Григ. фортепианное творчество

Григ. фортепианное творчество (piano music) | belcanto.ru

Комментарии к схеме формы романса «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ» ор.5 № 3 Э. ГРИГА

Романс Э. Грига «Люблю тебя» из цикла «Мелодии сердца» на стихи великого датского сказочника и поэта Х.К. Андерсена изложен в одночастной форме в виде периода варьированно-повторного строения. Он обрамлен относительно пропорциональными по масштабам (2,5 такта и 3,5 такта) инструментальными вступлением и заключением. Вступительное построение создает интонационную подготовку введения основной темы романса и представляет собой развернутый гармонический оборот, функционально направленный на достижение тоники до-мажора.

Основное — экспозиционное — построение плавно представляет тему в двух предложениях, имеющих традиционное соотношение каденций D — T (в до-мажоре).

Периоду присуща тематическая однородность, в расширении второго предложения используются секвентные нарастания в зоне кульминации (11-13 такты темы).

Объемы предложений не придерживаются принципа квадратности: 7 тактов + 9 тактов, такие масштабы относят к иррегулярной неквадратности. Если в 1-м предложении тематический материал организован масштабно-тематической структурой периодичности (а/3 +а/3), то во 2-м — масштабно-тематической структурой дробления с замыканием (а/3 + в/1 + в 1/1 + в 2/2 + в 3/2).

Фортепианное заключение представляет собой «репризное замыкание» романса посредством повторения начального вокальной фразы и, одновременно, создания развернутой заключительной каденции с постепенным ритмическим торможением в основной тональности до-мажор.

Таким образом, романс «Люблю тебя» обладает достаточно типичной для вокальных миниатюр формой — структурой периода варьированно-повторного строения, однотонального, замкнутого, с типичным соотношением каденций (половинной и полной совершенной), иррегулярно неквадратного, имеющего фортепианные вступление и дополнение. Общий масштаб — 21 такт.

Эдвард Григ. Гений норвежской классической музыки

Эдвард Григ – всемирно известный норвежский композитор периода романтизма, пианист, дирижер и писатель. Родился 15 июня 1843 года в городе Берген. Начальным музыкальным образованием мальчика занималась мама, талантливая пианистка Гесина Григ (Хагеруп).

Дальнейшее обучение музыкальному искусству Григ продолжил за границей, в Лейципгской консерватории. Учеба продолжалась с 1858 по 1862 год. Учителями юного Эдварда были И. Мошелес, Э. Венцель (фортепиано), а также М. Гауптман, К. Рейнеке (комозиция). По отзывам преподавательского состава, Григ проявил себя как «в высшей мере незаурядный музыкальный талант». В студенческие годы Эдвард написал четыре фортепианные пьесы и несколько романсов. Творчество юного Грига было пронизано духом произведений великого Шумана, Мендельсона и Франца Шуберта.

В 1863 году, по окончании консерватории, Эдвард Григ переезжает в Копенгаген. В том же году молодой композитор дает свой первый концерт в шведском Карлсхамне. Столица Дании принесла молодому музыканту знакомство с композиторами Н. Гаде и Р. Нурдроком (автором государственного гимна Норвегии). Живое общение с прогрессивными музыкантами пробудило у Грига интерес к национальному музыкальному фольклору.

В 1886 голу Григ возвращается на родину, в Норвегию. Всю оставшуюся жизнь прожил преимущественно в Христиании (ныне – Осло), Бергене и его окрестностях. Дважды ездил в Рим, где познакомился и завязал дружеские отношения с Ференцем Листом.

Мировое признание

Преимущественная область сочинений Грига – инструментальная и вокальная миниатюра. В произведениях композитора национальное своеобразие гармонично сливается с ярким индивидуальным творческим почерком.

Постепенно сочинения композитора нашли признание во всей Европе. Англия, Франция, Венгрия, Польша, Голландия, Скандинавские страны – вот неполный перечень гастролей Грига по Старой Европе. Гениальность сочинений Грига не оставила равнодушными и ведущие музыкальные академии. В 1872 году Григ избирается почетным членом Шведской академии музыки, в 1883 году – членом-корреспондентом Лейденской музыкальной академии. В 1889 году композитор становится почетным членом Института Франции, в 1897 – Берлинской академии искусства, в 1893 и 1906 годах соответственно получает степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов.

Скончался знаменитый композитор на родине, в Бергене, 4 сентября 1907 года. По завещанию композитора, его прах был захоронен не на кладбище, а в скале над фьордом возле его резиденции Трольхауген (Холм троллей).

Сочинения Эдварда Грига:

  • три сцены из неоконченной оперы «Улаф Трюгвасон» (1873);
  • вокально-симфонические произведения, в том числе «У врат монастыря» для солистов, женского хора и оркестра (1871), «Возвращение на родину» для солистов, мужского хора и оркестра (1872);
  • музыка к драме Бьернсона «Сигурд Крестоносец» (1872), драматической поэме Ибсена «Пер Гюнт» (1875);
  • увертюра «Осенью» (1866, переработанная в 1888), «Симфонические танцы» (1898), две сюиты «Пер Гюнт» (1888, 1896) и другие произведения для оркестра;
  • концерт для фортепиано с оркестром (1868), три квартета (1861, 1878, 1891 – неоконченный), Анданте для фортепианного трио (1878), три сонаты для скрипки и фортепиано (1865, 1867, 1887), Соната для виолончели и фортепиано (1883);
  • свыше 170 пьес для фортепиано, в том числе для исполнения в 2 руки, в 4 руки, для двух фортепиано. Среди пьес – «Соната» (1865), «Баллада» (1875), «Лирические пьесы (68 пьес в 10 тетрадях), «Норвежские танцы и песни» (1870), «Норвежские крестьянские танцы» («Слотты» – 1901-1902, «Из народной жизни» – 1871, «Старонорвежский романс с вариациями» – 1891);
  • 128 романсов, хоры и другие сочинения.

Эдвард Григ — «В пещере Горного Короля» (Edvard Grieg — In The Hall Of The Mountain King), Esa-Pekka Salonen

https://youtube.com/watch?v=DJLVUUuR620

Sigurd Jorsalfar Op. 22 — Hommage March (2nd Act) — Edvard Grieg — Piano

История и влияние

Это произведение входит в число самых ранних важных произведений Грига, написанных 24-летним композитором в 1868 году в Сёллерёд, Дания, во время одного из своих визитов туда, чтобы воспользоваться климатом.

Концерт часто сравнивают с фортепианным концертом Роберта Шумана : он в той же тональности ; начальный нисходящий росчерк на фортепиано аналогичен; и общий стиль считается ближе к Шуману, чем к любому другому композитору-одиночке. Кстати, оба композитора написали только один концерт для фортепиано. Григ слышал концерт Шумана, исполненный Кларой Шуман в Лейпциге в 1858 году, и на него сильно повлиял стиль Шумана в целом, поскольку его научил играть на фортепиано друг Шумана Эрнст Фердинанд Венцель.

Концерт Грига свидетельствует о его интересе к норвежской народной музыке ; вступительный штрих основан на мотиве падающей минорной секунды (см. интервал ), за которой следует падающая мажорная треть, что типично для народной музыки родной страны Грига. Этот специфический мотив встречается и в других произведениях Грига, включая Струнный квартет № 1. В последней части концерта обнаружено сходство с залом (норвежский народный танец) и имитацией скрипки Хардангера (норвежская народная скрипка).

Музыкальные партитуры временно отключены.
Тема третьей части концерта, на которую повлиял норвежский танец Halling.

Премьера произведения Эдмунд Нойперт на 3 апреля 1869 г. в Копенгагене, дирижер Хольгер Саймон Паулли. Некоторые источники говорят, что предполагаемым солистом был сам Григ, отличный пианист, но он не смог присутствовать на премьере из-за обязательств с оркестром в Христиании (ныне Осло ). На премьере присутствовали датский композитор Нильс Гаде и русский пианист Антон Рубинштейн, предоставившие для этого случая собственное пианино. Неуперт был также посвящен второй редакции концерта (Рикард Нордраак был первоначальным посвященным), а Джеймс Хунекер сказал, что он сам сочинил каденцию первой части.

Норвежская премьера в Христиании последовала 7 августа 1869 года, а позже пьеса была услышана в Германии в 1872 году и в Англии в 1874 году. Во время визита Грига к Ференцу Листу в Риме в 1870 году Лист сыграл ноты. Prima vista (на вид) перед аудиторией музыкантов и дал очень хорошие комментарии о работе Грига, которые впоследствии повлияли на него. Произведение было впервые опубликовано в Лейпциге в 1872 году, но только после того, как Йохан Свендсен выступил от имени Грига.

Концерт — первый концерт для фортепиано, когда-либо записанный пианистом Вильгельмом Бакхаусом в 1909 году. Из-за технологий того времени он был сильно сокращен и длился всего шесть минут.

Григ пересматривал работу по крайней мере семь раз, обычно тонкими способами, но количество исправлений составило более 300 отличий от оригинальной оркестровки. В одном из этих исправлений он отменил предложение Листа отдать вторую тему первой части (а также первую тему второй) трубе, а не виолончели. Финальная версия концерта была завершена всего за несколько недель до смерти Грига, и именно эта версия получила мировую популярность. Оригинальная версия 1868 года была записана Лав Дервингер с Норрчёпингским Симфоническим оркестром под управлением Дзюнъити Хироками.

Григ работал над транскрипцией концерта для двух сольных фортепиано. завершен Кароли Терн. Премьерная запись этой версии была сделана британским фортепианным дуэтом . 2 апреля 1951 года американский пианист, родившийся в России, Саймон Барер потерял сознание, играя несколько первых тактов концерта в исполнении с дирижером Юджином Орманди и Филадельфией. Оркестр в Карнеги-холл в Нью-Йорке. Вскоре после этого он умер за кулисами. Это должно было быть первое исполнение произведения Барре.

Великий волшебник и музыкант Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт»

Здесь Перу искать счастье, на своей земле, но он отправляется в поисках счастья и денег в незнакомые края.

Во время скитаний по дальним странам Пер Гюнт встречает арабскую девушку Анитру. Он увлечен ее танцем.

«Танец Анитры»

Легкая, воздушная, чарующая мелодия исполняется скрипками. 3-х дольный размер и меняющийся лад, легкий причудливый узор (пиццикато у струнных) — такая непрестанная смена разнообразных музыкальных эпизодов изображает изменчивый и капризный характер Анитры. Форшлаги, колокольчик – как драгоценности костюма девушки. (Слушание ансамбля инструментов – видео).

Анитра обманула Пера, ускакала на его коне. Он вновь остается один. Думал что деньги дадут власть, а власть – счастье, но счастье в том, чтобы жить на своей земле, дышать воздухом своего края. Просыпаясь, видеть солнце своего края. И Пер Гюнт возвращается домой.

Мать умерла, не дождавшись своего сына.

«Смерть Озе»

Эта часть написана в характере траурного марша, основана на одной теме. Музыка исполняется струнным оркестром, что придает звучанию мягкость и проникновенность. Мрачный, скорбный характер усиливают однообразный ритмический рисунок, аккордовое изложение, низкий регистр. (Балетная сцена – видео).

Счастье Пера было в любви Сольвейг. Брошенная им девушка ждала его всю жизнь, 40 лет. Она не верила, что у доброго Пера стала черной, как у тролля, душа.

«Песня Сольвейг»

Песня – символ любви и верности. Печальная, напевная мелодия в народном духе. В песне 2 куплета, состоящих из 2-х контрастных частей: запева и припева. Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражена и щемящая грусть, и покорность судьбе, а главное – вера. (Диск и видео – природа Норвегии).

Вопросы обучающимся:

1.Какое впечатление сложилось от прослушанных пьес?

2.Какая часть из сюиты понравилась?

3.Какие звукоизобразительные приемы использовал композитор и в каких пьесах? («Утро» — восход солнца, «Танец Анитры» — колокольчики, форшлаги).

III.Проверка домашнего задания.

Преподаватель подводит итог программности инструментальных произведений.

IV. Игра «Угадайка».

Преподаватель ставит диск с записями прослушанных ранее пьес из программной музыки разных композиторов. Обучающиеся отгадывают название пьес, фамилию композитора и коротко охарактеризовывают пьесу, показывая рисунок (подготовленный к уроку):

-М.Мусоргский «Картинки с выставки» — Тюильрийский сад», «Баба Яга», «Гном»;

-П.Чайковский «Времена года» — «Апрель»;

-П Чайковский «Детский альбом» — «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга»;

-К.Сен-Санс – «Кенгуру», «Лебедь».

Музыка Эдварда Грига

«Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это, безусловно, Эдвард Хагеруп Григ»

Сказочно прекрасна и величава Норвегия. Суровый, но потрясающей красоты край, край ослепительно-белых горных вершин и синих озёр, край волшебного северного сияния и синего неба.

Богата и своеобразна народная музыка, песни, танцы, увлекательные древние легенды и сказания. Музыка Э. Грига вобрала в себя всё богатство сказочного скандинавского фольклора. Фантастические образы троллей и гномов,обитающих в темных пещерах, подвиги народных героев в незабываемых мелодиях наверняка известны Вам.

Список литературы

//URL: https://liarte.ru/kursovaya/v-sochineniyah-e-griga-slyishnyi/

1. Асафьев, Б.В. Григ. / Б.В. Асафьев. — М-Л.: «Советский композитор»,1984

2. Конен, В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки / В.Д. Конен. — М.: «Музыка», 1997

3. Кремлев, Ю. Эдвард Григ. / Ю.Кремлев. — М.: «Музыка»,1958

4. Кудряшов, А.Ю. Теория музыкального содержания. / А.Ю. Кудряшов. С.Пб.-М.-Краснодар, 2006. С.265-277

5. Лаврентьева, И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. / И. Лаврентьева. — М.: «Музыка»,1978

6. Левашева, О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. — М.: «Музыка»,1962

7. Лейтес, Р. Песни Грига. / Р. Лейтес. — М.: «Музыка»,1967

8. Мурадова, Е. Песни и романсы Грига. / Е. Мурадова. — Баку,1962

9. Сахорова, Д. История зарубежной музыки / Д. Сахорова. — М.: «Музыка», 1980

10. Холопова, В. Формы музыкальных произведений / В.Н. Холопова. — С.-Пб.: «Лань», 1999

КОММЕНТАРИИ К СХЕМЕ ФОРМЫ РОМАНСА «СОН» ор.48 № 6 Э. ГРИГА

Один из красивейших романсов Э. Грига «Сон» написан на стихи поэта Ф. Боденштедта, раскрывает лирические чувства, полные любви и одухотворенности. Форма романса развертывается постепенно, следуя за поэтическим содержанием, поэтому получает крупные масштабы и нетипичную структуру.

1-я часть

  • мелодическим развертыванием вокальных фраз в простой периодичности;
  • тонально-гармоническим объединением на тоническом органном пункте;
  • редкой сменой гармонического пульса (по тактам);
  • однородностью фактуры фортепианного сопровождения.

Экспонирование музыкальной темы осуществляется неторопливо, плавно: мелодические фразы переходят одна в другую, но отделяются остановками на крупных длительностях и паузами. Тематически фразы попарно сходны: а/2 + а 1/2 + в/2 + в 1/2. Но квадратные масштабы вокальной мелодии нарушают однотактный фортепианный проигрыш и модулирующая однотактная связка к повторению периода (на D#5 Des-dur).

Повторение материала периода происходит с небольшим изменением регистра — фортепианная партия звучит на октаву выше. В конце используется также мотив связки (из 10-го такта), но без изменения тонической гармонии As-dur. Это незначительное отличие в окончаниях периодов могло бы послужить поводом к образованию сложного периода, однако сложный период характеризуется внутренним делением каждого своего периода на два сходных (сложный период дважды повторного строения) или несходных (сложный период из периодов неповторного строения) предложений.

2-я часть

Следует отметить то, что тональная логика на гранях 1-й и 3-й частей достаточно свободна: между As-dur в конце 1-й части и E-dur в начале 2-й нет диатонической связи (T/As-dur = III#3/E-dur); а энгармоническое устремление через увеличенное трезвучие в As-dur в конце последнего звена секвенции 2-й части «переориентируется» в главную тональность Des-dur (VIг/As-dur = D64#5/Des-dur).

Получается, что 2-я часть романса очень неустойчива по своему тональному плану и незамкнута.

3-я часть

4-я часть

Тематический материал 1-й части вокальной партии сохраняется полностью, в гармоническом содержании происходят некоторые изменения: эллиптические отклонения в тональности VI, D, S, вместо тонического органного пункта долгое время используется доминантовый. Данная часть выступает в роли синтезирующей репризы всей композиции.

Заключительные 48-52 такты (Allegro) образуют дополнение, уравновешивающее кульминационный подъем утверждением тоники в плагальных оборотах, в которые включается увеличенное трезвучие VIг — как яркое гармоническое средство транспонирующей секвенции из 2-й части (что служит обобщающим моментом в формообразовании романса).

Таким образом, композиция романса «Сон» Э. Грига выстраивается в общую структуру из 4 частей, где крайние части создают симметричное обрамление — как экспонирование темы и ее реприза — двум средним развивающим частям (АА — В — С — А 1).

Заметно действие принципа сквозного развития в процессе развертывания музыкальной формы. Вместе с тем, темповые особенности и фактурные контрасты между первыми двумя частями и последующими позволяют убедительно трактовать композиционное строение романса как сложную двухчастную репризную форму, в которой обе части имеют простую двухчастную безрепризную форму. Причем симметрично организованную: экпонирование (1-я часть) — развитие (2-я часть) и развитие (3-я часть) — репризное экспонирование (4-я часть).

Такая трактовка формообразующего процесса произведения обусловлена смысловым содержанием стихотворения Ф. Боденштедта. Поэтический текст обрамляющих строф имеет симметричную природу (наблюдается даже повтор в конце романса начальных слов), средние части раскрывают события и чувства реального мира. Волшебный сон о любви становится явью, и восторженные чувства вызывают ощущения прекрасного волшебного сна.

Ссылки [ править ]

  1. Якобсон, Юлиус Х .; Кевин Клайн (2002). Опыт классической музыки: откройте для себя музыку величайших композиторов мира . Нью-Йорк: Справочники. п.  . ISBN 978-1-57071-950-9.Хотя эта книга и не так популярна, как сюиты «Пер Гюнт», говорится в этой книге.
  2. Хортон, Джон (1952). «Эдвард Григ». В Ральфе Хилле (ред.). Концерт . Мельбурн: Книги пингвинов. стр. 248–251.
  3. «Концерт для фортепиано с оркестром, Op.16 (Григ, Эдвард) — Музыкальная библиотека IMSLP / Петруччи: бесплатные ноты в общественном достоянии» . imslp.org . Проверено 2 марта 2019 г. .
  4. Эльманн, Клаус Хеннинг (1993): Эдвард Григ — Versuch einer Orientierung . Эгельсбах Кёльн, Нью-Йорк: Verlag Hänsel-Hohenhausen, p. 246.
  5. «ГРИГ: Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 16 / Симфонические танцы / Осенью» . www.naxos.com . Проверено 2 марта 2019 г. .
  6. Григ и датские связи. Архивировано 13 ноября 2007 г. в Wayback Machine .
  7. Хунекер, Джеймс (апрель 2004 г.). Джеймс Хунекер, Стиплджек , часть III, Нью-Йорк, 1877–1917 гг . ISBN .
  8. Фостер, Берил (2007). Песни Эдварда Грига . Нью-Йорк: Бойделл Пресс. п. 75. ISBN 978-1-84383-343-7.
  9. ^ БАКХАУС, ВИЛЬГЕЛЬМ (1884–1969) на naxos .com
  10. есть медиафайлы по теме Наксоса . Проверено 2 марта 2019 г. .
  11. есть медиафайлы по теме « Божественное искусство Грига для фортепианного дуэта » . Архивировано из оригинала 04 июля 2008 г. . Проверено 19 апреля 2009 г. .
  12. «Группа записей божественного искусства» . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года.
  13. «Саймон БАРЕР: Живой концерт в Карнеги-холле — ЛИСТ и студийные записи — Рахманинов, Шопен, Балакирев Ремингтон» . www.soundfountain.org . Проверено 2 марта 2019 г. .
  14. «Мой отец, Симон Барер — Продолжение» . www.jacquesleiser.ch . Проверено 2 марта 2019 г. .
  15. «Société Grieg de Belgique» . www.grieg.be . Проверено 2 марта 2019 г. .
  16. «Введение в партитуру Эвью в музыкальном издательстве Artaria» . Проверено 2 марта 2019 г. .
  17. «Бегемот: Еженедельник Нью-Гэмпшира: Поп-культура» . www.hippopress.com . Проверено 2 марта 2019 г. .
  18. Дэвис, Клайв (29 июля 2021 г.). «Как Моркам и Уайз оттачивали свой гений» . Таймс . Проверено 6 января 2022 г.
  19. Решения, Интернет-бизнес Powder Blue. «Morecambe & Wise & Andre Previn: Video 2019: Chortle: The UK Comedy Guide» . www.chortle.co.uk . Проверено 2 марта 2019 г. .
  20. Чилтон, Мартин (1 марта 2019 г.). «Я пойду и возьму свою дубинку»: когда Андре Превин встретил Моркамба и Уайза » . The Telegraph . Проверено 2 марта 2019 г. — через www.telegraph.co.uk.
  21. «Концерт Грига для фортепиано с оркестром» — через www.youtube.com.

В популярной культуре [ править ]

Неизменная популярность Концерта для фортепиано с оркестром Грига обеспечила его использование в самых разных контекстах.

  • Кода первой части представлена ​​​​в фильме « Интермеццо » (1939) с Лесли Ховардом и Ингрид Бергман в главных ролях .
  • Концерт был показан в фильме «Седьмая вуаль » (1945) как произведение, сыгранное молодой пианисткой ( Энн Тодд ; в титрах не указана пианистка Эйлин Джойс ).
  • Это было классно пародировано в Concerto Popolare Франца Райзенштейна 1959 года (написанном для музыкального фестиваля Джерарда Хоффнунга ).
  • Начальная тема первой части была использована Джимми Визнером, записывающимся под именем «Kokomo», в песне « Asia Minor », которая в 1961 году вошла в десятку лучших поп-хитов США. Название песни также было основано на тональность концерта, ля минор.
  • Отрывки из первой части включены в номер «Розмари» бродвейского мюзикла « Как добиться успеха в бизнесе, не прилагая особых усилий » (1961).
  • Jethro Tull исполнили короткий отрывок из второй части вживую в рамках своего тура Thick as a Brick в 1972 году.
  • Комик Билл Бейли — опытный музыкант, он использовал фортепианный концерт Грига для создания комического эффекта; в сериале « Черные книги» его играет его персонаж Мэнни Бьянко , и он приводится в качестве примера в его сольном псевдонаучном скетче о музыке кокни .
  • Вступительный мотив открывает «Make the Most of Your Music» в исправленной версии Follies 1987 года .
  • Кубинский руководитель оркестра Альфредо Вальдес неоднократно ссылается на первую часть концерта в Canto a La Vueltabajera.
  • Стратегическая видеоигра Civilization V также использует вторую часть в саундтреке.
  • Тема второй части звучит в шпионском триллере « Красный воробей » (2018).

Моркамб и Уайз править

Концерт был использован в скетче британскими комиками Моркамом и Уайзом . Первоначально написанный Диком Хиллзом и Сидом Грином и исполненный как двуручный в сериале ITV Two of a Kind в 1963 году, скетч впоследствии был изменен и снова использован в рождественском выпуске The Morecambe & Wise Show , сериале BBC дуэта, 1971 год. В скетче Эрик Моркамб играет солиста на фортепиано; в то время как Эрни Уайз был дирижером в первоначальном наброске, в измененной версии фигурирует Андре Превин , в то время главный дирижер Лондонского симфонического оркестра . Моркамб утверждает, что играет «все правильные ноты, но не обязательно в правильном порядке». Он играл упрощенную версию правильной музыки, но в совершенно неподходящем стиле.

Скетч был записан в аранжировке Сида Грина в 1964 году для серии альбомов EMI Comedy Classics .

Произведения Грига

Сюита Пер Гюнт

Одно из наиболее значительных произведений Грига является сюита «Пер Гюнт», написанная по мотивам драмы норвежского писателя Генриха Ибсена. Однажды к Григу пришла посылка от драматурга Генриха Ибсена. Это была новая пьеса, для которой он просил Грига сочинить музыку. Пер Гюнт – так зовут парня, выросшего в маленькой деревушке. Здесь его дом, мать и девушка, которая его любит – Сальвейг. Но не мила стала для него родина – и отправился он на поиски счастья в далёкие страны. Через много лет не найдя своего счастья, он вернулся на родину.

Прочитав пьесу, Григ отправил ответ с благодарностью за предложение и о своем согласии.

После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес. И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.

По сути, Григ стал первым норвежским композитором, снискавшим мировую славу, к тому же продвинувшим народные скандинавские мотивы на новый уровень. Вспомним Сольвейг из Пер Гюнта. Там мы слышим норвежский мотив, а в теме танцующей Анитры все тот же мотив, но уже спрятанный. Там же мы слышим любимый аккорд из 5 нот — открытие детства. В пещере горного короля — снова этот народный норвежский мотив, но уже спрятанный — в обратную сторону.

Второй концерт

В 1882 и 1883 годах Григ работал над вторым фортепианным концертом си минор, но он так и не был завершен. Эскизы к концерту записаны пианистом. Эйнар Стин-Нёклеберг. В 1997 году Общество Грига Осло провело свой Третий Международный конкурс композиторов на тему: «Переосмыслить» второй концерт Грига. Один из участников конкурса, бельгийский композитор Лоран Бекманс, разработал по эскизам полный фортепианный концерт, который впервые был исполнен в Лондоне 3 мая 2003 года.

Еще одну проработку эскизов Грига завершил норвежский композитор. Хельге Эвджу и был записан Наксос метка. Среди других участников румынский Шербан Никифор (Концерт ГРИЕГориано), россиянин Владимир Беляев (Второй фортепианный концерт), шотландец Каллум Кенмюр (Рапсодия на темы Грига), американец Дэниел Пауэрс (Концертный реликварий), немец Клаус Милинг (Концертная фантазия си минор), новозеландка Элисон Эдгар (Фантазия си минор), австралиец Дэвид Морган (Норвежская фантазия). Первое место занял итальянец Альберто Колла (Концерт для фортепиано № 1).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: