Шопен. мазурки

Шаги мазурки в танцевальных учебниках xix века – ассоциация исторического танца

Введение ↑

Мазурка – танец польского происхождения, он был популярен в России на протяжении почти всего XIX века. Мазурка имела очень яркий, экспрессивный характер и требовала от танцоров большого исполнительского мастерства. В бальных залах XIX века мазурка танцевалась как котильон или кадриль – пары по очереди выполняли фигуры, либо выбранные ведущей парой (в котильоне), либо расписанные заранее для кадрили. При танцевании мазурки как котильона, обычно вначале пара шла променадом (promenade) кругом по залу, затем танцующие исполняли определенную фигуру. Вернувшись на свое место, пара делала круг на месте (tour sur place), дама и кавалер садилась на свои места, затем ту же фигуру исполняла вторая пара, и за ней все остальные . Фигуры котильонной мазурки весьма разнообразны, как и вальсовых и полечных котильонов, и их рассмотрение выходит за рамки этой статьи

Важно отметить, что для мазурочных кадрилей сохраняется та же базовая структура – promenade и tour sur place. Променад танцевался парой на любых мазурочных шагах – каждый был волен импровизировать в меру собственного мастерства и желания. Кавалер и дама на променаде, как правило, исполняли разные шаги

При этом кавалер, также как и в других парных танцах XIX века, вел даму, подсказывая ей скорость и направление продвижения. На tour sur place использовался меньший набор шагов, но и здесь оставалась возможность для импровизации. Современные исследования мазурки XIX века, как правило, неглубоки. На их фоне выделяется работа Raymond Cwieka “Mazur-Mazurka: The Brilliant Glorious Dance” , в которой проанализировано большое количество источников по мазурке и наиболее полно, на сегодняшний день, раскрыта история этого танца

Кавалер и дама на променаде, как правило, исполняли разные шаги. При этом кавалер, также как и в других парных танцах XIX века, вел даму, подсказывая ей скорость и направление продвижения . На tour sur place использовался меньший набор шагов, но и здесь оставалась возможность для импровизации. Современные исследования мазурки XIX века, как правило, неглубоки. На их фоне выделяется работа Raymond Cwieka “Mazur-Mazurka: The Brilliant Glorious Dance” , в которой проанализировано большое количество источников по мазурке и наиболее полно, на сегодняшний день, раскрыта история этого танца.

Полонез — танец аристократов

Рассмотрим все особенности знаменитого польского полонеза.

Танец не такой быстрый, как краковяк, основные движения имеют характер хождения.

Шаги в полонезе — плавные, скользящие.

Движения не требуют резких переходов — это немного вальяжный танец в нём много достоинства. Из-за этого его полюбила знать — полонез являлся излюбленным танцем польских богатеев.

Изначально полонез являлся свадебным танцем. Позже его стали использовать на других торжествах.

Музыкальный размер — ¾.

Девушки надевали венки. В качестве украшения танца использовались свечи.

Полонез переплетается с другими танцами: чтобы разнообразить его, использовали слияние нескольких танцев. С полонезом часто смешивали мазурку и оберек.

Танец стал популярен среди знати лишь к концу 18 века. А в народе он существовал с начала 15 века.

Один из самых массовых танцев.

III. Chassé-croisé.

Первая часть
Такты 1-4. Топающий шаг 2 раза.
Такты 5-8. Шассе круазе на шагах Claqué.
Такты 9-16. 4 падебаска, 4 claqué-tourné (Claqué-tourné) с углом.
Такты 17-20. Топающий шаг 2 раза — углу.
Такты 21-24. Шассе круазе обратно на шагах Claqué.
Такты 25-32. Все 4 падебаска и 4 Claqué-tourné со своим партнером
Примечание: последнее Claqué при проходе направо не доделываем так, чтобы балансе на падебасках все начинали с правой ноги.
Вторая часть
Такты 1-4. Топающий шаг 2 раза. На этих шагах дамы формируют ронд. Кавалеры держатся правой рукой за левую руку своей дамы.
Такты 5-8. Дамы ронд на Claqué, кавалеры — на па увер.
Такты 9-12. Дальше следуют 4 балансе.
Такты 13-16. Дамы поднимают руки, кавалеры проходят внутрь круга и образуют крест.
Такты 17-20. Возвращаются назад. Дамы — на Claqué, кавалеры — на па увер.
Такты 21-24. tourné с партнером (кавалеры подменяют ногу). Руки обычные, не вскрест.
Такты 25-28. Топающий шаг 2 раза. На этих шагах Кавалеры формируют ронд, дамы берутся правой рукой за правую руку кавалера.
Такты 29-32. Кавалеры ронд на Claqué, дамы — на па увер.
Такты 33-36. Дальше следуют 4 балансе.
Такты 37-40. Кавалеры поднимают руки, дамы проходят внутрь круга и образуют крест.
Такты 41-44. Возвращаются назад. Кавалеры — на Claqué, дамы — на па увер.
Такты 45-48. tourné с партнером. Руки вскрест (кавалер опять подменяет ногу)

