Mephisto Waltz No. 1, S.514
Композитор
Ференц Лист
Год создания
1860
Жанр
фортепианные
Страна
Венгрия
Воплощение саркастических, злых образов привлекло внимание Ференца Листа: около 1860 года он написал для оркестра «Два эпизода из „Фауста» Ленау — «Ночное шествие» и «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс»), Через двадцать лет он создал «Второй Мефисто-вальс» (для оркестра) и незадолго до смерти «Третий Мефисто-вальс» и «Мефисто-польку» (для фортепиано). Первый «Мефисто-вальс» приобрел широчайшую популярность в авторской транскрипции для фортепиано
Это ярко реалистичная, программная по замыслу жанровая картина, в которую вплетаются также иные, фантастические мотивы
Первый «Мефисто-вальс» приобрел широчайшую популярность в авторской транскрипции для фортепиано. Это ярко реалистичная, программная по замыслу жанровая картина, в которую вплетаются также иные, фантастические мотивы.
(В программе, предпосланной этому произведению, соединены два стихотворных отрывка. Сначала идет диалог между Мефистофелем и Фаустом у окна деревенского кабачка, где происходит веселая свадебная пирушка. Фауст очарован крестьянской девушкой. Мефистофель берет скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой красавицу. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу, где сладострастно шепчутся деревья и поет соловей…)
Деревенские музыканты настраивают свои инструменты (дважды повторяется вступительный раздел, где благодаря наложению «пустых» квинт создаются терпкие гармонические сочетания). Новый раздел — грубоватый топорный танец, с «топчущейся» мелодией и неизменно повторяющимся сопровождением. Танец становится все более стремительным, звучание — мощным. Но прекращается деревенская пляска, и слышатся совсем иные звуки — вкрадчивые, влекущие, завораживающие: это Мефистофель играет на дьявольской скрипке. Странная, угловатая мелодия, с подчеркнутыми тритонами, неустойчивые, хроматизированные гармонии, обилие модуляций — все контрастирует с незатейливым деревенским вальсом. Неожиданно мелодия Мефистофеля обрывается, и возникает третья тема — легкая, воздушная, стремительная, напоминающая некоторые «фантастические» этюды Листа; она дважды прерывает развитие певучей темы, которая затем звучит еще более страстно и маняще.
Вновь повторяется простой деревенский вальс. Однако теперь в его спокойное течение вплетается сатанинский напев, и вальс приобретает возбужденный, беспокойный характер. Движение становится все безудержней. В последний раз слышится завораживающая мелодия Мефистофеля, сметаемая бешеной пляской.
Фортепианное творчество Листа →