Ссылки
- Неоимпрессионизм. Википедия, свободная энциклопедия. Получено с en.wikipedia.org
- Неоимпрессионизм. Художественная история. Восстановлено с theartstory.org
- Жорж Сёра. ТЕЙТ. Восстановлено с tate.org.uk
- Редакторы энциклопедии Британника (2016). Пуантилизм. Encyclopdia Britannica, inc. Получено с britannica.com
- Пуантилизм. Википедия, свободная энциклопедия. Получено с en.wikipedia.org
- Что такое пуантилизм? Wonderopolis. Получено с сайта wonderopolis.org
- Дивизионизм. Википедия, свободная энциклопедия. Получено с en.wikipedia.org
- БИОГРАФИЯ ПОЛА СИНЬЯКА. Поль-Синьяк. Полная работа. Восстановлено с paul-signac.org
- Камиль Писсарро. Википедия, свободная энциклопедия. Получено с en.wikipedia.org
- Анри-Эдмон Кросс. Художественная история. Восстановлено с theartstory.org
- Альбер Дюбуа-Пилле. Википедия, свободная энциклопедия. Получено с en.wikipedia.org
Отличия от импрессионизма
Ключевое отличие неоимпрессионизма – отказ от смешения красок, работа с чистым цветом.
1 / 5
Если импрессионизм – это стихийность, романтизм, то стиль, созданный Сёра – научный импрессионизм. Первые видели в цвете инструмент для выражения эмоций, вторые – настаивали на бесстрастности художника, отказе от спонтанности и естественности в передаче сюжета.
1 / 7
Позже было доказано, что Сёра, и его последователи заблуждались, приписывая своей технике научность. Но гениям свойственно заблуждаться, зато ошибочные суждения становятся причиной создания многих великих произведений искусства. Сёра – как раз такой случай.
Используемые материалы и инструменты
Техника этого искусства не требует использования определенного инструмента или материала, однако существуют определенные параметры, такие как фон и формы.
Для пуантилизма вам понадобится инструмент, позволяющий делать точки постоянного размера. Хотя размер точки может быть разным, необходимо, чтобы инструмент позволял многократно воспроизводить один и тот же размер точки.
С другой стороны, материал, на котором выполнена работа, должен быть однотонным. Наиболее часто используемые цвета — белый, серый или кремовый. Этот цвет фона позволяет вам правильно играть с основными цветами. Карандаши, маркеры, краски, кисти и многое другое можно использовать для рисования в этой технике.
Современный пуантилизм
Представители постмодернизма в искусстве берут на вооружение технику написания мазками, создавая не только художественные полотна, но и инсталляции.
«Точечный» стиль отличает работы художника из Лос-Анджелеса Кайла Леонарда (KAL), которому удается создавать удивительно реалистичные рисунки. Для написания он использует тонкие наконечники.
Наброски Кайл Леонард
Художник Микель Эндара создал полотно из 3,2 млн точек из отсканированной фотографии. Пером он сделал из обычной светокопии шедевр современного искусства.
Шведский фотограф Филипп Карберг на основе инсталляции сделал фото. Тысячи кропотливо расположенных колышков перпендикулярно к зрителю образуют изображения, которые художник фотографирует. Получается стильно, оригинально, свежо.
Портрет Бенджамина Кайла Микель Эндара
Херб Уильямс также придумывает инсталляции, применяя метод точечности. В качестве материала выбирает цветные карандаши, которые располагаются перпендикулярно листу и позволяют создавать красочные фигуры. Таким образом, художнику удалось создать пикселизованный портрет девушки и изображение собаки. На близком расстоянии – это абстракция. Чтобы увидеть суть, необходимо немного отойти, как и при рассматривании картин пуантилистов.
1 / 3
Интересно, что технику пуантилизма полюбили дети. Им нравится, как «играет» цвет прямо на полотне картины. В качестве развивающих занятий малышам предлагают рисовать пальчиковыми красками. Работа в технике пуантилизма масляными красками, гуашью или акрилом доставит удовольствие и взрослому. Творчество успокаивает, настраивает на гармоничный лад, восстанавливает душевное равновесие.
Особенности стиля
Работы в стиле пуантилизм невозможно перепутать ни с чем – полотно состоит из коротких мазков круглой или прямоугольной формы. В переводе название направления живописи означает «писать точками».
Теория цвета
В создании стиля, Сера использовал общее положение теории цвета – человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом. В изображении предметов на полотне используют точки контрастных оттенков – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. Благодаря этому приему объекты выразительны. Соседние цвета не смешиваются друг с другом. Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовые соединения и превращения выполнит наш глаз.
Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сера, стала шоком и открытием выставки импрессионистов в 1886 году. Благодаря эффекту теории цвета, изображение получилось живым и многомерным с расстояния. Если подойти ближе – картина распадалась на точки. Цель художника достигнута – он передал колебание воздушной среды и красоту природы.
Дивизионизм
Сера называл этот стиль живописи «дивизионизм», когда изобрел его, название было изменено через длительное время. Чем меньше точек, тем яснее картина и более резкие линии, так же, как с разрешением экрана на мониторе компьютера. Во многих отношениях, пуантилизм можно называть наукой также правомерно, как и искусством. Пуантилизм использовал оптические иллюзии для создания изображений из многих маленьких точек, расположенных близко друг к другу. При близком рассмотрении картина выглядит размытой, нечеткой, издалека – точно просматривается объект, изображенный художником. Технику нанесения изображения на холст сравнивают с пикселями на экранах компьютерных мониторов.
Энергия мира
Идея пуантилистов – передать энергию окружающего мира при помощи необычной техники написания полотен. Шокировать или удивить зрителей они не планировали, но необычная техника вызвала критику и непонимание. Суть критики – использование точек для написания картин превращает живопись в механическое, нудное занятие, что убивает творчество, индивидуальность.
Художники-пуантилисты
Именно Синьяк довел теорию до абсолюта и рассказал миру о том, что такое пуантилизм в живописи. Картинки-репродукции его работ появлялись в журналах и на открытках, так как были очень декоративными и необычными. Синьяк не только писал и в своих полотнах доводил пуантилизм до совершенства, но и создал серьезную теоретическую работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», которая стала своеобразным учебником для художников этого направления. Художник преимущественно занимался написанием пейзажей, и точечная техника позволяет ему достичь невероятной атмосферности и воздушности. Также Синьяк экспериментировал в графике и в черно-белой живописи
Успех и необычный эффект работ в стиле пуантилизма привлек внимание и других выдающихся живописцев. В точечной технике работал в конце жизни Камиль Писсарро, пробовал свои силы в этой технике В
Ван Гог. Известными пуантилистами стали Ш. Ангран, М. Люс, Т. ван Рейссельберге, А. Ложе, А. Э. Кросс. Этот стиль не утратил своей актуальности и доныне. Но такого массового пуантилизма, как на рубеже 19 и 20 веков уже не было. Самыми известными современными пуантилистами считаются Бенджамин Лаадинг и Мигель Эндара.
Камиль Писсарро (1830-1903)
В первые дни своей творческой жизни он посвятил себя импрессионизму, а с 1880 года он начал интересоваться неоимпрессионизмом, работая с Жоржем Сёра. С помощью пуантилизма он начал исследовать повседневные темы с изображениями людей на работе или дома, основанными на реальности.
С 1885 года он сосредоточился на практике пуантилизма, а в 1886 году он участвовал в выставке с Сёра, Синьяком и другими. Многие аналитики были поражены способностью датского художника развивать собственное искусство, поскольку его картины в стиле пуантилистов сильно отличались от тех, что он создавал во времена импрессионизма. Некоторые из наиболее известных работ импрессионистов Писсарро:
-Женщины собирают траву, 1883 г.
-Пейзаж Жраньи, 1886 г.
-La Récolte des Foins, Эраньи, 1887 г.
-Молодая крестьянка за туалетным столиком, 1888 г.
-Закат и туман, Эраньи, 1891 г.
Пуантилизм: история мирового искусства
Всколыхнувший во второй половине XIX века мир художников стиль живописи – неоимпрессионизм – в 1885 году во Франции породил уникальное направление – пуантилизм. Критики крайне нелестно отзывались о технике, исключившей смешение цвета на полотнах картин. Но пуантилизм нашел своих поклонников.
Пуантилизм как стиль живописи
Картины пуантилистов легко определить с первого взгляда. Они состоят из отдельных точечных или прямоугольной формы мазков. Сама техника получила название от французского слова pointiller, означающего «писать точками».
Каждая точка в картинах пуантилистов находится на небольшом расстоянии от других, и, значит, ее цвет не смешивается с цветом соседней точки. Однако работу по соединению цветов и превращению отдельных точек в единое полотно выполняет человеческий глаз. Именно это ежесекундно делают наши глаза, когда мы смотрим на что-либо.
Пуантилисты не преследовали идею удивить кого-либо необычной и довольно сложной техникой написания картин. Они стремились передать в своих работах движение воздуха, энергию природы.
И это им прекрасно удавалось. Впрочем, нашлись критики, заявившие, что пуантилизм исключает творчество, а написание картин превращает в нудное механическое занятие. Но это совсем не так.
Жорж Сёра и другие пуантилисты
Увлеченный теорией цвета, изучавший труды Ш. Блана, О. Руда и Э. Шеврёля, молодой художник Жорж-Пьер Сёра решил применить свои знания на практике, создав полотно, состоящее из точек и при этом не смешивая.
Согласно теории цвета, находящиеся рядом точки разных цветов человеческий глаз смешивает в один цвет. К примеру, стоящие рядом желтая и синяя точки с определенного расстояния будут казаться человеку зеленым пятном.
В этом можно убедиться на примере знаменитой картины Ж-П. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», ввергшей в шок критиков на выставке работ импрессионистов в 1886 году. Картина получилась невероятно живой, многомерной.
Контрастные точки создают эффект колеблющегося воздуха. Сёра достиг нужного эффекта – ему удалось передать красоту и естественность световоздушной среды.
Идею Ж-П. Сёра поддержали такие художники, как Поль Синьяк, Анри Кросс. И даже один из основателей импрессионизма – Камиль Писарро – 5 лет работал в стиле пуантилизма.
Henri-Edmond Cross Beach on the Mediterranian 1891
Camille Pissarro Railroad to Dieppe 1886
Пуантилизм Сёра открыл множество возможностей для экспериментов. К примеру, Поль Синьяк экспериментировал с расстоянием между точками. Если у Ж-П. Сёра мазки были примерно на равном расстоянии друг от друга, создавая эффект плавного движения, то на картинах Синьяка точки то сближались, то удалялись друг от друга, благодаря чему достигался эффект энергичного движения и объемности отдельных элементов.
Paul Signac Houses in the Port, Saint-Tropez 1892
Значение термина
Одной из таких идей были эксперименты с цветом и попытка превратить процесс создания изображения на холсте в научный эксперимент. Так сформировалось новое направление в живописи — пуантилизм. Название основывается на характерной манере написания картин. Этот новый стиль не был стихийным и спонтанным, как классический импрессионизм, художник четко осознавал, что он делает и какого результата хочет добиться.
Название происходит от французского слова pointel — точечное письмо, писать точками. Реже используется и другое название — дивизионизм, что означает «разделение». Под пуантилизмом в живописи подразумевается манера письма путем нанесения отдельных красочных точек на определенном расстоянии друг от друга.
Основоположники пуантилизма
Этот оригинальный метод живописи создал французский художник Жорж-Пьер Сёра́ (1859-1891). Сначала он писал в технике импрессионизма, но постоянно экспериментировал, искал свой стиль. Технику пуантилизма Сёра изобрёл случайно: он любил работать с натуры и писать на небольших деревянных дощечках
Однажды он заострил внимание на том, что твердая поверхность дерева не реагирует на давление кисти, не вибрирует, в отличие от холста. Поэтому каждый мазок на дереве остаётся чётким и направленным
Он стал писать в стиле импрессионизма этюды на пленэре (на воздухе), а затем в мастерской на основе этих этюдов создавал большие полотна в стиле пуантилизма.
При этом Сёра много читал, интересовался вопросами оптики и цвета, научными работами в этой области. Он изучал влияние определенных оптических комбинаций на сетчатку глаза и эмоциональный характер разнонаправленных линий и движений. Поэтому новую технику живописи Сёра можно назвать научной, рассудочной, в отличие от эмоционального импрессионизма.
Свою первую работу в новой технике живописи Сёра создал в 1883 г. – это были «Купальщики в Аньере». Жюри Парижского салона картину отвергло.
В 1884 г. он познакомился с художником Полем Синьяком (1863-1935), который также освоил технику пуантилизма, стал соратником Сёра и вместе с ним разрабатывал эту живописную технику. Он стал классиком французской живописи ещё при жизни.
К новому направлению вскоре присоединились Камиль Писсарро (1830-1903), Анри Кросс (1856-1910), Максимильен Люс (1858-1941) и другие художники. Но Камиль Писсарро не очень долго работал в этой технике, постепенно метод себя исчерпал и перестал приносить ему художественное удовлетворение. И тогда Писсарро вернулся к импрессионизму. А вот его сын, Люсьен Писсарро (1863-1944), писал и в стиле импрессионизма, и в стиле постимпрессионизма (пуантилизма).
Анри-Эдмон Кросс (1856-1910)
Кросс был признанным практиком неоимпрессионизма французской национальности. Он выделялся тем, что был одним из самых актуальных персонажей второй фазы движения. Его настоящее имя было Анри-Эдмон-Жозеф Делакруа, но, чтобы отличаться от известного художника-романтика Эжена Делакруа, он изменил свое имя на Анри Кросс.
Он перенял пуантилизм из работ своего друга Жоржа Сёра, однако строгие параметры этого стиля привели его к разработке новой концепции вместе с Полем Синьяком, с вариациями в цвете и формах его применения. Позже эта техника будет известна как фовизм. Среди наиболее выдающихся пуантилистских работ Креста:
-Антиб, утро, 1895 г.
-Рио-Сан-Тровасо, Венеция, 1904 г.
-La Plage de Saint-Clair, 1907 г.
Пуантилизм для начинающих
Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).
Назначение композиции: «Золотая рыбка» станет прекрасным украшением стен детской комнаты, подарком для родных и близких.
Представленная композиция является интересным вариантом для педагогов как для использования в непосредственно-образовательной деятельности (рисование), так и в совместной или самостоятельной деятельности. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию у детей мелкой моторики, усидчивости, но и развитию воображения, мышления, фантазии.
Цель мастер-класса: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».
Задачи в работе с детьми:
— познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи — «пуантилизмом»;
— обучать созданию композиции «Золотая рыбка» в технике «пуантилизм»;
— развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет);
— воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.
Описание техники «пуантилизм».
Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.
Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.
Мы предлагаем Вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.
Необходимые материалы:
1. Бумага для черчения А4
2. Простой карандаш
3. Стирательная резинка
4. Цветные маркеры (или фломастеры)
5. Рамка для оформления работы
Предлагаем приступить к первому этапу – созданию эскиза будущей композиции. Лист необходимо разделить горизонтальной линией на две плоскости: вода (примерно 3/4 листа) и дно (1/4 листа). В центре лучше расположить главную героиню – рыбку. Дети старшего дошкольного возраста часто ассоциируют «Золотую рыбку» со знаменитым произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому тельце рыбки может напоминать мультипликационный персонаж, либо аквариумную золотую рыбку.
Далее на эскизе предлагаем разместить элементы морского дна: водоросли, камешки, ракушки и т.д.
Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу – окрашиванию нашей композиции цветными точками. Обводим контур рыбки: основные детали тельца с помощью частых точек оранжевого цвета, выделяя чешуйки, плавники и т.д. После нанесения цветных точек карандашный контур необходимо стереть ластиком.
Далее такими же точечными движениями обводим контур глаза с помощью черного маркера, выделяем глазок.
Заполняем тельце рыбки точками желтого цвета, ближе к контуру рыбки можно располагать точки чаще: цвет получится более насыщенным.
Рыбка готова. Предлагаем приступить к окрашиванию водорослей. Не забывайте, что единственный элемент окрашивания – точка! Чем ближе токи стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка. Для водорослей предлагаем воспользоваться зеленым и салатовым цветами.
Теперь необходимо окрасить оставшиеся элементы морского дна: камешки, ракушки.
Далее предлагаем приступить к созданию песчаного дна. Точками разной интенсивности наносим желтый, а местами оранжеватый песок.
Завершающий этап нашей работы – нанесение точечного водного пространства. Синим и голубым маркерами заполняем оставшееся пространство листа. Около рыбки не забываем о нескольких маленьких белых пузырьках воздуха, которые просто выделены точечным контуром.
Работа выполнена, маленькие точки превратились в единую композицию. Осталось поместить «Золотую рыбку» в приготовленную ранее рамку. Желаем успехов в Вашем творчестве.
В этой же технике можно нарисовать картину «Золотая осень»
Происхождение и история
Пуантилизм берет свое начало от неоимпрессионизма, художественного движения, зародившегося во Франции под влиянием импрессионизма и вдохновленного техникой дивизиона. Неоимпрессионизм продвигал француз Жорж Сёра (1859–1891), чьи работы характеризуются фигурами и пейзажами.
Сёра, копируя картины и рисунки таких художников, как Энгр, Гольбейн и Делакруа, а также изучая теории цвета, такие как теории Мишеля Эжена Шеврёля, начал интересоваться рисованием и анализом компонентов цвета. . Эти исследования привели его к пуантилизму, который Сёра первоначально назвал «хромолюминаризм».
После вклада Сёра и его нового научного способа реализации цвета его ученик и последователь Поль Синьяк (1863-1935) продолжил путь, проложенный его учителем, став одним из величайших представителей неоимпрессионизма, а также помог его развитию. пуантилизм.
Было признано, что неоимпрессионизм несет в себе влияние анархистских убеждений. Многие спектакли посвящены социальной тематике, в том числе картинам о рабочем классе и крестьянах.
Научное изучение цвета в рамках неоимпрессионизма было направлено против условностей искусства того времени. Термин «пуантилизм» родился из мнения критиков в конце 19 века.
Литература
- Хайо Дюхтинг. Жорж Сёра. — Москва «Арт-Родник», 2005.
- Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминание современников (перевод с французского) / Жорж Сёра, Поль Синьяк; (Сост., вступ. статья, с. 3-48, примеч. К. Г. Богемской). — Москва : Искусство, 1976. — 335 с.
- Перрюшо, А. Жизнь Сёра. (Пер. с фр. Послесл. М. Н. Прокофьевой). — М.: Радуга, 1992. — 192 с. — ISBN 5-05-004019-1.
- Синьяк, П. От Эж. Делакруа к неоимпрессионизму / Пер. с фр. и предисл. И. Дудина. — М.: И. Кнебель, 1912 (обл. 1913). — 94 с.: ил. — С прилож. статьи о законах цвета из «Grammaire des arts du dessin».
- Мировое искусство. Постимпрессионизм: : / . — Санкт-Петербург; Москва: Кристалл: ОНИКС, 2006. — 175 с.: цв. ил. ISBN 5-9603-0051-6, 10 000 экз.
- Félix Fénéon. «Georges Seurat et l’opinion publique».- L’échoppe, 2010.
В детском творчестве
Стиль часто применяется для развития детского творчества. У малышей вызывает восторг преобразование изображения, на которое смотрят издалека и с близкого расстояния.
Психологи считают живопись и творчество необходимыми для гармоничного развития личности, но традиционное рисование дается не всем детям, поэтому стоит использовать другие техники. Пуантилизм для развития детского творчества – одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию.
Благодаря использованию стиля, у детей развиваются память, воображение, мышление, внимание. Пальчиковое рисование, как одна из техники пуантилизма, не только интересный, но и веселый рисовальный прием
Пуантилизм – необычная веха в развитии живописи конца 19 века, ставшая не только направлением и техникой создания изображений, но и научной методикой. Стиль активно применяется для развития творчества у детей на современном этапе.
Альбер Дюбуа-Пилле (1846-1890)
Он был военным офицером и художником-самоучкой, чьи работы находились под сильным влиянием неоимпрессионизма. Несмотря на то, что он не обладал мастерскими знаниями, некоторые его работы были приняты на выставки с 1877 года.
Он был одним из основателей Общества независимых художников в 1884 году. Его произведения всегда выставлялись вместе с другими выставками подобных художников. И только в 1888 году он провел единственную персональную выставку.
Берега Марны на рассвете, 1888 — Альбер Дюбуа-Пилле Альбер Дюбуа-Пилле
Дюбуа-Пилле был одним из первых художников, полностью принявших стиль пуантилизма. Во время работы с Сёра он использовал чернила для пуантилистских рисунков. Его собственная квартира служила студией и неофициальной штаб-квартирой группы неоимпрессионистов в первые годы движения.
Несмотря на то, что в 1886 году армия запретила ему участвовать в художественных выставках, он продолжал заниматься живописью до своей смерти в 1890 году. В честь своей памяти Поль Синьяк провел выставку из 64 картин Дюбуа Пилле. Среди его выдающихся работ:
-Зимний пейзаж, 1885 г.
-Натюрморт с рыбой, 1885 г.
— Берега Сены в Нейи, 1886 г.
-Башни, 1887 г.
— Берега Марны на рассвете, 1888 г.
Очень дорого
Картины пуантилистов сегодня пользуются неплохим спросом на художественном рынке. Так, рисунок Жоржа Сёра «В Японском диване», написанный карандашом и гуашью, был продан на аукционе «Сотбис» за 4 миллиона 992 тысячи 750 евро, что впятеро превысило первоначально установленную цену. К тому же «В Японском диване» установил абсолютный рекорд повышения стоимости произведения искусства среди проданных во Франции рисунков за 2008 г. Такие «соревнования», разумеется, не влияют на художественную ценность произведений, но служат неплохим стимулом для изучения творчества вновь и вновь входящих в моду художников.