Тамара платоновна карсавина

Карсавина тамара платоновна

Биография[править | править код]

Балерина родилась 25 февраля (9 марта) 1885 года в Санкт-Петербурге в семье танцовщика императорской труппы Платона Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урождённой Хомяковой, внучатой племянницы известного славянофила А. С. Хомякова. Брат — Лев Карсавин, русский философ.

В 1902 году окончила Императорское театральное училище, где постигала основы балетного мастерства у педагогов Павла Гердта, Александра Горского и Энрико Чекетти. 1 июня 1902 года зачислена в кордебалет Мариинского театра, где в апреле 1902 года состоялся дебют в па-де-де «Жемчужина и рыбак» балета «Жавотта» (Сен-Санс). 1 мая 1904 года переведена в разряд вторых танцовщиц. Дебютное исполнение главной роли в балете «Пробуждение Флоры» не имело успеха. 16 декабря 1906 года дебютировала в роли Царь-девицы в «Коньке-горбунке», и в следующем году переведена в разряд первых танцовщиц. В 1910 году стала . На сцене Мариинского театра Карсавина исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара — «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.

Сотрудничество с Михаилом Фокиным началось с его ранних постановок. 8 марта 1907 года Карсавина исполнила вальс Ges-Dur новой редакции «Шопенианы». Поначалу все свои симпатии балетмейстер относил Анне Павловой, не сразу угадав в Тамаре Карсавиной идеальную актрису своего театра и предоставлял балерине роли второго плана. 22 декабря 1907 года Карсавина исполнила ассирийский «танец с факелом» на том же концерте, когда Павлова впервые представила фокинского «Лебедя».

Начало гастрольной деятельности пришлось на лето 1906 года с труппой Г. Г. Кякшта по городам России. Затем гастролировала в Праге (1908), Милане и Лондоне (1909), Берлине, Брюсселе и Лондоне (1910). Осенью 1913 года выступала с гастрольной поездке труппы Дягилева в Южной Америке.

С 1909 года по приглашению Сергея Дягилева Карсавина начала выступать в организованных им гастролях артистов балета России в Европе, а затем в Русском балете Дягилева. Наиболее заметными работами балерины в период сотрудничества с Дягилевым были ведущие партии в балетах «Жар-птица», «Призрак розы», «Карнавал», «Петрушка» (постановки Михаила Фокина), «Треуголка», «Женские причуды» (постановки Леонида Мясина) и др. Самой замечательной своей ролью балерина считала Шамаханскую царицу из балета «Золотой петушок», который расценила как шедевр Фокина. По мнению В. М. Красовской, Карсавина «лучше всех выразила и воплотила концепцию фокинской героини, прельстительно-обманной, маняще-опасной». Согласно восприятию С. Л. Григорьева, «Карсавина в роли Жар-птицы была бесподобна. <…> Несомненно, эта роль была идеально для неё создана».

Исполняла роль Бельгии в спектакле-пантомиме «1914», автор и режиссёр-постановщик кн. С. М. Волконский (премьера 6 января 1915 в Мариинском театре). Спектакль был «выпускным вечером» Курсов Ритмической гимнастики, закрывшихся с началом Первой мировой войны.

В 1916 году родила от британского дипломата Генри Брюса сына Никиту. В июле 1918 года Карсавина вышла замуж за Генри Брюса, получив развод от своего первого супруга Мухина, с которым сохранила дружбу и переписку в дальнейшем. Последнее выступление в России состоялось 15 мая 1918 года на сцене Мариинского театра в партии Никии в «Баядерке» и летом того же года отправилась вместе с мужем и сыном в Лондон. В эмиграции балерина продолжила выступления на сцене, гастролировала с Русским балетом Дягилева, занималась преподавательской деятельностью. Кроме того, в начале 1920-х балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании — в том числе в картине «Путь к силе и красоте» () с участием Лени Рифеншталь. В 1931 году оставила сцену. В —1955 годах занимала должность вице-президента Королевской академии танца.

У Карсавиной училась хореографии десятикратная чемпионка мира по фигурному катанию Соня Хени.[источник не указан 162 дня]

Тамара Карсавина умерла 26 мая 1978 года в Лондоне в возрасте 93 лет.

Карьера

Ее самые известные роли были Лиз в La Fille Mal Gardée, Медора в Le Corsaire, и Царь-дева в Конек-Горбунок. Она была первой балериной, которая танцевала в так называемом Le Corsaire Pas de Deux в 1915 г.

Хореограф Джордж Баланчин сказал, что у него остались приятные воспоминания о том, как он наблюдал за ней, когда он был студентом Императорской балетной школы. Незадолго до 1910 года ее регулярно приглашали танцевать в Париж с Русские балеты из Сергей Дягилев. За годы работы в труппе она создала многие из своих самых известных ролей в балетах Михаил Фокин, включая Петрушка и Le Spectre de la Rose. Она танцевала последний с Гарольд Тернер. Она, пожалуй, наиболее известна тем, что сыграла главную роль в опере Фокина. Жар-птица с Вацлав Нижинский, ее случайный партнер. (Эта роль изначально предлагалась Анна Павлова, которые не могли смириться с Стравинский поразительно новый счет.)

Тамара Карсавина

Карсавина ушла Россия в 1918 году, незадолго до того, как большевики в начале Гражданская война в России, и переехала в Париж, где продолжила сотрудничество с Русскими балетами в качестве ведущей балерины. (Ее брат Лев Платонович Карсавин был изгнан из России в 1922 г. большевиками на одном из корабли философов. В 1928 году он переехал в новый независимый Литва, где он получил университетскую кафедру истории культуры (1928–1939), но когда Советский Союз оккупировал Литву, он был арестован и депортирован в ГУЛАГ, где он умер в 1952 г.)

Мемуары Карсавиной, Театральная улица (название улицы, на которой располагалось Императорское хореографическое училище из-за близости к Александровскому театру), описывает ее обучение в Императорском хореографическом училище и ее карьеру в Мариинском театре и Русском балете. В сверхконкурентном мире балета ее любили почти все. У Карсавиной была соперница в Анна Павлова; еще в Театральная улица, Карсавина всегда пишет о ней с добротой и щедростью, например «Павлова в то время с трудом осознавала, что в ее гибкой форме и технических ограничениях заключена величайшая сила ее очаровательной личности». В фильме, Портрет Жизели, Карсавина вспоминает «неисправность гардероба «: во время выступления у нее упал один погон, и она случайно обнажилась. Павлова довела смущенную Карсавину до слез.

Творческий роман

Тамара стала любимой балериной Дягилева. Он поверил в нее и полюбил. У Карсавиной был подписан контракт с другими людьми на выступления в Лондоне. А даты совпадали с представлениями Дягилева.

Невозможно описать всего упорства, которое приложил Серж, чтобы переманить балерину к себе в труппу. И она сдалась. Уладив все дела с другим работодателем, Карсавина стала жемчужиной дягилевской труппы.

Вацлав Нижинский также тепло отзывался о Тамаре. Она была его любимой балетной партнершей, несмотря на все их творческие споры.

Биография Тамары Карсавиной набирает новые обороты. Наступила Первая мировая война. Тата решает вернуться в Россию. Какие испытания ждали девушку?

Спасибо за ваше потраченное время

Театральная улица — Тамара Карсавина читать онлайн бесплатно полную версию книги

Предисловие

Я закончила писать эту книгу 20 августа 1929 года, в тот самый день, когда услышала о смерти Дягилева. Но я не стала менять ничего из написанного о нем: он остался на моих страницах живым, таким, каким я его знала. В этом исправленном издании я сделала то же самое, но добавила главу, где предприняла попытку внести некое единство в характеристику его личности, хотя описание отдельных его черт разбросано по всей книге, о некоторых же из них рассказывается впервые.

Эта глава не ставит целью стать краткой биографией или произвести психоанализ личности, это просто портрет в зеркале моей любви.

Т. К.

20 октября 1947

Часть первая

Воспитанница

Глава 1

Мои первые воспоминания. – «Толстая няня». – Моя мать. – Санкт-Петербург. – «Дуняша».

Отчасти из рассказов отца, отчасти из собственных воспоминаний я могу представить довольно последовательно историю своего детства, которая кажется мне теперь похожей на ряд картинок из азбуки.

Отец любил рассказывать мне о тех временах, когда я была совсем маленькой. В свободное время он садился у окна с альбомом и акварельными красками, я обычно пристраивалась рядом и смотрела, как он работает. И сейчас я вижу перед собой эти миниатюрные картинки с изображением различных национальных костюмов – испанских, венгерских, украинских, польских; на одной странице мужчина, на противоположной – женщина. Их одежды были выписаны чрезвычайно тщательно, но все лица, по моему мнению, отличались чересчур большими носами, а цвет лица дам казался слишком смуглым.

Отец никогда не отрывал глаз от своей работы, разыгрывая передо мной эпизоды моего раннего детства. Он прекращал рисовать только для того, чтобы промыть и обтереть кисточку. Эти картинки предназначались в помощь его ученикам, изучающим национальные танцы.

Мое первое воспоминание связано с тем, как няня поставила меня на ножки на тропинку у какого-то дома.

Сначала она направляла меня, поддерживая под мышки, потом отпустила. Я заковыляла довольно уверенно, но затем меня понесло вперед все быстрее и быстрее, так что я не успевала переступать ногами. Отец поймал меня вовремя.

Следующее воспоминание связано с Лиговом неподалеку от Петербурга. Дом, в котором мы жили, находился в парке поместья графа Позена. Мы приехали туда ранней весной. Я поправлялась после воспаления легких, и врач порекомендовал мне пить березовый сок. Сразу за домом простиралась лужайка, окруженная молодыми березками, еще не покрывшимися листвой. Мне нравилось наблюдать за тем, как добывали сок, обильно струившийся из надреза, сделанного в стволе. Обычно его собирали по утрам в глиняный кувшин. Сок имел сладкий терпковатый вкус.

О предшествовавшей этому болезни воспоминаний почти не сохранилось – помню только, как лежала на большом диване, превращенном в постель, с зеркальцем в руках и пускала им солнечных зайчиков по потолку и обоям. Меня пугало появление матери с холодным компрессом – она меняла их по нескольку раз в день. Позже она призналась мне, что и сама боялась подходить ко мне – так слабо и жалобно я плакала. Мои воспоминания об этом времени немного поблекли. Однако отдельные детали произвели на меня такое сильное впечатление и столь глубоко врезались в память, что даже сейчас не утратили очарования и остались по-прежнему яркими. Дом, в котором мы жили в Лигове, казался мне огромным и очень красивым, и вполне вероятно, мои детские воспоминания не обманывают меня – та большая комната со сводчатым потолком и нишами могла находиться только в большом загородном доме конца XVIII века.

12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Перейти

Похожие книги

Демоны Хазарии и девушка Деби Узиэль Меир

Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном Сергей Рахманинов

Стив Джобс. От первого лица Бим Джордж

Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию Гудрик-кларк Николас

Гаргантюа и Пантагрюэль — I Рабле Франсуа

Олеся Куприн Александр Иванович

II поколение:

1. Николай Алексеевич Балашев ?-нач. 80-х. Отставной театральный художник-декоратор. Жена – Екатерина Константиновна (урожденная Карсавина) 1849-1920.

III поколение:

2/1. Николай 1872-1941. Артист балета. Жена – (I брак) – Елена Михайловна (урожденная Щукина) 1874-1893. ( II брак) – Наталья Трофимовна (урожденная Рыхлякова) 1873-после 1933. Артистка балета. (III брак) – Антонина Павловна Москалева 1882-1910. Домашняя учительница. (IV брак) – Надежда Александровна Пушкина. 3/1. Людмила (в замужестве Князева) ?-1941. Дети – Валентина, Евгения, Валерьян, Георгий, Борис, Людмила. 4/1. Римма ?-1941. 5/1. Ольга ?-1941.

IV поколение:

 6/2. Ираида 1892-1941. Муж и сыновья также умерли в 1941 во время блокады Ленинграда 7/2. Евгения 1896-1905. 8/2. Лев 1904-1960. Артист балета, художник-оформитель. Жена – (I брак) – Марина Александровна Шлейфер ?-1941. (II брак) – Анна Тимофеевна Дмитриева. 9/2. Нина 1905-1994. Муж (II брак) — Михаил Иванович Заблоцкий. Дети – Лидия (от I брака), Татьяна (в замужестве Дьяченко), Евгений. 10/2. Лидия 1906-1907. 11/2. Любовь 1908-1977. Муж (II брак) – Владимир Сафронов. Дочь – Людмила. 12/2. Виктор. 13/2. Зоя.

V поколение:

14/8. Роман ?-1941? 15/8. Николай р.1944. Жена – Нина.

VI поколение:

16/15. Татьяна.

17/15. Константин.

Родословная Хомяковых

(ветвь Никифора Ивановича (V поколение). V поколение: 1. Никифор Иванович Хомяков. VI поколение:: 2/1. Александр. 3/1. Юрий. VII поколение: 4/2. Имя? 5/3. Имя? VIII поколение: 6/4. Елисей. 7/4. Иван. IX поколение: 8/6. Степан. Стольник. 9/6. Василий. 10/6. Иван. 11/7. Кирилл. Современник Петра I. X поколение: 12/8. Федор. Сержант лейб-гвардии Семеновского полка. Двоюродный племянник Кирилла Ивановича Хомякова. Жена – Надежда Ивановна (урожденная Нащокина). 13/9. Василий ?-1777. Коллежский асессор. 14/9. Иван. XI поколение: 15/12. Александр. 16/12. Мария. 17/12. Авдотья. XII поколение: 18/15. Степан ?-1836. Отставной лейб-гвардии поручик. Жена – Мария Алексеевна (урожденная Киреевская) 1770-1857. XIII поколение: 19/18. Федор 1801-1829. Переводчик Коллегии иностранных дел, камер-юнкер. Жена – Анастасия Ивановна (урожденная Грибоедова) — ? 20/18. Анна ?-1839. 21/18. Алексей 1804-1860. Поэт, философ, лидер славянофильского движения. Жена – Екатерина Михайловна (урожденная Языкова) 1817-1852. XIV поколение: 22/19. (?) Иосиф 1825?-1865? Поручик. Жена – Мария Семеновна (урожденная Палеолог) 1830?-1905. 23/21. Степан 1837?-1838. 24/21. Федор 1837?-1838. 25/21. Мария ?-1919. 26/21. Дмитрий 1841-1919. Жена – Анна Сергеевна (урожденная Ушакова). 27/21. Екатерина. 28/21. Софья 1845-1902. 29/21. Анна. Муж – М.П.Граббе. 30/21. Николай 1850-1925. Член Государственного Совета. 31/21. Ольга (в замужестве Челищева). XV поколение: 32/22. Анна 1860-1919. Муж – Платон Константинович Карсавин. Дети: Лев, Тамара. 33/22. Раиса. Дети – Нина, два сына. 34/22. Сын (имя?). Литература: 1. Хомяков Алексей Степанович. – Русский биографический словарь. 2. Хомяков Федор Степанович. – В кн.: Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л.:Наука ЛО, 1989. — http://next.feb-web.ru/feb/pushkin/chr-abc/0.htm . 3. Юркин И.Н. Тульские помещики Хомяковы в екатерининскую эпоху. – Хомяковский сборник. Т. 1. Томск: Водолей, 1998, с. 245-257. — http://www.tsu.tula.ru/faculty/person/Yurkin/works/shtud/96.htm . 4. Юркин И.Н. Хомяковы, Хрущовы, Арсеньевы: забытые связи (из разысканий по истории земельных владений Хомяковых). – Сельская Россия: прошлое и настоящее. Вып. 2. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001, с. 76-78. — http://www.tsu.tula.ru/faculty/person/Yurkin/works/shtud/148.htm . 5. Ковалев Ю.П. Липецы. – Энциклопедия Смоленской области. Ч. 2. 2003. — http://admin.smolensk.ru/history/raion/ .

Семья

Тамара — дочь  Платона Карсавина и Анны Юсифовны (урожденная Хомякова).

Платон Карсавин, выходец из артистов, первый танцор Императорского балета Санкт-Петербурга, был учеником Мариуса Петипа . Сам он стал учителем, в частности, его учеником был Михаил Фокин, танцор и хореограф. После ссоры с Петипа Платон досрочно вышел на пенсию, что поставило его семью в тяжелое финансовое положение.

Анна Юсифовна по происхождению интеллигенция приходилась дальней родственницей Алексею Хомякову, соучредителю славянофильского движения .

Брат Тамары, Лев Карсавин (ru) (1882–1952), был блестящим историком средневековых религий, философом и поэтом. Он был профессором Санкт-Петербургского университета до того, как был исключен большевиками в1922 г.в лодке философов . Позже он преподавал в Каунасском университете (Литва), был арестован сталинским режимом и депортирован в ГУЛАГ (в Абезе в Сибири), где и скончался.

Интересные факты[править | править код]

  • В финале рассказа Агаты Кристи «Улица Арлекина» из сборника «Загадочный мистер Кин» (1930) героиня Анна Денмен (Anna Denman) после своей смерти была опознана как гениальная балерина Анна Харсанова (Anna Kharsanova), которая «в партии умирающей нимфы совмещает в себе аллюзии на выступления обеих знаменитых русских балерин, в конце 1910-х годов обосновавшихся в Англии: Анны Павловой (умирающий лебедь) и Тамары Карсавиной (нимфа)». В русском переводе рассказа Н. Калошиной из 20-томного собрания сочинений писательницы героиня фигурирует под именем Анны Карсавиной.
  • В телесериале «Империя под ударом» в роли Тамары Карсавиной снялась Илзе Лиепа.
  • В коллекции исторического костюма историка моды Александра Васильева находится вечернее платье Тамары Карсавиной 1925 года, созданное в модном доме Mouna Katorza. Ранее это платье находилось в личной коллекции Сержа Лифаря.[значимость факта?]

Карьера балерины

Когда подошел возраст, мама Тамары изъявила желание отдать девочку в балет. Отец был категорически против, не желая, чтобы его дочь подвергалась театральным сплетням и слухам. Но выиграла мама.

И уже через пару дней госпожа Вера Жукова преподавала танцы маленькой Тате. Правда уроки совершались в тайне от отца. Но вскоре он убедился, что Тамара очень расположена к танцам. И сам стал ее обучать.

В 1894 году Тамара была принята в Императорское театральное училище на Театральной лице (ныне Академия русского балета им. Вагановой). Началась серьезная учеба. С самого утра и до вечера Тата занималась танцами и параллельно зубрила гранит науки.

Из ее воспоминаний:

В то время было принято обожать балетных артистов, которые добились большого успеха. Так училище разделилось на 2 клана. Одни восхищались Матильдой Кшесинской. Другие Ольгой Преображенской.

В 1896 году в Москве случилась коронация Николая 2. Тамара Карсавина и еще 11 лучших учениц были задействованы в гала-концерте. После успешно сданных экзаменов в 1902 году она была принята в труппу Мариинского театра.

Русские сезоны Дягилева[править | править код]

В. М. Красовская писала: «Имена Анны Павловой и Тамары Карсавиной связаны с расцветом балетного импрессионизма начала XX века». «Слава Карсавиной, если судить по её мировому резонансу, не уступала славе Павловой. Оба имени часто называли рядом, часто и противопоставляли».

Карсавина была задействована в первом Русском сезоне Дягилева 1909 года в Париже. После ухода из труппы Павловой со второго дягилевского сезона 1910 года Карсавина заняла место прима-балерины. Опасность переездов во время Первой мировой войны препятствовала выступлениям Карсавиной вне России с 1915 по 1918 год, помимо того в 1915 году ждала ребёнка. После успешных премьер с участием балерины ряд постановок прочно вошёл в репертуар Русских сезонов («Сильфиды», «Карнавал», «Жар-птица», «Призрак розы», «Петрушка», «Тамара», «Дафнис и Хлоя», «Золотой петушок» и др.). В оценке В. М. Красовской, «Жар-птица Карсавиной стала одним из тревожных символов времени, как и Лебедь Павловой. В этих образах, созданных Фокиным для двух величайших художниц танца, отлились два полюса жизни и искусства: трагическое бегство от трагедии и острое предчувствие её неизбежности. <…> Птица оборачивалась чудом-девой, не ведающей ни ненависти, ни любви».

Благодаря Фокину и Дягилеву в первый же свой приезд в Париж Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский обрели мировую известность. Карсавина заключила контракт с лондонским «Колизеем». До конца жизни Дягилева Карсавина сохраняла тёплые с ним отношения и посвятила прославленному антрепренёру последнюю главу своих воспоминаний «Театральная улица» (1929), завершённых в год его смерти. Балерина участвовала в трети премьер Русских сезонов (в 22 первых представлениях из 67; без указания танца в «Пире»), кроме них была занята в постановках других спектаклей труппы Дягилева. В списке указаны выступления Карсавиной на премьерах согласно данным С. Л. Григорьева:

Тамара Карсавина в заглавной роли балета «Жар-птица», 1910

1909 год

в постановках М. М. Фокина в Шатле, Париж

  • «Пир» — принцесса Флорина (19 мая)
  • «Сильфиды» — Вальс (2 июня)
  • «Клеопатра» (2 июня)
1910 год в Гранд-опера
  • «Карнавал» — Коломбина (20 мая в Берлине, 4 июня в Париже)
  • «Жизель» — Жизель (18 июня, партнёр Нижинский)
  • «Жар-птица» — Жар-птица (25 июня, партнёр Фокин)
  • «Ориенталии» (25 июня)
1911 год
  • «Призрак розы» — Девушка (лучшая партия в дуэте с В. Ф. Нижинским и редкое попадание в роль; 19 апреля в Театре Монте-Карло)
  • «Нарцисс» — нимфа Эхо (Театр Монте-Карло, 26 апреля)
  • «Петрушка» — Балерина (лучшая партия в дуэте с В. Ф. Нижинским, Шатле, 13 июня)
1912 год
  • «Синий бог» (или «Голубой бог») — Молодая девушка (или индийская девушка, в паре с Нижинским, Шатле, 13 мая)
  • «Тамара» — Тамара (в паре с Больмом, Шатле, 20 мая)
  • «Дафнис и Хлоя» — Хлоя (в паре с Нижинским, Шатле, 8 июня)
1913 год
  • «Игры» — с Нижинским, постановка Нижинского в Театре Елисейских Полей 15 мая
  • «Трагедия Саломеи» — Саломея (в паре с Гавриловым, постановка Б. Г. Романова в Театре Елисейских Полей 12 июня)
1914 год

в постановках М. М. Фокина

  • «Бабочки» (16 апреля в Театре Монте-Карло)
  • «Золотой петушок» — Шамаханская царица (24 мая в Гранд-опера, Париж)
  • «Мидас» — царица Ореада (2 июня в Гранд-опера, Париж)
1919 год

«Треуголка» — Мельничиха (22 июля, первое исполнение в постановке Л. Ф. Мясина, Альгамбра, Лондон)

1920 год

в постановках Л. Ф. Мясина в Гранд-опера, Париж

  • «Песнь соловья» — живой Соловей (2 февраля)
  • «Пульчинелла» — Пимпинелла (15 мая)
  • «Женские причуды» (также «Женские хитрости» или «Женские ухищрения», 27 мая)
1926 год

«Ромео и Джульетта» — Джульетта (в паре с Сержем Лифарём; постановка Б. Ф. Нижинской, 4 мая в Казино, Монте-Карло)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: