Музыка / музыканты

Докшицер, тимофей александрович, биография, творчество

Биография

Timofei Dokshizer.J.S.Bach-Prelude f-moll.Тимофей Александрович Докшицер играет прелюдию Баха фа-минор.The best performance on the trumpet Ich ruf’ zu dir, H…Все видео

Родился в семье Александра Тевелевича Докшицера ― музыканта местного духового оркестра. В 1932 семья переехала в Москву, где Докшицер был взят на воспитание в оркестр 62-го кавалерийского полка, и с этого же времени начал обучаться игре на трубе в детских классах музыкального училища имени Глазунова у солиста оркестра Большого театра И. А. Василевского. С 14 лет учился в Центральной музыкальной школе в классе М. И. Табакова, а также играл в Балалаечном оркестре Центрального дома Красной армии, в составе которого выступал в разных городах СССР. К этому времени относится знакомство Докшицера с композитором В. А. Пескиным, впоследствии написавшим специально для него ряд сочинений для трубы. В 1941 году Докшицер принял участие во втором Всесоюзном конкурсе исполнителей на духовых инструментах и завоевал на нём третью премию (первые две не были присуждены).

В годы войны Докшицер ― музыкант оркестра штаба Московского военного округа, в его составе он принимал участие в параде на Красной площади 7 ноября 1941. С 1945 Докшицер продолжил учёбу у Табакова в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, и в том же году поступил по конкурсу в оркестр Большого театра. В 1947, на международном конкурсе в Праге ― первом, где участвовали советские исполнители на духовых инструментах, ― Докшицер получил первую премию. Докшицер окончил институт в 1950, а с 1952 обучался в классе оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории у Л. М. Гинзбурга. С 1957 ― года окончания консерватории ― Докшицер периодически выступал в качестве дирижёра в Большом театре, однако, не чувствуя себя профессиональным дирижёром, в 1971 отошёл от этой деятельности.

Педагогическая деятельность Докшицера тесно связана с Музыкально-педагогическим институтом имени Гнесиных, где он работал сначала как ассистент своего учителя М. Табакова, а затем преподавал сам. За годы педагогической работы Докшицера в институте из его класса вышло более 100 высококлассных музыкантов, в том числе 15 лауреатов международных конкурсов. Музыкант также охотно давал мастер-классы и концерты как в России, так и за границей.

В 1989 в Нидерландах Докшицер перенёс операцию на сердце. С 1990 вместе со второй женой, Монной Рачгус, жил в Вильнюсе.

Похоронен на Донском кладбище в Москве.

биография

Родился в 1921 году, музыкант был сыном музыкального самоучки , в 1931 году был принят в оркестр армейских духовых инструментов, а с 1933 года учился в Музыкальном училище им. Глазунова у Антона Василевского , тогдашнего солиста Большого театра. . С 1935 года преподавал у преемника Василевкиса Михаила Табакова сначала в Центральной музыкальной школе в Москве, а затем в Музыкальной академии имени Гнесиных . Встреча с композитором Владимиром Пескиным была важна для развития Докшизера, и с 1937 года он написал для него серию беспрецедентно трудных произведений. С 1941 по 1987 год Тимофей Докщизер был солистом Большого оркестра. В 1952 году он принял участие в проводящем класс в Московской консерватории , а в 1957 году сдал экзамен там в качестве дирижера с Гинзбургом.

За свою жизнь Докшизер создал более 80 музыкальных транскрипций и пьес для трубы. В его родном городе на Украине музыкальная школа носит имя музыканта. Помимо обширного репертуара, который, по мнению некоторых экспертов, включал практически все, что было для труб, он 25 лет проработал профессором в Государственном музыкальном институте образования.

Timofei Dokschitzer

Дата рождения
13.12.1921
Дата смерти
16.03.2005
Профессия
инструменталист
Страна
Россия, СССР

Среди легендарных музыкантов отечественной культуры почетное место занимает имя феноменального музыканта, трубача Тимофея Докшицера. В декабре минувшего года ему бы исполнилось 85 лет, и этой дате было посвящено несколько концертов, а также спектакль (балет «Щелкунчик») в Большом театре, где Докшицер проработал с 1945-го по 1983 год. Его коллеги, ведущие российские музыканты, некогда игравшие с Докшицером в оркестре Большого — виолончелист Юрий Лоевский, альтист Игорь Богуславский, тромбонист Анатолий Скобелев, его постоянный партнер, пианист Сергей Солодовник, — выступили на сцене Московского колледжа имени Гнесиных в честь великого музыканта.

Этот вечер вообще запомнился своей приподнятой атмосферой праздника — ведь вспоминали артиста, имя которого в известной мере стало музыкальным символом России наряду с Д.Ойстрахом, С.Рихтером. Ведь недаром известный немецкий дирижер Курт Мазур, неоднократно выступавший с Докшицером, говорил, что «как музыканта я ставлю Докшицера наравне с величайшими скрипачами мира». А Арам Хачатурян называл Докшицера «поэтом трубы». Звук его инструмента очаровывал, ему были подвластны самые тонкие нюансы, кантилена, сравнимая с человеческим пением. Тот, кто однажды услышал игру Тимофея Александровича, становился безоговорочным поклонником трубы. Об этом, в частности, говорила заместитель директора Гнесинского колледжа И.Писаревская, делясь личными впечатлениями от встречи с искусством Т.Докшицера.

Думается, что столь высокие оценки творчества артиста отражают невероятную глубину и разносторонние грани его таланта. Например, Т.Докшицер успешно окончил дирижерский факультет у Л.Гинзбурга и одно время вел спектакли в Филиале Большого театра.

Важно отметить и тот факт, что своей концертной деятельностью Тимофей Александрович способствовал новому взгляду на исполнительство на духовых инструментах, которые благодаря ему стали считать полноценными солистами. Докшицер был инициатором создания Российской гильдии трубачей, консолидировавшей музыкантов и способствовавшей обмену артистическим опытом

Он также много внимания уделял расширению и улучшению качества репертуара для трубы: сам сочинял, заказывал произведения современным композиторам, а в последние годы составил уникальную нотную антологию, где были изданы многие из таких опусов (кстати, не только для трубы).

Т.Докшицер, проходивший в консерватории полифонию у профессора С.Евсеева, ученика С.Танеева, занимаясь инструментовкой у композитора Н.Ракова, и сам делал блестящие аранжировки лучших образцов классики. В мемориальном концерте прозвучала его транскрипция «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина, исполненная солистом Большого театра России, трубачом Евгением Гурьевым и симфоническим оркестром колледжа под управлением Виктора Луценко. А в «коронных» пьесах — в «Испанском» и «Неаполитанском» танцах из «Лебединого озера», которые Тимофей Александрович неподражаемо играл, — в этот вечер солировал А.Широков, ученик Владимира Докшицера, его родного брата.

Педагогика занимала в жизни Тимофея Докшицера не менее важное место: он преподавал в Институте имени Гнесиных более 30 лет и вырастил плеяду отличных трубачей. Переехав в начале 1990-х жить в Литву, Т.Докшицер консультировал в Вильнюсской консерватории

Как отмечают знавшие его музыканты, педагогический метод Докшицера во многом обобщил принципы его учителей — И.Василевского и М.Табакова, делая акцент прежде всего на воспитании музыкантских качеств у студента, на работе над культурой звука. Поддерживая художественную планку, Т.Докшицер организовал в 1990-х годах конкурсы трубачей. И один из его лауреатов, Владислав Лаврик (первая труба Российского национального оркестра), выступил в этом памятном концерте.

Почти два года, как ушел из жизни великий музыкант, но остались его диски (золотой фонд нашей классики!), остались его статьи и книги, где запечатлен образ артиста гениального дарования и высочайшей культуры.

Евгения Мишина, 2007 год

Мероприятия и публикации

Тимофей Докщизер в основном аранжировал пьесы для фортепиано и трубы. То же самое для фортепиано и трубы Bb или C:

  • Японская мелодия
    • Том 1 (с: Цветок терпения — Песня ранней весны — Сюда — Красная стрекоза)
    • Том 2 (с: Цветы — Дом — Напрасное ожидание — Летние воспоминания)
    • Том 3 (с: зуек над озером — дождь на Джогашиме — луна над руинами замка)

Другие публикации были:

  • EMR 6001 Images Romantique (Сольная труба)
  • EMR 639 Сюита для трубы соло (Solo Trumpet)
  • EMR 684 Suite un poco Prokofiew (труба и фортепиано)
  • Scherzo Virtuoso (DDD) октябрь 1989 г.
  • Русский концерт 1995 (DDD)
  • И. С. Бах (1685-1750). Прелюдии, 1990 (ДОБАВИТЬ)
  • Концертные пьесы (ADD), 1990
  • Концерты в стиле барокко для трубы Тимофей Докшизер, труба; производство DML Classics, Япония, 1999 г.
  • Арутюнян и Шостакович Тимофей Докшизер, труба производства DML Classics, Япония, 1999 г.
  • В. Альбинони / Хуммель, Гайдн / Манфредини (DDD) записано в 1987 г.
  • Фантастические танцы. Паганини трубы Тимофей Докшизер, труба 1995

Многие музыкальные произведения были опубликованы EMR (= Edition Marc Reift) в рамках коллекции Тимофея Докшизера .

Книга методов

В 1990 году Тимофей Докшизер опубликовал стандартную работу по обучению игре на трубе на французском языке под названием Method de Trompette . Эта работа была переведена на английский язык Венди Томпсонс в 1994 году.

Труды в отделе нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки

  • Концерт для трубы с оркестром Арутюняна А. Г., каденция (1965);
  • Пьесы советских композиторов, совм. с Орвидом Г. А., перелож. и сост. (1966);
  • Романс Фа-мажор Л. Бетховена, перелож. (1966);
  • Сборник дуэтов для двух труб и фортепиано, сост. (1966);
  • Сборник фанфар, для ансамблей духовых инструментов, сост. (1966);
  • Пьесы советских композиторов, перелож. и сост. (1974);
  • Прелюдии И. С. Баха, перелож. для трубы и фортепиано (1984);
  • Система комплексных упражнений трубача (1985);
  • Рапсодия в стиле блюз Гершвина Дж., обр. (1989);
  • Концерт До-мажор Альбинони Т., обр. (1990);
  • Концерт Es-dur Альбинони Т., обр. (1990);
  • Концерт g-moll Альбинони Т., обр. (1990);
  • Концерт d-moll Вивальди А., обр. (1990);
  • Концерт Es-dur Вивальди А., обр. (1990);
  • Концертный вальс Аренского А. С., обр. (1990);
  • Скерцо В. Блажевича, обр. (1990);
  • Старинные концерты, для трубы и фортепиано, сост. (1976,1990);
  • Полет шмеля из оперы Римского-Корсакова Н. А., обр. (1991);
  • Венецианский карнавал Арбана Ж. Б., обр. (1992);
  • Листок из альбома Глазунова А. К., обр. (1992);
  • Сюита в стиле Прокофьева (1992);
  • Цыганские песни Сарасате П., обр. (1992);
  • Экспромт Шуберта Ф., обр. (1992);
  • Еврейские пьесы Гейфмана А. Г., обр. (1993);
  • Романс Гейфмана А. Г., обр. (1993);
  • Интермеццо Шумана Р., обр. (1993);
  • Песни без слов Мендельсона-Бартольди Ф., обр. (1993);
  • Утешение № 3 Ф. Листа, обр. (1993);
  • Каприс № 17 Паганини Н., обр. (1994)
  • Концерт Глиэра Р. М., обр. (1994);
  • Концерт Неруды И. Б. Г., обр. (1994);
  • Концертное рондо Мертена Е., обр. (1994),
  • Романтические картинки, этюды для трубы (1994);
  • Школа игры на трубе (1994);
  • Концерт Манфредини Ф., обр. (1995);
  • Попутная песня Глинки М. И., обр. (1995);
  • 7 дуэтов Sieben, обр. (1995);
  • Вальс Глиэра Р. М., обр. (1996);
  • Ноктюрн Калинникова В. С., обр. (1996);
  • 2 польки Рахманинова С. В., обр. (1996);
  • Прелюдия, оп. 28, № 4 Шопена Ф., обр. (1996);
  • Романс Листа Ф., обр. (1996);
  • Русская пляска Чайковского П. И., перелож. (1996);
  • Сентиментальный вальс Чайковского П. И., обр. (1996);
  • Славянский танец № 2 Дворжака А., обр. (1996);
  • Славянский танец № 5 Дворжака А., обр. (1996);
  • Oriental Цезаря Кюи, обр. (1996);
  • Ария Генделя, обр. (1997);
  • Этюд, оп. 25, № 9 Шопена Ф., обр. (1997);
  • Kol Nidrei, ор. 47 Бруха М., обр. (1997)
  • Larghetto Генделя Г. Ф., обр. (1997);
  • Norwegisches Lied Свенсена Ю., обр. (1997).

Музыканты Парада Победы. М. Д. Черток. 2015.
Опубликовано с разрешения автора.

Композиторы и аранжировщики

Творчество

Докшицер ― один из крупнейших солистов-трубачей XX века. В его репертуар входили как классические сочинения для трубы, так и произведения, написанные специально для него. Среди композиторов, написавших свои сочинения для Докшицера ― Мечислав Вайнберг, Александр Арутюнян, Александра Пахмутова, Эйно Тамберг и другие советские и зарубежные композиторы. Докшицер — автор многочисленных переложений для трубы сочинений, написанных для других инструментов, в частности — скрипичных. Многие произведения записаны и в дальнейшем переизданы на компакт-дисках (избранная дискография Докшицера включает более двадцати дисков). В 1960―80-е годы Докшицер выступал с сольными концертами во многих городах СССР и странах мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: