Опера штрауса «саломея»

Саломея – дочь иродиады

«Беспамятная» овца

Правда, были случаи, когда овец пытались использовать не по прямому назначению, но заканчивалось это всегда плохо. В этом нас убеждает следующая легенда жителей Золотого Берега (Западная Африка, ныне Республика Гана).

Когда Бог создал землю и заселил её людьми, он забыл сообщить им о существовании смерти. Потом спохватился и послал на землю козу, чтобы та передала её обитателям эту новость. Послание звучало следующим образом: «Существует нечто, называемое смертью; придёт некогда день, когда она поразит вас одного за другим; хотя вы и умрёте, однако не погибнете совершенно, а придёте ко мне сюда, на небо».

Однако коза в процессе путешествия наткнулась на очень аппетитный зелёный куст, и так увлеклась деликатесом, что совсем забыла о своей миссии.

Увидев такое безобразие, Бог послал на землю овцу с тем же посланием. Овца, хоть и воздержалась от попадавшихся ей на пути соблазнов, однако, пока дошла до людей, все перепутала и передала следующее: «Когда придёт вам время умирать, то вы исчезнете и перестанете существовать».

Люди выслушали овцу и, так как она пришла первой, поверили ей. Козу же, когда та, наконец, добралась до людских жилищ, даже слушать не стали. Суть же послания свыше состояла в том, что если бы люди поверили козе, то обрели бы бессмертие и после смерти попали на небо. Овца же, придя первой и принеся неверное сообщение, обрекла, таким образом, умерших людей на полное забвение.

С другой стороны, Бог тоже нашёл кого посылать с такими важными новостями. Мог бы и посообразительней животину найти, чем овца или коза. Хотя, как известно, неисповедимы пути Господни…

Кстати, последние эксперименты показывают, что как раз овцы обладают отменной памятью. Поэтому не исключено, что тут интрига гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Короче говоря, тёмное это дело с людским бессмертием. Так что мы на нём закончим, добавив лишь несколько интересных фактов, касающихся наших героинь.

Что было в день казни на самом деле

Иосиф Флавий говорит о ней вообще без подробностей – просто констатируя, что «неудобный» царю Иоанн был обезглавлен.

«Саломея с головой Иоанна Крестителя» (Лондон), ок. 1607/1610, картина итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, ныне находящаяся в коллекции Национальной галереи в Лондоне.

Евангелисты сообщают, что приказ об этом царь отдал, будучи на пиру, после того, как перед гостями, собравшимися чествовать день рождения правителя, плясала «дочь Иродиады». У историков до сих пор нет единого мнения, реален ли этот эпизод:

  • сомнительно, чтобы царица и ее дочь вообще принимали участие в таком пире – это было не в традициях тех лет; впрочем, добавляют другие ученые, здесь возможны были и исключения;
  • труднее разрешить другое противоречие: Евангелисты именуют Саломею «девицей», но к тому времени она была замужем – за своим дядей (подобные родственные браки были в порядке вещей), еще одним сыном Ирода Великого, Филиппом II; а подобные пляски перед мужчинами были совершенно неуместны для замужней женщины даже у язычников.

Таким образом, за достоверные можно признать лишь такие события, как:

  • факт самой казни;
  • очевидное влияние Иродиады на решение казнить пророка.

Кстати, свт. Иоанн Златоуст (V в.), говоря об этом эпизоде в одной из своих проповедей, только жену Ирода и упоминает, а о ее дочери – ни слова: «Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя…»

А вот о том, был ли танец, и все последующее – совершенно достоверно сказать нельзя. Некоторые историки усматривают в Евангельской истории просто отсылку к античным преданиям, где сюжет пира, танца гетеры и исполнения ее просьб разгоряченным царем встречается не раз и не два

Возможно, Евангелистам было важно просто подчеркнуть, насколько близок был Ирод к язычеству, как он был нечестив – и именно таким образом историю понимали современники, а затем – христиане первых веков, для которых духовное содержание события было намного важнее конкретики

Вечная жертва

Присвоив этому животному почётное звание кроткого агнца, человечество раз и навсегда обрекло овец и баранов на роль жертвы. Всё плохо — режем барана. Всё хорошо — тем более режем барана. В Египте барана приносили в жертву богу Амону. У ингушей заклание трёх баранов рассматривалось как рядовая очистительная жертва и так далее. Сотнями, тысячами овец и баранов пытались умилостивить богов и чересчур агрессивных соседей. В своё время, если верить Книге Царств, израильский царь получил от моавитянского царя 100 тысяч овец и 100 тысяч баранов просто «за красивые глаза». Помогло это или нет — неизвестно (скорее, помогло), но суть не в этом. Вы просто представьте себе стадо из 200 тысяч овец и баранов! Если их поставить вплотную друг к другу, они займут от 7 до 12 гектаров, в зависимости от средних размеров каждой особи, — впечатляет, не правда ли?

Баран попал в зодиакальные созвездия (в виде Овна). Баранами платили за невест; их (баранов, не невест) держали на всякий случай при храмах: вдруг божество внезапно прогневается, а жертва — вот она, уже готова на заклание. Количеством баранов измерялся достаток и определялось положение в обществе. Словом, овцы и бараны всегда служили универсальной валютой человечеству. Даже сейчас одна овца, если она исключительной породы, может стоить свыше миллиона долларов.

Некоторые страны, скажем, Новая Зеландия и Австралия, до сих пор живут и процветают исключительно благодаря огромным овечьим отарам. В Новой Зеландии, к примеру, насчитывается 44 миллиона овечьих голов. Тяжёлая промышленность в этой стране фактически отсутствует, то есть новозеландцы живут в основном за счёт сельского хозяйства, львиную долю которого составляют именно овечьи стада.

Гордиться нечем

Немецкий учёный-зоолог Альфред Брем утверждал, что «домашние бараны с незапамятных времён живут в порабощении у человека; их настоящие родоначальники неизвестны».

Как мы видим, Брем в своих утверждениях был непреклонен — предки овец и баранов неизвестны, и все тут. Современные же исследователи более гибки в своих выводах. Покопавшись в исторических пластах, они выяснили, что овцы и бараны были «порабощены» человеком как минимум за 6-8 тысяч лет до нашей эры. А может быть, и раньше. Есть даже предположение, что эти животные были вообще самыми первыми, кого люди одомашнили и приспособили для своих нужд. Ну, разумеется, за исключением собак. Многие считают их самыми, что ни на есть, первыми спутниками человека.

На самом деле прийти к единому мнению о происхождении овец и баранов учёным мешает не отсутствие или минимальное количество возможных предков (как у человека), а, наоборот, их чрезмерное количество. Муфлоны, архары, дикие бараны и ещё великое множество жвачных парнокопытных имеют полное право претендовать на титул прародителей нынешних поставщиков шашлыка и каракуля.

Хотя, по большому счету, сейчас уже неважно, кто именно является предком первой одомашненной овцы. Слишком уж существенно отличие домашних овец и баранов от их диких сородичей

Если по массе первые мало уступают вторым, то по телосложению — явно проигрывают. Дикие бараны выглядят как качки на пляже — длинные стройные ноги, подтянутый живот, широкая грудь. Домашние же отличаются округлым туловищем и короткими тонкими ногами. К тому же у домашних баранов в процессе длительного искусственного отбора существенно уменьшилась масса головного мозга и некоторых внутренних органов, а также ухудшились зрение, слух и обоняние.

Ремонт надо делать вовремя

Скорее всего, это полная ерунда — с какой, простите, радости медноголовому барану пялиться на ворота противника, когда их ломать надо? Поэтому существует гораздо более правдоподобное объяснение этой поговорки. Дело в том, что если стадо овец под командованием барана, вернувшись вечером домой с пастбища, вдруг обнаруживает новые ворота на месте старых, то баран будет долго стоять и раздумывать: а стоит ли туда заходить, или лучше поискать старые? По этой причине опытные фермеры советуют менять ворота в то время, когда вся живность, проживающая на дворе, находится дома. А то потом долго придётся этой живности объяснять, что она пришла не в чужой дом, а в свой собственный.

Семейная история и Закон

Иосиф Флавий рассказывает о ней скупо. По его словам, первым мужем Иродиады – и отцом Саломеи (именно от Флавия мы и знаем имя «дочери Иродиады») – был сын Ирода Великого, того самого царя, при правлении которого произошло Рождество Христово, Филипп (или – Ирод Филипп).

Иродиада. Фрагмент композиции «Поднесение главы св. Иоанна Предтечи». Роспись юж. стены диаконника ц. Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде. 1125 г.

Кроме него, у царя было еще два сына от разных жен – Ирод Архелай и Ирод Антипа. Перед своей смертью он передал им власть в Иудейском царстве. При этом Римский император – а Иудея была провинцией империи и не имела своей государственности – посчитал нужным передать две части царства Ироду Архелаю, и по одной – другим Иродам, Филиппу и Антипе. Так в Палестине оказалось три брата-правителя.

Между Филиппом и Антипой и произошла история, ставшая «завязкой» последующих трагических событий:

  • Антипа влюбился в супругу сводного брата, более того, прогнал собственную жену, чтобы вступить в беззаконное сожительство;
  • это вызвало войну с Аретой – арабским правителем, тестем Ирода Антипы, и, конечно, возмущение в обществе, которое продолжало хранить Моисеев Закон. А он категорически запрещал брать за себя супругу брата (кроме случая, когда тот умирал, не оставив наследников).

Правда, Ирод Антипа иудеем мог считаться весьма условно – чего стоят, например, пиры по случаю дней рождения (евреи такие даты вообще не отмечали), вообще склонность к «эллинизму», который процветал в те годы на Востоке, заигрыванию с язычеством. Потому и на общественный «резонанс» своего беззаконного брака Ирод также реагировал бы вполне спокойно – если бы не обличения от Иоанна Крестителя, которого весь народ почитал пророком, а возможно – даже самим Мессией.

Иоанн Креститель обличает Ирода Антипу и Иродиаду в прелюбодеянии

Обличения могли угрожать власти правителя –чего, собственно, он опасался, в какой-то момент отдав приказ об аресте Иоанна. Впрочем, судя как по Евангелию, так и по другим источникам того времени, Ирод не отличался решительностью: пророка арестовал, но при этом почитал, как посланника Бога (в Которого не очень-то верил) и даже «многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк.6:20).

Был он, как говорили многие современники, с одной стороны – слаб как правитель, с другой – лукав, двоедушен, старался угодить как красавице-жене, так и народу, любившему Иоанна. Может быть, иной раз говорила в нем и совесть…

Elena Zelenskaya

Дата рождения
01.06.1961
Профессия
певица
Тип голоса
сопрано
Страна
Россия

Елена Зеленская — одна из ведущих сопрано оперы
Большого театра России. Народная артистка России.
Лауреат конкурса вокалистов имени М.И.Глинки (2-ая премия), лауреат
международного конкурса имени Римского-Корсакова (1-ая премия).

С
1991 по 1996 годы – солистка московского театра «Новая Опера», где
впервые в России исполнила партии Королевы Елизаветы («Мария
Стюарт» Доницетти) и Валли (в одноименной опере Каталани «Валли»).
В 1993 году выступила в партии Гориславы («Руслан и Людмила») в
Линкольн-Центре и Карнеги-Холл в Нью-Йорке, Елизаветы («Мария
Стюарт») — Шанс-Элисе в Париже. С 1992-1995 года постоянная
участница Оперного фестиваля в Вене «Моцарт в Шенбруне» — Донна
Эльвира («Дон Жуан») и Графиня («Свадьба Фигаро»).
С 1996 года Елена Зеленская солистка Большого театра, где поет
ведущие партии сопранового репертуара: Татьяна («Евгений Онегин»),
Ярославна («Князь Игорь»), Лиза («Пиковая дама»), Наталья
(«Опричник»), Наташа («Русалка»), Купава («Снегурочка»), Тоска
(«Тоска»), Аида («Аида»), Амелия («Бал-Маскарад»), Графиня
(«Свадьба Фигаро»), Леонора («Сила Судьбы»), партия сопрано в
Реквиеме Дж.Верди.

После успешного дебюта в партии Леди Макбет («Макбет», Дж.Верди) в
Швейцарии, певица получает приглашение на постановку оперы «Сила
Судьбы» в партии Леоноры и Аиды («Аида») на Международный оперный
фестиваль в Савонлинне (Финляндия) и становится постоянной его
участницей с 1998 по 2001 годы. В 1998 году исполнила партию
Стефаны в опере Джордано «Сиберия» на Международном фестивале в
Вексфорде (Ирландия). В 1999-2000 годах на Международном фестивале
в Бергене (Норвегия) выступила в партиях Тоски («Тоска»), Леди
Макбет («Макбет»), Сантуцца («Сельская честь»), а также в партии
Анны в опере Пуччини «Ле Вили». В том же 1999 году, в октябре,
приглашена в Дойче Оперу на Рейне (Дюссельдорф) на партию Аиды, а в
декабре того же года спела Аиду в Дойче Опере в Берлине. В начале
2000 года — партия Леди Макбет («Макбет») в Минессота Опера в США,
а затем партия Леоноры («Сила Судьбы») в Датской Королевской Опере.
В сентябре 2000 года партия Тоски («Тоска») в Королевской Опере Ла
Монет в Брюсселе, «Военный Реквием» Бриттена в
Лос-Анжелес-филармония — дирижер А. Папано. В конце 2000 года —
Нью-Израиль Опера (Телль-Авив) постановка оперы Макбет – партия
Леди Макбет. 2001год — дебют в Метрополитен Опера (США) – Амелия
(«Бал-Маскарад») — дирижер П. Доминго, Аида («Аида»), «Реквием»
Дж.Верди в Сан-Диего Опера (США). В том же 2001 году- Опера-Манхайм
(Германия) — Амелия («Бал-Маскарад»), Маддалена («Маддалена»
Прокофьева) в Амстердам-Филармония, Международный оперный фестиваль
в г.Кесария (Израиль) — Леонора («Сила Судьбы»). В октябре того же
года исполнила партию Мими («Богема») в Гранд-Опера Лисео
(Барселона). В 2002 — оперный фестиваль в Риге- Амелия
(«Бал-Маскарад»), а затем в Нью-Израиль Опера — партия Маддалены в
опере Джордано «Андре Шенье».

Имя Елены Зеленской гордо вошло в книгу «Золотые Голоса Большого», изданную в 2011 году.

В 2015 г. состоялся Сольный концерт на сцене Большого зала Московской Консерватории (к 150-летию МГК). Елена Зеленская работает с такими выдающимися дирижерами, как: Лорин Маазель, Антонио Паппано, Марко Армильято, Джеймс Ливайн, Даниэле Каллегари, Ашер Фиш, Даниил Уорен, Маурицио Барбачини, Марчелло Виотти, Владимир Федосеев, Михаил Юровский, Сэр Георг Шолти, Джеймс Конлон.

С 2011 года — доцент кафедры сольного академического пения РАМ ИМ. Гнесиных.

Публикации

Семь Саломей, или Барану баранью смерть 14.03.2021 в 15:32

Новый альбом Александры Дурсеневой на фирме «Мелодия» 29.12.2017 в 20:07

Звёзды Большого на оперном подворье 12.09.2017 в 21:02

Вторая New Opera World: от энтузиазма к настоящему искусству 11.08.2017 в 16:41

Бурчуладзе и партнёры (operanews.ru) 24.11.2013 в 20:05

Орлеанская дева без Жанны д’Арк 10.05.2010 в 16:00

«Андре Шенье» в концертном исполнении 15.07.2004 в 22:03

Шекспировская опера Верди в постановке Эймунтаса Някрошюса 16.10.2003 в 17:18

Фестивальные лики Латвийской оперы 08.08.2002 в 20:27

Интересные факты

Овцы — одни из очень немногих живых существ, которые имеют прямоугольные зрачки. Ещё у них необычайно острый слух.

В русском языке есть понятие «белая ворона». А в Европе аналогичное по смыслу выражение звучит как «чёрная овца».

У овец очень часто рождаются близнецы. Новорождённые ягнята узнают свою мать по голосу.

Овцы стараются обходить резкую границу между светом и тенью.

Овцы — необычайно «социальные» особи. Они терпеть не «могут находиться в одиночестве и, удалённые по каким-либо причинам из стада, быстро впадают в депрессию. Также они не любят открытой местности и гораздо уютнее чувствуют себя окружённые забором.

До сих пор никто не смог создать синтетический аналог овечьей шерсти, не уступающий ей по качеству и способности сохранять тепло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: