Guide Tones Lines
Во всем этом голосоведении, есть еще один важный момент — это так называемые GuideTones (главные звуки гармонии). Возможно вы знаете, что главные звуки гармонии — это терция и септима септаккордов. Когда мы соединяем аккорды вместе, эти главные звуки образуют обычно 2 плавных линии движения в голосоведении.
Обратите внимание как эти звуки чередуются между собой: сначала звук был терцией аккорда, затем он становится септимой следующего аккорда и наоборот. Вы можете использовать такое движение главных звуков гармонии в своем соло
Такая линия для вас может стать руководством, что играть. И более того, она очень замечательно обрисовывает гармоническое движение.
В последовательности IIIIIIIV, наблюдается немного иная ситуация. Из-за параллельного движения гармонии вверх, нет смысла говорить о нисходящих тяготениях. А также главные звуки гармонии не сменяются с терции на септиму и наоборот.
Аналогичная ситуация в любых параллельных движениях гармонии. Например, в хроматическом движении. Тоже самое, голосоведение зависит от направления движения тоник аккордов, а главные звуки не меняются местами.
Логичный вопрос — а зачем это все стараться соблюдать?
Слушатель — не всегда музыкант. Он не мыслит в категориях музыки, и он не знает никакой музыкальной грамоты. Если вы будете изъясняться не ясно, он просто не станет вас слушать. Перечисленные выше закономерности гармонического движения, помогают слушателю понять, что вы хотите ему сказать. И более того, это помогает вам, как исполнителю, структурировать ваше соло и вложить в него больше смысла. Это вынуждает вас думать о том, что вы играете.
Движение вниз по квинтовому кругу
Давайте теперь рассмотрим движение гармонии, типичное для большей части времени. Если проанализировать некоторые аккордовые последовательности, то можно обнаружить, что тоники аккордов движутся в основном вниз по квинтам. Такое движение называется: движением аккордов вниз по квинтовому кругу.
Посмотрим на известные нам последовательности на предмет движения тоник аккордов и голосоведения в них.
Как вы можете заметить, в основном ступени разрешаются вниз, это основной способ голосоведения в септаккордах.
Давайте посмотрим, как можно использовать это в импровизации.
С этого момента, вам стоит озадачиться не просто игрой арпеджио аккордов, когда вы разучиваете что-то новое, но также стараться обыграть голосоведение. Это будет отличной демонстрацией гармонии для слушателя.
Единственный момент — учитывайте, что для придания более законченного звучания фразе, разрешение доминанты имеет восходящее тяготение VII ступени. Сравните примеры с таким разрешением и без него.
Т.е. этим можно пользоваться в своем соло. Например, если вы хотите придать более законченное убедительное звучание фразе, стоит обыграть восходящее тяготение VII ступени. Если не хотите заканчивать фразу — не разрешайте VII ступень.