна (1966).
Слайд 9«Но для меня,— продолжает рассказ о своем жизненном пути Николаева,— пятидесятый
год был знаменателен не только победой в Лейпциге. Произошло тогда и еще одно событие, значение которого для себя я просто не могу переоценить — мое знакомство с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. Вместе с П. А. Серебряковым Шостакович входил в жюри Баховского конкурса. Мне выпало счастье встречаться с ним, видеть его вблизи и даже — был такой случай — участвовать вместе с ним и Серебряковым в публичном исполнении ре-минорного тройного концерта Баха. Обаяния Дмитрия Дмитриевича, исключительной скромности и душевного благородства этого великого художника я не забуду никогда».Забегая вперед, надо сказать, что знакомство Николаевой с Шостаковичем не оборвалось. Встречи их продолжались и в Москве. По приглашению Дмитрия Дмитриевича Николаева не раз бывала у него в гостях; ей первой проигрывались многие из прелюдий и фуг (соч. 87), создававшихся им в ту пору: ее мнению доверяли, с ней советовались. (Николаева убеждена, кстати, что знаменитый цикл «24 прелюдии и фуги» был написан Шостаковичем под непосредственным впечатлением от Баховских празднеств в Лейпциге и, конечно же, многократно исполнявшегося там «Хорошо темперированного клавира»). Впоследствии она стала горячей пропагандисткой этой музыки — первая сыграла цикл целиком, записала на грампластинки.
Слайд 5«Меня никто не подталкивал к роялю, не понуждал особенно к работе,—
вспоминает Николаева.— Никто не настаивал, видя меня за клавиатурой — больше, больше… Может быть, именно поэтому я так любила свои занятия. Помню, став постарше, часто выступала перед знакомыми и гостями, которыми был полон наш дом. Уже тогда, в детстве, это и волновало, и приносило большую радость».Когда ей исполнилось 13 лет, мать привезла ее в Москву. Таня поступила в Центральную музыкальную школу, выдержав, быть может, одно из самых сложных и ответственных испытаний в своей жизни. («На двадцать пять вакантных мест претендовало около шестисот человек,— вспоминает Николаева— Уже тогда ЦМШ пользовалась широкой известностью и авторитетом».)
Слайд 8…Обычно, когда заходит разговор об участии Николаевой в турнирах музыкантов-исполнителей, имеют
в виду, прежде всего, ее громкую победу на Конкурсе имени Баха в Лейпциге (1950). На самом деле она испробовала свои силы в конкурсных баталиях значительно раньше. Еще в 1945 году она приняла участие в состязании на лучшее исполнение музыки Скрябина — оно проводилось в Москве по инициативе столичной филармонии — и завоевала первый приз. «В жюри, помнится, входили все наиболее видные советские пианисты тех лет,— обращается к прошлому Николаева,— и среди них мой кумир, Владимир Владимирович Софроницкий. Волновалась я, конечно, очень сильно, тем более что играть мне пришлось коронные пьесы «его» репертуара — этюды (соч. 42), Четвертую скрябинскую сонату. Успех на этом конкурсе придал мне веру в себя, в свои силы
Когда делаешь первые шаги на поприще исполнительства, это очень важно»
В 1947 году она вновь соревнуется на турнире пианистов, состоявшемся в рамках Первого фестиваля демократической молодежи в Праге; тут у нее второе место
Но апогеем конкурсных достижений Николаевой стал действительно Лейпциг: он привлек к молодой артистке внимание широких кругов музыкальной общественности — не только советской, но и зарубежной, распахнул перед ней двери в мир большого концертного исполнительства. Надо заметить, что лейпцигский конкурс 1950 года явился в свое время художественным событием высокого ранга. Организованный в ознаменование 200-летия со дня кончины Баха, он стал первенцем среди состязаний подобного рода; в дальнейшем они сделались традиционными
Организованный в ознаменование 200-летия со дня кончины Баха, он стал первенцем среди состязаний подобного рода; в дальнейшем они сделались традиционными.
