Инструментальный оркестр
Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).
Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.
Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.
Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.
Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века — это оркестр Поля Мориа.
Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.
Народный оркестр
В таком оркестре основными инструментами являются народные.
Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.
Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.
Московский молодежный камерный оркестр – коллектив, стремительно завоевавший популярность в России и за рубежом
Оркестр создан в 2003 году по инициативе стипендиатов Фонда «Русское исполнительское искусство» на базе Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова.
Художественный руководитель и главный дирижер Оркестра — Заслуженный деятель искусств РФ, Президент Фонда «Русское исполнительское искусство», Ректор ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, профессор Валерий Ворона.
Дирижер-консультант — Народный артист России, профессор Владимир Понькин.
Участники оркестра — стипендиаты Фонда, лауреаты международных конкурсов, студенты ведущих музыкальных учебных заведений Москвы. Юбилейный концерт ММКО в Рахманиновском зале Московской консерватории 26 сентября 2014 г.
Медведев Д.А. и Ворона В.И. в Кремле, на торжественной церемонии награждения лауреатов президентских премий, приуроченной ко Дню работника культуры, 23 марта 2012.г.
Международный благотворительный фестиваль российско-итальянской культуры «Очи чёрные»
В рамках перекрестного Года туризма «Россия-Италия» в итальянском городе-курорте Монтекатини Терме состоялся II Международный благотворительный фестиваль российско-итальянской культуры «Очи черные». Фестиваль был посвящен 200-летию великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова как продолжение традиций первого фестиваля, состоявшегося в прошлом году и посвященного 200-летию Джузеппе Верди.Цель мероприятия – содействие сохранению великих культурных традиций России и Италии, представляющих общемировую ценность.
Подробнее…СМИ о Фестивале…
https://youtube.com/watch?v=jWq9TJEe9s4
Европа сквозь железно-информационно-санкционный занавес увидела истинное живое лицо и душу России. Каждый концерт фестиваля российской культуры в Италии «Очи черные» и юбилейный европейский тур Московского Молодежного Камерного Оркестра неизменно заканчивался кричалками «Россия, Россия!». Жаль только, что это стало последним выступлением нашего дорогого друга Святослава Бэлзы.
Мэрия Монтекатини Терме приняла решение заложить на следующем фестивале в первой декаде мая 2015 года медальон С.Бэлзы на аллее звезд. В программе фестиваля еще одно знаменательное событие — открытие памятника Дж.Верди. Это — подарок российского скульптора городу.
Мировая премьера оперы М.П.Мусоргского и М.М.Ипполитова-Иванова «Женитьба»
При поддержке Фонда «Русское исполнительское искусство» Мастерская Народного артиста РФ, профессора Д.А.Бертмана, Факультета Музыкального театра Российского университета театрального искусства – ГИТИС и Московский молодежный камерный оркестр Государственного музыкально-педагогического института имени М.М.Ипполитова-Иванова, под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора В.И.Вороны, — представляют мировую премьеру оперы Мусоргского и Ипполитова-Иванова «Женитьба», по одноименной пьесе Гоголя.
Межвузовский молодежный проект ГИТИСа и ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова осуществляется при поддержке Министерства Культуры РФ и посвящен 155-летию выдающегося музыканта, композитора, педагога и общественного деятеля Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (1859-1935).
Художественный руководитель Дмитрий Бертман, режиссер – Сергей Терехов. Художественный руководитель оркестра Валерий Ворона, дирижер Сергей Михеев.
Подробнее…
Камерный оркестр сегодня
На сегодняшний день, даже после упразднения многих камерных коллективов, практически у каждого государства имеется свой камерный оркестр. В России такой коллектив называется «Виртуозы Москвы», он часто проявляет себя при государственных празднованиях и при выездах за границу.
Камерная музыка оставила огромный след в творчестве многих современных композиторов и исполнителей.
