Биография фрица крейслера

Fritz kreisler - new world encyclopedia

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Fritz Kreisler  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Fritz Kreisler»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Биография

Фриц Крейслер родился в Вене 2 февраля 1875 года, в семье врача; отец его был евреем, мать — немкой. Принял крещение в возрасте 12 лет.

С четырёх лет учился игре на скрипке у Жака Обера, и достаточно быстро достиг больших успехов. В семь лет получил право обучаться в Венской консерватории (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), став самым молодым её студентом в истории, допущенным в виде исключения — по правилам в консерваторию принимались лица не моложе 14 лет. Занимался по классу скрипки у Йозефа Хельмесбергера и теории музыки у Антона Брукнера. В девять лет Крейслер впервые выступил на публике, а ещё через год окончил консерваторию с золотой медалью. Продожил совершенствоваться в Парижской консерватории у Жозефа Массара (скрипка) и Лео Делиба (теория и композиция). В 1887 году Крейслер получил первую премию на выпускном экзамене, после чего решил начать самостоятельную творческую карьеру.

В 1889—1890 Крейслер совершает концертный тур по США вместе с пианистом Морицем Розенталем, однако публика принимает его весьма сдержанно. Вернувшись в Вену, он поступил в гимназию, а затем два года учился на медицинском отделении университета, после чего служил в армии. В 1896 году Крейслер пытается поступить в оркестр Венской придворной оперы, но не проходит по конкурсу из-за своей слабой способности к чтению с листа, что не мешает ему, тем не менее, начать сольную карьеру. Уже через два года он даёт концерт с Венским филармоническим оркестром, по иронии судьбы, сформированным из музыкантов того самого состава, в который его не приняли. Настоящее международное признание приходит к скрипачу в 1899 году, когда он впервые выступил с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Артура Никиша. В следующем сезоне (1900—1901) Крейслер гастролировал в США, а 12 мая 1902 года дал первый концерт в Лондоне. Английская музыкальная общественность с восторгом приняла скрипача, в 1904 ему была присуждена золотая медаль Лондонского филармонического общества, а композитор Эдвард Элгар посвятил ему свой Скрипичный концерт, впервые исполненный Крейслером 10 ноября 1910 года под управлением автора.

С началом Первой мировой войны Крейслер ушёл на фронт в составе австрийской армии, однако был демобилизован после ранения в октябре 1914 и вскоре уехал в США. В 1924 году скрипач вернулся в Европу, где жил сначала в Берлине, а затем во Франции. После усиления нацистских настроений в Европе Крейслер в 1938 году вновь уехал в США, где в 1943 принял американское гражданство. Несмотря на тяжёлую автокатастрофу, в которую он попал в 1941 году, он вскоре вернулся к активной концертной деятельности. Последнее публичное выступление Крейслера состоялось 1 ноября 1947 в Карнеги-холле, в течение последующих нескольких лет он ещё выступал на телевидении, но вскоре решил окончательно завершить карьеру музыканта из-за прогрессировавшей слепоты и глухоты (последствий автокатастрофы). Свою уникальную коллекцию скрипок XVIII века Крейслер продал, оставив себе единственный инструмент работы Жана Вийома 1860 года. Последние годы жизни скрипач провёл в Нью-Йорке.

Творчество

Крейслер — один из крупнейших скрипачей первой половины XX века. Его исполнение отличалось технической безукоризненностью, точной фразировкой, элегантным и тёплым звучанием, живым ритмом. Техника вибрато («французское» вибрато), которую, по словам самого Крейслера, он перенял у Генрика Венявского, также была одной из отличительных черт его игры. Сохранилось достаточно большое количество его записей, относящихся в основном к 1920-м — 1930-м годам, среди которых — концерты Баха, Моцарта, Бетховена, Паганини, Мендельсона, скрипичные сонаты Шуберта и Грига (с Сергеем Рахманиновым) и др.

Крейслер был талантливым композитором, среди его сочинений — струнный квартет, оперетта, а также произведения для скрипки — каденции к концертам Брамса и Бетховена, многочисленные пьесы, в наше время часто исполняющиеся «на бис» — «Китайский тамбурин», Венский каприс, «Чудесный розмарин», «Муки любви», «Радость любви» и многие другие, в том числе многочисленные музыкальные мистификации приписанные композиторам прошлого.

Интересные факты

1. вечно молодой старый брамс

Это было в Вене. Исполнялся Концерт скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса. За дирижерским пультом стоял сам маститый автор, а сольную партию играл совсем юный Фриц Крейслер.
Когда дело дошло до финала, Брамс неожиданно повел оркестр так быстро, что юный скрипач едва успевал.
В артистической после выступления Крейслер спросил Брамса:
— Маэстро, почему вы взяли такой головокружительный темп в финале?
На это Брамс (он был старше Крейслера на 42 года) ответил:
— А почему бы и нет, мой дорогой юный друг? Просто у меня сегодня отменное настроение, мой пульс бьется гораздо быстрее обычного и я чувствую себя таким же молодым, как вы…

2. «баловник»

В 1935 году Крейслер признался, что изданные им в начале века транскрипции двенадцати старинных произведений для скрипки и фортепиано под названием «Классические рукописи», авторство которых приписывалось Вивальди, Лайнеру, Куперену, Пуньяни, Франкру и другим композиторам, в действительности являются его собственными произведениями, которые он сочинил в юности из баловства…
Этому сенсационному саморазоблачению предшествовал забавный случай. Один музыкальный критик в своей статье строго отчитал Крейслера за то, что он включил в программу концерта свой бесталанный «Венский каприс» и исполнил эту «совершенно пустяковую пьесу» рядом с полными подлинной прелести старинными вальсами Ланнера…
Развеселившийся Крейслер тогда и разъяснил почтенному критику, что вальсы Ланнера написаны тем же пером, что и «Венский каприс»…

3. все в порядке, дорогая!

26 апреля 1941 года Крейслер, переходивший Медисон-авеню в Нью-Йорке, был сбит грузовиком. Он получил тяжелые повреждения и в течение нескольких дней состояние его считали безнадежным. Но спустя месяц врачи уже не сомневались, что жизни музыканта ничего не грозит. Тогда возник волнующий вопрос: сможет ли он когда-нибудь снова играть на скрипке?
В конце мая, когда Крейслер уже мог подниматься, жена артиста Гарриет принесла в его комнату скрипку и как бы между прочим сказала, что не может вспомнить одно место из скрипичного концерта Мендельсона. Не сыграет ли он это место?
— Конечно, — услышала она в ответ.
Крейслер взял смычок, поднес скрипку к подбородку и поднял правую руку…
Он играл уверенно. Звук был чистым, ясным и сверкающим. Закончив, Крейслер спросил жену:
— Ну как, дорогая? Надеюсь, это именно то, что ты хотела услышать?

4. я первый!

Однажды Крейслер и Тибо решили сыграть в Париже Двойной концерт Баха. На репетицию времени у них не было и скрипачи впервые встретились друг с другом уже на сцене. Дирижер взмахнул палочкой — и оба солиста одновременно заиграли… партию первой скрипки.

5. неудачная шутка

Однажды Крейслер, зайдя в антикварную лавку, в шутку предложил хозяину свою скрипку. Хозяин, осмотрев скрипку, сказал, что он не так богат, чтобы купить этот инструмент, вышел из лавки и вернулся с полицейским:
— Арестуйте этого человека, он украл скрипку Крейслера.
У Крейслера не было с собой документов, подтверждающих личность, и он заиграл на скрипке. Хозяин лавки понял, что перед ним великий скрипач.

Legacy

Recordings

Kreisler’s work has been reasonably well represented on both LP and CD reissues. Original masters were made on RCA Victor and HMV. His final recordings were made in 1950. As usual with remasterings of 78rpm original, the sound quality varies widely—worn sources, excessive signal processing are common. Recent British EMI re-releases are generally pleasant sounding. The RCA/Victor reissues on LP suffer from aggressive low pass filtering of otherwise exceptional source material. Angel/EMI reissues on LP (Great Recordings of the Century series) are quite muddy. The 4CD album currently available as Membran Q222141-444 features a cross section of his repertoire, but has audio compromised by extremely invasive DSP.

  • Bach Concerto for Two Violins in D minor, BWV 1043. w/ Efrem Zimbalist (vn #2), and a string quartet. rec. 1915.
  • Beethoven Violin Concerto in D Major, Op. 61 w/ Leo Blech, Berlin Opera Orchestra. rec 1926.
  • Beethoven Violin Concerto in D Major, Op. 61 w/ John Barbirolli, London Symphony Orchestra. rec 1936.
  • Beethoven Sonata # 8 in G major, Op. 30, No. 3 w/ Sergei Rachmaninoff, pF. rec. 1928.
  • Beethoven Sonata # 9 in A major, Op. 47 w/ Franz Rupp, pF. rec 1936.
  • Brahms Violin Concerto in D major, op. 77 w/ John Barbirolli, London Symphony Orchestra, rec. 1936.
  • Grieg Sonata # 3 in C minor, Op. 45 w/ Sergei Rachmaninoff, pF. rec 1928.
  • Mendelssohn Violin Concerto in E minor, Op. 64 w/ Leo Blech, Berlin Opera Orchestra. rec 1926.
  • Mendelssohn Violin Concerto in E minor, Op. 64 w/ Landon Ronald, London Symphony Orch. rec. 1934?
  • Mozart Violin Concerto in D Major, K. 218 w/ Landon Ronald, London Symphony Orch, rec. 1924.
  • Paganini Violin Concerto in D Major, Op. 6 (recomposed by Kreisler) w/ Eugene Ormandy, Philadelphia Orch, rec 1936.
  • Schubert Sonata # 5 in A Major, D. 574. w/ Sergei Rachmaninoff, pF. rec 1928.
  • attrib. Vivaldi RV Anh. 62 (composed by Kreisler) Violin Concerto in C Major w/ Donald Voorhees, RCA Victor Orchestra, rec. 1945.

Broadway

  • Apple Blossoms (1919)—operetta—co-composer
  • Continental Varieties (1934)—revue—featured composer for «Caprice Viennois» and «La Gitana»
  • Reunion in New York (1940)—revue—featured composer for «Stars in Your Eyes»
  • Rhapsody (1944)—musical—composer
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: