Записи
Так же как и записи всех трех Poulenc опер, они включают Франца Легара La Veuve Joyeuse противоположный Жак Jansen для Pathé под Джулс Грешьер , Флорана Шмитта Psaume XLVII Op. 38 под командованием Жоржа Ципина и « Испанская душа» Равеля (Консепсьон) с силами «Опера-Комик» под командованием Андре Клюитенса .
В 2009 году запись « Пеллеаса и Мелизанды» из Глайндборна под управлением Витторио Гуи в 1963 году вернула исполнение Дюваля Мелизанды. Из передач французского радио были выпущены записи Фрины Сен-Санса в 1960 году и Женевьевы де Брабант Оффенбаха в 1956 году (обе главные роли), а ее Перишоль 1950 года еще не выпущена.
DVD под названием Francis Poulenc & Friends архивных передач французского телевидения включает оперные отрывки и две мелодии, спетые Дювалем в сопровождении Пуленка в 1959 году.
В 1970 году Доминик Делуш снял Дюваля в роли Эль в «воспроизведении» ее аудиозаписи 1960 года « Человеческий голос» ; В 1998 году Дюваль провел мастер-класс по роли на сцене Комической оперы с Софи Фурнье в сопровождении Александра Таро за фортепиано.
Репертуар и аудиодокументы
Дюваль исполнил обширный сценический репертуар, в котором основное внимание уделялось классической французской оперной литературе. Помимо Пуленка, Дюваль также интерпретировал несколько других произведений современной музыки
Ее другие роли этап включал в себя Giulietta в Hoffmanns Erzählungen , Rosenn в Le Roi d’Ys по Эдуара Лало и Порции в Ле Маршан де Venise по Рейнальдо Ганом.
В 1952 и 1953 годах была сделана первая опера и записи Дюваля для EMI : Concepción в L’Heure Espagnole и Тереза в Les mamelles de Tirésias . В 1957 году она сыграла Бланш в « Диалогах Кармелитов» для EMI ; их интерпретация до сих пор не имеет себе равных. В 1963 году появилась радиозапись из Глайндборна, в которой она спела Мелизанду. В 1963 году VOX выпустили запись La voix humaine с Жоржем Претром в качестве дирижера.
Жизнь и карьера
Дюваль родился в Париже , и принял участие в Коллеж де LIBOURNE , появляющийся в пьесе Les Plus Beaux Yeux дю Монд по Жану Sarment . Ее отец, полковник, разрешил ей поступить в театральные классы в консерватории Бордо , где ее заметил режиссер Гастон Пуле , который устроил ее на уроки вокала. Оттуда она дебютировала в « Деревенской кавалерии» в Большом театре Бордо в 1942 году, ее Сантуцца, которую критик Liberté du Sud-Ouest описал как «болезненную, жестокую, трагическую», что привело к другим основным ролям в Бордо.
В Париже она разочаровалась на прослушивании в Опере, но вскоре была приглашена в Фоли-Бержер и пела в костюмированном ревю, приобретя больше сценического опыта; Позже она прокомментировала: «Aux Folies, j’ai tout appris!». При второй попытке занять оперную позицию Дюваль была приглашена в «Эглон» (которую она никогда не пела), но дебютировала в Комической опере в главной роли мадам Баттерфляй 5 марта 1947 года. В том же году она была обнаружена Пуленк, репетирующий композитора Чио-Чио-сан, сразу же узнал в ней артиста, которого он искал для своей первой оперы «Мамель де Тирези» в июне этого года; она работала в тесном сотрудничестве с Пуленком до конца его жизни.
Поль Пайен и Дениз Дюваль в Les Mamelles de Tirésias , Париж, 1947 год.
Ее репертуар в Salle Favart длился более 20 лет: заглавная партия в балетах Angélique , La Perrichole в Le Carrosse du Saint-Sacrement , Джульетта в Les Contes d’Hoffmann , Консепсьон в L’Heure espagnole , Алексина в Le Roi malgré lui. , Тоска , Богема (Мюзетт), Мадам Бовари (Эмма), Манон (Манон), Пеллеас и Мелизанда (Мелизанда). Она также создала роли Терезы в Ле Mamelles де Тиресьях , Франческа в Ле Oui де Jeunes Filles , Валентин в Л.Л. était уна Petit Navire , и главная роль в Dolores . Она спела мадам Фабьен во французской премьере Vol de nuit (Volo di notte) Луиджи Даллапикколы в 1960 году.
В Парижской Опере она спела Саломе в 1947 году, а затем последовала за ней с Таис , Розенн в Le Roi d’Ys , Порция в Le Marchand de Venise и Les Indes Galantes.
За пределами Франции Дюваль пел в Италии (Ла Скала), на Эдинбургском фестивале, Колоне в Буэнос-Айресе и Глайндборне (Мелизанда). В Монте-Карло ее роли также включали Фата Моргана в «Любовь к трем апельсинам» , Мюзетту в «Богеме» и «Медиум» . Среди ее выступлений в Америке была ее 1961 Таис в том Далласе опере , проводимых Никол Ресцигны и режиссер Франко Дзеффирелли . Она спела La femme и Concepción в первой и третьей частях тройной афиши Vol de nuit , Le Rossignol и L’Heure espagnole в Брюсселе.
В 1960 году Пуленк написал свой цикл песен La Courte Paille (стихи Мориса Карима) для Дюваля — или, скорее, «для нее, чтобы петь своему шестилетнему сыну» (хотя она и не показывала его премьера) — а позже для нее также La Дама де Монте-Карло , 1961 год.
После неправильного введения кортизона в 1965 году она ушла с выступления и переехала в дом, построенный ее мужем в Швейцарии, сохранив при этом некоторое преподавание в École française de musique. Она умерла в Бексе в возрасте 94 лет.
Гроув описывает ее как «красивую женщину с большим драматическим интеллектом, она была самой одаренной певицей».
В 2003 году журнал Symétrie опубликовал биографию Бруно Беренжера, Дениз Дюваль .
Un charisme puissant
Sa présence sur les scènes françaises n’a pas empêché, en effet, Denise Duval de se produire dans quelques-unes des plus grandes salles lyriques internationales : de la Scala de Milan à La Fenice de Venise, de l’Opéra de Monte-Carlo aux Festivals de Glyndebourne et d’Edimbourg, sans parler du Liceu de Barcelone, São Carlos de Lisbonne, Théâtre Colón de Buenos Aires, Carnegie Hall de New York, où elle crée, le 23 février 1960, La Voix humaine et Les Mamelles de Tiresias. A chaque apparition de l’artiste, c’est le même enthousiasme qui salue son engagement scénique et un charisme puissant qui associe charme, aisance et liberté.
La carrière de Denise Duval ne laisse, hélas, qu’un legs discographique assez restreint chez EMI (Les Mamelles de Tirésias avec André Cluytens, Dialogues des Carmélites avec Pierre Dervaux, La Voix humaine avec Georges Prêtre). Mais nous pouvons compter sur les riches archives de l’INA (visibles sur YouTube), l’édition de la correspondance de Poulenc sous la direction de Myriam Chimènes (Fayard, 1994) ainsi que sur la biographie que lui a consacrée Bruno Bérenguer en 2003 (Denise Duval) aux éditions Symétrie.
Statements
instance of
human
2 references
imported from Wikimedia project
English Wikipedia
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
image
Paul Payen et Denise Duval.JPEG494 × 747; 105 KB
0 references
sex or gender
female
1 reference
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
country of citizenship
France
0 references
name in native language
Denise Duval (French)
0 references
birth name
Denise Augustine Charlotte Duval (French)
1 reference
stated in
Fichier des personnes décédées
reference URL
retrieved
21 November 2022
given name
Denise
0 references
family name
Duval
0 references
date of birth
23 October 1921Gregorian
4 references
stated in
Find a Grave
Find a Grave memorial ID
subject named as
Denise Duval
retrieved
9 October 2017
stated in
BnF authorities
Bibliothèque nationale de France ID
subject named as
Denise Duval
stated in
Archivio Storico Ricordi
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
stated in
Fichier des personnes décédées
reference URL
retrieved
21 November 2022
place of birth
Paris
2 references
imported from Wikimedia project
French Wikipedia
stated in
Archivio Storico Ricordi
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
15th arrondissement of Paris
1 reference
stated in
Fichier des personnes décédées
reference URL
retrieved
21 November 2022
date of death
25 January 2016
3 references
stated in
Find a Grave
Find a Grave memorial ID
subject named as
Denise Duval
retrieved
9 October 2017
stated in
Archivio Storico Ricordi
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
stated in
Fichier des personnes décédées
reference URL
retrieved
21 November 2022
place of death
Switzerland
0 references
Bex
2 references
stated in
Archivio Storico Ricordi
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
stated in
birth certificate
reference URL
page(s)
26
retrieved
21 November 2022
languages spoken, written or signed
French
1 reference
stated in
BnF authorities
Bibliothèque nationale de France ID
reference URL
retrieved
10 October 2015
occupation
singer
0 references
opera singer
1 reference
imported from Wikimedia project
English Wikipedia
voice type
soprano
0 references
instrument
voice
0 references
genre
opera
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
documentation files at
SAPA Foundation, Swiss Archive of the Performing Arts
subject named as
Duval, Denise
1 reference
stated in
performing-arts.ch
SAPA ID
retrieved
29 August 2022
Commons category
Denise Duval
0 references
Une magnifique Mélisande
Née à Paris le 23 octobre 1921, Denise Duval fait ses débuts en 1942 dans Cavalleria rusticana, de Mascagni, sur la scène du Grand-Théâtre de Bordeaux, avant de monter à Paris, où elle mène, de 1944 à 1946, des revues classiques aux Folies-Bergère. Jusqu’à ce que l’influent Georges Hirsch l’engage à l’Opéra-Comique. Elle y chantera d’abord Puccini : en mars 1947, Cio-Cio San dans Madame Butterfly, puis le rôle-titre de Tosca, avant d’interpréter de nombreux premiers rôles dont Angélique, de Jacques Ibert, Giulietta dans Les Contes d’Hoffmann, d’Offenbach, Concepcion dans L’Heure espagnole, de Ravel, Musette dans La Bohème, de Puccini…
Quelques productions l’accueillent aussi à l’Opéra de Paris : La Flûte enchantée, de Mozart, Obéron, de Weber, Les Indes galantes, de Rameau, Hérodiade et Thaïs, de Massenet, qu’elle marque de son empreinte, réservant Manon pour Favart… On sait trop peu qu’elle fut aussi une magnifique Mélisande dans Pelléas et Mélisande, de Debussy, comme en témoigne l’enregistrement réalisé au Festival de Glyndebourne, en Grande-Bretagne, avec le Royal Philharmonic Orchestra sous la direction de Vittorio Gui.
More Arias, Duets and Ensembles performed by Denise Duval
16 Results
Page 1 of 1
Nr.
1Toi le coeur de la rose Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1
Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French
Roles: L’enfant
2Oh! la pitoyable aventure Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1
Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French
Roles: Concepción
3Ah! c’est elle Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1
Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French
Roles: L’enfant
4Adieu, pastourelles Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.08
Type: chorusVoice: S cALanguage: French
Roles: Une pastourelle/Un pâtre
5Oh ma belle tasse chinoise Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.06
Type: sceneVoice: mezzoLanguage: French
Roles: L’enfant
6Ah! quelle joie de te retrouver Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.14
Type: sceneVoice: Mz BLanguage: French
Roles: L’enfant/L’arbre
7Maintenant, pas de temps à perdre Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.06
Type: sceneVoice: Mz TLanguage: French
Roles: Concepción/Gonzalve
8Enfin, il part! Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.12
Type: duet/sceneVoice: B MzLanguage: French
Roles: Don Iñigo Gomez/Concepción
9J’ai pas envie de faire ma page Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.01
Type: sceneVoice: Mz cALanguage: French
Roles: L’enfant/Maman
10C’est l’Enfant au couteau Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.20
Type: chorusVoice: sopranoLanguage: French
Roles: La chouette
11C’est fait! Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.05
Type: sceneVoice: Br Mz TLanguage: French
Roles: Ramiro/Concepción/Gonzalve
12Monsieur! ah! monsieur! Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.11
Type: sceneVoice: Mz BrLanguage: French
Roles: Concepción/Ramiro
13Sauve-toi, sotte! Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.18
Type: scene,duetVoice: Mz TLanguage: French
Roles: L’écureuil/La rainette
14Où es-tu? Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.15
Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French
Roles: La libellule/Le rossignol/L’enfant
15Ah! vous, n’est-ce pas, preste! Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.14
Type: duet/sceneVoice: Mz TLanguage: French
Roles: Concepción/Gonzalve
16Il reste, voilà bien ma chance! Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.03
Type: sceneVoice: Mz Br TLanguage: French
Roles: Concepción/Ramiro/Gonzalve
16 Results
Page 1 of 1
Избранная дискография
- Оффенбах, «Женевьева Брабантская»: Оркестр Французского радио, дир. М. Каривен: Дюваль, Жиродо, Массар, Гамель, Портеро, Леноти, Бальбон, Мильон, Дасси (INA Memoire vive, 1956)
- Пуленк, «Диалоги кармелиток»: Парижская национальная опера, дир. П. Дерво; Дюваль, Креспен, Шарли, Бертон, Горр, Депра, Финель, Денайса (EMI, 1958)
- Дебюсси, «Пеллеас и Мелизанда»: Королевский филармонический оркестр, дир. В. Гуи; Рюс, Дюваль, Рейнольдс, Хокман, Уилбринк, Бреди, Ширли-Кирк (Глайндборн, 1963)
- Равель, «Испанский час»: Опера-комик, дир. А. Клюитан: Дюваль, Вьёйль, Жиродо, Клавенси, Эран (EMI, 1994)
- Пуленк, «Человеческий голос»: Опера-комик, дир. Ж. Претр; Дюваль (EMI, 1994)
About Denise Duval:
Denise Duval (Paris, 23 October 1921 – Bex, 25 January 2016) was a French soprano, best known for her performances in the works of Francis Poulenc on stage and in recital. During an international career, Duval created the roles of Thérèse in Les mamelles de Tirésias, Elle in La voix humaine, and excelled in the role of Blanche de la Force in Dialogues of the Carmelites, leaving recordings of these and several other of her main roles.
Duval attended the Collège de Libourne, appearing in the play Les Plus beaux yeux du monde by Jean Sarment. Her father, a colonel, allowed her to enrol in the theatre classes at the Conservatoire de Bordeaux, where she was spotted by the director, Gaston Poulet, who got her into the vocal classes. From there she made her debut in Cavalleria rusticana at the Grand Theatre de Bordeaux in 1942, her Santuzza described by the Liberté du Sud-Ouest critic as “painful, fierce, tragic”, leading to other principal roles in Bordeaux.
In Paris she was disappointed at her audition at the Opéra, but was soon engaged at the Folies-Bergère, and sang in the clothed revue, gaining more stage experience; she later commented «Aux Folies, j’ai tout appris!». At her second try for an operatic position Duval was engaged for L’Aiglon (which she never sang), but made her debut at the Opéra-Comique in the title role of Madame Butterfly on 5 March 1947. The same year she was discovered by Poulenc, rehearsing Cio-Cio-san the composer immediately recognizing her as the artist he was seeking for his first opera Les Mamelles de Tirésias that June; she worked closely with Poulenc for the rest of his life.
Read more on Wikipedia
Popular videos featuring Denise Duval:
Soeur Blanche de l’Agonie du Christ
(Dialogues Carmelites)
Adieu, pastourelles
(Enfant et Sortileges)
C’est fait!
(Le Heure Espagnolle)
Toi le coeur de la rose
(Enfant et Sortileges)
J’ai pas envie de faire ma page
(Enfant et Sortileges)
Sauve-toi, sotte!
(Enfant et Sortileges)
Ah! vous, n’est-ce pas, preste!
(Le Heure Espagnolle)
More Arias, Duets and Ensembles performed by Denise Duval
16 Results
Page 1 of 1
Nr.
1Toi le coeur de la rose Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1
Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French
Roles: L’enfant
2Oh! la pitoyable aventure Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1
Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French
Roles: Concepción
3Ah! c’est elle Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1
Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French
Roles: L’enfant
4Adieu, pastourelles Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.08
Type: chorusVoice: S cALanguage: French
Roles: Une pastourelle/Un pâtre
5Oh ma belle tasse chinoise Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.06
Type: sceneVoice: mezzoLanguage: French
Roles: L’enfant
6Ah! quelle joie de te retrouver Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.14
Type: sceneVoice: Mz BLanguage: French
Roles: L’enfant/L’arbre
7Maintenant, pas de temps à perdre Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.06
Type: sceneVoice: Mz TLanguage: French
Roles: Concepción/Gonzalve
8Enfin, il part! Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.12
Type: duet/sceneVoice: B MzLanguage: French
Roles: Don Iñigo Gomez/Concepción
9J’ai pas envie de faire ma page Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.01
Type: sceneVoice: Mz cALanguage: French
Roles: L’enfant/Maman
10C’est l’Enfant au couteau Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.20
Type: chorusVoice: sopranoLanguage: French
Roles: La chouette
11C’est fait! Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.05
Type: sceneVoice: Br Mz TLanguage: French
Roles: Ramiro/Concepción/Gonzalve
12Monsieur! ah! monsieur! Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.11
Type: sceneVoice: Mz BrLanguage: French
Roles: Concepción/Ramiro
13Sauve-toi, sotte! Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.18
Type: scene,duetVoice: Mz TLanguage: French
Roles: L’écureuil/La rainette
14Où es-tu? Popularity:
Opera: Enfant et SortilegesComposer: RavelAct: 1.15
Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French
Roles: La libellule/Le rossignol/L’enfant
15Ah! vous, n’est-ce pas, preste! Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.14
Type: duet/sceneVoice: Mz TLanguage: French
Roles: Concepción/Gonzalve
16Il reste, voilà bien ma chance! Popularity:
Opera: Heure Espagnolle, LeComposer: RavelAct: 1.03
Type: sceneVoice: Mz Br TLanguage: French
Roles: Concepción/Ramiro/Gonzalve
16 Results
Page 1 of 1
About Denise Duval:
Denise Duval (Paris, 23 October 1921 – Bex, 25 January 2016) was a French soprano, best known for her performances in the works of Francis Poulenc on stage and in recital. During an international career, Duval created the roles of Thérèse in Les mamelles de Tirésias, Elle in La voix humaine, and excelled in the role of Blanche de la Force in Dialogues of the Carmelites, leaving recordings of these and several other of her main roles.
Duval attended the Collège de Libourne, appearing in the play Les Plus beaux yeux du monde by Jean Sarment. Her father, a colonel, allowed her to enrol in the theatre classes at the Conservatoire de Bordeaux, where she was spotted by the director, Gaston Poulet, who got her into the vocal classes. From there she made her debut in Cavalleria rusticana at the Grand Theatre de Bordeaux in 1942, her Santuzza described by the Liberté du Sud-Ouest critic as “painful, fierce, tragic”, leading to other principal roles in Bordeaux.
In Paris she was disappointed at her audition at the Opéra, but was soon engaged at the Folies-Bergère, and sang in the clothed revue, gaining more stage experience; she later commented «Aux Folies, j’ai tout appris!». At her second try for an operatic position Duval was engaged for L’Aiglon (which she never sang), but made her debut at the Opéra-Comique in the title role of Madame Butterfly on 5 March 1947. The same year she was discovered by Poulenc, rehearsing Cio-Cio-san the composer immediately recognizing her as the artist he was seeking for his first opera Les Mamelles de Tirésias that June; she worked closely with Poulenc for the rest of his life.
Read more on Wikipedia
Statements
instance of
human
2 references
imported from Wikimedia project
English Wikipedia
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
image
Paul Payen et Denise Duval.JPEG494 × 747; 105 KB
0 references
sex or gender
female
1 reference
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
country of citizenship
France
0 references
name in native language
Denise Duval (French)
0 references
birth name
Denise Augustine Charlotte Duval (French)
1 reference
stated in
Fichier des personnes décédées
reference URL
retrieved
21 November 2022
given name
Denise
0 references
family name
Duval
0 references
date of birth
23 October 1921Gregorian
4 references
stated in
Find a Grave
Find a Grave memorial ID
subject named as
Denise Duval
retrieved
9 October 2017
stated in
BnF authorities
Bibliothèque nationale de France ID
subject named as
Denise Duval
stated in
Archivio Storico Ricordi
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
stated in
Fichier des personnes décédées
reference URL
retrieved
21 November 2022
place of birth
Paris
2 references
imported from Wikimedia project
French Wikipedia
stated in
Archivio Storico Ricordi
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
15th arrondissement of Paris
1 reference
stated in
Fichier des personnes décédées
reference URL
retrieved
21 November 2022
date of death
25 January 2016
3 references
stated in
Find a Grave
Find a Grave memorial ID
subject named as
Denise Duval
retrieved
9 October 2017
stated in
Archivio Storico Ricordi
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
stated in
Fichier des personnes décédées
reference URL
retrieved
21 November 2022
place of death
Switzerland
0 references
Bex
2 references
stated in
Archivio Storico Ricordi
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
stated in
birth certificate
reference URL
page(s)
26
retrieved
21 November 2022
languages spoken, written or signed
French
1 reference
stated in
BnF authorities
Bibliothèque nationale de France ID
reference URL
retrieved
10 October 2015
occupation
opera singer
1 reference
imported from Wikimedia project
English Wikipedia
voice type
soprano
0 references
instrument
voice
0 references
genre
opera
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
documentation files at
SAPA Foundation, Swiss Archive of the Performing Arts
subject named as
Duval, Denise
1 reference
stated in
performing-arts.ch
SAPA ID
retrieved
29 August 2022
Commons category
Denise Duval
0 references
Рекомендации
- ^ Некролог — Дениз Дюваль. Опера, Апрель 2016 г., Том 67, №4, с. 448-449.
- ^ Лоран, Франсуа. Посвящение: Дениз Дюваль. Диапазон, No 644, март 2016 г., стр. 16-17.
- ^ Вольф, Стефан. Un demi-siècle d’Opéra-Comique. Андре Бонн, Париж, 1953 год.
- ^ Гуррет Дж. Dictionnaire des cantatrices de l’Opera de Paris. Издания Альбатрос, Париж, 1987.
- ^ Андре Тюбеф, Элизабет Форбс. Дениз Дюваль. В: В: Словарь оперы New Grove, изд. Сэди С. Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997.
- Фрэнсис Пуленк. Журнал де мес мелодий. Cicero editeurs, 1993, p62.
- ISBN 2-914373-04-X
- EMI Classics, архив классики 42. DVB 3102009; 2005 г.
Дениз Дюваль — «оперная муза» Пуленка
Он увидел ее, изящную, красивую, стильную, словно сошедшую с
полотен Ван-Донгена, в «Пти-театре», на сцене которого шли в одно
время отдельные спектакли «Опера-комик». Композитору посоветовал
посмотреть на нее — певицу и актрису из «Фоли-Бержер» — постановщик
его первой оперы Макс де Риё. Дюваль, репетировавшая Тоску, сразила
Пуленка наповал. Он сразу понял, что лучшей исполнительницы главной
роли Терезы-Тирезия ему не найти. Кроме блестящих вокальных данных
его восхитили артистическая свобода и замечательное чувство юмора,
так необходимые для буффонной оперы. Отныне Дюваль стала
непременной участницей большинства премьер его вокально-сценических
сочинений (за исключением миланской постановки «Диалогов», где
главную партию исполняла Вирджиния Дзеани).
Денис Дюваль родилась в 1921 году в Париже. Училась в консерватории
в Бордо, там же дебютировала на оперной сцене в 1943 году в
«Сельской чести» (партия Лолы). Обладавшую ярким актерским талантом
певицу влекла не только оперная сцена. С 1944 года она пробует себя
в ревю знаменитого «Фоли-Бержер». Жизнь круто изменилась в 1947
году, когда ее приглашают сначала в «Гранд-опера», где она поет
Саломею в «Иродиаде» Массне, а затем в «Опера-комик». Здесь она и
встретилась с Пуленком, творческая дружба с которым продолжалась до
самой смерти композитора.
Премьера оперы «Груди Тирезия»* вызвала неоднозначную реакцию
публики. Лишь наиболее передовые представители музыкальной
общественности смогли по достоинству оценить этот сюрреалистический
фарс по одноименной пьесе Гийома Аполлинера. Лишь следующая опера
«Диалоги кармелиток», созданная по заказу театра «Ла Скала» стала
безоговорочным триумфом композитора. Но до нее было еще 10 лет. Тем
временем оперная карьера Дюваль в течении ряда лет была связана с
театром Монте-Карло. Среди ролей, исполненных на этой сцене Таис в
одноименной опере Массне (1950), Нинетта в опере «Любовь к трём
апельсинам» Прокофьева (1952), Консепсьон в Испанском часе» Равеля
(1952), Мюзетта (1953) и др. В 1953 году Дюваль поет в «Ла Скала» в
оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре». В том же году участвует
в постановке «Галантных Индий» Рамо на фестивале «Флорентийский
музыкальный май». В начале 50-х годов певица дважды с успехом
гастролирует в США (в 1953 поет в американской постановке оперы
«Груди Тирезия»).
Наконец, в 1957 году, сразу после успешной премьеры в Милане,
состоялась парижская премьера «Диалогов кармелиток»**. Публика
была восхищена и самой оперой, и Дюваль в партии Бланш. Пуленк, не
вполне удовлетворенный слишком итальянизированной миланской
постановкой, на этот раз мог быть доволен. Стиль parlando
возобладал, наконец, над стилем bel canto. И важнейшую роль в этом
преображении оперы сыграло артистическое дарование Дюваль.
Вершиной творчества Пуленка, как и оперной карьеры Дюваль, стала
моноопера «Человеческий голос»***. Ее мировая премьера
состоялась 6 февраля 1959 года в «Опера-комик». Вскоре опера была
исполнена в «Ла Скала» (1959), а также на фестивалях в Эдинбурге,
Глайндборне и Экс-ан-Провансе (1960). И везде сочинению в
исполнении Дюваль сопутствовал триумф.
В этом произведении Пуленк добился потрясающей убедительности
человеческих чувств, замечательного интонационного богатства
музыкального языка. Сочиняя музыку, композитор расчитывал именно на
Дюваль, на ее способность к драматическому воплощению образа
покинутой женщины. Так что с полным правом можно считать певицу
соавтором этого сочинения. И сегодня, слушая в исполнении певицы
«Человеческий голос», нельзя остаться равнодушным к ее
замечательному мастерству.
Дальнейшая карьера Дюваль после триумфа монооперы развивалась еще
более успешно. В 1959 году она участвует в Кёльне в мировой
премьере оперы Николая Набокова «Смерть Распутина». С 1960
выступает в театре «Колон», где затем проводит еще несколько
сезонов. Среди партий, исполняемых певицей Тоска, Джульетта в
«Сказках Гофмана» и другие роли. В 1962-63 годах она поет Мелизанду
на Глайндборнском фестивале. В 1965 году Дюваль покидает сцену,
чтобы посвятить себя преподавательской деятельности, а также
оперной режиссуре.
Примечания:
* Вот краткое содержание оперы «Груди Тирезия» — абсурдистского
фарса по одноименной пьесе Г.Аполлинера:
Экзотический Занзибар. Тереза, эксцентричная молодая женщина,
одержима манией стать мужчиной и прославиться. Мечта фантастическим
образом сбывается. Она превращается в бородатого Тирезия, а ее муж,
наоборот, становится женщиной, производящей в день 48048 детей (!),
ибо Занзибар нуждается в увеличении населения. «Производство» этих
детей выглядит примерно так: муж хочет создать журналиста, кидает в
коляску газеты, чернильницу, ножницы и шепчет заклинания. И далее
все в таком же духе. Затем следует ряд всяческих безумных
приключений (включая дуэль, клоунаду) буффонных персонажей, никакой
логикой не связанных с сюжетом. После всего этого буйства Тереза
является в образе гадалки и примиряется с супругом.
Все действие на мировой премьере было решено в весьма эпатажном
виде. Так, например, по ходу действия женские груди в виде
воздушных шариков в большом количестве поднимаются в воздух и
улетучиваются, символизируя превращение женщины в мужчину.
Первая русская постановка оперы была осуществлена в 1992 году в
Пермском театре оперы и балета (режиссер Г.Исаакян).
** Об опере «Диалоги кармелиток» см.: Энциклопедический словарь
«Опера», М. «Композитор», 1999 г., стр. 121.
*** Об опере «Человеческий голос» см. там же, стр. 452. На
русской сцене опера впервые прозвучала в 1965 году сначала в
концертном исполнении (солистка Надежда Юренева), а затем на сцене
Большого театра (солистка Галина Вишневская).