Биография
Татьяна Николаева родилась 4 мая 1924 года в Бежице (ныне — в черте Брянска).
На фортепиано стала играть с трёхлетнего возраста. В 1937—1941 годах училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского (ЦМШ) у А. Б. Гольденвейзера. Тогда же начала сочинять музыку. Из-за трудного материального положения семьи была вынуждена работать концертмейстером в Высшем училище военных капельмейстеров (ныне Военный институт (военных дирижёров); 1943—1945) и в ЦМШ (1945—1946). Окончила Московскую консерваторию в 1947 году по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера и в 1950 году по классу композиции у В. Я. Шебалина, позже у Е. К. Голубева. В 1953 году окончила аспирантуру.
В 1942 дала первый сольный концерт. С 1945 года — солистка Московской филармонии.
В 1950 году выиграла главный приз Международного конкурса им. И. С. Баха, посвященного 200-летию со дня смерти композитора. Членом жюри этого конкурса был Д. Д. Шостакович. В дальнейшем пианистка стала первым исполнителем «24-х Прелюдий и фуг» Д. Д. Шостаковича. С тех пор композитора и пианистку связывала глубокая пожизненная дружба.
С 1942 по 1993 годы сыграла около 3000 концертов, исполнив около 1000 произведений 74 авторов.
Репертуар пианистки включал все клавирные произведения И. С. Баха («Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги», все токкаты, партиты, «Гольдберг-вариации», Французские и Английские сюиты, клавирные концерты), 32 фортепианные сонаты и 5 концертов для фортепиано с оркестром Л. Бетховена, сочинения Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Й. Брамса, Б. Бартока, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, 24 прелюдии С. В. Рахманинова, 10 фортепианных сонат А. Н. Скрябина, сонаты С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Е. К. Голубева.
Пианистке посвящены «Славянский концерт» Б. Н. Лятошинского, Третий концерт для фортепиано с оркестром Е. К. Голубева, Концерт для фортепиано с оркестром А. Я. Эшпая, сонаты Ан. Н. Александрова и др.
Записала свыше 50 грампластинок и 20 компакт-дисков (фирма «Мелодия» и ряд зарубежных фирм), среди которых — И. С. Бах, включая его «Искусство фуги». Был записан альбом со всеми сонатами Л. Бетховена. За исполнение произведений Р. Шумана в 1971 году была удостоена в ГДР премии Роберта Шумана.
Однако на Западе известность пришла к ней уже только под конец жизни. После распада СССР сделала несколько концертных туров по Европе и Америке, и принята была с большим успехом.
Член КПСС с 1956 года.
С 1959 года преподавала в Московской консерватории на кафедре специального фортепиано (с — профессор, с 1985 — заведующая кафедрой). Среди учеников: А. Батагов, М. Евсеева, Т. Левитина, Н. Луганский, М. Петухов, Т. Пикайзен, С. Сенков, Б. Шагдарон, Г. Ширинская, О. Яблонская, Г. Торма (Венгрия).
Пианистка избиралась депутатом Московского горсовета и в Советский комитет защиты мира, была вице-председателем Ассоциации дружбы со странами Латинской Америки, членом Союза композиторов СССР, членом редакционного совета издательства «Советский композитор», работала в жюри многих международных конкурсов и т. п. Татьяна Петровна был членом жюри конкурса пианистов Сантандера Паломы О’Ши в 1990 годах. Oпубликовала немало статей в прессе.
Её третья запись «24 Прелюдий и фуг» Д. Д. Шостаковича в 1991 году принесла пианистке премию Gramophone в инструментальной категории. 13 ноября 1993 года во время исполнения этого произведения на концерте в Сан-Франциско, была поражена кровоизлиянием в мозг и вынуждена была прервать своё выступление.
Татьяна Николаева скончалась девять дней спустя, 22 ноября. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Слайд 4Татьяна Петровна Николаева родилась в городе Бежице Брянской области. Ее отец
был провизором по роду своих занятий и музыкантом по призванию. Неплохо владея скрипкой и виолончелью, он собирал вокруг себя таких же, как он сам, меломанов и любителей искусства: в доме постоянно устраивались импровизированные концерты, музыкальные собрания и вечера. В отличие от отца мать Татьяны Николаевой занималась музыкой вполне профессионально. В молодости она окончила фортепианное отделение Московской консерватории и, связав свою судьбу с Бежице, нашла здесь обширное поле для культурно-просветительской деятельности — создала музыкальную школу, воспитала множество учеников.
Слайд 13А в 1958 году «полифония» творческой деятельности Николаевой дополняется еще одной,
новой линией — она начинает преподавать. (Ее приглашает к себе Московская консерватория.) Сегодня среди ее воспитанников много талантливой молодежи; некоторые успешно показали себя на международных конкурсах — например, М. Петухов, Б. Шагдарон, А. Батагов, Н. Луганский. Занимаясь с учениками, Николаева, по ее словам, опирается на традиции исконно родной и близкой ей русской фортепианной школы, на опыт ее учителя А. Б. Гольденвейзера. «Главное, активность и широта познавательных интересов у студентов, их пытливость и любознательность, это я ценю больше всего,— делится она своими мыслями о педагогике.— В учебной работе предпочитаю постоянную и живую смену музыкальных впечатлений и не люблю удручающе длительного, монотонного «высиживания» одних и тех же программ, хотя бы это и свидетельствовало об определенном упорстве молодого музыканта. К сожалению, сегодня этот метод в моде больше, чем хотелось бы…
«Жизнь, в которой есть Бах, благословенна»
В середине семидесятых Николаева организовала в Москве серию выступлений, на которых вместе со своими учениками исполнила цикл из двенадцати концертов Иоганна Себастьяна Баха для клавира. Кому-то такое увлечение циклами, такая масштабность могут показаться гигантоманией. Сама же Николаева определила это начинание как «возможность проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять».
Эти выступления запомнились московским слушателям как очень яркие события музыкальной жизни столицы. Печатные издания, разумеется, не обошли их молчанием. В газетах появились хвалебные рецензии. Критики отмечали необычность интерпретации музыки Баха, интересную манеру звукоизвлечения Николаевой, динамику ее исполнения, полифоническую ясность, разнообразие и четкость музыкального штриха, превосходное чувство темпа, а также волевую и решительную составляющую игры. Для каждого фрагмента исполняемого произведения Николаева находила свои оттенки, тонкие тембральные различия. Звуковая панорама, созданная ей при исполнении шести концертов для клавира, оказалась полна одновременно и кипящей жизненной силы, и тонкой душевной лирики.
Расширение границ
За свою долгую и яркую жизнь Татьяна Николаева переиграла почти всю существующую фортепианную музыку
Но что же еще, кроме Баха, звучало на концертах Николаевой? Практически вся музыка, которую мы знаем. В репертуаре пианистки было более пятидесяти концертов для фортепиано с оркестром. Исполняя произведения так называемой «популярной классики», Николаева постоянно выучивала что-то необычное, новое, редко исполняемое или вовсе никому не известное. На ее афишах можно было увидеть такие имена как Метнер, Дютьйе, Фиала…
Николаева стремилась открыть для себя и публики как можно больше новой музыки. Особенно ей хотелось помочь распространению новых сочинений советских композиторов. Прокофьев и Шостакович звучали на ее выступлениях почти всегда. Наряду с ними она исполняла пьесы Г.Попова и других советских композиторов, стала первой исполнительницей концертов Е.Голубева, своего консерваторского учителя по классу композиции.
Николаева является автором многих переложений для фортепиано, в числе которых можно выделить «Искусство фуги» Баха и прокофьевскую симфоническую сказку «Петя и волк».
Художественный облик
Не обошла вниманием Николаева и музыку композиторов-романтиков. М Бетховена занимает в ее репертуаре почетное второе место после Баха. В одном из своих концертных сезонов Татьяна Петровна Николаева исполнила тридцать две бетховенские фортепианные сонаты
Впрочем, концертные программы, посвященные циклам, для нее очень быстро стали постоянной практикой. Николаева давала серии концертов, которые посвятила фортепианному творчеству Шопена, Шумана, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, исполняла циклы их прелюдий, а также другие сочинения
В одном из своих концертных сезонов Татьяна Петровна Николаева исполнила тридцать две бетховенские фортепианные сонаты. Впрочем, концертные программы, посвященные циклам, для нее очень быстро стали постоянной практикой. Николаева давала серии концертов, которые посвятила фортепианному творчеству Шопена, Шумана, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, исполняла циклы их прелюдий, а также другие сочинения.
Художественный облик блистательной Татьяны Николаевой Григорий Михайлович Коган определял так:
Другие грани
Все ученики Татьяны Петровны Николаевой вспоминают своего педагога с огромной благодарностью
Татьяна Николаева смогла реализовать себя не только как прекрасная исполнительница и композитор, но и как педагог. Ее преподавательская деятельность (Николаева была профессором на кафедре специального фортепиано в Московской консерватории) оценивается предельно высоко.
Все ученики Татьяны Петровны вспоминают, как она помогала им набираться слушательского опыта, привозила пластинки из заграничных поездок, устраивала у себя дома вечера с их прослушиванием. Николаева очень часто выступала в ансамблях со своими учениками. Многие признаются, что ее присутствие рядом сразу снимало волнение перед сценой. Доброжелательность Татьяны Петровны помогала ее воспитанникам настроиться на рабочий лад, вжиться в исполняемую музыку, получить удовольствие от собственной игры и заразить слушателей своей энергетикой.
Татьяна Петровна Николаева умерла в ноябре 1993 года. Во время одного из своих выступлений она почувствовала себя плохо и вынуждена была покинуть сцену. Через девять дней прекрасной пианистки не стало.
https://youtube.com/watch?v=HGpb7PVYnHs
Слайд 6в 1947 году, она с триумфом оканчивает фортепианный факультет консерватории. С
триумфом, который не явился неожиданностью для людей осведомленных — к тому времени она уже прочно утвердилась на одном из первых мест среди молодых столичных пианистов
Обращала на себя внимание ее дипломная программа: наряду с сочинениями Шуберта (Соната си-бемоль мажор), Листа («Мефисто-вальс»), Рахманинова (Вторая соната), а также «Полифонической триадой» самой Татьяны Николаевой, в этой программе значились оба тома «Хорошо темперированного клавира» Баха (48 прелюдий и фуг). Немного найдется концертантов, даже среди мировой пианистической элиты, которые имели бы в своем репертуарном багаже весь грандиозный баховский цикл; здесь же он был предложен государственной комиссии дебютанткой фортепианной сцены, только-только готовящейся расстаться со студенческой скамьей. Тремя годами позднее (1950) Николаева заканчивает и композиторский факультет консерватории
После Б. Н. Лятошинского ее руководителем по классу сочинения был В. Я. Шебалин; завершает учебу она у Е. К. Голубева. За успехи, достигнутые в музыкальной деятельности, имя ее заносят на мраморную Доску почета Московской консерватории
Тремя годами позднее (1950) Николаева заканчивает и композиторский факультет консерватории. После Б. Н. Лятошинского ее руководителем по классу сочинения был В. Я. Шебалин; завершает учебу она у Е. К. Голубева. За успехи, достигнутые в музыкальной деятельности, имя ее заносят на мраморную Доску почета Московской консерватории.