Вано ильич мурадели

Вано ильич мурадели (vano muradeli) | belcanto.ru

Интересные факты

— Вано, ты не композитор.— Почему же, Вася, я не композитор?— Потому что фамилия — Мурадели. Вместо «ми» у тебя «му», вместо «ре» — «ра», вместо «до» — «де», вместо «ля» — «ли». Ты же, Вано, не попадаешь в ноты!

Песня «Возьмём оружье, граждане»

Осенью 1941 года Вано Мурадели и поэт Яков Хелемский получили задание срочно создать песню защитников Отечества к первому антифашистскому митингу молодёжи в . За один день были написаны музыка и стихи к песне «Возьмём оружье, граждане».

После выступления на митинге, где песня была исполнена впервые, Мурадели выехал на фронт. Там, на передовой, в сорока километрах от Вязьмы, в расположении кавалерийского соединения песня прозвучала второй раз — в исполнении композитора.

В связи с резко ухудшившейся обстановкой на фронте в районе Вязьмы, фронтовой бригаде, в составе которой был Мурадели, пришлось срочно возвращаться в Москву. Часть, в расположении которой проходило его выступление, попала в окружение. Судьба песни не сложилась — она осталась безвестной:

В 1969 году поисковая экспедиция газеты «Труд» проводила раскопки братской могилы в полутора километрах от деревни Большое Шевнино Холм-Жирковского района Смоленской области с целью идентификации и перезахоронения останков советских солдат времён войны. Среди найденных в могиле вещей был свёрнутый, слежавшийся газетный листок. Криминалистам удалось частично восстановить текст — на листе газеты от 2 октября 1941 года были напечатаны слова и ноты песни «Возьмём оружье, граждане».

Узнав о находке летом 1970 года, Мурадели решил восстановить партитуру песни и, собрав хор и оркестр, исполнить её у памятника советским воинам в посёлке Холм-Жирковский, где были захоронены останки 70 воинов, найденных в братской могиле. Но через три недели его не стало.

С помощью Якова Хелемского и сотрудников музыкальной редакции журнала «Кругозор» партитура песни была восстановлена, и после рассказа Хелемского о её судьбе она снова прозвучала в Колонном зале Дома союзов.

Примечания

  1. Грошева Е. И. О. Дунаевский. — М.: Советский композитор, 1961. — С. 428. «Мурадели, Вано Ильич (Мурадян Ованес) (род. ) — композитор, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии»
  2. Вано Мурадели — статья из Большой советской энциклопедии. 
  3. Акопян Л. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. — Дмитрий Буланин, 2004. ISBN 5-86007-340-2. — С. 262.
  4. ↑ В.И. Мурадели. Нотобиблиографический справочник / сост. Д. М. Персон. — М.: Советский композитор, 1983. — С. 156. — 160 с.
  5. Laurel E. Fay. Shostakovich and his world. Princeton University Press, 2004. ISBN 0-691-12069-2, 9780691120690. Стр. 44
  6. Institut zur Erforschung der UdSSR. Portraits of prominent USSR personalities, vol 2. Scarecrow Press, 1969. Стр. 89.
  7. Под редакцией И. Н. Соловьёвой, А. М. Смелянского (главный редактор), О. В. Егошиной. . Московский Художественный театр (2010).
  8. . РГАЛИ.
  9. Театральная Энциклопедия. драма опера балет оперетта цирк эстрада драматург режиссёр
  10. Мурадели, Вано Ильич // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2009.
  12. Аркадьев Л. Как звали неизвестных. — «Труд» № 107, 8 мая 1970.

«Великая дружба» как алиби критики

Как могла художественно незначительная опера Вано Мурадели «Великая дружба» привести к далеко идущему решению ЦК Коммунистической партии Советского Союза от 10 февраля 1948 года о культурном творчестве? Музыкальный редактор Анника Тюсселель описывает это следующим образом:

«Композиторы, подобные Шостаковичу и Прокофьеву, были занозой для советских правителей сталинской эпохи . Они были слишком нескорректированными, слишком мало пригодными для пропагандистских целей. Опера «Великая дружба» Вано Мурадели в конечном итоге послужила алиби знаменательному указу КПСС ». « Конечно, опера Мурадели не является ядром жарких споров, которые кипят уже несколько месяцев, и результат того тоталитарного указа от 10 февраля 1948 года. Это больше капля приводит к переполнению ствола. И алиби, которое используется, чтобы подавать пример, который на самом деле должен подавать другим. Проблема более серьезна в глазах сталинских сторожевых псов культуры; Они принципиально недовольны новыми сочинениями Прокофьева, Шостаковича и других и критикуют то, что в советской музыке не произошло никаких изменений. Другими словами: никто из великих не сочиняет музыку, адаптированную, подходящую для масс, политически и пропагандистскую. Прокофьев, Шостакович, Мясковский , Хачатурян — все они независимы, слишком экстравагантны, слишком хороши. Вашу музыку нельзя использовать идеологически. Это раздражает приспешников Сталина: . Индивидуализм, высокая культура, сложные темы и дифференцированные средства выражения — все это бесполезно в подобном гравюре социалистическом реализме, который инструментализирует повседневную музыку и срочно нуждается в героических звуках, маршах победы и гимнах победы для поддержки идеологии. 10 февраля 1948 года Сталин и его исполнители наконец сломали ошейник, требование ясное и безошибочное ».« ЦК КПСС придерживается мнения, что терпеть такое отношение больше нельзя. Советские люди ждут от композиторов качественных и идеологически качественных звуковых произведений всех жанров ». Его ссылка была особенно трагичной для Мурадели, потому что он уже произнес героические звуки, победные марши и победные гимны требовали и продолжали их исполнять. во время ссылки и после реабилитации.

Биография

Иван Мурадов родился в Гори Тифлисской губернии Российской империи (ныне Грузия) в армянской семье.

Будучи уроженцем того же города, что и Иосиф Сталин, в молодости был ревностным сталинистом. Изменил свою фамилию на грузинский манер, чтобы приблизить её по звучанию к фамилии Джугашвили. Кроме того, переиначил своё имя на грузинский лад и самоидентифицировал себя как грузина. Писал в воспоминаниях, что в возрасте пяти лет говорил только по-грузински. Московские современники воспринимали его в зрелом возрасте как грузина.

В 1925—1926 годах учился в музыкальном техникуме Тифлиса. В 1931 году окончил Тифлисскую консерваторию (класс композиции Сергея Бархударяна и Владимира Щербачёва, класс дирижирования Михаила Багриновского).

В 1929—1931 годах работал актёром и композитором Тифлисского передвижного театра, в 1931—1934 годах — музыкальным руководителем Театра рабочей молодёжи (ТРАМ) и Драматического театра имени К. Марджанишвили. Также выступал как дирижёр.

В 1934—1938 годах обучался в Московской консерватории имени П. И. Чайковского, класс композиции Николая Мясковского и Бориса Шехтера.

С 1938 по 1939 год был ответственным секретарём Союза советских композиторов СССР. Тогда же начал активную творческую деятельность: писал музыку к песням и спектаклям, в частности, к спектаклю «Честь» (1938) Камерного театра Таирова, посвятил ряд кантат Сталину («Вождю», «Кантата о Сталине», «Песня-здравица»), а Симфонию № 1 — памяти Сергея Кирова. Отдавал предпочтение вокальному творчеству разных жанров, от монументальной героической оперы до лирической песни. С 1939 года также работал в кино, автор музыки к игровым и документальным фильмам.

С 1939 по 1948 год был членом президиума оргкомитета Союза советских композиторов СССР, возглавлял Музыкальный фонд СССР при ССК СССР. В 1942—1944 годах во время Великой Отечественной войны служил начальником и художественным руководителем Центрального ансамбля краснофлотской песни и пляски ВМФ СССР, с которым выступал на фронтах и флотах. Член ВКП(б) с 1942 года.

Член правления ССК СССР с 1948 года. Получил широкую огласку в связи с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» от 10 февраля 1948 года, в котором он наряду с Сергеем Прокофьевым, Дмитрием Шостаковичем и рядом других композиторов был причислен к формалистам. После смерти Иосифа Сталина и выхода в печать Постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 года об исправлении ошибок в оценке оперы «Великая дружба» и ряда других произведений был восстановлен на работе в Союзе композиторов СССР.

В 1958—1960 годах — заместитель председателя оргкомитета, а с 1960 года — секретарь правления Союза композиторов РСФСР. В 1959—1970 годах — председатель правления Московского отделения СК РСФСР. Секретарь правления Союза композиторов СССР с 1968 года.

В марте 1966 года подписал письмо тринадцати против реабилитации Сталина.

Автор мемуаров «Из моей жизни» (1970), а также рецензий и статей по вопросам советской музыкальной культуры.

Вано Мурадели скончался 14 августа 1970 года в Томске. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7, надгробие — Н. Никогосян).

Семья

  • Отец — Илья Петрович Мурадов (Мурадян; 1864—1944), рабочий винокуренного завода, участник подпольной социал-демократической организации Грузии, неоднократно подвергавшийся арестам и ссылкам.
  • Мать — Елена Захаровна Мурадова, крестьянка, домохозяйка.
  • Жена — Наталья Павловна Мурадели (в девичестве Шиловцева, 1894/1896—1978), актриса МХАТа 2-го, где выступала вместе с братом Константином Шиловцевым (1900—1947), который после разгона театра перешёл в Центральный театр Красной армии.

Compositions[Edit][]

Works for OrchestraEdit

Other works for OrchestraEdit

  •  Georgian dance suite
  •  festive Overture for the 50th anniversary of Molotov
  •  The Road of Victory, symphonic poem for chorus and Orchestra

CantatasEdit

  • Our Leader,  Cantata on the occasion of the 60th anniversary of Joseph Stalin for soloists, mixed choir and Orchestra
  •  Together For Ever, Cantata for female voice, mixed choir and Orchestra
  •  Lenin is Among Us, Cantata for bass, mixed chorus and Orchestra

Music TheatreEdit

OperasEdit

Completed in title acts Premiere libretto
-;

2nd version: 

Velikaya družba (The great friendship) 4 companies 28 september, Perm;

2nd version: , Ordzhonikidze

Georgiy Mdivani to lyrics by j. Stremin and e. Iodkovsky
Oktjabr ‘ (October) Prologue and 3 acts , Moscow Lugovskoj Vladimir and Viktor Vinnikov

OperetteEdit

Completed in title acts Premiere libretto
Devuška s golubymi glazami (the girl with the blue eyes) , Volgograd Viktor Vinnikov
Moskva-Pariž-Moskva (Moscow-Paris-Moscou) , Moscow Viktor Vinnikov

Vocal musicEdit

SongsEdit

  •  Song on the Youth or Stalin, for voice and Orchestra
  •  Song-toast, in honor of Joseph Stalin
  •  anthem for the International Union of students -text: l. Oshanin
  •  Moscow-Beijing
  • Legendary Sevastopol  -text: p. Gradov
  •  Cranes
  •  — Buchenwald alarm text: a. Sobelev
  •  March for the astronauts -text: e. Dolmatovskij
  • Anthem on Moscow -text: a. Kovalenko
  • The Fergana-Canal
  • Honour
  • The Mountains of Fatusiva

Life Course[Edit][]

Muradeli was born in the same city as a youth, Joseph Stalin and a convinced Stalinist. He also alternated his surname as patriot, to put it in terms of sound closer to the name Dzhugashvili, the original name of Joseph Stalin, bring. He now Muradeli. He studied at the State Conservatory of Tbilisi at C. Barkhudarijan (composition) and m.m. Bagrinovski (orchestral conducting), where he graduated in 1931. From 1934 to 1938, he studied composition at the Moscow Conservatory (Russian: Государственная Консерватория им Bc. П. И. Чайковского) in Moscow by Nikolai Myaskovsky and Boris s. Schechter (1900-1961). During theSecond World War from 1942 to 1944 he was Artistic Director of the Central ensemble of the Russian Navy.

In 1946 he was awarded the Stalin Prize. His opera The great friendship was by the censorship on the basis of the resolution of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union prohibited. After Stalin’s death he celebrated successes again, was again a member of the Federation of Soviet composers and was distinguished as people’s artist of the Soviet Union in 1968. After his death he was buried in Moscow on the Novodevichy cemeteryat the Novodevichy monastery , that should.

Биография

Мурадели родился 24 марта (6 апреля) 1908 года в грузинском городе Гори в армянской семье.

Отец — Илья Петрович Мурадов (Мурадян; 1864—1944) — рабочий винокуренного завода, активный участник подпольной социал-демократической организации Грузии, неоднократно подвергавшийся арестам и ссылкам. Мать — Елена Захаровна Мурадова — крестьянка, домохозяйка.

Мурадели смолоду был ревностным сталинистом. Уроженец того же города Гори, что и Сталин, он патриотично поменял концовку своей фамилии, дабы приблизить её по звучанию к фамилии Джугашвили. Кроме того, Мурадели переиначил имя на грузинский лад и самоидентифицировал себя как грузина. Сам Мурадели писал в воспоминаниях, что в возрасте пяти лет говорил только по-грузински. Московские современники воспринимали его в зрелом возрасте как грузина.

Окончил Тбилисскую консерваторию в 1931 году по классу композиции у Бархударяна и Багриновского, затем поступил в МГК имени П. И. Чайковского, где совершенствовался под руководством Н. Я. Мясковского и Б. С. Шехтера по классу композиции, которую окончил в 1938 году. С 1939 по 1948 годы возглавлял оргкомитет СК СССР, во время войны — художественный руководитель Центрального ансамбля ВМФ СССР, с которым выступал на фронтах и флотах.

Имя Мурадели получило широкую огласку в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года об опере «Великая дружба», в котором он (наряду с С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем и рядом других композиторов) был причислен к формалистам. После смерти И. В. Сталина и выхода в печать Постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 года об исправлении ошибок в оценке оперы «Великая дружба» и ряда других произведений был восстановлен на работе в Союзе композиторов СССР, с 1959 года возглавил его Московское отделение.

В. И. Мурадели умер 14 августа 1970 года в Томске. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: