Внутренний слух творит главное в его музыке

Валентин сильвестров

Основные сочинения

    Сонатина для фортепиано (1960, ред. 1965)    Маленький квартет для струнных (1961)    Симфония № 1 (1963, ред. 1974)    Мистерия для альт-флейты и шести групп перкуссионистов (1964)    Спектры для камерного оркестра (1965)    Монодия для фортепиано и оркестра (1965)    Симфония № 2 для флейты, тимпанов, фортепиано и струнного оркестра (1965)    Симфония № 3 Эсхатофония (1966)    Поэма для оркестра, памяти Бориса Лятошинского (1968)    Драма для скрипки, виолончели и фортепиано (1970—1971)    Медитация для виолончели и фортепиано (1972)    Струнный квартет № 1 (1974)    13 эстрадных песен (1973—1975)    Тихие песни на стихи Пушкина, Лермонтова, Китса, Есенина, Шевченко и др. для баритона и фортепиано (1974—1975)    Симфония № 4 для духовых и струнных (1976)    Кич-музыка, цикл из пяти пьес для фортепиано (1977)    Лесная музыка, на стихи Г. Айги для сопрано, валторны и фортепиано, памяти художника Валерия Ламаха (1977—1978)    Постлюдия для скрипки соло (1981)    Постлюдия для виолончели и фортепиано (1982)    Четыре песни на стихи Мандельштама (1982)    Симфония № 5 (1980—1982)    Ода соловью, кантата для сопрано и небольшого оркестра на стихи Дж. Китса (1983)    Постлюдия для фортепиано и оркестра (1984)    Exegi monumentum — симфония для баритона и оркестра на стихи А. Пушкина (1985—1987)    Струнный квартет № 2 (1988)    Постскриптум, соната для скрипки и фортепиано (1990)    Посвящение, симфония для скрипки и оркестра (1990—1991)    Метамузыка, смфоническая поэма для фортепиано и оркестра (1992)    Симфония № 6 (1994—1995)    Misterioso для кларнета соло (1996)    Вестник, для синтезатора, фортепиано и струнного оркестра (1996—1997)    Эпитафия для фортепиано и струнного оркестра (1999)    Осенняя серенада для камерного оркестра (2000)    Реквием для Ларисы (1999)    Гимн 2001 (2001)    Тихая музыка для струнного оркестра (2002)    Симфония № 7 (2003)

    «Прощальная серенада» (Abschiedsserenade) для струнного оркестра (2003)

    ‘Lacrimosa’ для альта соло (2004)    Багатели для фортепиано (2005)

    Две песни на стихи Хармса и Мандельштама (2006)

    Всенощные песнопенья (2006)

    Две рождественские колыбельные песни (2006) для хора a capella

    Псалмы и молитвы (2007)

    Три песни на стихи Ахматовой, Балтрушайтиса и Блока (2007)

    Семь песен на стихи Пушкина (2007)

    Две песни (2008) «Приближается звук…» А. Блок, «Не ветер, вея с высоты…» А.К. Толстой

    Две песни (ноябрь 2008) А. Пушкин «В степи мирской…»,  «Лишь розы увядают…»    «Мой дар…» (2008, второй вариант) Е. Баратынский

    Три хокку (2008) Басё в переводе В. Марковой    Три серенады для фортепиано (2008)    Две элегии (2008) П. Целан в переводе М. Белорусца «Я могу тебя еще видеть…», «В шорохах, как наше начало…»    Два вальса для фортепиано (2008)

    Тихая ода на слова С. Вакуленко (2009)

    Три песни на слова Б. Пастернака (2009)

    Элегия на слова В. Хлебникова (2010)

    Две песни на стихи Кольцова и Пушкина (2010)

    Элегия и пастораль (А. Волконскому…в память) (2011) для струнного орк. и фортепиано (в глубине оркестра)

    «Animula…» (2011) император Адриан, перевод О. Седаковой

    Две песни О.Седакова (2011) «Дикий шиповник», « Пение»

    Две песни (2012) Н.Некрасов «Муза», «Старинная песня»

    Шесть мгновенных вальсов для фортепиано (2012)

Жена композитора

Женой композитора была Лариса Бондаренко, музыковед.Очевидцы:»…Лариса дает сильнейшее впечатление, от нее веет необыкновенной смелостью: дерзость высказываний, страсть и скепсис, непримиримость. В гневных спорах о музыке она явно превосходит мужа, но всегда оставляет за ним последнее слово. Ощущалось, что Сильвестров находится под ее защитой и поэтому имеет возможности для творчества»…Сильвестров:»Не знаю, как бы я жил и что стало бы с моей музыкой без Ларисы. Даже если пишу свою фамилию, ощущаю себя каким-то самозванцем — настолько велико было ее участие в моей судьбе»…Когда Лариса Бондаренко умерла, Валентин посвятил ей  реквием.

Композиторы в Украине

«Композиторов в Киеве много. Как они выживают?(2008 год) — вот вопрос. В советское время их гнали, но были кинофильмы. Сегодня кинофильмы тоже есть, но там композитору делать нечего. Нажимаешь на кнопки синтезатора, задаешь программу… Главное, это подходит к сегодняшнему кино. Задаешь программу в джазовой манере Билла Эванса. Это говорит о том, что компьютер понял, как делается музыка. Но перед этим должен был появиться Эванс! Но в Украине очень сильная школа композиторская и талантливые люди европейского уровня. Александр Щетинский, его ученик Сергей Пелютиков — часто пишет по заказу хороших ансамблей западных. Есть женщины-композиторы, довольно-таки сильные. Одна даже обучалась в Центре Булеза в Париже новым технологиям в музыке — Алла Загайкевич. Выделяется Виктория Полевая — у нее персональное отношение к музыке Арво Пярта. Из моего поколения — Леонид Грабовский, но он в Америке сидит. (Что он там делает?) Очень сильная школа во Львове — Юрий Ланюк (он — еще и замечательный виолончелист). Европа-не Европа — у композиторов, я считаю, уровень уравнялся, как вода в сообщающихся сосудах. Ведь идет обмен информацией, тем более что композитору нужна не вся информация, а только самое существенное».

Сегодня он — свободный композитор, живёт, в основном, в Киеве, практически каждый год его приглашают в Германию фонд имени Беляева, издательство «Петерс», сотрудничает с звукозаписывающей компанией ЕСМ и лично с Манфредом Айхером, который очень тепло отзывается о творчестве Валентина Васильевича.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: