Цветовые круги
Один из самых популярных способов изучения цветов и цветовых сочетаний — цветовой круг, в котором цвета спектра расположены друг за другом в виде колеса. Их используют как основу для получения более сложных оттенков. Такие цветовые модели можно разделить на два вида: одни основываются на круге Ньютона, а другие — на круге Гете.
Теория цвета Ньютона
В основе 7-ступенчатого круга Ньютона лежат физические свойства цвета. С помощью трехгранной призмы Ньютон разложил белый солнечный свет на отдельные цвета. В своем эксперименте ученому удалось увидеть непрерывный спектр: начиная с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий он заканчивался фиолетовым. Между крайними цветами спектра глаз может различить примерно 160 различных цветовых оттенков, но Ньютон взял за основу своего круга семь, как ему казалось, наиболее воспринимаемых глазом цветов [].
Современный вид 7-ступенчатого цветового круга Ньютона. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго, фиолетовый.
(Фото: www.researchgate.net)
Ньютоновской цветовой круг лег в основу цветовых кругов и моделей, предложенных другими исследователями, и до сих пор остается одним из самых известных цветовых кругов.
Теория цвета Гете
В конце XVIII века Иоганн Вольфганг фон Гете (Johann Wolfgang von Goethe), не согласный с теорией Ньютона, провел свои эксперименты с призмой. Он полагал, что цвет — это результат взаимодействия света и тьмы []. Желтый как минимальное затемнение света, а голубой как максимальное высветление тьмы — это исходные, первичные цвета, которые нельзя разложить ни на какие другие. Красный цвет Гете рассматривал как усиление желтого, фиолетовый — синего. Кроме того, между красным и фиолетовым Гете обнаружил цвет, которого нет в круге Ньютона — пурпурный [].
6-ступенчатый цветовой круг Гете, выполненный им самим в 1809 году, и его осовремененная версия.
(Фото: wikimedia.org)
Современный графический дизайнер Рун Мэдсон (Rune Madsen) в своей онлайн-книге Programming Design Systems отмечает, что, хотя круг Ньютона кажется более логичным в объяснении природы цвета, исследования Гете интересны своими оптическими экспериментами и идеями о влиянии цвета на человека. Цветовой круг Гете предвосхищает последующую цветовую модель Йоханнеса Иттена [].
Теория цвета Иттена
Швейцарский художник, теоретик искусства и педагог Йоханнес Иттен (Johannes Itten) в своей книге «Искусство цвета» предложил 12-частный цветовой круг, опираясь на основные цвета — желтый, красный и синий.
Так выглядит 12-частный круг Иттена. Три основных цвета размещены в центре круга. Если смешивать каждые два основных цвета, то получатся цвета второго порядка: желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый. Цвета третьего порядка — те, что во внешнем кольце круга, создаются, если смешать основные цвета и цвета второго порядка.
(Фото: www.omnivoor.nl)
С помощью цветового круга Иттена легко находить комбинации цветов, приятные глазу. Полученные сочетания можно использовать в одежде, интерьере, дизайне, для иллюстраций и художественных работ. Чтобы подбирать гармоничные сочетания, художники и дизайнеры применяют определенные принципы — их называют цветовыми гармониями (color harmony), которых существует более десятка [].
Теория цвета Оствальда
Немецкий химико-физик и философ Вильгельм Фридрих Оствальд (Wilhelm Friedrich Ostwald) предложил цветовую систему, которая имела серьезное научное обоснование. В отличие от Иттена у Оствальда основой цветового круга стали красный, зеленый, синий: его эксперименты показали, что глаза человека лучше всего воспринимают именно эти цвета и на их основе формируют другие [].
Цветовой круг Оствальда или, правильнее сказать, цветной конус Освальда (Ostwaldscher Doppelkegel) — это объемная модель из 24 цветов, разбитых на сегменты. Каждый цвет Оствальд поделил на восемь ступеней, различающихся по светлоте и насыщенности. На фото слева цветовая модель Оствальда от 1918 года. На фото справа ступени одного цвета из модели Оствальда, 1928 год.
(Фото: nat.museum-digital.de )
Аппликатуры гамм на гитаре
Примеры популярных гамм на гитаре
Наиболее популярными для гитары являются до мажор и ля минор. Они просты в игре и служат основой для начинающих игроков.
Их можно играть на одной струне, опускаясь на лад, или на нескольких струнах, создавая плавный переход.
Другие гаммы, которые обычно играют на гитаре: до-мажор, ми-мажор, фа-мажор, соль-мажор, соль-минор, ре-минор, ми-минор и си-минор.
Гамма до — мажор
Она является диатонической. Тональность соответствует своему названию.
Прежде всего, попробуйте сделать это самостоятельно, следуя схеме: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
Как только вы поймете принцип, вы сможете ознакомиться с часто используемыми вкладками.
В гаммах существует понятие удерживаемых ступеней, то есть нот, которые при одновременном исполнении образуют тональный звук. В данной форме это ступени 1, 3 и 5. Они одинаковы для каждой клавиши этой шкалы.
Чтобы сыграть до-мажор, используется 5 позиций:
- Опора на 7 лад с последовательной игрой нот.
- Играется на 3 лада ниже, схема похода на 1 тип.
- Основа — первый лад. Это простейшая схема.
- Первые ноты данной схемы – последние в предыдущей.
- Начало в четвертом ладу, а окончание – возврат к первому боксу.
Гамма ля минор
Это параллельный ключ к до мажору. Они содержат одни и те же ноты в каждой из этих шкал.
Ля — минор строится по образцу всех минорных гамм: тоника — тон — тон — тон — полутон — тон — полутон — тон — тон — тон — тон — тон — тон.
- Начало – седьмой лад, окончание — десятый
- Первая нота – 10-й лад.
- Начинается с нулевого лада;
- От третьего – до пятого лада.
- С пятого по седьмой лады.
Также можно создать гармонический ля-минор: седьмая степень повышается до соль-диез или ля-бемоль.
Диатонические гаммы
Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .
Диатоническая гамма на C ровно темперированная и справедливая.
Гамма, как определено Джорджем Уильямом Лемоном, English Etymology , 1783.
Ноты диатонической гаммы (вверху) и хроматические ноты без гаммы (ниже)
Средневековые теоретики определяли шкалы в терминах греческих тетрахордов. Гамма была рядом смол , из которых всей средневековой «шкала» (или режимы , строго) умозрительно вытекают, и это можно рассматривать , как строятся определенным образом от диатонических тетрахордов. Происхождение слова гамма объясняется в статье Guidonian hand ; здесь это слово используется в одном из доступных значений: всеобъемлющая гамма, описанная Гвидо д’Ареццо (которая включает в себя все режимы).
Эти интервалы от одной ноты к другой в этой средневековой гаммы все тона или полутона , повторяющиеся в определенном порядке с пятью тонами (Т) и два полутона (S) в любой данной октаве . Полутоны разделены настолько, насколько это возможно, между чередующимися группами из трех и двух тонов. Вот интервалы для строки восходящих нот (начинающейся с F) из гаммы:
- … –Т – Т – Т – С – Т – Т – С – Т – Т – Т – С – Т– …
А вот интервалы возрастающей октавы (семь интервалов, разделяющих восемь нот A – B – C – D – E – F – G – A) гаммы:
- Т – С – Т – Т – С – Т – Т (пять тонов и два полутона)
Белые клавиши — современный аналог гаммы. Поэтому в самом строгом определении диатоническая гамма может быть получена из высот, представленных в следующих друг за другом белых клавишах фортепиано (или их транспозиции ). Это будет включать в себя мажорную гамму и естественную минорную гамму (такая же, как нисходящая форма мелодического минора ), но не старые церковные церковные лады , большинство из которых включали обе версии «переменной» ноты B ♮ / B ♭ .
Современные смыслы
Есть определенные приложения в музыке периода общей практики и более поздней музыке, которая разделяет его основные особенности.
Большинство, но не все писатели, считают естественный минор диатоническим. Что касается других форм минора:
«Эксклюзивное» использование
- Некоторые авторы последовательно классифицировать другие варианты незначительных масштабов — на мелодичный минор (восходящая форма) и гармонический минор — а не -diatonic, так как они не являются переложением белых нот веревок пианино. Среди таких теоретиков нет согласованного общего термина, который бы охватывал мажор и все формы минорной гаммы.
«Инклюзивное» использование
- Некоторые авторы также последовательно включают в диатонию мелодические и гармонические минорные гаммы. Для этой группы каждая гамма, стандартно используемая в обычной музыкальной практике, и во многом похожая более поздняя музыка либо диатоническая (мажор, и все формы минора), либо хроматические .
«Смешанное» использование
- Третьи авторы смешивают эти два значения диатоники (и, наоборот, хроматической ), и это может привести к путанице и неправильным представлениям. Иногда контекст проясняет предполагаемое значение.
Некоторые другие значения термина диатоническая гамма расширяют гармонический и мелодический минор еще дальше, чтобы быть еще более всеобъемлющим.
В общем, диатоника чаще всего используется включительно по отношению к музыке, которая ограничивается стандартным использованием традиционных мажорных и минорных гамм. Обсуждая музыку, в которой используется большее разнообразие гамм и ладов (включая много джаза, рока и некоторой тональной концертной музыки 20-го века), авторы часто выбирают исключительное использование, чтобы избежать путаницы.
Современные расширения
Традиционно и во всех случаях использования, обсужденных выше, термин диатонический был ограничен областью высоты звука и довольно ограниченным образом. Точно, какие гаммы (и даже какие формы этих гамм) следует считать диатоническими, не определено, как показано выше. Но сам принцип широкого отбора не оспаривается, по крайней мере, в качестве теоретического удобства.
Расширенный выбор высоты звука
Выбор классов основного тона может быть обобщен, чтобы охватить формирование из лежащих в основе двенадцати хроматических классов основного тона. Или вместо этого может использоваться больший набор базовых классов основного тона. Например, октава может быть разделена на различное количество классов высоты тона с равным интервалом. Обычное число — двенадцать, что соответствует стандартному набору, используемому в западной музыке. Но Пол Цвайфель использует теоретико-групповой подход для анализа различных наборов, особенно делая вывод о том, что набор из двадцати делений октавы является еще одним жизнеспособным вариантом для сохранения определенных свойств, связанных с традиционными «диатоническими» выборами из двенадцати классов высоты звука.
Ритмы
Этот принцип отбора можно обобщить даже за пределы области высоты тона. Идея диатоники применялась, например, при анализе некоторых традиционных африканских ритмов . Тот или иной выбор делается из нижележащего надмножества метрических ударов , чтобы создать «диатоническую» ритмическую «шкалу», встроенную в основную метрическую «матрицу». Некоторые из этих выборок являются диатоническими в смысле, аналогичном традиционным диатоническим выборам классов высоты звука (то есть выбор семи долей из матрицы из двенадцати долей — возможно, даже в группах, которые соответствуют группировке тонов и полутонов диатонических гамм. ). Но этот принцип также может быть применен с еще большей общностью (включая даже любой выбор из матрицы ударов любого размера).
Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре
И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).
Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).
В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.
В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.
Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:
До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.
Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.
Интервалы
Поскольку диатоническая гамма сама по себе неоднозначна, различение интервалов также неоднозначно. Например, интервал B ♮ –E ♭ ( уменьшенная четверть , встречающийся в гармоническом миноре до) считается диатоническим, если гармонический минор считается диатоническим, и хроматическим, если гармонический минор не считается диатоническим.
Forte перечисляет хроматические интервалы в мажоре и естественном миноре как увеличенный унисон, уменьшенная октава, увеличенная пятая, уменьшенная четвертая, увеличенная треть, уменьшенная шестая, уменьшенная треть, увеличенная шестая, второстепенная секунда, мажорная седьмая, мажорная секунда, малая седьмая, дважды уменьшенная. пятая и вдвое увеличенная четвертая.
Кроме того, хроматическая или диатоническая метка для интервала может зависеть от контекста. Например, до мажор интервал C – E ♭ можно рассматривать как хроматический интервал, потому что он не появляется в преобладающей диатонической тональности; наоборот, в до минор он будет диатоническим . Это использование все еще подлежит категоризации гамм выше, например, в приведенном выше примере B ♮ –E ♭ классификация все равно будет зависеть от того, считается ли гармоническая минорная гамма диатонической.
В разных системах тюнинга
Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .
Диатонический и хроматический интервал Пифагора: E ♮ -F ♮ и E ♮ -E ♯
C – E C – F C – E ♯ + + |
При одинаковой темперации нет разницы в настройке (и, следовательно, в звучании) между интервалами, которые энгармонически эквивалентны. Например, ноты F и E ♯ представляют одну и ту же высоту, поэтому диатонический интервал C – F (совершенная четверть) звучит так же, как его энгармонический эквивалент — хроматический интервал C – E ♯ (увеличенная треть).
Но в системах, отличных от равных по темпераменту , часто существует разница в настройке между энгармонически эквивалентными интервалами. В системах, основанных на цикле квинт , таких как пифагорейский строй и темперамент среднего значения , эти альтернативы обозначаются диатоническими или хроматическими интервалами. В этих системах цикл квинт не является круговым в том смысле, что высота звука на одном конце цикла (например, G ♯ ) не настроена так же, как энгармонический эквивалент на другом его конце (A ♭ ); они отличаются на величину, известную как запятая .
Этот прерванный цикл приводит к тому, что интервалы, которые пересекают разрыв, записываются как увеличенные или уменьшенные хроматические интервалы. Например, в средней темперации хроматические полутоны (E – E ♯ ) меньше диатонических полутонов (E – F). С интервалами согласных, такими как мажорная треть, энгармонический эквивалент обычно менее согласен.
Если предполагается, что тритон диатонический, классификация письменных интервалов по этому определению не будет существенно отличаться от приведенного выше определения «взяты из той же диатонической шкалы», если не включены варианты гармонического минора и восходящей мелодической минорной гаммы.
Тюнинг
Диатонические гаммы могут быть настроены по-разному, либо путем повторения совершенной или темперированной квинты, либо путем комбинации совершенных квинт и совершенных третей (Просто интонация ), или, возможно, комбинацией пятых и третей различных размеров, как в хороший темперамент.
Итерация пятой
Если масштаб создается путем повторения шести полных пятых, например F – C – G – D – A – E – B, результат будет Пифагорейский тюнинг:
Примечание | F | C | грамм | D | А | E | B | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
подача | 2⁄3 | 1⁄1 | 3⁄2 | 9⁄4 | 27⁄8 | 81⁄16 | 243⁄32 | |
ввести в основную октаву | 4⁄3 | 1⁄1 | 3⁄2 | 9⁄8 | 27⁄16 | 81⁄64 | 243⁄128 | |
сортировать в порядке заметок | C | D | E | F | грамм | А | B | C ‘ |
интервал выше C | 1⁄1 | 9⁄8 | 81⁄64 | 4⁄3 | 3⁄2 | 27⁄16 | 243⁄128 | 2⁄1 |
интервал между нотами | 9⁄8 | 9⁄8 | 256⁄243 | 9⁄8 | 9⁄8 | 9⁄8 | 256⁄243 |
Шесть из «пятых» интервалов (C – G, D – A, E – B, F – C ′, G – D ′, A – E ′) — все3⁄2 = 1.5 (702 центы ), но B – F ′ — дискордантный тритон, здесь729⁄512 = 1,423828125 (673,5 цента). Тона каждый9⁄8 = 1,125 (204 цента), а диатонические полутоны равны256⁄243 ≈ 1,0535 (90 центов).
Расширение ряда пятых до одиннадцати пятых привело бы к пифагорейскому хроматическая шкала.
Равный темперамент
Равная темперация — это разделение октавы на двенадцать равных полутонов. Соотношение частот полутона тогда становится равным корень двенадцатой степени из двух (12√2 ≈ 1.059463, 100 центы ). Тон — это сумма двух полутонов. Его отношение — корень шестой степени из двух (6√2 ≈ 1,122462, 200 центов). Равный темперамент может быть получен последовательностью темперированных квинт, каждая из которых имеет соотношение 27⁄12 ≈ 1,498307,700 центов.
Срединный темперамент
Квинты можно было закалять сильнее, чем при равном темпераменте, чтобы получить более качественные трети. Видеть четверть запятой означает один для среднего темперамента, обычно используемого в шестнадцатом и семнадцатом веках, а иногда и позже, что дает идеальные мажорные трети.
Просто интонация
Просто интонацию часто передают с помощью Эйлера. Тоннец, где горизонтальная ось показывает идеальные квинты, а вертикальная ось — идеальные мажорные трети. В тоннец диатоническая гамма в интонации выглядит следующим образом:
А | E | B | |
F | C | грамм | D |
F – A, C – E и G – B, выровненные по вертикали, представляют собой идеальные мажорные трети; A – E – B и F – C – G – D — две серии идеальных квинт. Ноты верхней линии, A, E и B, опускаются на синтоническая запятая, 81⁄80, а «волчий» пятый D – A на столько же узок. Тритон F – B — это45⁄32 ≈ 1.40625.
Эта настройка была впервые описана Птолемей и известен как Интенсивная диатоническая гамма Птолемея. Она также упоминалась Зарлино в 16 веке и описывалась теоретиками 17 и 18 веков как «естественная» шкала.
Примечания | C | D | E | F | грамм | А | B | C ‘ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
подача | 1⁄1 | 9⁄8 | 5⁄4 | 4⁄3 | 3⁄2 | 5⁄3 | 15⁄8 | 2⁄1 |
интервал между нотами | 9⁄8 | 10⁄9 | 16⁄15 | 9⁄8 | 10⁄9 | 9⁄8 | 16⁄15 |
Поскольку частотные отношения основаны на простых степенях простые числа 2, 3 и 5, это также известно как пятипредельный тюнинг.
Теория цвета: основные понятия
Цвет — это ощущение, которое возникает в органе зрения человека при
попадании на него света []. В цветоведении свет принято рассматривать как электромагнитное волновое движение. Человек может видеть относительно небольшой диапазон этого излучения — тот самый видимый спектр белого солнечного света. Именно его Ньютон разложил на простые спектральные цвета. Эти цвета и все их промежуточные оттенки называются хроматическими. Ахроматические цвета — это белый, черный и все оттенки серого цвета.
Основные характеристики цвета — это цветовой тон, насыщенность и светлота.
Цветовой тон
Цветовой тон (англ. hue) — это положение цвета в спектре, которое мы соотносим с его названием. Это те самые семь цветов радуги видимого спектра, а также все другие существующие природные цвета. Синий цвет — это тон, красный цвет — это тоже тон, и даже «цвет бедра испуганной нимфы», пришедший из эпохи рококо (шутливое название нежно-розового) — это тоже цветовой тон.
Так выглядит непрерывный спектр, в котором длина световой волны определяет цветовой тон. Красный цвет — это самые длинные световые волны, фиолетовый — самые короткие.
(Фото: pinterest.com)
Насыщенность
Насыщенность (англ. chroma, intensity, saturation) — это ощущение, насколько цвет чист и интенсивен визуально. Если добавить к ярко-красному цвету спектра немного серого, белого или черного, он станет менее насыщенным.
Цвета радуги — самые чистые, их насыщенность составляет 100%. Но между цветами радуги насыщенность не одинакова: желтый цвет наименее насыщенный, а к краям спектра (красный и фиолетовый) насыщенность увеличивается.
Шкала насыщенности по убыванию: от самых насыщенных спектральных до ахроматических, самых ненасыщенных цветов.
(Фото: Pinterest)
Светлота
Светлота (англ. value) — степень отличия цвета от белого. Например, легкий салатовый цвет будет выше по светлоте, чем цвет густой зеленой листвы.
На рисунке внизу расположены самые светлые оттенки зеленого, максимально близкие к белому. У таких оттенков высокая светлота.
(Фото: pixelartmaker.com)
Любой цвет можно описать этими тремя характеристиками, но у каждого они будут выражены по-разному. Поэтому мы видим вокруг такое разнообразие оттенков. По некоторым данным, человеческий глаз может различить около 1000 светлых и темных оттенков, около 100 красно-зеленых, плюс 100 желто-синих оттенков. Получается, число цветов, которое может видеть человеческий глаз — около 10 миллионов. А компьютер при создании полноцветных изображений оперирует около 16,8 млн цветов [].
Суть цветовой модели
Цвет выступает одним из показателей восприятия человеком излучения света. Когда-то ученые считали, что самым простым является белый свет. Однако впоследствии выяснили, что это совсем не так. Исаак Ньютон опроверг эту теорию с помощью проведенных опытов.
Пропустив белый свет через призму, ученый обнаружил, что он состоит из семи цветов радуги. Если же провести обратный опыт и снова пропустить через призму уже совокупность различных цветов, то они на выходе сливаются в белый цвет.
Суть цветовой модели
Те цвета, которые способен видеть человек, являются лишь небольшим диапазоном спектра электромагнитного излучения.
Белый цвет включает в себя все цвета радуги. Таким образом, можно сделать вывод, что спектр белого цвета отличается непрерывностью и равномерностью. Он содержит в себе излучения всех длин волн видимого человеком цветового диапазона. Возможно сделать предположение о том, что, измерив интенсивность света, который испускается или отражается от объекта, во всех видимых длинах волн, мы сможем точно определить цвет данного объекта.
Но такое предположение не соответствует реальности. Даже произведя такие измерения, мы не сможем предсказать, как будет выглядеть объект визуально. Так можно только обозначить, какие оптические свойства оказывают влияние на наблюдаемый цвет:
- Цветовой тон. Он определяется той длиной волны, которая является преобладающей в спектре излучения. Именно с помощью цветового тона мы различаем цвета между собой.
- Чистота тона (насыщенность). Определяется по количеству присутствующего белого цвета. Идеально чистый цвет характеризуется отсутствием примеси белого.
- Яркость. Зависит от интенсивности и энергии самого светового излучения. Характеризует количество воспринимаемого человеком света.
Описать цвет полномасштабно позволяет цветовая модель. Она является своеобразным способом, позволяющим представить цвета через разложение их на простые составные части.
В описании цветовых моделей обычно используются две системы цветности:
- Аддитивная система предполагает, что цвет получается путем смешения излучений. С точки зрения аддитивного синтеза белый цвет состоит из смешения в максимальном количестве основных излучений. Чёрный цвет с позиции аддитивного синтеза означает полное отсутствие излучений.
- Субтрактивная система исключает восприятие глазом компонентов излучения напрямую. Они преобразуются в оптической среде через отражение окрашенной поверхностью. В этом случае окраска поверхности приводит к изменению энергии и интенсивности излучения источника света. При прохождении через нее или отражении световые лучи ослабляются в более или менее значительной степени.