Отличным примером показывает себя рок-группа из Финляндии Apocalyptica. Эти музыканты играют по сути камерную музыку, соблюдая все традиции камерного оркестра: коллектив из 4 человек, трое из которых играют только на струнных. Огромную популярность приобрели из-за переигрывания известных композиций самых ярких метал-команд, в число которых входят Metallica, Rammstein, Slipknot и другие.
Симфонический оркестр
Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.
Есть малый симфонический оркестр и большой.
Малый — это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII — начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.
В составе малого обязательно присутствуют:
- скрипки;
- альт;
- виолончели;
- контрабасы;
- фаготы;
- валторны;
- трубы;
- литавры;
- флейты;
- кларнета;
- гобой.
В большой включены следующие инструменты:
- флейты;
- гобои;
- кларнеты;
- контрафаготы.
Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:
- валторны;
- трубы (басовая, малая, альтовая);
- тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
- туба.
И, конечно же, ударные инструменты:
- литавры;
- колокольчики;
- малый и большой барабан;
- треугольник;
- тарелка;
- индийский тамтам;
- арфа;
- рояль;
- клавесин.
Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом — около 60.
Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры — полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.
Основные отличия камерного оркестра от симфонического
- Количество участников и пар инструментов. славятся тем, что в них присутствует огромное количество участников. В основном их около 50, а иногда достигает 100 и более. Ко всему прочему в симфонических оркестрах инструменты дублируются и звучат в унисон. Для простых любителей музыки это влияет только на громкость общего произведения при игре на сцене. На самом же деле два скрипача, играющие одну и ту же композицию, будут исполнять ее немного по-разному. Даже два виртуоза, играющие на одном и том же инструменте, имеют разный стиль игры. Человеческий фактор влияет на готовую мелодию. Ошибок не делает тот, кто ничего не делает, — это правило действует и в музыке. Пары одинаковых инструментов как раз придают окрас и яркость звучания. А что же такое камерный оркестр? Это малое количество участников и одиночные инструменты, звучащие друг за другом. Партии разделены строго по инструментам, и общая композиция относится уже к новому жанру — камерной музыке.
- Присутствие только струнных инструментов. Да, состав инструментов камерного оркестра ограничивается струнными (реже добавляются духовые), в то время как в симфонических оркестрах задействованы самые разные типы: струнные, духовые, ударные и другие. Поэтому камерная музыка ограничена строгими рамками — звучание только струнных инструментов монотонно, но имеет свой собственный, неповторимый стиль.
- Выступления в небольших помещениях. Это ограничение основывается опять же на урезанном составе ансамбля. Камерные оркестры имели успех только во дворах именитых герцогов или дворян. Больше ансамбль — больше зал и величественней сцена.
Подведем итог: что такое камерный оркестр? Это небольшой коллектив, исполняющий композиции в одноименном жанре в малых помещениях.
Джазовый оркестр
Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.
В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.
Вообще, джаз — это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.
Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.
Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.
Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.
В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию — заученную или по нотам.
Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.
В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».
И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.
Оратории Георга Фридриха Генделя и др.). Начиная с XVII века , камерные оркестры часто имелись на дворах герцогов и других дворян, которые могли позволить себе содержать маленький оркестр. Так, например, Иоганн Себастьян Бах с 1703 года был скрипачом в камерном оркестре герцога Иоганна Эрнста III.
Произведения для камерного оркестра в XX веке писали Арнольд Шёнберг (Камерная симфония № 1), Алан Хованесс («Анахид», фантазия для камерного оркестра , Симфония № 6 для камерного оркестра), Альфред Шнитке (Концерт № 3 для скрипки с оркестром) и др.
Среди известных камерных оркестров XX века — Академия Святого Мартина в полях (из руководителей наиболее известен Нэвилл Марринер), Литовский камерный оркестр (среди руководителей — Саулюс Сондецкис), Виртуозы Москвы (под управлением Владимира Спивакова), Казанский государственный камерный оркестр La Primavera (под управлением Рустама Абязова)