Арриго бойто

Арриго бойто (arrigo boito) | belcanto.ru

Arrigo Boito

Дата рождения
24.02.1842
Дата смерти
10.06.1918
Профессия

композитор, писатель

Страна
Италия

Бойто известен прежде всего как либреттист — соавтор последних опер Верди и лишь во вторую очередь как композитор. Не став ни продолжателем Верди, ни подражателем высоко ценимого им Вагнера, Бойто не примкнул и к нарождавшемуся в Италии в конце XIX века веризму с его интересом к обыденной жизни и малой форме. Несмотря на длительность творческого пути, он не только остался в истории музыки как автор единственной оперы, но и действительно до конца жизни так и не завершил вторую.

Арриго Бойто родился 24 февраля 1842 года в Падуе, в семье художника-миниатюриста, но воспитывался у матери, польской графини, оставившей к тому времени мужа. Рано обнаружив интерес к музыке, он в одиннадцать лет поступил в Миланскую консерваторию, где проучился восемь лет в классе композиции Альберто Мадзукато. Уже в эти годы проявилась его двойная одаренность: в написанных в консерватории кантате и мистерии Бойто принадлежал текст и половина музыки. Он увлекся немецкой музыкой, не слишком распространенной в Италии: вначале Бетховеном, позднее — Вагнером, став его защитником и пропагандистом. Консерваторию Бойто закончил с медалью и денежной премией, которую потратил на путешествия. Он посетил Францию, Германию и родину матери Польшу. В Париже произошла первая, еще мимолетная, творческая встреча с Верди: Бойто оказался автором текста его Гимна наций, созданного для выставки в Лондоне. Возвратившись в конце 1862 года в Милан, Бойто погрузился в литературную деятельность. В первой половине 1860-х годов выходят его поэмы, статьи о музыке и театре, а позднее — романы. Он сближается с молодыми писателями, называвшими себя «Растрепанными». Их творчество пронизано мрачными настроениями, чувствами надломленности, опустошенности, идеями разрушения, торжества жестокости и зла, что отразилось затем в обеих операх Бойто. Такой взгляд на мир не помешал ему в 1866 году присоединиться к походу Гарибальди, боровшегося за освобождение и объединение Италии, хотя участия в сражениях он не принимал.

Важнейшая веха в жизни Бойто — 1868 год, когда в миланском театре Ла Скала состоялась премьера его оперы «Мефистофель». Бойто выступил одновременно как композитор, либреттист и дирижер — и потерпел сокрушительный провал. Обескураженный происшедшим, он отдается либреттистике: пишет для Понкьелли либретто «Джоконды», которая стала лучшей оперой композитора, переводит на итальянский «Армиду» Глюка, «Вольного стрелка» Вебера, «Руслана и Людмилу» Глинки. Особенно много сил он уделяет Вагнеру: делает переводы «Риенци» и «Тристана и Изольды», песен на слова Матильды Везендонк, а в связи с премьерой «Лоэнгрина» в Болонье (1871) пишет открытое письмо немецкому реформатору. Однако увлечение Вагнером и неприятие современной итальянской оперы как традиционной и рутинной сменяется пониманием истинного значения Верди, которое переходит в творческое сотрудничество и дружбу, длившуюся до конца жизни прославленного маэстро (1901). Этому способствовал известный миланский издатель Рикорди, представивший Верди Бойто в качестве лучшего либреттиста. По предложению Рикорди в начале 1870 года Бойто закончил для Верди либретто «Нерона». Занятый «Аидой», композитор отверг его, и с 1879 года Бойто сам начал работу над «Нероном», однако сотрудничество с Верди не прервал: в начале 1880-х переделал либретто «Симона Бокканегры», затем создал два либретто по Шекспиру — «Яго», на которое Верди написал лучшую свою оперу «Отелло», и «Фальстаф». Именно Верди побудил Бойто в мае 1891 года вновь приняться за отложенного надолго «Нерона». 10 лет спустя Бойто опубликовал его либретто, что стало крупным событием в литературной жизни Италии. В том же 1901 году Бойто добился триумфального успеха как композитор: в Ла Скала состоялась новая постановка «Мефистофеля» с Шаляпиным в главной роли, под управлением Тосканини, после чего опера обошла весь мир. Над «Нероном» композитор работал до конца жизни, в 1912 году принялся за V акт, предложил главную роль Карузо, который в последней миланской премьере «Мефистофеля» пел Фауста, но оперу так и не завершил.

Умер Бойто 10 июня 1918 года в Милане.

А. Кенигсберг

Публикации

О том, как в Венской опере исполнили один немецкий шедевр одного великого итальянца 23.10.2021 в 12:38

«Гамлет» Франко Фаччо на Брегенцском фестивале (operanews.ru) 15.08.2016 в 21:17

«Мефистофель» Бойто в Мюнхене (operanews.ru) 30.11.2015 в 21:21

Мефистофель и Фауст в Праге (operanews.ru) 09.02.2015 в 21:47

К 100-летию дебюта Шаляпина в «Ла Скала» 25.12.2002 в 14:49

К 100-летию дебюта Шаляпина в «Ла Скала»

25.12.2002 в 14:49, количество просмотров:
11340

В 1900 году
молодой и предприимчивый директор «Ла Скала» Джулио Гатти-Казацца
задумал поставить в театре забытого
«Мефистофеля» Арриго Бойто. Он
долго уговаривал композитора. Тот не верил в успех, помня давний
миланский провал оперы. Импресарио понял, что нужна нестандартная
идея. Внимательно следивший за новыми веяниями и именами, он решил
пригласить на заглавную роль мало известного публике русского баса
Федора Шаляпина, а заодно и молодых итальянцев Энрико Карузо и Эмму
Карелли на роли Фауста и Маргариты.

Так появилась на свет та знаменитая телеграмма, о которой Федор
Иванович рассказывает в своих мемуарах «Страницы из моей жизни»:

«Я получил телеграмму от миланского театра La Scala. Мне предлагали
петь «Мефистофеля» Бойто и спрашивали мои условия. Сначала я
подумал, что это чья-то недобрая шутка, но жена убедила меня
отнестись к телеграмме серьезно… поняв, что это не шутка,
растерялся, стало страшно… послал телеграмму в Милан, назначая 15
000 франков за десять спектаклей, в тайной надежде, что дирекция
театра не согласится на это. Но — она согласилась!».

Удивительно также другое. Шаляпин полагает, что приглашение стало
следствием его успешных выступлений на парижской Всемирной выставке
1900 года

Но ему изменяет память: на выставку он отправился в
конце мая, а приглашение получил в начале! (на это обстоятельство
обратил внимание авторитетный исследователь творчества певца
Ю.Котляров). Таким образом, Гатти-Казацца проявил изумительное
чутье, рискнув пригласить талантливого русского певца и
безоговорочно приняв его условия

«Чувство радости чередовалось у меня с чувством страха. Не
дожидаясь партитуры, я немедленно принялся разучивать оперу и решил
ехать на лето в Италию. Рахманинов был первым, с кем я поделился
моей радостью, страхом и намерениями. Он выразил желание ехать со
мной…»

В июле Шаляпин с Рахманиновым поселяются на вилле в Варацце, где
разучивают «Мефистофеля».

История триумфального дебюта Шаляпина в Ла Скала (3 марта 1901
года) известна очень хорошо. Она подробно описана в мемуарах певца,
в ярком очерке В.Дорошевича «Шаляпин в Scala», в воспоминаниях
болгарского певца П.Райчева «Жизнь и песня». Сам Федор Иванович
живо и с большой долей юмора описывает нравы итальянской оперной
публики, все перипетии знаменитой премьеры, шантажистов из местной
клаки, требовавшей от певца денег и отступившей перед его талантом.
Интерес представляет также рассказ о его общении с Артуро Тосканини
и самим автором «Мефистофеля», которые были покорены блестящей
трактовкой артистом образа дьявола.

Вот как описывает один из моментов исторической премьеры
В.Дорошевич:

«В аплодисментах утонуло пение хоров, могучие аккорды оркестра.
Публика ничего не хотела знать.
— Bravo? Scialapino!
Пришлось — нечто небывалое — прервать пролог. Мефистофель из
облаков вышел на авансцену раскланиваться и долго стоял, вероятно,
взволнованный, потрясенный. Публика его не отпускала.
Публика бесновалась. Что наши тощие и жалкие вопли шаляпинисток
перед этой бурей, перед ураганом восторженной, пришедшей в экстаз
итальянской толпы!..».

Восторженным был отзыв о спектакле также бывшего в те дни в Милане
выдающегося итальянского певца Анджело Мазини, неоднократно
гастролировавшего в России, пославшего под впечатлением от
спектакля письмо в газету «Новое время»:

«…Слушая его, я испытываю двойное наслаждение оттого, что этот
певец — русский, из той России, с которой я сроднился и которую
люблю».

Этот дебют стал для Шаляпина, да и всей русской вокальной школы,
важнейшей вехой. Эпизодические ранее приглашения русских артистов
на ведущие сцены Европы, стали правилом. Это доказывают
блистательные выступления Л.Собинова, Д.Смирнова, Г.Бакланова,
М.Черкасской и др.

Евгений Цодоков

Интересные факты

1
В Ла Скала, на момент приезда туда Шаляпина, гримировались весьма примитивно, русский бас поразил итальянских коллег мастерством владения сценическим гримом.
2
Миланская клака выставила Шаляпину счет на 4000 франков, после оплаты которого обещала поддержать его дебют в Ла Скала. Артист платить не стал, но своим выступлением убедил даже раздосадованных клакеров – они искренне выражали ему восторги, притом совершенно бесплатно.
3
Федор Иванович был настолько разочарован, что Мария Валентиновна родила третью девочку – он так хотел сына – что несколько дней не разговаривал с супругой. Дасю, однако, обожал и баловал едва ли не больше всех.
4
В эмигрантских кругах ходила легенда о том, что у Шаляпина, несмотря на его обеспеченность, никогда не было с собой больше трех рублей. Возможно, в этом есть доля правды — не стоит забывать, что на его попечении находились 9 детей в Париже, включая детей Марии Валентиновны от первого брака, а также бывшая жена и старшая дочь в СССР.
5
Шаляпин был также талантлив и в живописи. Лучше всего ему удавались карикатуры и шаржи. На теплоходе по пути в США он как-то нарисовал шаржей на сумму, превышающую гонорар за спектакль.
6
Американцы платили Шаляпину больше, чем Энрико Карузо – редкий случай, когда бас ценится выше тенора.
7
Сын Шаляпина Федор Федорович до конца жизни называл вторую семью отца незаконной.
8
Свою супругу Иолу Шаляпин ласково называл Ёлочкой.
9
Мария Петцольд была также уроженкой Казани.
10
В 1984 году прах Федора Ивановича был перевезен из Парижа в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.

Творческий путь

Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого.

Молодой человек отличался приятной, интересной внешностью, проницательным тембром, а также выразительными артистическими способностями

Не обратить внимание на такого яркого певца оказалось просто невозможно. Федор Иванович стал любимцем столичной публики

Хвалили его и критики. Даже те, которые обычно были скупы на словесные награды.

Будучи уже знаменитым оперным исполнителем, Федор Иванович много рисовал, занимался живописью, лепил. «Если бы все знали, какой огонь тлеет во мне и угасает, как свеча…» — говорил Федор Шаляпин друзьям, убеждая их, что рожден быть скульптором.
Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: