Оценка творчества
Трефилова была приверженцем классического балета, отрицая новаторство. Она стала мастером академического танца. Пресса отмечала: «Трефилова — одна из последних классических балерин дофокинского балета. Её танец не ослеплял виртуозной бравурностью, но привлекал законченной гармоничностью, тщательной отделкой каждого движения, мягкой и пластичной кантиленой, выразительной скульптурностью поз».
Критик Валериан Светлов, в 1916 году ставший мужем балерины, писал о ней: «Мы увидели в ней настоящую, вполне готовую балерину, и притом недюжинную, а интересную, пластичную, грациозную, с богато развитой техникой и даже виртуозностью классического танца. Что особенно ценно в ней — это полнейшее взаимодействие рук, ног и корпуса: все в гармонии, ничто не режет глаз, ни одного фальшивого движения, ни одной неоконченной позы».
Statements
instance of
human
2 references
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
image
VeraTrefilovaDanseManu.jpg381 × 600; 39 KB
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
sex or gender
female
3 references
based on heuristic
inferred from patronymic name
stated in
Virtual International Authority File
VIAF ID
retrieved
4 November 2018
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
country of citizenship
Russian Empire
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
France
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
given name
Vera
0 references
family name
Trefilova
0 references
date of birth
8 October 1875Gregorian
3 references
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
stated in
SNAC
SNAC ARK ID
subject named as
Vera Trefilova
retrieved
9 October 2017
1875
2 references
stated in
Czech National Authority Database
NL CR AUT ID
retrieved
7 February 2021
reference URL
place of birth
Vladikavkaz
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
date of death
11 July 1943
3 references
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
stated in
SNAC
SNAC ARK ID
subject named as
Vera Trefilova
retrieved
9 October 2017
1943
2 references
stated in
Czech National Authority Database
NL CR AUT ID
retrieved
7 February 2021
reference URL
place of death
Paris
1 reference
imported from Wikimedia project
French Wikipedia
place of burial
Sainte-Geneviève-des-Bois Russian Cemetery
1 reference
imported from Wikimedia project
French Wikipedia
spouse
Valerian Iakovlevitch Ivtchenko
start time
1916
0 references
languages spoken, written or signed
Russian
1 reference
stated in
BnF authorities
Bibliothèque nationale de France ID
reference URL
retrieved
10 October 2015
occupation
ballet dancer
0 references
dancer
0 references
dancing master
1 reference
stated in
Czech National Authority Database
NL CR AUT ID
retrieved
19 December 2022
field of work
ballet
1 reference
stated in
Czech National Authority Database
NL CR AUT ID
retrieved
7 November 2022
dance
1 reference
stated in
Czech National Authority Database
NL CR AUT ID
retrieved
7 November 2022
pedagogy
1 reference
stated in
Czech National Authority Database
NL CR AUT ID
retrieved
7 November 2022
educated at
Vaganova Academy of Russian Ballet
end time
1894
0 references
described at URL
0 references
Commons category
Vera Trefilova
0 references
Репертуар
- 28 июля 1894, Эрмитажный театр — Амур*, «Пробуждение Флоры» Риккардо Дриго, балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов (8 января 1895 — премьера на сцене Мариинского театра)
- фея Серебра, «Спящая красавица», балетмейстер Мариус Петипа
- pas de deux I акта, «Жизель»
- Гюльнара, «Корсар»
- четвёрка лебедей, «Лебединое озеро»
- танец «Ману», «Баядерка»
- 1896 либо 1898 — «Ацис и Галатея», композитор К. Кавос, балетмейстер Лев Иванов — сначала Амур, затем Гименея (первая крупная партия)
- 1900 — «Времена года» А. К. Глазунова, балетмейстер Мариус Петипа — Град
- 1902 — Китри, «Дон Кихот» в постановке Александра Горского
- 1902 — Наида, «Ручей»
- 1903 — Кукла-японка, «Фея кукол», балетмейстеры Николай и Сергей Легат
- 1903 — Эмма, «Гарлемский тюльпан»
- 1904 — принцесса Аврора, «Спящая красавица»
- 1907 — «Красный цветок», балетмейстер Н. Г. Легат
- 1907 — «Ночь Терпсихоры», балетмейстер Михаил Фокин
- Флора, «Пробуждение Флоры», балетмейстер Мариус Петипа
- Джанина, «Наяда и рыбак», балетмейстер Мариус Петипа
- Тереза, «Привал кавалерии», балетмейстер Мариус Петипа
- Сванильда, «Коппелия», балетмейстеры Энрико Чекетти и Лев Иванов
- Грациелла, «Грациелла»
- Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро», балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов
(*) — первая исполнительница партии.
Биография
Матильда Кшесинская (Флора) и Вера Трефилова (Амур), «Пробуждение Флоры», 1894 год.
Вера Трефилова родилась в артистической семье. Её мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла. Крёстной стала выдающаяся драматическая актриса Мария Савина.
Училась в Петербургском театральном училище, где среди её педагогов были Екатерина Вазем и Павел Гердт. После выпуска в году была зачислена в кордебалет петербургской труппы Императорских театров. 28 июля того же года участвовала в спектакле, приуроченном к бракосочетанию Ксении Александровны и Александра Михайловича, исполнив партию Амура в «Пробуждении Флоры» на сцене придворного Эрмитажного театра (Флора — Матильда Кшесинская).
В году на премьере балета Льва Иванова «Дочь микадо» Трефилова заменила Екатерину Гельцер, но выход прошёл неудачно, оставив её ещё на несколько лет в кордебалете — тем не менее, она выступала в небольших сольных партиях.
Уже работая на сцене, она продолжала брать уроки, занимаясь с такими педагогами, как Катарина Беретта, Энрико Чекетти, Мори (в Париже), Евгения Соколова, Николай Легат. В году заняла положение солистки Мариинского театра.
После того, как балерина вышла замуж за издателя и коллекционера Николая Соловьёва (её первый муж А. Бутлер, сын сенатора, был пьяницей и картёжником, и брак долго не просуществовал), она оставила сцену — по требованию супруга, либо из-за обострившихся отношений с режиссёром труппы Николаем Сергеевым. Последним её спектаклем в Мариинском театре стало «Лебединое озеро» 24 января года. В 1912 году или чуть позднее Соловьёв приобрёл особняк на Лицейской улице, где и поселился с супругой. После его смерти в 1915 году Трефилова пыталась продолжить издание его журнала «Русский библиофил», однако с издательской деятельностью не справилась. Она также попыталась вернуться на сцену, выступив в драматической роли в Михайловском театре.
В 1916 году вновь вышла замуж — третьим мужем стал литератор и балетный критик, редактор журнала «Нива» Валериан Светлов. После революции супруги уехали в Париж. Великолепное собрание Трефиловой книг и балетных гравюр было распродано по частям.
В году Трефилова получила приглашение от Дягилева исполнить партию Авроры в постановке «Спящей красавицы» во время лондонского сезона его труппы. После этого неоднократно танцевала в «Русском балете», исполняя главные партии в «Спящей красавице», «Лебедином озере», «Видении розы». Последний раз вышла на сцену в году.
В Париже у Трефиловой была собственная балетная студия. Среди её учениц — Нина Вырубова, Марина Светлова, Мэри Скипинг (Mary Skeaping), Мари Бикнелл (Mari Bicknell).
Скончалась в Париже во время Второй Мировой войны 11 июля 1943 года.
Частная жизнь
Личная жизнь Веры Трефиловой возбуждена. Впервые она вышла замуж за сына сенатора А. Батлера. Она тратит большие суммы на карты, и пара расстается. Затем она вышла замуж за сына миллионера Николая Соловьева и жила в красивом особняке в Санкт-Петербурге. Однако он хотел, чтобы она ушла со сцены, что она и сделала в 1910 году, будучи вовлеченной в закулисные интриги. Соловьева умерла в 1915 году, и она пыталась вернуться на сцену театра Мишель , продолжая публикацию обзора, ранее редактировавшегося ее мужем, Русским библиофилом , но сдалась перед лицом трудностей в 1916 году. Она вышла замуж в 1916 году. в третьем браке с русским библиофилом, критиком известной газеты « Нива » Валерианом Светловым (1860-1934), который также является автором книг по балету.
Примечания и ссылки
- Ее имя при крещении было переведено на французский язык в Мэри за рубежом
- Сейчас поликлиника
- Его настоящая фамилия Ивченко.
- 241 объявление о 5220 могилах на кладбище, в 2 томах / на 2 языках: Друзья Святой Женевьевы де Буа и его окрестностей, Русский некрополь Сент-Женевьев-де-Буа , т. 1, Эври, Vulcano Communication,2009 г. ( ISBN 978-2-9524786-1-8 ) и переведен на русский язык Анастасией де Сов: Общество друзей истории Сент-Женевьев-де-Буа и его добавлений, пенестностей. с франц. Анастасия де Сов, Русский некрополь Сент-Женевьев-де-Буа , т. 2, Эври, Вулкано Коммуникации,2009 г..