Краковяк

Особенности танца:

Родиной его является польский город Краков. Он дал ему название.

Это популярный польский народный танец.

Его темп — быстрый.

Краковяк — парный танец.

Во время исполнения было принято напевать.

Пели хвалебные песни, превозносящие парней.

Краковяк танцевало чётное количество пар — это необходимо для построения рисунка.

Парни были ведущие, девушки — ведомые.

Один из парней негласно становился центральной фигурой, он должен был внести в танец разнообразие. Эта роль отводилась тому, кто умел импровизировать, не выбиваясь из быстрого темпа танца.

В качестве музыкального сопровождения использовался оркестр.

Оберек

Особенности танца:

Является народным танцем польской культуры.

Некоторые его элементы использовались в мазурке.

Название происходит не от города-родоначальника, как у других польских танцев. Оберек — это оборот. В танце часто используются кружения, обороты.

Парный, массовый танец.

Быстрый, им разбавляли другие, более медленные народные танцы.

Музыкальный размер двух видов: ¾ и 3/8.

Зародился в народе, но весёлым нравом привлёк внимание знати. Стал популярен повсеместно в Польше ближе к концу 14 века. Стал популярен повсеместно в Польше ближе к концу 14 века

Стал популярен повсеместно в Польше ближе к концу 14 века.

В танце использовались выкрики и притопывание.

Польские танцы — яркие и самобытные. Все они создавались, как молодёжные игры того времени, но вскоре стали настоящим искусством. Сегодня они являются красивейшими массовыми танцами, используются повсеместно.

Стать частью польского танца — значит, приобщиться к их культуре, окунуться в неё, проникнуться духом того времени, когда весёлые поляки беззаботно кружили девушек в быстром ритме под открытым небом.

Влияния

Хотя известно, что мазурки Шопена связаны с традиционным танцем, на протяжении многих лет было много научных споров о том, как именно они связаны. Главный предмет этой дискуссии — имел ли Шопен прямое отношение к польской народной музыке, или же он слышал польскую национальную музыку в городских районах и вдохновлялся ею на сочинение своих мазурок.

В 1852 году, через три года после смерти Шопена, Ференц Лист опубликовал отрывок о мазурках Шопена, в котором говорилось, что Шопен находился под непосредственным влиянием польской национальной музыки, создавая свои мазурки. Лист также предоставил описания конкретных танцевальных сцен, которые не были полностью точными, но были «способом поднять статус этих произведений ». Хотя утверждение Листа было неточным, действия ученых, читавших его сочинения, оказались более катастрофическими. Читая работы Листа, ученые интерпретировали слово «национальный» как «народный», создав «самый давний миф в критике Шопена — миф о том, что мазурки Шопена являются национальными произведениями, уходящими корнями в аутентичную польскую народную музыкальную традицию». Фактически, наиболее вероятное объяснение влияния Шопена — это национальная музыка, которую он слушал в молодости в городских районах Польши, таких как Варшава.

Создав этот миф, ученые по-разному продвигали его в своих трудах. Некоторые выбрали конкретные мазурки, которые они могли применить к тому моменту, который они пытались сделать в поддержку прямой связи Шопена с народной музыкой. Другие просто сделали обобщения, чтобы их утверждения об этой связи имели смысл. Во всех случаях, поскольку эти писатели пользовались большим уважением и имели вес в научном сообществе, люди принимали их предложения как истину, что позволяло мифу развиваться. Однако в 1921 году Бела Барток опубликовал эссе, в котором сказал, что Шопен «не знал подлинной польской народной музыки». Ко времени своей смерти в 1945 году Барток был очень известным и уважаемым композитором, а также выдающимся знатоком народной музыки, поэтому его мнение и его творчество имели большой вес. Барток предположил, что Шопен находился под влиянием национальной, а не народной музыки.

Музыкальный стиль

Поскольку мазурки Шопена связаны с уже установившейся традиционной польской мазуркой, некоторые характеристики жанра остаются неизменными в его интерпретации. Например, и традиционная мазурка, и версия Шопена содержат много повторений. Это может означать повторение одной меры или небольшой группы мер, повторение темы или даже повторение всего раздела. Это повторение имеет смысл в традиционном танце для повторения определенной части настоящего танца; хотя Шопен сочинял свои мазурки не для того, чтобы их можно было танцевать, ясно, что Шопен помнил их первоначальную форму. Кроме того, многие из ритмических узоров традиционной мазурки также присутствуют в композициях Шопена, поэтому они по-прежнему передают идею танца, но более «самодостаточного, стилизованного танцевального произведения». В соответствии с этой идеей Шопен действительно пытался сделать свои мазурки более технически интересными, способствуя их хроматичности и гармонии, наряду с использованием классических техник, таких как контрапункт и фуги . Фактически, Шопен использовал в своих мазурках больше классических приемов, чем в любом другом своем жанре. Одна из этих техник — четырехчастная гармония в стиле хорала .

Вращения

Вращением на месте (tour sur place) обычно завершается променад – после исполнения променада или мазурочной фигуры пара выполняла tour sur place и садилась на свои местах . Tour sur place в мазурке описывается в двух основных вариантах – в закрытой и открытой позиции. Описывая шаги, употребляемые для вращения, авторы разделяют их на шаги вперед и назад. При закрытом вращении оба партнера исполняют шаги вперед, при открытом – один партнер идет вперед, другой назад. В описании позиции на tour sur place Де Колиньяр и Дунина-Барковская практически дословно повторяют описание Целлариуса . Петровский описывает как закрытый поворот, так и открытый, причем только такой, когда кавалер идет назад. Целлариус и Ф. Гавликовский говорят о вращении только в открытой позиции, указывая, что вначале дама идет назад, а кавалер вперед 4 такта, затем кавалер – назад, а дама вперед 4 такта, при этом дама вначале располагается на левой руке кавалера, а затем на правой. Линдрот , Стуколкин и Чистяков описывают только закрытый поворот. Петровский и Целлариус также кратко упоминают о других способах исполнения этого оборота.

Шаг вперед

При вращении в закрытой позиции партнеры располагаются лицом друг к другу, кавалер удерживает даму рукой за талию. Кавалер и дама используют для вращения одинаковые шаги. Как было упомянуто выше, согласно это вращение исполняется на голубцах. Стуколкин пишет о возможности использования голубцов в tour sur place. У Целлариуса и Ф. Гавликовского от этого исполнения tour sur place остается только название l’holubiec. Закрытый поворот они не описывают, а шаг вперед у них – tombé в IV позицию вперед, поворот на носках и поднятие задней ноги. См. описание Ф. Гавликовского: «Dans cette position, il commence l’holubiec en laissant tomber et en portant la jambe droite à la quatrième position devant; puis il pivote et fait un changement de pied sur les deux pointes (1er et 2e temps); il relève aussi la jambe droite en arrière, en la tenant assez éloignée (3e temps)./ Из этой позиции он начинает голубец, позволяя упасть (tomber) и перенося правую ногу в четвертую позицию спереди; потом он поворачивается и делает смену ног (changement de pied) на носочках (1-й и 2-й счеты); он поднимает также правую ногу сзади, держа ее достаточно далеко (3-й счет).»  Линдрот описывает этот шаг очень похожим образом, но вместо падения (tombé) у него «…бросают ногу в четвертую позицию…» В учебниках конца века этот шаг еще раз видоизменяется — вместо tomber и поворота исполняется шаг и прыжок (jeté) с оставлением второй ноги в IV позиции сзади на воздухе (у Цорна в IV позиции впереди). Чистяков описывает этот шаг так: «…выдвинуть правую ногу на носке вперед в четвертую позицию (счет: раз-два), прыгнуть на левую вперед, а правую убрать за левую и держать на весу в третьей позиции (счет три).»  У некоторых российских авторов этот шаг носит название pas boiteux (pas boité), а шаг с подбивкой в променаде называется у них pas chassé coupé и pas coupé poussé, но у Н. Гавликовского вращения вообще не описаны, а этот шаг, судя по всему, предназначен для променада.

Шаг назад

При вращении в открытой позиции партнеры располагаются лицом в одну сторону, кавалер рукой удерживает даму за талию. Один из партнеров продвигается вперед, второй – назад. Для продвижения дамы вперед Петровский рекомендует использовать pas de basque и pas chassé, Целлариус – шаг вперед, описанный выше.  Шаг назад на вращении подробно описан только у Петровского , Целлариуса и Ф. Гавликовского . Все три учебника похоже характеризуют этот шаг – assemblé назад в пятую, поворот на носках и sissoné tendu. Вот описание этого шага из учебника Петровского : «…назад, когда выделывается левой ногой, прискакивая на plié, к 5-й позиции и отскакивая, дабы оставить ее на воздух (tendu).»

V. Grand Moulinet mit Coupé

Такты 1-4. 4 раза Claqué-tourné вправо. Руки обычные. В конце дамы левой держат кавалера, правую в центр, формируя крест.
Такты 5-12. Гран мулине — полный круг.
Такты 13-16. 4 падебаска.
Такты 17-20. Дамы оббегают кавалеров и приходят на начальные места, кавалеры разворачиваются лицом к дамам.
Такты 21-24. Все танцуют балансе к партнеру (например, на шаге la poule). Кавалеры подают левую руку в центр, а правой рукой держат левую руку дамы.
Такты 25-32. Гран мулине — полный круг.
Такты 33-36. 4 падебаска.
Такты 37-40. Кавалеры оббегают дам и приходят на начальные места, дамы разворачиваются лицом к своему кавалеру.
Такты 41-44. Балансе.
Такты 45-48. Танцоры внутри пары подают руки накрест и вращаются на Claqué-tourné.

Традиционный репертуар

Он прошел в каталоге дансинге в конце XIX — го  века. Как и многие бальные танцы, мазурка также использовалась в народных танцах , особенно в бретонских танцах , танцах из центральной Франции и гайанских карнавальных танцах . Это компонент традиционной музыки и танцев Мартиники, принадлежащий к так называемой  музыке «  Сен-Пьер », названной в честь этого города, бывшей столицы Мартиники . По терруарам ступени различаются. В прошлом мелодии были довольно единообразными, но народные музыканты меняют репертуар, и это стало довольно плавным танцем, допускающим множество вариаций (раскачивание, повешение, повороты и т. Мы находим мазурку вплоть до Пуэрто-Рико, где Cuarteto Puerto Rico записал Mazurka Maria в 1956 году, которая имеет сильное ритмическое и мелодическое сходство с песней Les Amoureux des bancs publics, сочиненной и записанной Жоржем Брассенсом тремя годами ранее.

Мазурка обычно исполняется более 12 долей (дважды по шесть долей — дважды шаг мазурки и три маленьких шага), но есть девятитактные варианты (добавляется «свинг», как в 5-дольном вальсе).

Возрождение

Тенденция возрождения породила 8- и 11-тактные мазурки, известные как асимметричные или нечетные. Их главная особенность и интерес для танцоров заключается в смене опоры для каждой музыкальной фразы (2 шага последнего такта позволяют это изменение).

Мазурка в 8 раз. Описание баз (для всадника; ферзь переворачивает опоры):

  • такт 1 (1-2-3), 2 шага (Л — П), приподнять левую ступню;
  • такт 2 (1-2-3), 3 ступени (Л — П — Л);
  • такт 3 (1-2), 2 ступени (Д — Л);
  • такт 1а (1-2-3), 2 шага (правая — левая), приподнять правую ступню;
  • такт 2а (1-2-3), 3 ступени (D — L — D);
  • такт 3а (1-2), 2 ступени (Л — П);
  • и т.п. (свобода танцоров выбирать направление и амплитуду своих поворотов).

Мазурка в 11 раз. Описание баз (для всадника; ферзь переворачивает опоры):

  • такт 1 (1-2-3): 2 шага (левая — правая), подъем левой стопы;
  • такт 2 (1-2-3): 3 шага (Л — П — Л);
  • такт 3 (1-2-3): 2 шага (правая — левая), поднять правую ступню;
  • такт 4 (1-2): 2 ступени (D — L);
  • такт 1бис (1-2-3): 2 шага (правая — левая), поднять правую ступню;
  • такт 2bis (1-2-3): 3 шага (П — Л — П);
  • такт 3bis (1-2-3): 2 шага (левая — правая), подъем левой ступни;
  • такт 4bis (1-2): 2 шага (L — R);
  • и т.п. (свобода танцоров выбирать направление и амплитуду своих поворотов).

Гасконская Мазурка

Эта форма была собрана в Савесе, в основном на Саматане (Жере), в 1970–1978 годах Пьером Корбефеном. Это эволюция мазурки, которая стала одним из самых популярных танцев в народном бале.

Он танцуется как пара, в позе современного танца, два партнера лицом к лицу. Правая рука мальчика на спине девочки, то же самое для левой руки девочки на спине мальчика; левая рука мальчика в правой руке девочки, руки горизонтальные, гибкие. Танцуется на 4 тактах 3 раза. Танцоры должны следовать ритму музыкантов. Детали танца: на доле 1 мальчик начинает левой ногой, а девочка правой ногой, они шагают боком. Для каждого L (слева) или R (справа) без комментариев это означает, что танцоры переносят вес своего тела на эту ногу, делая небольшой шаг. В конце рисунка танцоры начинают все сначала.

Описание для всадника, королева переворачивает опоры:

  • меры 1 и 3 соответствуют шагу мазурки,
  • такты 2 и 4 с шагом вальса .
    • такт 1 (1-2-3), 2 шага (Л — П), приподнять левую ступню;
    • такт 2 (1-2-3), 3 ступени (Л — П — Л);
    • отмерьте 3 (1-2-3), 2 шага (П — Л), поднимите ногу D.
    • такт 4 (1-2-3), 3 ступени (П — Л — П).

В шаге мазурки подъем соответствует возвышению тела, это может быть достигнуто прыжком (народный стиль, когда темп быстрый и музыка очень заметна) или с едва заметным подъемом пятки (стиль томный ). В такте 1 пара выполняет 1/4 оборота против часовой стрелки (всадник движется назад, а всадник движется вперед). В тактах 3 и 4 пара делает полный оборот по часовой стрелке (всадник движется вперед, а всадник движется назад).

Из этого варианта, рассматриваемого как базовый шаг (это не единственная форма мазурки, собранная в Гаскони), возрожденческая практика мазурки превратилась во множество фигур и вариантов, в частности, последовательность шагов мазурки и никакой вальс не может быть больше. сложный. Это танец без хореографии, поэтому опоры указывают на руководство.

Внешние ссылки

Французские традиционные танцы

Баскские танцы Фанданго  · Mutxiko
Медвежьи и гасконские танцы Конго  · Рондо
Бретонские танцы УЦИ  · До двух  · хитрой  · Gavottes  · Hanter-ДРО  · Jabadao  · Kas-Барх  · Кость ар Hoad  · Laridae  · Maraîchine  · Паспье  · меню свайных  · Plinn  · Круглый LOUDEAC  · Круглый Сент — Винсент  · Круглый paludier  · Trihori
Танцы Центрального массива Бурре  · фаршированный Овернь  · фаршированный  руэрг · Сотеер
Пуату танцы Перед двумя  · Fradan  · Guimbarde  · Maraîchine  · Marchoise  · Polaïe  · Sabotière
Прованские танцы Бранле Сен-Эльмо  · Танцевальная  композиция · Танцевальные решетки  · Фарандоль  · Корделли  · Li-chivau frus  · Ригадун  · Volte
Танцы распространились по всей Франции Движение  · Круг цирк  · chapelloise  · Контраданс  · Текущий  · Мазурка  · полька  · Кадриль  · Шотландский  · Waltz
  • Танцевальный портал
  • Польша портал

Другие шаги променада↑

Кроме выделенных четырех основных шагов променада, некоторые авторы описывают и другие шаги мазурки.

Pas chassé

Этот шаг подходит для дамы . Исполняется так же, как и pas chassé в кадрилях, но в ином ритме – первый шаг делается на первые два счета, а подставка и второй шаг на счет “три”.

Pas boité

Этот шаг также рассмотрен при описании вращений, поскольку используется преимущественно там. Но он может рассматриваться и как шаг променада . В учебнике Н. Гавликовского он описан именно так. Шаг этот состоит из двух шагов и поднятия оставшейся ноги в IV позиции спереди или сзади. Стуколкин также вводит шаг с подобным названием, (он состоит из двух шагов, но без поднятия ноги). Стуколкин пишет, что этот шаг может исполняться дамами в променаде.

Assemblé

Это движение подробно описано только у Цорна , хотя упоминания ударов каблуком встречаются и в других учебниках . Пятки ударяются друг об друга, когда оба носка стоят на полу. Согласно описания Цорна, подготовка к этому движению – шаг во вторую позицию со стопами, параллельными друг другу. Выполняется на третий счет предыдущего такта, а удар пятками – на первый счет.

Глиссады

У Целлариуса и тех, кто его копирует , есть любопытная фраза – “Дамское па в мазурке гораздо легче мужского: в променадах оно состоит из длинных глиссад с откинутой на лету ногой, а в турах повторяются те же глиссады только учащенно, мелко и в такт.“

При этом, во французском и английском издании Целлариуса это описание сформулировано иначе “…et à l’entremêler de petits pas courus et glissés qu’elles devront s’exercer a exécuter avec une grande prestesse./ …и вставляет небольшие бегущие шаги и скольжения которые нужно исполнять с большой скоростью.“ Это больше напоминает описанную у Стуколкина “пробежку” для дам. Де Колиньяр также говорит о похожем дамском шаге с глиссадом, его характеристика дана выше.

“Пробежка”

Описывая мазурочные связки из нескольких различных шагов, Петровский и Стуколкин указывают на мазурочную “пробежку” (Стуколкин) или “подбегания” (Петровский). По Петровскому, это три шагах на носках за один такт для дам, и то же самое или три удара пятками вместо шагов для кавалеров. Стуколкин описывает только вариант с ударами и только для кавалеров, причем указывает, что первые два удара должны быть в быстром темпе – “сдвоенными”.

“Ножницы”

У Дуниной-Барковской описан довольно необычный шаг: “Для исполнения третьего па встаньте таким образом, чтобы левая нога выступила на длину ступни впереди правой; теперь правую ногу, скользя носками по полу, выдвиньте на полступни вперед и затем быстро, скользя ногами по полу обеими ногами вместе, сделайте движение так, чтобы левая нога выдвинулась на полступни вперед, а правая одновременно с левой на две ступни, можно и больше, (шаг танцора) назад. … Теперь поднимите носок правой ноги кверху, отчего ступня ее (правой ноги) будет параллельна полу, пронесите в таком положении правую ногу вперед и поставьте ее впереди левой ноги на расстоянии ступни…“ Этот шаг довольно необычен и не похож ни на один из шагов, описанных в других книгах и потому представляет интерес.

XII. Grande ronde aufgelöst

Вместо ронда между фигурами идет следующая фигура:
Такты 1-4. Топающий шаг 2 раза
Такты 5-8. На шагах Claqué ронд направо
Такты 9-16. Повторить в другую сторону. Ронд раскрывается в две линии (пары 1 и 4 напротив пар 2 и 3)

Такты 17-20. tourné с партнером.
Такты 21-24. 4 падебаска на месте.
Такты 25-28. Пройти на места визави и развернуться лицом к противоположной линии. (прочес линиями). Замечание: разворачиваться логично через внутренность пары.
Такты 29-32. tourné с партнером.
Такты 33-36. Па де баски.
Такты 36-40. Поменяться местами в паре (например, с помощью шассе-круазе).

Первый кавалер со своей дамой идет ко второй паре и танцует с ней полный ронд. В конце вторая пара поднимает руки, а первый кавалер, отпуская левую руку, ведет всю четверку к третьей паре и берет за руку третью даму. Третий кавалер замыкает круг и все танцуют полный ронд. В конце третья пара поднимает руки и первый кавалер, отпуская левую руку, ведет всех к четвертой паре. Таким же образом танцуется полный ронд всех четверых.

В конце все вращаются со своим партнером (tourné) и танцуют заключительный припев.

Аннотация↑

Мазурка считается самым сложным и красивым общественным танцем XIX века. Этот танец во многом строится на импровизации – “лишь часть мазурки можно выучить, остальное изобретается…“ Тем не менее, практически все авторы танцевальных учебников XIX века описывают сходный набор шагов – pas de basque, pas glissé, coup de talon, tour sur place. При этом существует достаточно много различий, как небольших, так и довольно существенных в описаниях различных шагов, а также их наименовании. В настоящей статье проанализированы несколько танцевальных учебников с 1825 по 1913 года, описывающих шаги мазурки. Разобраны сходства и отличия в описанных шагах и используемой терминологии.

Куявяк

Это один из любимых танцев у поляков. Рассмотрим основные его черты.

Родина танца — Куявия, отсюда и название.

Музыкальный размер ¾.

Парный танец.

Для составления рисунка танца необходимо чётное количество пар.

Песнопения, сопровождавшие танец, имели направленность: молодые парни звали девушек танцевать, а те благодарили родителей за то, что научили их этому искусству.

Танец чередует плавные и резкие движения, смотрится очень красиво.

Парни во время исполнения поднимают девушек и переносят их.

Пары кружатся в ритме, схожем с вальсом.

Движения имеют строгую симметрию.

Первые упоминания о куявяке датируются 1827 годом.

История

Его название происходит от Mazur и Мазурека (маленький Мазур ) в XVIII — го  века. Вопреки распространенному мнению, мазурка происходит не из Мазурского воеводства ( прусское, затем немецкое с 1640 по 1945 год), а происходит от мазурцев, живущих на мазовецких равнинах вокруг Варшавы . Отвергнутый в цикле вариаций ( мазур или умеренный мазурек , обертас или быстрый оберек , куявяк из Куявы , медленнее), ему всегда предшествовал и / или за ним следовал ходячий танец  : ходзоны, предок польского языка .

Мазурека Dąbrowskiego ( Домбровский «S Мазурка), составленная в 1797 году, является национальным гимном из Польши . Автор мелодии неизвестен.

Договоренности

Сопрано и композитор Полина Виардо была близким другом Шопена и его возлюбленной Жорж Санд , и она с его полного согласия сделала ряд аранжировок его мазурок как песен. Он дал Виардо профессиональные советы по этим аранжировкам, а также по ее игре на фортепиано и другим вокальным сочинениям. Шопен, в свою очередь, получил от нее не понаслышке знакомство с испанской музыкой .

Несколько аранжировок были сделаны для фортепиано и виолончели Огюстом Франкомом , другом Шопена, который сотрудничал с ним, чтобы составить концерт для Большого дуэта , а также посвятил его Сонату для виолончели .

VIII. Verwandte Ronde.

В конце припева вместо длинного tourné — 4 такта, затем балансе в центр
Такты 1-4. Кавалеры поднимают левые руки, дамы проходят вокруг кавалеров против часовой, за последние два такта кавалеры опускают поднятые руки и сдвигаются на одну даму по часовой стрелке.
Такты 5-8. Claqué в сторону — кавалеры налево, дамы направо. Кавалеры приводят новых дам на свои места.
Такты 9-12. tourné с новым партнером.
Такты 13-16. 4 маленьких pas ouvert в центр каре (если места мало, то вместо того, чтобы идти вперед, на открытых все идут на свои места).
Фигура повторяется еще 3 раза.
Кода
Такты 1-8. Шен кавалеров: первый и третий кавалеры разворачиваются направо.
Такты 9-12. Падебаски к партнеру.
Такты 13-16. tourné с партнером.
Такты 17-32. Повтор шена, падебасков и tourné, но направо разворачиваются второй и четвертый кавалеры.

Описание танцев

Полька мазурка из Германии

В «Справочнике немецкого народного танца» содержится следующая форма мазурки Энне Гольдшмидт с пометкой: «Эта одноступенчатая Варшава ‘имеет форму так называемой польки-мазурки’, поскольку раньше в городе были распространены бальные танцы ». Энне Гольдшмидт дает следующее описание танца:

  1. 1 с
  2. 1 внешней ногой с половину

Повторяющаяся фигура начинается в противоположных направлениях. Вращение может поддерживать направление вращения.

Схема ритма:

Танцовщица: lrr lrl rll rlr

Танцовщица: rll rlr lrr lrl

Goldschmidt, Aenne: Справочник немецкого народного танца. Textband, Berlin 1966 (4-е издание, Heinrichshofen 1981.), стр. 208

Mazurka de Samatan (французская мазурка)

Форма мазурки родом из Гаскони, называемая Mazurka de Samatan , также часто танцуется как французская мазурка в Германии на сцене BalFolk (и за ее пределами) . Он состоит из четырех частей:

  1. 1 слева от танцора, легко перепрыгивает, в котором 3 шаг
  2. шаг вальса с четверть оборота влево
  3. 2-я с поворотом направо и напрямую связанная
  4. с полным поворотом направо.

Особенность этой мазурки в том, что во время ее движения пара танцует на четверть оборота влево, а затем на 5/4 оборота вправо.

Есть похожие формы из Шварцвальда.

Заключение↑

Как очевидно из статьи, на протяжении XIX века характер мазурочных шагов существенно не менялся. Большинство авторов описывает одни и те же шаги с небольшими вариациями, довольно разнообразными, что подтверждает свободный и импровизационный характер мазурки. Особенное значение имеет книга Целлариуса “La danse des salons” , описания шагов из нее дословно перепечатываются до начала XX века. Это, учитывая ошибку в описании pas glissé, также может свидетельствовать о том, что многие авторы включали в свои книги описания мазурки скорее для престижа и полноты книги, а не как материал для обучения танцу. Также следует отметить книгу Цорна “Грамматика танцевального искусства” . Она содержит наиболее полное и подробное описание шагов мазурки. Можно надеяться, что эта работа поможет современным исследователям и реконструкторам танцев XIX века разобраться в запутанной терминологии и противоречивых описаниях шагов мазурки.

Литература

1. Правила для благородных общественных танцов. Петровский, Людвиг. Харьков, 1825.

2. The drawing-room dances. Cellarius, Henri. London, 1847.

2a. La danse des salons. 2. éd. Cellarius, Henri. Paris, 1849.

3.Guide complet de la danse. Gawlikowski, Philippe. Paris, 1858.

4. Первоначальные правила для изучения бальных танцев. Линдрот, Николай Петрович. Москва, 1871.

5. Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев. Петрова М.Ю. Санкт-Петербург, 1878.

6. Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев. Клемм,  Бернхардт. Санкт-Петербург, 1884.

7. Грамматика танцевального искусства и хореографии. Цорн, Альберт Яковлевич. Одесса, 1890.

8. Руководство для изучения танцев.Гавликовский, Николай Людвигович. Санкт-Петербург, 1902.

9. Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. Колиньяр, Де. Москва, 1890.

10. Новейший учебник и самоучитель танцев. Дунин-Барковская В.С. Тифлис, 1890.

11. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. Стуколкин, Лев Петрович. Санкт-Петербург, 1890.

12. Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях. Чистяков, Александр Дмитриевич. Санкт-Петербург, 1893.

13. Новейший самоучитель бальных танцев. Иванов И.И. Москва, 1908.

14. Бальные и балетные танцы. Практический самоучитель. Шухмин, Христофор Алексеевич. Москва, 1913

15. Raymond Cwieka, “Polish Dances”, не опубликовано, доступно в электронном виде по адресу: http://jason.chuang.ca/social-dance/mazur-mazurka/

Автор благодарит Евгению Соленикову, Анастасию Базарову, Алексея Мачехина, Дмитрия Филимонова, Наталью Михаленко и Виктора Лапшина за помощь в исследовании и подготовке этой статьи.

H. Cellarius, The Drawing Room Dances, London, 1847, с. 52

Полный список ссылок см. в конце статьи.

Здесь приведены оригинальные названия первого издания и фамилии авторов на русском языке, так, как они далее используются в тексте.

Л. Петровский. Правила для благородных общественных танцов. Харьков, 1825. с. 88

Де Колиньяр. Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. Москва, 1890. с. 196

Де Колиньяр. Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. Москва, 1890. с 196

Л. Петровский. Правила для благородных общественных танцов. Харьков, 1825. с. 87

Н.Л. Гавликовский.Руководство для изучения танцев. Санкт-Петербург, 1902. с. 34

Напр. М.Ю. Петрова. Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев.  Санкт-Петербург, 1878. с 84

H.Cellarius. La danse des salons. 2. éd.  Paris, 1849. с. 70

В.С. Дунина-Барковская. Новейший учебник и самоучитель танцев. Тифлис, 1890. с. 24-25

P. Gawlikowski, Guide complet de la danse.  Paris, 1858. с. 42-43

Н. Линдрот, Первоначальные правила для изучения бальных танцев. Москва, 1871, с. 11

А.Д. Чистяков. Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях. Санкт-Петербург, 1893. с. 117

Л. Петровский. Правила для благородных общественных танцов. Харьков, 1825. с. 91

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: