Поцелуй государя
В Императорской балетной школе царила железная дисциплина, но это была лучшая кузница танцовщиков в мире! Один день был похож на другой: подъём в 8 утра, молитва, занятия в классе, прогулка, учёба, небольшой перерыв и снова уроки и репетиции. Разнообразие в жизнь воспитанниц вносила только баня по пятницам, посещение церкви, редкие балы и визиты государя. Один из них особенно запомнился Павловой. После того как начинающие балерины выступили перед Александром III, император посадил одну из учениц себе на колени. Анна расплакалась, заявив, что тоже хочет посидеть на коленях у царя, чтобы утешить ребёнка, тот исполнил её просьбу. Но Павловой и этого было мало. Она заявила: «Я хочу, чтобы государь поцеловал меня!». Все присутствующие долго смеялись над выходкой смелой девочки.
В школе балерина работала на износ и вскоре стала одной из лучших учениц как по танцу, так и по общеобразовательным предметам. При этом Павлова не отличалась сильной техникой, акробатические трюки не были её сильной стороной. Анна брала другим: грацией, лёгкостью, драматизмом. Этот талант заметил её педагог Павел Андреевич Гердт, именно он сказал начинающей балерине очень важные слова: «То, что вам кажется вашим недостатком, на самом деле редкое качество, выделяющее вас из тысяч других».
Николай Легат и Анна Павлова. Фото: Public Domain
В то время худоба считалась настоящим врагом красоты. Танцовщица пыталась бороться и с этим «дефектом» — добросовестно глотала рыбий жир, следила за питанием, но килограммы не набирались. Внешне Павлова так и сохранила на всю жизнь хрупкость 18-летней девушки.
После окончания школы в 1899 г. Анну сразу зачислили в труппу Императорского Мариинского театра. В 1902 году она стала второй солисткой, в 1903 — первой, а в 1905 году — примой-балериной. Конечно, среди всех партий Павловой главной была хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», поставленная специально для неё балетмейстером Михаилом Фокиным. В этом номере природная грация танцовщицы раскрывалась на все 100% и не оставляла равнодушным никого из присутствующих в зале.
Анна Павлова. Фото: Public Domain
Личная жизнь
Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была глубоко несчастным человеком. Начинающая балерина избегала поклонников, настаивавших на свидании и преподносивших дорогие подарки. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре.
Анна Павлова и Виктор Дандре
Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре растопил сердце неприступной красавицы и заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Высокое положение сенатского советника не позволяло новым отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе.
Павлова испытывала симпатию к Виктору, но в глубине души понимала, что ей никогда не стать женой представителя высшего света. Поэтому балерина отказалась от шикарной жизни и покинула покровителя, предпочтя свободу золотой клетке. В тот момент, когда Анна сильнее всего страдала от одиночества, в ее жизни появился Михаил Фокин, постановщик знаменитого танца «Умирающий лебедь». Балетмейстер вдохнул новые силы в отчаявшуюся звезду и стал одним из немногих близких людей Павловой.
Анна Павлова и Михаил Фокин
Окончательно восстановиться приме «Мариинки» помогли зарубежные гастроли, во время которых она познакомилась с французским композитором Камилем Сен-Сансом и встретилась с великим актером немого кино Чарли Чаплином. С последним у Павловой завязался платонический роман, переросший в преданную дружбу, запечатленную на архивных фотографиях.
Когда балерина получила мировую известность и стала богатой женщиной, она поселилась за границей, но не перестала мечтать о простом человеческом счастье. Мысли ее неукротимо возвращались к оставленному на родине Виктору Дандре.
Анна Павлова и Чарли Чаплин
В то время, когда Сергей Дягилев основал в Париже Театр русского танца, дворянин попал в затруднительное финансовое положение и, не имея возможности оплатить долги, оказался в тюрьме. Узнав о неприятностях бывшего поклонника, Павлова разорвала отношения с многолетними коллегами и подписала выгодный контракт с представителями иностранного агентства «Брафф».
Заработав необходимую сумму денег, балерина оплатила долги Дандре и, решив, что не может жить без этого человека, выписала бывшего аристократа в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и, по некоторым источникам, в 1911 году тайно с ней обвенчался.
Анна Павлова и Виктор Дандре
Павлова купила роскошное имение в Великобритании и организовала собственную труппу, став владелицей камерного театра в Лондоне. Все обязанности по дому исполнял муж, так что Анна могла ни о чем не заботиться и целиком посвящать себя творчеству.
Однако со временем чувства балерины к Дандре начали угасать: она устраивала скандалы, била посуду и плакала. Виктор реагировал на истерики спокойно, ведь он искреннее благодарил и любил Анну. Вместо того чтобы уйти от психологически неустойчивой жены, он помогал в организационных вопросах и занимался наймом и увольнением артистов. Так пара прожила вместе вплоть до неожиданной смерти Павловой в 1931 году.
Смерть
Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.
Анна Павлова
Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.
В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.
Могила Анны Павловой
Павлова скончалась от плеврита 23 января 1931 года, и ее уход стал красивой легендой, растрогавшей многочисленных поклонников
Со временем лечащий врач и Виктор Дандре по-другому рассказали историю смерти великой балерины, но это было не важно. Главным оставалось то, что мир лишился легендарного «лебедя» и больше никогда не увидит его на сцене. После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони
Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов
После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.
Детство и юность
История рождения Анны Матвеевны Павловой таинственна и неоднозначна. Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.
Анна Павлова в детстве
Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово, в дом бабки по отцовской линии. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.
В один из таких визитов Павлова попала в театр на балет «Спящая красавица». Находясь в ложе с другими детьми, девочка восторженно ловила каждое движение исполнителей и по окончании спектакля сказала, что хочет танцевать так же, как принцесса Аврора.
Юная Анна Павлова в балетной школе
Мать посчитала, что рост и вес дочери вполне подходят для хореографии, и привела 8-летнюю девочку на вступительный экзамен в балетную школу. С первого раза поступить не удалось, но Аня продолжала пытаться, и в 1891 году ее, наконец, приняли.
С первых дней учебы Павлова старалась стать лучшей в классе. Тренируясь по 8 часов в день, она добилась участия в выступлении перед царской семьей, а спустя 7 лет окончила Императорское театральное училище с отличием.
Партии
Исполнил роли в ряде выдающихся постановок:
23 января 1877 в Мариинском театре — Солор в «Баядерке», Л. Ф. Минкуса (балетмейстер М.Петипа, Никия — Вазем).
1880 — «Дева Дуная» в постановке Мариус Петипа — партия: Рудольф
1881 — Люсьен в «Пахите» Э. Дельдевеза и Минкуса (балетмейстер М.Петипа, Пахита — Вазем).
1884 в Мариинском театре — Франц в «Коппелия» Л. Делиба (балетмейстер М
Петипа Сванильда — В. А. Никитина, Коппелиус — Л. П. Стуколкин).
1885 в Мариинском театре — Колен в балете «Тщетная предосторожность» на музыку П.Гертеля
25 сентября 1894 в Александринском театре Колен в «Тщетная предосторожность» на музыку П. Л. Гертеля (балетмейстер Иванов, Лиза — Гантенберг, Никез — Горский, Воронков, Марцелина — Чеккетти).
3 января 1890 в Мариинском театре — Дезире в «Спящей красавице» П. И. Чайковского (балетмейстер М. И. Петипа, дирижёр Дриго, художники М. И. Бочаров, Левот, Андреев и М. А. Шишков, костюмы И. А. Всеволожского, Аврора — Брианца, фея Сирени — М. М. Петипа, фея Карабос — Э.Чеккетти).
6 декабря 1892 в Мариинском театре — принц Коклюш в «Щелкунчике» П. И. Чайковского (балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы — Всеволожский и Пономарёв, Клара — Белинская, Фриц — В. Стуколкин, Щелкунчик — С
Легат, фея Драже — Дель-Эра, Дроссельмейер — Т. Стуколкин)
1894 — «Пробуждение Флоры» Риккардо Дриго, балетмейстеры Мариус Петипа, Лев Иванов — Аполлон (Петергофский дворцовый театр)
15 января 1895 в Мариинском театре Зигфрид в «Лебедином озере» П. И. Чайковского (балетмейстеры Иванов и М. Петипа, дирижёр Дриго, художник Андреев, Бочаров, Левот, костюмы Пономарёва, Одетта-Одиллия — П.Леньяни, Ротбарт — Булгаков).
7 января 1898 в Мариинском театре — Абдерахман в «Раймонде» А. К. Глазунова (балетмейстер М. Петипа, дирижёр — Дриго, Раймонда — Леньяни, Жан дё Бриен — С. Легат, Генриетта — Преображенская, Клеманс — Куличевская)
7 февраля 1900 в Эрмитажном театре Зимнего дворца — Вакх в одноактном балете А. К. Глазунова «Времена года» (балетмейстер Петипа, дирижёр Дриго, художник Ламбин; Колос — М. Кшесинская, Иней — А.Павлова, Роза — Преображенская, Зефир — Легат, Зима — Булгаков, Вакханка — Петипа, Фавн — Горский, Ласточка — Рыхлякова).
1902 в Мариинском театре — Гамаш в «Дон Кихоте» (балетмейстер — Горский, дирижёр Дриго, художники Коровин, Клодт; Китри — Кшесинская, Базиль — Легат, Дон Кихот — Булгаков, Мерседес — М. Петипа).
10 февраля 1907 в Мариинском театре — мазурка (в паре с Седовой) в «Шопениане» — на музыку Ф. Шопена в оркестровке А. К. Глазунова поставленной М. М. Фокиным .
16 декабря 1912 — Хан в балете Ц. Пуни «Конёк-Горбунок» (балетмейстер — Горский, художник — Коровин, дирижёр — Дриго, Царь-Девица — М. Кшесинская, Иванушка — Стуколкин).
Стуколкин, Щелкунчик — С. Легат, фея Драже — Дель-Эра, Дроссельмейер — Т. Стуколкин)
1894 — «Пробуждение Флоры» Риккардо Дриго, балетмейстеры Мариус Петипа, Лев Иванов — Аполлон (Петергофский дворцовый театр)
15 января 1895 в Мариинском театре Зигфрид в «Лебедином озере» П. И. Чайковского (балетмейстеры Иванов и М. Петипа, дирижёр Дриго, художник Андреев, Бочаров, Левот, костюмы Пономарёва, Одетта-Одиллия — П.Леньяни, Ротбарт — Булгаков).
7 января 1898 в Мариинском театре — Абдерахман в «Раймонде» А. К. Глазунова (балетмейстер М. Петипа, дирижёр — Дриго, Раймонда — Леньяни, Жан дё Бриен — С. Легат, Генриетта — Преображенская, Клеманс — Куличевская)
7 февраля 1900 в Эрмитажном театре Зимнего дворца — Вакх в одноактном балете А. К. Глазунова «Времена года» (балетмейстер Петипа, дирижёр Дриго, художник Ламбин; Колос — М. Кшесинская, Иней — А.Павлова, Роза — Преображенская, Зефир — Легат, Зима — Булгаков, Вакханка — Петипа, Фавн — Горский, Ласточка — Рыхлякова).
1902 в Мариинском театре — Гамаш в «Дон Кихоте» (балетмейстер — Горский, дирижёр Дриго, художники Коровин, Клодт; Китри — Кшесинская, Базиль — Легат, Дон Кихот — Булгаков, Мерседес — М. Петипа).
10 февраля 1907 в Мариинском театре — мазурка (в паре с Седовой) в «Шопениане» — на музыку Ф. Шопена в оркестровке А. К. Глазунова поставленной М. М. Фокиным .
16 декабря 1912 — Хан в балете Ц. Пуни «Конёк-Горбунок» (балетмейстер — Горский, художник — Коровин, дирижёр — Дриго, Царь-Девица — М. Кшесинская, Иванушка — Стуколкин).
Некоторые другие партии:
- Альберт — («Жизель» Адана)
- Пелей («Приключения Пелея» Минкуса),
- Луций («Весталка» Иванова),
- Дамис («Испытания Дамиса» А. К. Глазунова),
- Синяя борода (одноименная пьеса Шенка).
ГЕРДТ
В книжной версии
Том 6. Москва, 2006, стр. 677
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕРДТ, Герт (Gerth) Павел Андреевич (Пауль Фридрих) , рос. артист балета, педагог. Отец Е. П. Гердт . Родился в семье выходцев из Саксонии. В 1864 окончил С.-Петерб. театральное уч-ще (педагоги А. И. Пименов, Ж. Петипа, М. И. Петипа , Х. П. Иогансон ). В 1858, ещё будучи учеником, выступил в балете «Крестьянская свадьба» Я. Стефани. С 1860 в Мариинском театре. Один из лучших классич. танцовщиков петерб. сцены, драматически одарённый артист, выдающийся мимист, Г. обладал выигрышной сценич. внешностью, пластич. выразительностью. М. М. Фокин называл его «воплощённым изяществом». В течение 40 лет Г. был партнёром ведущих артисток Мариинского театра. Его исполнительская манера надолго стала образцом мужского танцевального стиля. Создал разл. по характеру образы – от напряжённо-драматич. и лирико-романтич. до острокомедийных: Конрад («Корсар» А. Адана), Оберон («Сон в летнюю ночь» на муз. Ф. Мендельсона), Абдерахман, Вакх («Раймонда», «Времена года» А. К. Глазунова). Первый исполнитель партий в балетах П. И. Чайковского – Дезире («Спящая красавица»), Принц Коклюш («Щелкунчик»), Зигфрид («Лебединое озеро»). Был участником антрепризы С. П. Дягилева Русские сезоны (1909, 1910). Выступал как хореограф: «Мнимые дриады» Ч. Пуньи (1899), «Искры любви» И. И. Чекрыгина (1900), «Жавотта» К. Сен-Санса (1902). В 1901 получил звание «солист Его Императорского Величества». Закончил начатую Л. И. Ивановым постановку балета «Сильвия» Л. Делиба (1901). Работал в Мариинском театре до конца жизни, постепенно переходя на мимич. и характерные роли (Гамаш – «Дон Кихот» Л. Минкуса). В 1880–1904 преподавал в С.-Петерб. театральном уч-ще. Среди учеников: А. П. Павлова , Т. П. Карсавина , А. Я. Ваганова , М. М. Фокин, В. Д. Тихомиров .
Одноклассницы в Императорской балетной школе дразнили Анну Павлову «шваброй»
Пьерина Леньяни в роли Сандрильоны в балете Мариуса Петипа, Льва Иванова и Энрико Чеккетти «Золушка». Не ранее 1893 года. Мариинский театр, Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Анна Павлова в своем спектакле «Стрекоза». Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Анна Павлова в своем спектакле «Бабочка». Лондон, не ранее 1913 года. Фотография: Саул Брансбург / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В начале XX века в моде были танцовщицы с крепким телосложением и хорошо развитой мускулатурой, а идеалом форм считали итальянку Пьерину Леньяни. Будущие балерины очень старались походить на нее — в том числе Анна Павлова, которая с детства была настолько худой, что одноклассницы даже прозвали ее «шваброй». Танцовщица усиленно питалась, принимала рыбий жир и старалась нарастить мышечную массу. В итоге от этой затеи свою хрупкую ученицу отговорил педагог и балетмейстер Павел Гердт.