Яруллин, фарид загидуллович

Выдающиеся люди татарии

Содержание

  • Слайд 1

    Фарит Яруллин
    Татарский композитор

  • Слайд 2

    Фарид ЗагидулловичЯруллин — талантливый татарский композитор. Прекрасно зная и чувствуя народную татарскую музыку, он сумел выработать на ее основе своеобразный и самобытный музыкальный язык. Он родился в Казани в 1914 году в семье известного татарского народного музыканта ЗагидуллыЯруллина. В 1930 году Ф. Яруллин поступает учиться в музыкальный техникум, где обучается игре на виолончели и на фортепиано, затем поступает в татарскую оперную студию при консерватории в класс профессора Г. И. Литинского. За годы учебы в студии (1934 – 1939) Ф. Яруллин, обладая профессиональным композиторским мастерством, постигает особенности музыкального языка композиторов разных эпох и направлений. Все изученное не прошло бесследно, оказав в дальнейшем влияние на формирование его художественных вкусов и музыкального языка. В эти годы молодой музыкант много пишет, создает сонаты для фортепиано, для скрипки и для виолончели. В 1939 году Фарид Яруллин написал балет “Шурале” по мотивам сказки Габдуллы Тукая, который был поставлен Татарским государственным театром оперы и балета и сразу же получил признание народа.В 1941 году композитор ушел в ряды Советской Армии, где был зачислен в военную пехотную школу. Фарид Яруллин не дожил до светлого дня Победы, пав смертью храбрых. Он погиб 17 октября 1943 года на территории Дубровинского района.

  • Слайд 3

  • Слайд 4

    С музыкой разной дружим мы с детства,
     Жанров ненужных в музыке нет!
     Самый загадочный и интересный,
     Самый таинственный жанр балет.
    Вступление в балете называют «Увертюрой».Увертю́ра  — открытие, начало) — инструментальное вступление к театральному музыкальному спектаклю, чаще предназначена для подачи оркестрового сигнала о начале балета. А так же она непременно связана с содержанием балета. Увертюра передаетслушателям  характер предстоящего  действия и оповестить их о содержании оперы.Поэтомувступления строятся  на музыкальных темах, которые в дальнейшем встречаются. Они настраивают зрителей на просмотр музыкального спектакля, и создают праздничную атмосферу.

  • Слайд 5

    ЯруллинФарид Загидуллович
    Балет “Шурале”

  • Слайд 6

    Яруллин Фарид ЗагидулловичБалет «Шурале», Выход Шурале.

    Поляна в лесной чащобе с логовом лешего Шурале. Сюда, заблудившись в лесу, пришел охотник Али-Батыр. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в прекрасных девушек. Шурале крадет крылья самой прекрасной — Сюимбике. Наигравшись, девушки вновь оборачиваются птицами, а Сюимбике тщетно ищет свои крылья. Ее подруги улетают, а ее пытается схватить Шурале. Сюимбике зовет на помощь, и Али-Батыр в жестокой борьбе побеждает лешего. Тот скрывается, а Сюимбике умоляет Батыра найти ее крылья. Подняв девушку на руки, охотник уносит ее из леса. Поляна в лесной чащобе с логовом лешего Шурале. Сюда, заблудившись в лесу, пришел охотник Али-Батыр. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в прекрасных девушек. Шурале крадет крылья самой прекрасной — Сюимбике. Наигравшись, девушки вновь оборачиваются птицами, а Сюимбике тщетно ищет свои крылья. Ее подруги улетают, а ее пытается схватить Шурале. Сюимбике зовет на помощь, и Али-Батыр в жестокой борьбе побеждает лешего. Тот скрывается, а Сюимбике умоляет Батыра найти ее крылья. Подняв девушку на руки, охотник уносит ее из леса.

Посмотреть все слайды

Farit Yarullin

Date of birth
01.01.1914
Date of death
17.10.1943
Profession
composer
Country
the USSR

Yarullin is one of the representatives of the multinational Soviet composer school, who made a significant contribution to the creation of professional Tatar musical art. Despite the fact that his life was cut short very early, he managed to create several significant works, including the Shurale ballet, which, due to its brightness, has taken a firm place in the repertoire of many theaters in our country.

Farid Zagidullovich Yarullin was born on December 19, 1913 (January 1, 1914) in Kazan in the family of a musician, author of songs and plays for various instruments. Having shown serious musical abilities from an early age, the boy began to play the piano with his father. In 1930, he entered the Kazan Music College, studying piano by M. Pyatnitskaya and cello by R. Polyakov. Forced to earn his living, the young musician simultaneously led amateur choral circles, worked as a pianist in cinema and theater. Two years later, Polyakov, who saw the outstanding abilities of Yarullin, sent him to Moscow, where the young man continued his education, first at the workers’ faculty at the Moscow Conservatory (1933-1934) in the class of B. Shekhter’s compositions, then at the Tatar Opera Studio (1934-1939) and, finally, at the Moscow Conservatory (1939-1940) in the composition class of G. Litinsky. During the years of his studies, he wrote many works of various genres – instrumental sonatas, a piano trio, a string quartet, a suite for cello and piano, songs, romances, choirs, arrangements of Tatar folk tunes. In 1939, he came up with the idea of ​​a ballet on a national theme.

A little over a month after the start of the Great Patriotic War, on July 24, 1941, Yarullin was drafted into the army. He spent four months in a military infantry school, and then, with the rank of junior lieutenant, was sent to the front. Despite the efforts of Litinsky, who wrote that his student was an outstanding composer of great value for the national Tatar culture (despite the fact that the development of national cultures was the official policy of the authorities), Yarullin continued to be at the forefront. In 1943, he was wounded, was in the hospital and was again sent to the army. The last letter from him is dated September 10, 1943. Only later did information appear that he died in the same year in one of the largest battles: on the Kursk Bulge (according to other sources – near Vienna, but then it could only be a year and a half later – at the beginning of 1945).

L. Mikheeva

Farit Yarullin

Дата рождения
01.01.1914
Дата смерти
17.10.1943
Профессия
композитор
Страна
СССР

Яруллин — один из представителей многонациональной советской композиторской школы, внесший значительный вклад в создание профессионального татарского музыкального искусства. Несмотря на то что его жизнь оборвалась очень рано, он успел создать несколько значительных произведений, в том числе балет «Шурале», который благодаря своей яркости занял прочное место в репертуаре многих театров нашей страны.

Фарид Загидуллович Яруллин родился 19 декабря 1913 (1 января 1914) года в Казани в семье музыканта, автора песен и пьес для различных инструментов. Проявив с ранних лет серьезные музыкальные способности, мальчик начал заниматься с отцом игрой на фортепиано. В 1930 году он поступил в Казанский музыкальный техникум в классы фортепиано М. Пятницкой и виолончели Р. Полякова. Вынужденный зарабатывать себе на жизнь, молодой музыкант одновременно руководил хоровыми самодеятельными кружками, работал тапером в кино и театре. Уже через два года Поляков, разглядевший выдающиеся способности Яруллина, отправляет его в Москву, где юноша продолжает образование сначала на рабфаке при Московской консерватории (1933—1934) в классе сочинения Б. Шехтера, затем в Татарской оперной студии (1934—1939) и, наконец, в Московской консерватории (1939—1940) в классе композиции Г. Литинского. За годы учения им было написано немало произведений различных жанров — инструментальные сонаты, фортепианное трио, струнный квартет, сюита для виолончели и фортепиано, песни, романсы, хоры, обработки народных татарских напевов. В 1939 году у него возник замысел балета на национальную тему.

Через месяц с небольшим после начала Великой отечественной войны, 24 июля 1941 года, Яруллин был призван в армию. Четыре месяца он провел в военной пехотной школе, а затем в звании младшего лейтенанта был отправлен на фронт. Несмотря на хлопоты Литинского, писавшего о том, что его ученик — выдающийся композитор, представляющий огромную ценность для национальной татарской культуры (притом, что развитие национальных культур было официальной политикой власти), Яруллин продолжал оставаться на передовой. В 1943 году он был ранен, лежал в госпитале и вновь был отправлен в действующую армию. Последнее письмо от него датировано 10 сентября 1943 года. Лишь впоследствии появились сведения, что он погиб в том же году в одном из самых крупных сражений: на Курской дуге (по другим источникам — под Веной, но тогда это могло быть лишь позднее на полтора года — в начале 1945-го).

Л. Михеева

Сочинения

Дом Ф. Яруллина

  • Балет «Шурале» («Леший», 1939—41)
  • 1-я ч. симфонии (1939—40?)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • 3 пьесы для скрипки с фортепиано
  • Соната для виолончели с фортепиано
  • Струнный квартет
  • Сонатина и этюд для фортепиано
  • пьесы для скрипки и фортепиано: «Иртәнге җыр» («Утренняя песня»), «Хыяллар» («Мечты»), «Бию көе» («Плясовая»);

Для голоса с фортепиано

  • Романсы: «Не пой, красавица, при мне», «Цыгане» (на стихи А. С. Пушкина, 1937)
  • Песни: «Партизанка», «Удалая комсомолка», «На решающий бой», «Как в 20-й год», «Лирическая песня», «Лагерная», «Дайте дорогу, он идёт», «Летчики».
  • В Казани в честь Фарида Яруллина названа одна из городских улиц.
  • В Альметьевске есть Альметьевский музыкальный колледж имени Фарида Яруллина.
  • В деревне Малая Сунь, где родился композитор, открыт музей посвящённый Ф. Яруллину.
  • В городе Дубровно (Витебская область, Республика Беларусь) именем Фарида Яруллина названа детская школа искусств.

Ссылки

  • Бахтиярова Ч.Н. Фарид Яруллин. Казань, 1960. Алмазова А.А. Фарид Яруллин и татарский балет. Казань, 1987. Композиторы Татарстана. М., 2009.
  • Галимуллина Г. Х., Насибуллина А. Б. Хәерби авылы тарихыннан сәхифәләр (Страницы истории села Кирби) (на татар. языке). Казань: Институт татарской энциклопедии и региноведения АН РТ, 2019.
  • Галимуллина Г.Х. Некоторые факты, связанные с местом рождения великого татарского композитора Фарида Яруллина // Научный Татарстан № 3. 2020. С. 20–24.
  • Галимуллина Г.Х., Насибуллина А.Б. Вопросы, возникшие при изучении биографий известных людей, связанных с историей села: на примере композитора Ф.Яруллина // Актуальные проблемы регионоведения и науковедения: сборник статей научной конференции. Казань, 2020. Вып. 10. С. 119–124.
  • Яруллин Фарид Загидулевич :: Память народа (pamyat-naroda.ru)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: