Бородин. симфония no. 2 («богатырская»)

Бородин. симфония no. 2 («богатырская»)

Презентация: “Бородин А,П. “Богатырская симфония”

Слайд 1

Бородин А.П. Симфония №2 «Богатырская» си минор (1876) Презентацию выполнила Власова Ульяна , ученица 6 класса струнного отделения МБОУ ДОД «Детская школа искусств г.Сегежи» Республика Карелия Преподаватель высшей категории: Мировская Валентина Николаевна

Слайд 2

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор, автор трех симфоний (Третья – не окончена)и симфонической картины «В Средней Азии». Свою Вторую «Богатырскую» симфонию он писал на протяжении 8 лет (1869 – 1876), одновременно с оперой «Князь Игорь».

Слайд 3

В. Стасов М.П. Мусоргский Владимир Стасов дал симфонии название «Богатырская». Мусоргский называл симфонию «героическая славянская».

Слайд 4

Впервые «Богатырская» симфония была исполнена в концерте РМО в Петербурге 26 февраля 1877 г.под управлением Эдуарда Направника. «Богатырская» симфония – яркий образец русского эпического симфонизма.

В симфонии 4 части. Первая часть написана в сонатной форме Вторая часть – скерцо. Третья часть – медленное анданте, написана в сонатной форме. Четвертая часть – финал, блестящий народный праздник.

Слайд 5

I часть – Allegro moderato , сонатная форма Музыка рисует «собрание русских богатырей» (Бородин), полна силы, величавости, прославляет подвиги воинов – защитников справедливости. Эта часть – самая значительная, определяет характер всего произведения. Именно в ней особенно ярко воплощены богатырские образы симфонии.

Слайд 6

II часть – скерцо, 3-х частная форма. Вторая часть – стремительное скерцо. Крайние разделы – это изображение богатырских игрищ и забав, состязаний воинов. Музыка полна силы, энергии веселья, быстрого движения.

В среднем разделе (трио) звучит лирическая мелодия восточного характера, напоминающая тему из 2 действия оперы «Князь Игорь». Академик Борис Асафьев сказал о нём: «Скерцо стремится, будто конь под джигитовщиком ».

Слайд 7

III часть – Andante , сонатная форма Третью часть, Andante , можно назвать богатырской эпической песнью. Оно рисует образ Баяна – легендарного древнерусского певца. Эта часть воспринимается как рассказ народного сказителя Баяна о славных битвах и подвигах древних богатырей, о «делах давно минувших дней».

Слайд 8

Совет

IV часть – финал Эта часть рисует «сцену богатырского пира при звуке гусель , при ликовании народной толпы», это картина весёлого народного праздника с плясовыми и хороводными темами, скоморошьими наигрышами . Оркестр подражает народным инструментам: гуслям, гудкам, балалайкам.

Слайд 9

Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Собрание русских богатырей Скерцо Andante Песнь Баяна Сцена богатырского пира, ликование толпы Сонатная форма Сложная трехчастная форма. Крайние части – в форме сонатного аллегро. Трио – вариации на песенную тему Сонатная форма Сонатная форма си минор Фа мажор Ре бемоль мажор Си мажор Строение симфонии

Слайд 10

Вопросы: Сколько лет заняла работа над второй симфонией? Когда она была закончена? Кто дал симфонии название «Богатырская»? Как назвал симфонию Мусоргский? Какому произведению она близка по музыке и образам и сочинялась параллельно с ним? Назовите тональность симфонии. Из скольки частей состоит Вторая симфония? Когда и где состоялась премьера симфонии? Кто первый дирижировал «Богатырской»симфонией ?

Слайд 11

Литература: Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты пол русской музыке. Выпуск III . – М., 2012. Панова Н.В. Русская музыкальная литература. Рабочая тетрадь для 6-7 классов. – М.,2005. Привалов. С. Русская музыкальная литература. Музыка XI – начала XX века.

,2008.

Слайд 12

Интернет ресурсы: http://www.belcanto.ru/s_borodin_2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75e00317-1a77-066c-86d4-d0b8c66dc614/Borodin%20Simpfony.htm http://www.borodin1833.ru/simf2.htm https://www.youtube.com/watch?v=OdIZ_pF7Kyw http://classic-online.ru/ru/production/605 http://orpheusmusic.ru/publ/aleksandr_borodin_quot_vtoraja_simfonija_quot/479-1-0-848

Обо мне

Ксения Александровна

Кемерово, Кемеровская область, Russia

Меня зовут Ксения Александровна Цуканова. Я- преподаватель теоретических дисциплин в Детской школе искусств №46 г.Кемерово, в Общественной организации «Интеграция» и Центре помощи детям с ранним детским аутизмом «Солнышко»провожу интенсивные тренинги по по музыкальному развитию, а также провожу частные занятия музыкально-теоретической направленности.
Мой блог- мое хобби и, одновременно, подспорье в работе для меня и моих учеников. надеюсь, что он будет интересен профессионалам и любителям музыки.

В ДШИ № 46 я работаю с 2011 года, столько же сотрудничаю с «Интеграцией» и «Солнышком». Принимаю участие в профессиональных конкурсах и конференциях городского и всероссийского уровней.
Активно работаю в продвижении инновационных технологий для предметов теоретического цикла. Хочу, чтобы мои ученики так же любили сольфеджио и музыкальную литературу как и я, и, на мой взгляд, это получается

Просмотреть профиль

Музыка

В «Богатырской симфонии» 4 части:

Первая часть
основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

Вторая часть
— стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.

Третья часть
, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируе­мого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная тема сонатной формы — размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: