Александр бондурянский

Бондурянский александр зейликович - белорусская государственная академия музыки

Alexander Bonduriansky

Дата рождения
1945
Профессия

пианист, педагог

Страна
Россия, СССР

Этого пианиста хорошо знают любители камерно-инструментальной музыки. Вот уже много лет выступает он в составе Московского трио, завоевавшего широкую популярность и у нас в стране и за рубежом. Именно Бондурянский является его бессменным участником; сейчас партнерами пианиста выступают скрипач В. Иванов и виолончелист М. Уткин. Очевидно, артист мог бы успешно продвигаться и по обычной «сольной дороге», однако он решил посвятить себя прежде всего ансамблевому музицированию и добился на этом пути значительных завоеваний. Разумеется, он внес немалую лепту в конкурсные успехи камерного коллектива, получившего вторую премию на конкурсе в Мюнхене (1969), первую на белградском соревновании (1973), наконец, золотую медаль на фестивале «Музыкальный май» в Бордо (1976). Целое море замечательной камерной музыки звучало в интерпретации Московского трио — ансамбли Моцарта, Бетховена, Брамса, Дворжака, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Шостаковича и многих других композиторов. И в рецензиях всегда подчеркивается великолепное мастерство исполнителя фортепианной партии. «Александр Бондурянский — пианист, сочетающий блестящую виртуозность с четко выраженным дирижерско-волевым началом»,— пишет Л. Владимиров в журнале «Музыкальная жизнь». С ним соглашается и критик Н. Михайлова. Указав на масштабность игры Бондурянского, она подчеркивает, что именно ему принадлежит в трио «роль своеобразного режиссера, объединяющего, координирующего намерения этого живого музыкального организма. Естественно, что конкретные художественные задачи в определенной мере влияют на функции участников ансамбля, однако некая доминанта их исполнительского почерка всегда сохраняется».

После окончания Кишиневского института искусств в 1967 году молодой пианист занимался в аспирантуре Московской консерватории. Его руководитель Д. А. Башкиров отмечал в 1975 году: «За время после окончания аспирантуры Московской консерватории артист непрерывно растет. Пианизм его становится все многограннее, звучание инструмента, раньше несколько нивелированное,— интереснее и многокрасочнее. Он как бы цементирует ансамбль своей волей, чувством формы, точностью мышления».

Несмотря на чрезвычайно активную гастрольную деятельность Московского трио, Бондурянский, хотя и не особенно часто, выступает с сольными программами. Так, рецензируя шубертовский вечер пианиста, Л. Живов указывает и на отличные виртуозные данные музыканта, и на его богатую звуковую палитру. Оценивая трактовку Бондурянским знаменитой фантазии «Скиталец», критик подчеркивает: «Это произведение требует от исполнителя пианистического размаха, большой силы эмоций, четкого ощущения формы. Бондурянский проявил зрелое понимание новаторского духа фантазии, смело подчеркнув регистровые находки, изобретательные элементы фортепианной виртуозности, а главное, сумел найти единый стержень в многообразном музыкальном содержании этого романтического сочинения». Эти качества свойственны и другим лучшим исполнительским достижениям артиста в классическом и современном репертуаре.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

Награды и премии

  • 1986 — Заслуженный артист РСФСР
  • 29 августа 1994 — Народный артист Российской Федерации — за большие заслуги в области музыкального искусства
  • 1996 — Премия Москвы в области литературы и искусства
  • 1997 — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 30 июня 2012 — Орден Дружбы — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • 2021 — Медаль «За содействие» Следственного комитета РФ
  • 20 января 2022 — Орден Почёта — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Золотая медаль фонда И. Архиповой
  • Серебряная медаль фонда им. П. И. Чайковского
  • Почётный Знак Президента Республики Саха (Якутия).

Бондурянский Александр Зейликович

Учёная степень: кандидат искусствоведения

Ученое звание: профессор

Научное направление: Искусствоведение

Регион: Москва

Рейтинг: 20 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»

Проректор учебно-методического объединения Московской консерватории (с 2004 г.). Народный артист России (1994).

Кандидат искусствоведения: Дисс.: «Фортепианные трио Иоганнеса Брамса» (Московская консерватория, 1989).

Лауреат Премии г. Москвы в области литературы и искусства (1996).

Награжден медалью «В память 850-летия Москвы», Золотой медалью фонда И. Архиповой, Серебряной медалью фонда им. П. И. Чайковского, Почетным Знаком Президента Республики Саха (Якутия).

Член Президиума Международного союза музыкальных деятелей.

Член правления Московского союза музыкантов.

Президент Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей.

Член попечительского совета Фонда им. П. И. Чайковского и фонда «Русское исполнительское искусство».

Член художественно-экспертного совета Международного благотворительного фонда «Новые имена».

Пианист, артист ансамбля солистов Московской государственной академической филармонии «Московское трио», педагог, музыкально-общественный деятель.

Родился г. Херсоне (Украина).

Обучался в музыкальной школе (класс К. П. Дедовой) и Херсонском музыкальном училище (класс С. А. Зюзиной).

В 1967 г. окончил Кишиневскую государственную консерваторию им. Г. Музическу (класс А. Л. Соковнина). Совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории (класс фортепиано Д. А. Башкирова, класс камерного ансамбля Т. А. Гайдамович), которую окончил в 1969 г.

Области деятельности: музыкальное исполнительство (солист, участник камерного ансамбля, концертмейстер), педагогическая работа (фортепиано, камерный ансамбль), научная деятельность (музыковедение, лекционные курсы, исследования), научно-методическая деятельность в области высшего музыкального образования, просветительская деятельность.

Педагогическая деятельность:

С 1969 г. Бондурянский – старший преподаватель кафедры специального фортепиано Кишиневской консерватории (до 1971 г.), в 1973–1980 гг. вел класс камерного ансамбля в Музыкальном училище при Московской консерватории, с 1980 г. работает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 1995 г. – профессор.

В настоящее время ведет класс камерного ансамбля, читает курс лекций по истории камерно-ансамблевого искусства (авторский).

Член оргкомитета и председатель жюри всероссийских конкурсов-фестивалей камерных ансамблей в г. Сызрани, член оргкомитета и председатель жюри международных конкурсов камерных ансамблей им. С. Танеева, председатель жюри номинации «камерный ансамбль» всероссийских конкурсов «Новые имена», член жюри московских фестивалей камерной музыки, член жюри международных конкурсов Юрия Башмета, член жюри Международного конкурса камерной музыки имени Й. Иоахима (Веймар, Германия).

Председатель жюри Международного конкурса «Современное искусство и образование» в номинации «камерный ансамбль».

С 1962 г. ведет активную концертную деятельность; в 1971–1991 гг. – солист Москонцерта, с 1991 г. – солист Московской государственной академической филармонии.

Бессменный участник «Московского трио» (с 1975 г. совместно с В. М. Ивановым, М. Ю. Уткиным), созданного в 1968 г. профессором Московской консерватории Т. А. Гайдамович.

Автор научных трудов, посвященных фортепианным трио И. Брамса, Л. ван Бетховена, А. Дворжака, Б. Сметаны, Г. Свиридова, В. Шебалина и других композиторов.

Редактор-составитель сборников: «Пьесы для фортепианного трио» (совместно с В. М. Ивановым и М. Ю. Уткиным; М., 1983), «Фортепианные трио советских композиторов» (М., 1981–1984).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: