К 100-летию дебюта Шаляпина в «Ла Скала»
25.12.2002 в 14:49, количество просмотров:
11340
В 1900 году
молодой и предприимчивый директор «Ла Скала» Джулио Гатти-Казацца
задумал поставить в театре забытого
«Мефистофеля» Арриго Бойто. Он
долго уговаривал композитора. Тот не верил в успех, помня давний
миланский провал оперы. Импресарио понял, что нужна нестандартная
идея. Внимательно следивший за новыми веяниями и именами, он решил
пригласить на заглавную роль мало известного публике русского баса
Федора Шаляпина, а заодно и молодых итальянцев Энрико Карузо и Эмму
Карелли на роли Фауста и Маргариты.
Так появилась на свет та знаменитая телеграмма, о которой Федор
Иванович рассказывает в своих мемуарах «Страницы из моей жизни»:
«Я получил телеграмму от миланского театра La Scala. Мне предлагали
петь «Мефистофеля» Бойто и спрашивали мои условия. Сначала я
подумал, что это чья-то недобрая шутка, но жена убедила меня
отнестись к телеграмме серьезно… поняв, что это не шутка,
растерялся, стало страшно… послал телеграмму в Милан, назначая 15
000 франков за десять спектаклей, в тайной надежде, что дирекция
театра не согласится на это. Но — она согласилась!».
Удивительно также другое. Шаляпин полагает, что приглашение стало
следствием его успешных выступлений на парижской Всемирной выставке
1900 года
Но ему изменяет память: на выставку он отправился в
конце мая, а приглашение получил в начале! (на это обстоятельство
обратил внимание авторитетный исследователь творчества певца
Ю.Котляров). Таким образом, Гатти-Казацца проявил изумительное
чутье, рискнув пригласить талантливого русского певца и
безоговорочно приняв его условия
«Чувство радости чередовалось у меня с чувством страха. Не
дожидаясь партитуры, я немедленно принялся разучивать оперу и решил
ехать на лето в Италию. Рахманинов был первым, с кем я поделился
моей радостью, страхом и намерениями. Он выразил желание ехать со
мной…»
В июле Шаляпин с Рахманиновым поселяются на вилле в Варацце, где
разучивают «Мефистофеля».
История триумфального дебюта Шаляпина в Ла Скала (3 марта 1901
года) известна очень хорошо. Она подробно описана в мемуарах певца,
в ярком очерке В.Дорошевича «Шаляпин в Scala», в воспоминаниях
болгарского певца П.Райчева «Жизнь и песня». Сам Федор Иванович
живо и с большой долей юмора описывает нравы итальянской оперной
публики, все перипетии знаменитой премьеры, шантажистов из местной
клаки, требовавшей от певца денег и отступившей перед его талантом.
Интерес представляет также рассказ о его общении с Артуро Тосканини
и самим автором «Мефистофеля», которые были покорены блестящей
трактовкой артистом образа дьявола.
Вот как описывает один из моментов исторической премьеры
В.Дорошевич:
«В аплодисментах утонуло пение хоров, могучие аккорды оркестра.
Публика ничего не хотела знать.
— Bravo? Scialapino!
Пришлось — нечто небывалое — прервать пролог. Мефистофель из
облаков вышел на авансцену раскланиваться и долго стоял, вероятно,
взволнованный, потрясенный. Публика его не отпускала.
Публика бесновалась. Что наши тощие и жалкие вопли шаляпинисток
перед этой бурей, перед ураганом восторженной, пришедшей в экстаз
итальянской толпы!..».
Восторженным был отзыв о спектакле также бывшего в те дни в Милане
выдающегося итальянского певца Анджело Мазини, неоднократно
гастролировавшего в России, пославшего под впечатлением от
спектакля письмо в газету «Новое время»:
«…Слушая его, я испытываю двойное наслаждение оттого, что этот
певец — русский, из той России, с которой я сроднился и которую
люблю».
Этот дебют стал для Шаляпина, да и всей русской вокальной школы,
важнейшей вехой. Эпизодические ранее приглашения русских артистов
на ведущие сцены Европы, стали правилом. Это доказывают
блистательные выступления Л.Собинова, Д.Смирнова, Г.Бакланова,
М.Черкасской и др.
Евгений Цодоков
Андрис высказывается…
- Кроме Западной Европы есть еще Восточная, которая находясь между Востоком и Западом, поднимется в своей самостоятельности. Пришло время собрать камни в нашем доме…
- Любые санкции – это лучше, чем бомбы и авиаудары.
- Когда говорят, что Сталин умер победителем, то получается, что тот, кого распяли на кресте 2 тысячи лет назад – проигравший?
- Для гражданина Латвии что Советский Союз, что фашистская Германия являются одинаковым злом. И, к моему большому сожалению должен сказать, что Советский Союз в отношении латвийского государства выступил первым оккупантом, и он уничтожил его независимость в 40-м году.
- Есть такая черта у латышского народа – он хочет быть святее папы Римского.
Оригинал статьи размещен здесь:https://natroix.ru/karera/andris-lielays-pribalt-govoryashhiy-po-russki-bez-aktsenta.html
Примечания |
- ↑ 12 Record #135471206 // Общий нормативный контроль (GND)<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578″></a>
- ↑ Discogs<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q504063″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P1953″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P6080″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P2206″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P1955″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q13489682″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P6079″></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P1954″></a>
- ↑ Андрис Нельсонс назначен музыкальным директором бостонского оркестра (рус.), (22 мая 2013). Дата обращения 15 мая 2018.
- ↑ Deutsche Welle (www.dw.com). Суперстар из Латвии: Андрис Нельсонс о своем романе с Вагнером | DW | 16.08.2010 (рус.). DW.COM. Дата обращения 15 мая 2018.
- ↑ Wayback Machine (неопр.) (9 октября 2008). Дата обращения 15 мая 2018.
- ↑ Conductor savors ties with Jansons — Pittsburgh Tribune-Review (неопр.) (9 октября 2008). Дата обращения 15 мая 2018.
- ↑ Бостонский симфонический оркестр открывает новый сезон с русским размахом (рус.), ИноСМИ.Ru (27 сентября 2016). Дата обращения 15 мая 2018.
- ↑ Симфония «Под тенью Сталина» получила премию «Грэмми»
- ↑ Mirko Weber: Die staunenswerte lettische Sopranistin Kristine Opolais. In: Die Zeit, 27 September 2012, pp. 71-72.
- ↑ BSO music director Andris Nelsons and Kristine Opolais have divorced
Рекомендации
- Марк Канни, « Дирижер любит связи с Янсоном », Pittsburgh Tribune-Review ,8 октября 2008 г.
- ↑ и Ричард Моррисон, « Быстрое восхождение Андриса Нельсона к вершине », The Times ,18 декабря 2009 г.
- Джеффри Норрис, « Андрис Нельсонс:« Я хотел быть лидером с 5 лет » », Telegraph ,13 сентября 2008 г.
- ↑ и Терри Гримли, « Андрис становится у руля CBSO », Birmingham Post ,8 октября 2007 г.
- Шарлотта Хиггинс, « Молодой латыш вызвал дирижировать оркестром Бирмингема », The Guardian ,9 октября 2007 г.
- Джеффри Норрис, « Молодые шестнадцать — эстафета », Telegraph ,26 ноября 2007 г.
- Энтони Томмазини, « Он пришел растопить сердце ледяной принцессы », The New York Times ,29 октября 2009 г.
- Джордж Лумис, « Молодой дирижер в авангарде своего дела », The New York Times ,21 апреля 2010 г.
- Тим Эшли, « BBCPO / Nelsons », The Guardian ,13 ноября 2007 г.
- Пресс-релиз, « Новое направление в CBSO », Birmingham Music ,8 октября 2007 г.
- Терри Гримли, « Андрис Нельсонс из CBSO останется еще на три года после рекордного сезона », Birmingham Post ,24 июля 2009 г.
- Кристофер Морли, « Возрождение первой любви для Андриса Нельсона и CBSO », Birmingham Post ,24 июня 2009 г.
- Тим Эшли, « Чайковский: Франческа да Римини; Симфония № 4 », The Guardian ,9 февраля 2012 г.
- Эндрю Клементс, « Штраус: Эйн Хелденлебен; Rosenkavalier Suite, город Бирмингем, штат Калифорния, Нельсонс », The Guardian ,5 февраля 2010 г.
- Тим Эшли, « Стравинский: Жар-птица»; Симфония псалмов », The Guardian ,13 мая 2010 г.
- Эндрю Клементс, « Антонин Дворжак: Симфония № 9; Песня героя — рецензия », The Guardian ,4 апреля 2013 г.
- (в) на gewandhausorchester.de Гевандхауз Оркестре (доступ на 1 — м января 2020 года )
- Кристофер Морли, « Оркестровые маневры для Андриса Нельсона », Birmingham Post ,17 июня 2011 г.
- Кристофер Морли, « Кристин Ополайс играет двойную роль в « Богеме »», Birmingham Post ,23 октября 2008 г.
Андрис Нелсонс, все видео (17)
Больше информации совсем скоро
Концерт в летнюю ночь 2022 Венского филармонического оркестра
С Андрис Нелсонсом и Готье Капюсоном
концерт
Больше информации совсем скоро
Вайнберг, Шнитке и Чайковский, дирижирует Андрис Нельсонс — С Гидоном Кремером
Лейпцигский оркестр Гевандхауса
концерт
Больше информации совсем скоро
Новогодний концерт 2020 Венского филармонического оркестра
С Андрисом Нелсонсом
концерт
Больше информации совсем скоро
Andris Nelsons conducts Clara Schumann, Betsy Jolas, and Robert Schumann — With Lauma Skride
Gewandhausorchester Leipzig
концерт
Больше информации совсем скоро
Шостакович, Стравинский и Чайковский, дирижирует Андрис Нельсонс — С Байбой Скриде
Лейпцигский оркестр Гевандхауза
концерт
Больше информации совсем скоро
НОВИНКА: Празднование столетия Леонарда Бернстайна в Тэнглвуде
С Йо Йо Ма, Джоном Уильямсом, Мидори, Томасом Х…
концерт
Больше информации совсем скоро
Andris Nelsons conducts Dvořák and Smetana — With Kristine Opolais
концерт
Больше информации совсем скоро
Сибелиус и Шостакович, дирижирует Андрис Нелсонс — С Анне-Софи Муттер
Королевский оркестр Консертгебау
концерт
Больше информации совсем скоро
Шуберт, Малер и Берг, дирижирует Андрис Нельсонс — С Изабеллой Фауст
Люцернский фестиваль
концерт
Больше информации совсем скоро
The Tanglewood 75th Anniversary Celebration — With John Williams, Yo-Yo Ma, James Taylor, Anne-Sophie Mutter, Emanuel Ax, Peter Serkin…
Boston Symphony Orchestra, Boston Pops
концерт
Больше информации совсем скоро
Чайковский, Мусоргский и Вайнберг, дирижирует Андрис Нелсонс — C Хоканом Харденбергером
Лейпцигский оркестр Гевандхауза
концерт
Больше информации совсем скоро
Бетховен, Скрябин и Дин, дирижирует Андрис Нелсонс — С Пьер-Лораном Эмаром и Хоканом Харденбергером
Королевский оркестр Консертгебау
концерт
Больше информации совсем скоро
Andris Nelsons conducts Mahler’s Des Knaben Wunderhorn — With Matthias Goerne
Lucerne Festival Orchestra
концерт
Больше информации совсем скоро
100% произведений Брамса, дирижирует Андрис Нельсонс — С Сарой Мингардо
Люцернский фестиваль 2014
концерт
Больше информации совсем скоро
Флотхёйс, Штраус и Шостакович, дирижирует Андрис Нелсонс — С Алексеем Огринчуком
Королевский оркестр Консертгебау
концерт
Больше информации совсем скоро
Дебюсси, Бриттен и Рахманинов, дирижирует Андрис Нелсонс — С Иэном Бостриджем
Королевский оркестр Консертгебау
концерт
Больше информации совсем скоро
Барток и Шостакович, дирижирует Андрис Нелсонс — С Янин Янсен
Королевский оркестр Консертгебау
концерт
Творчество |
В музыкальном сезоне 2006—2007 гг. латвийский дирижер успешно сотрудничал со многими известными музыкальными коллективами — оркестром Хельсинкской филармонии, филармоническим оркестром BBC, Ганноверским симфоническим оркестром, оркестрами Берлинского и Норвежского радио. Параллельно в Андриса Нельсонса состоялось несколько важных дебютов — с филармоническим оркестром Осло, Стокгольмским королевским оркестром, симфоническим оркестром Венского радио, оркестром концертного зала «Mozarteum» в Зальцбурге, симфоническим оркестром Франкфуртского радио и парижским «Ensemble Orchestral». Среди исполнителей, с которыми довелось выступать Нельсонсу — Михаил Майский, Михаил Плетнев, Гидон Кремер, Хокан Харденбергер, Рено Капюсон, Олли Мустонен, Сол Габетта, Албан Герхард и Байба Скриде. В США Нелсьонс дебютировал за дирижерским пультом Чикагского оркестра, а летом 2006 года вместе с национальным молодежным оркестром Германии отправился в турне по странам Южной Америки, которое завершилось в Берлинском концертном зала. Дебют Нельсонса в Германии в оперном жанре состоялся в январе 2007 года, когда он был дирижером «Богемы» Пуччини в Берлинской опере. В репертуаре дирижера в — «Аида» Верди, «Пиковая дама» Чайковского, «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Травиата» Верди, «Турандот» Пуччини и «Валькирия» Вагнера. В музыкальном сезоне 2006—2007 годов вышел первый компакт диск Нельсонса — два скрипичных концерта Дмитрия Шостаковича, записанных совместно с симфоническим оркестром Баварского радио и скрипачкой Арабеллой Штейнбахер. В январе этот диск получил престижную премию Deutschen Schallplattenkritik и был включен в список лучших записей, а немецкий журнал Fono Forum назвал его лучшей записью месяца.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Андриса Нельсона . |
- Официальный веб-сайт
- Страница агентства Андриса Нельсона в Konzertdirektion Schmid
- Страница CBSO об объявлении Нельсона, 2007 г.
- Интервью и биография Андриса Нельсона , cosmopolis.ch
- Лоэнгрин в ролях 2010 , Байройтский фестиваль
- Сьюзан Холл, «Дирижер встреч Андрис Нельсонс». Berkshire Fine Arts, 17 марта 2011 г.
- Антонио Олмос, Бен Капе и Кристиан Беннет, «Посмотрите, как дирижер Андрис Нельсонс репетирует с CBSO». The Guardian , 5 июня 2010 г.
Культурные офисы | ||
---|---|---|
Предшественник Гинтарас Ринкявичюс | Музыкальный руководитель Латвийской национальной оперы 2003–2007 гг. | Преемник Модестас Питренас |
Предшественник Тошиюки Камиока | Главный дирижер, Филармония Нордвестдойче, 2006–2009 гг. | Преемник Юджин Циган |
vтеМузыкальные руководители Симфонического оркестра Бирмингема |
---|
|
vтеМузыкальные руководители Бостонского симфонического оркестра |
---|
|
vтеЛейпциг Gewandhaus Kapellmeister |
---|
|
- Биографический портал
- Портал классической музыки
Авторитетный контроль |
|
---|
Владимир Спиваков — в память о Евгении Светланове
18.01.2007 в 13:01, количество просмотров:
2227
В Театральном зале ММДМ в сезоне 2006/07 года проходит уникальный цикл абонементных концертов — «Искусство Евгения Светланова. Видеоантология» при поддержке Благотворительного фонда «Наша культура и наследие». Президент ММДМ Владимир Спиваков поддержал предложение вдовы мастера Н.Николаевой-Светлановой провести показы видеозаписей Светланова
Их существует огромное количество, к их созданию мэтр относился чрезвычайно ответственно, и вызволить их из «заточения» — несомненно, важное культурное дело. Для данного цикла были взяты все три симфонии Рахманинова плюс «Симфонические танцы», которые иногда называют его «Четвертой симфонией»
А для вступительного слова перед каждым концертом были привлечены известнейшие имена: Родион Щедрин, Николай Петров, Александра Пахмутова и сам Владимир Спиваков.
Спиваков свой декабрьский вечер построил из трех отделений: вступительное слово, «Детский альбом» П.Чайковского (в оркестровой обработке — своей и В.Мильмана) в живом исполнении «Виртуозами Москвы» с его дирижированием и видеозапись Первой симфонии Рахманинова в исполнении Госоркестра под управлением Светланова.
«Детский альбом» в такой контекст попал вовсе не случайно. Оркестрованный остроумно и ярко (к струнным добавлены две валторны, два гобоя и ударные), он в свое время привел в совершеннейший восторг Светланова. Ставший хитом на гастролях по России, в Москве полный «Детский альбом» еще относится к разряду премьер. Видеопоказ же светлановской Первой симфонии Рахманинова вернул из небытия всю мощь и волю этого русского «Микеланджело» среди дирижеров.
Развернутое вступительное слово Спивакова о Светланове — воспоминание-размышление с чтением стихов Галича, Вознесенского, строк Цветаевой, артистически исполненное при почти погашенном свете в зале. Удивительно, как гармонично переплелись судьбы этих совершенно полярных музыкальных натур. Еще молодым скрипачом Спиваков выступал со Светлановым на Урале. И удивился, насколько тщательно тот репетирует, — будто в Москве. «Володя, маленьких концертов не должно быть в твоей жизни», — напутствовал мэтр.
Любопытный случай забросил молодого Спивакова в Италию играть со Светлановым в период «железного занавеса». Для освобождения Спивакова от службы в десантных войсках к Т.Хренникову пришли ходатаи — просить о содействии. Композитор предложил выучить скрипачу его новый Концерт для скрипки. Игрой Спивакова глава Союза композиторов СССР остался очень доволен и назначил его поехать на гастроли в названную капстрану, взявшись уладить вопрос с армией. Во время же гастролей в Швеции, где Спиваков под управлением Светланова играл Концерт для скрипки П.Чайковского, после чего оркестр исполнял Вторую симфонию С.Рахманинова, Евгений Федорович вдруг позвал солиста к себе посреди ночи: «Знаешь, Володечка, мне иногда кажется, что в меня переселилась душа Сергея Васильевича Рахманинова!»
Спиваков приглашал Светланова на свой фестиваль в Кольмар, а тот поручал ему работу с Госоркестром. Он подал идею Светланову исполнять трагичнейшую Шестую симфонию Малера — и мастер большого оркестра многократно был приглашаем в разные страны именно с этим произведением (в данном сезоне Спиваков готовится выступить с той же вещью). Случилось, что Светланов был лишен своего оркестрового коллектива — и это стало для него настоящей трагедией. Тогда Спиваков предложил ему концертировать с РНО, главным дирижером которого он тогда был приглашен. Рассказчик отметил, что Светланов на этот раз как-то боялся встречи с оркестрантами. Но в итоге старший коллега был бесконечно благодарен младшему.
Когда же Светланова не стало, Спиваков думал, что его имя будет дано Московской филармонии. Поняв, что там такого намерения нет, решил пойти к мэру Ю.Лужкову и получил согласие на присвоение великого имени главному, Большому залу ММДМ. 27 сентября 2003 года на официальном открытии первого концертного сезона в Доме музыки, когда эта волнующая новость была оглашена, «Светлановский зал» встал. Концерт, проведенный в этот памятный день, был посвящен 75-летию со дня рождения Евгения Федоровича и включал «Арию» Светланова-композитора и музыку Рахманинова.
«В фамилии „Светланов“ есть слово „Свет“. У меня острая тоска по этому человеку, я вспоминаю его каждый день», — говорит Спиваков.
Валентина Холопова
Биография
Андрис родился 20 февраля 1957 года в столице советской Латвии – городе-красавце Риге. Как вспоминает сам актер, домик его семьи располагался на берегу реки Даугава, и парнишкой он любил бегать по побережью и купаться в ее прохладных водах. Еще тринадцатилетним подростком Андрис снялся в роли мальчишки-революционера Луриха в фильме «Республика Вороньей улицы». Возможно, это и предопределило судьбу симпатичного рижского парнишки.
Окончив десятилетку, юноша отправился в Москву поступать во ВГИК. И поступил, оказавшись в итоге в мастерской Евгения Матвеева. Диплом получил в 1980 году. Следующей работой в кино стал фильм «С тех пор, как мы вместе» (1982). Андрис вновь сыграл одну из главных ролей, правда, фильм откровением не стал. Тем не менее, актера заметили, он продолжил работать в разножанровом кино: детективе, музыкальной комедии, военной драме. Параллельно молодой человек согласился работать с заграничными телекомпаниями, поставляя им всевозможные сюжеты из жизни Советского Союза. Таким образом, он стал продюсером в то время, когда этого слова у нас толком и не знали.
И все же настоящая известность к актеру Лиелайсу пришла уже после распада СССР. В 1992 году прибалтийский исполнитель был приглашен на роль кинолога Бориса в фильме «Воспитание жестокости у женщин и собак». Из Андриса и Елены Яковлевой сложился неплохой дуэт, а фильм завоевал признание у публики. В дальнейшем актер стал использоваться отечественными кинематографистами вполне предсказуемо, что имело место еще в советском киноискусстве, когда прибалтийские артисты в основном играли иностранных граждан и фашистских оккупантов. Не избежал такой участи и Андрис Лиелайс. В современных российских кинофильмах и сериалах его талант принялись эксплуатировать через роли американских шпионов, польских панов и немецких бизнесменов. Он засветился в таких работах, как:
- «Кожа Саламандры»;
- «Богатство»;
- «Гибель империи»;
- «Врачебная тайна»;
- «Бой с тенью-2. Реванш»;
- «С чего начинается родина»;
- «Паук» и многих других.
Андрис был дважды женат. От первого брака у него есть сын, а от второго, с телеведущей Ириной Палей – еще двое парней. С Ирой они вместе уже более четверти века.
Возможно, телевизионные связи супруги и помогли Лиелайсу реализоваться на поприще политического ТВ. Он занял свою нишу, и, несмотря на сложившиеся стереотипы о меланхоличности и заторможенности латышей, этот мужчина в меру горяч, эмоционален и активен. Что ж, лицедей из него получился действительно неплохой, разноплановый и интересный. Иногда, правда, такое ляпнет! Впрочем, судите сами.