Виктор Ямпольский: «Камерная музыка — самое ценное и глубокое, что в мире есть»
Добавлено 21 сентября 2015 muzkarta
Вена обращается в русский слух
…Два года назад в Вене были подписаны протоколы о перекрестных Годах культуры России и Австрии (2013 — 2015); много любопытнейших совместных акций провели за это время, но, увы, культурные сезоны подбираются к своему завершению, — и на десерт — камерная музыка: только недавно по России-матушке с концертами и мастер-классами проехали такие мэтры жанра как баритон Вольфганг Хольцмайер, скрипач Яир Клесс, сопрано Урсула Лангмайер; нынче же в Зальцбург и Линц отправляется бесподобное Трио им. Рахманинова (Ямпольский, Цинман, Савинова), призванное удивить Австрию русской камерной традицией. О подробностях тура «МК» рассказал основатель Трио — пианист Виктор Ямпольский.
Мой Мир LiveJournal
Trio élégiaque No. 1 (g-moll)
Композитор
Сергей Рахманинов
Год создания
1892
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Россия
Несомненным свидетельством творческого роста Рахманинова явилось «Элегическое трио» соль минор, несмотря на очевидную зависимость этого произведения от фортепианного трио Чайковского «Памяти великого артиста», сказывающуюся уже в самом названии (первую часть своего трио Чайковский озаглавил «Pezzo elegiaco»)
Невольное внимание обращает на себя сходство главной партии рахманиновского трио с соответствующей темой в первой части трио Чайковского:. Вместе с тем рахманиновской теме присущи и особые, индивидуальные черты
От темы Чайковского, несомненно послужившей в какой-то степени ее прообразом, она отличается большей декламационной заостренностью мелодических интонаций. Ее основной восходящий мотив, подобный патетическому возгласу, предвосхищает некоторые обороты в партии главного героя оперы «Алеко»:
Вместе с тем рахманиновской теме присущи и особые, индивидуальные черты. От темы Чайковского, несомненно послужившей в какой-то степени ее прообразом, она отличается большей декламационной заостренностью мелодических интонаций. Ее основной восходящий мотив, подобный патетическому возгласу, предвосхищает некоторые обороты в партии главного героя оперы «Алеко»:
Особенно драматично звучит этот мотив в заключительной партии (Appassionato, цифра 80), где он вычленяется из мелодической линии и многократно настойчиво повторяется у скрипки и виолончели, сопровождаясь тяжелыми аккордовыми массивами и бурно взлетающими гаммообразными пассажами фортепиано.
Выразительна и лирически-воодушевленная тема побочной партии, словно изливающаяся из мелодической вершины, хотя она и не столь индивидуально характерна, как главная партия, которая определяет выразительный облик всего произведения.
Следует отметить свободу изложения, зрелое владение сонатной формой: «Элегическое трио» g-moll значительно превосходит некоторые из предшествовавших ему рахманиновских произведений, в частности «Юношескую симфонию», где ощущается еще известная скованность, несамостоятельность мышления. В трио при наличии острых тематических контрастов развитие протекает последовательно и логично, кульминации хорошо подготовлены и образуют естественные «узлы драматического напряжения». Оправданной представляется и траурная кода Alia marcia funebre, недостатком которой является, пожалуй, только чрезмерная краткость.
Замысел подобного заключения был также подсказан трио Чайковского. Но там оно появляется в конце финала, как эпилог ко всему симфоническому циклу, Рахманинов же перенес его в первую часть. Это дало повод для предположения, что рахманиновское трио было задумано автором с самого начала как одночастное произведение. Такое предположение, однако, представляется маловероятным. Вернее думать, что, написав первую часть, Рахманинов по каким-либо мотивам отказался от дальнейшей работы над этим сочинением. Возможно, его останавливало слишком очевидное сходство некоторых моментов написанной части с трио Чайковского, а может быть, он был просто отвлечен другими творческими замыслами.
Ю. Келдыш
- Рахманинов. «Элегическое трио» ре минор →
- Камерно-инструментальное творчество Рахманинова →