Глинка. «прощание с петербургом»

Прощание с петербургом (глинка) — вики

История создания

«Прощание с Петербургом» — единственный вокальный цикл, созданный Глинкой. Все романсы, входящие в него, были написаны композитором в июне-июле 1840 года; полностью цикл был закончен к 9 августа. В своих «Записках» (1855) он вспоминает об этом следующим образом:

Портрет М. Глинки кисти художника Я. Ф. Яненко, 1840-е годы

Из этого следует, что изначально «Прощание с Петербургом» не задумывалось как цикл и представляет собой, скорее, собрание романсов. Тем не менее, несмотря на разноплановость и самоценность каждого из номеров, их объединяет общая сквозная тема, придающая циклу внутреннее единство. Известно, что Глинка много путешествовал, и в 1840 году он планировал очередной отъезд за границу (отсюда название цикла). Задуманное путешествие не состоялось (вместо него Глинка уехал в родное Новоспасское), однако мотивы дороги, расставаний и странствий в той или иной форме присутствуют во всех романсах.

Автографы романсов не сохранились; цикл впервые был опубликован, в виде отдельных номеров, фирмой «Одеон», а затем переиздан Ф. Т. Стелловским.

Тематика и композиция

«Прощание с Петербургом» — первая в истории русской вокальной лирики группа романсов, объединённых общей темой и изданных под общим названием. Каждый из 12 романсов по-своему отражает тему странствий и скитаний, рисуя перед слушателем картины русской природы и дальних стран — Испании, Италии, Палестины. Музыковед, доктор искусствоведения Ольга Евгеньевна Левашёва условно делит романсы цикла на две основные группы: жанровые картины, отмеченные ярким национальным колоритом, и лирические романсы-монологи. Каждый из них индивидуален по замыслу и имеет свой тип структуры: строфическую, трёхчастную, вариационную и др. Все романсы посвящены близким и знакомым Глинки, в том числе и автору слов — поэту Нестору Кукольнику, с которым Глинка долгое время поддерживал тесные дружеские отношения и который неоднократно создавал тексты на уже готовую музыку композитора.

В «Записках» Глинка пишет о своём душевном состоянии накануне предполагавшегося отъезда: «Я был не то что болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме». Однако М. А. Овчинников подчёркивает, что неверно было бы видеть в «Прощании с Петербургом» «собрание меланхолических романсов» — музыка цикла отражает самую широкую гамму чувств и настроений человека, от радостей до душевных мук.

Литература

  • Асафьев Б. В. Воображаемое предисловие к романсам Глинки // М. И. Глинка. — Л.: Музыка (Ленинградское отделение), 1978. — С. 247—257. — 311 с. — 15 000 экз.
  • Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. — М.: Музыка, 1979. — С. 64—65. — 102 с.
  • Глинка М. И. Записки. — М.: Музыка, 1988. — С. 64—65. — 222 с.
  • Глинка М. От редакции // Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепьяно). — М.: Музыка, 1979. — Т. 2. — 160 с.
  • Кенигсберг А. К. Прощание с Петербургом // 111 ораторий, кантат и вокальных циклов. — СПб.: Культ-информ-пресс, 2007. — С. 183—186.
  • Кюи Ц. А. Русский романс. Очерк его развития. — С.-Петербург: Издание Н. Ф. Финдейзена, 1896. — 211 с.
  • Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М.: Музыка, 1988. — Т. 2. — С. 41—42, 70—77. — 352 с. — ISBN S-7140-0077-3.
  • Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М.: Музыка, 1988. — 160 с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: