Лавровский, леонид михайлович

Презентация на тему "леонид михайлович лавровский"

Ромео и Джульетта

В 1938 году Кировский театр согласился поставить Сергей Прокофьев с Ромео и Джульетта. Лавровский и Прокофьев какое-то время боролись за партитуру и либретто, Лавровский в конце концов убедил композитора добавить вариации для «Ромео и Джульетты», а также некоторые другие случайные номера. Премьера балета состоялась 11 января 1940 года.:106–110 В нем были представлены декорации Петра Вильямса и Галина Уланова в роли Джульетты и Константин Сергеев в роли Ромео.:252 Спектакль Лавровского широко известен как один из величайших образцов жанра драмбалет в Советском театре.:254:54 Хореография Лавровского для балета очень драматична и во многом реалистична, она тесно связана с движениями актеров театра и в основном избегает традиционных балетных дивертисментов.

Биография

Леонид Иванов родился 5 (18) июня 1905 года в Санкт-Петербурге.

В 1922 году, по окончании Петроградского хореографического техникума (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) (педагог В. И. Пономарёв), был принят в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский театр) (Санкт-Петербург), где танцевал до 1935 года.

С 1927 года занимался балетмейстерской деятельностью. В 1935—1938 годах — художественный руководитель балетной труппы Малого оперного театра (ныне Михайловский театр (Санкт-Петербург), в 1938—1944 — Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) (Санкт-Петербург), в 1942—1943 — Ереванского театра оперы и балета им. А. А. Спендиарова, в 1944—1964 (с небольшими перерывами) — главный балетмейстер Большого театра.

Ставил спектакли за рубежом: «Жизель» А. Адана (1957, Будапешт; 1958, Хельсинки и Белград), «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1960, Хельсинки), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1963, Будапешт).

Организовал первую в стране труппу «Балет на льду» (1959), в 1959—1964 годах был её главным балетмейстером.

В 1948—1967 годах преподавал в ГИТИСе, где вёл курс «Искусство балетмейстера» (с 1952 — профессор). В 1964—1967 годах — художественный руководитель Московского хореографического училища (ныне Московская академия хореографии).

Автор статей по балету.

Член ВКП(б) с 1944 года.

Умер 27 ноября 1967 года (по другим источникам — 26 ноября) во время гастролей в Париже. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Скульптор памятника Е. Янсон-Манизер.

Семья

  • Жена — Елена Георгиевна Чикваидзе (1910—1996), артистка балета. Заслуженная артистка РСФСР (1948). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976)
  • Сын — Михаил Леонидович Лавровский (род. 1941), артист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист СССР (1976).
  • Внук — Леонид Михайлович Лавровский-Гарсиа (род. 1987), театральный актер, режиссёр и педагог, преподаватель актёрского мастерства в Российском институте театрального искусства—ГИТИС.

Биография

Леонид Иванов родился 5 (18) июня 1905 года в Санкт-Петербурге.

В 1922 году, по окончании Петроградского хореографического техникума (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) (педагог В. И. Пономарёв), был принят в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский театр) (Санкт-Петербург), где танцевал до 1935 года.

С 1927 года занимался балетмейстерской деятельностью. В 1935—1938 годах — художественный руководитель балетной труппы Малого оперного театра (ныне Михайловский театр (Санкт-Петербург), в 1938—1944 — Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) (Санкт-Петербург), в 1942—1943 — Ереванского театра оперы и балета им. А. А. Спендиарова, в 1944—1964 (с небольшими перерывами) — главный балетмейстер Большого театра.

Ставил спектакли за рубежом: «Жизель» А. Адана (1957, Будапешт; 1958, Хельсинки и Белград), «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1960, Хельсинки), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1963, Будапешт).

Организовал первую в стране труппу «Балет на льду» (1959), в 1959—1964 годах был её главным балетмейстером.

В 1948—1967 годах преподавал в ГИТИСе, где вёл курс «Искусство балетмейстера» (с 1952 — профессор). В 1964—1967 годах — художественный руководитель Московского хореографического училища (ныне Московская академия хореографии).

Автор статей по балету.

Член ВКП(б) с 1944 года.

Умер 27 ноября 1967 года (по другим источникам — 26 ноября) во время гастролей в Париже. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Скульптор памятника Е. Янсон-Манизер.

Семья

  • Жена — Елена Георгиевна Чикваидзе (1910—1996), артистка балета. Заслуженная артистка РСФСР (1948). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976)
  • Сын — Михаил Леонидович Лавровский (род. 1941), артист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист СССР (1976).
  • Внук — Леонид Михайлович Лавровский-Гарсиа (род. 1987), театральный актер, режиссёр и педагог, преподаватель актёрского мастерства в Российском институте театрального искусства—ГИТИС.

Биография

Леонид Иванов родился 5 (18) июня 1905 года в Санкт-Петербурге.

В 1922 году, по окончании Петроградского хореографического техникума (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) (педагог В. И. Пономарёв), был принят в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский театр) (Санкт-Петербург), где танцевал до 1935 года.

С 1927 года занимался балетмейстерской деятельностью. В 1935—1938 годах — художественный руководитель балетной труппы Малого оперного театра (ныне Михайловский театр (Санкт-Петербург), в 1938—1944 — Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) (Санкт-Петербург), в 1942—1943 — Ереванского театра оперы и балета им. А. А. Спендиарова, в 1944—1964 (с небольшими перерывами) — главный балетмейстер Большого театра.

Ставил спектакли за рубежом: «Жизель» А. Адана (1957, Будапешт; 1958, Хельсинки и Белград), «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1960, Хельсинки), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1963, Будапешт).

Организовал первую в стране труппу «Балет на льду» (1959), в 1959—1964 годах был её главным балетмейстером.

В 1948—1967 годах преподавал в ГИТИСе, где вёл курс «Искусство балетмейстера» (с 1952 — профессор). В 1964—1967 годах — художественный руководитель Московского хореографического училища (ныне Московская академия хореографии).

Автор статей по балету.

Член ВКП(б) с 1944 года.

Умер 27 ноября 1967 года (по другим источникам — 26 ноября) во время гастролей в Париже. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Скульптор памятника Е. Янсон-Манизер.

Семья

  • Жена — Елена Георгиевна Чикваидзе (1910—1996), артистка балета. Заслуженная артистка РСФСР (1948). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976)
  • Сын — Михаил Леонидович Лавровский (род. 1941), артист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист СССР (1976).
  • Внук — Леонид Михайлович Лавровский-Гарсиа (род. 1987), театральный актер, режиссёр и педагог, преподаватель актёрского мастерства в Российском институте театрального искусства—ГИТИС.

Постановки

Ленинградское хореографическое училище

  • 1927 — «Грустный вальс» на музыку Я. Сибелиуса
  • 1928 — «Времена года» на музыку П. И. Чайковского
  • 1935 — «Катерина» на музыку А. Г. Рубинштейна и А. Адана

Малый оперный театр

1929 — «Симфонические этюды» на музыку Р. Шумана 1929 — «Шуманиана» на музыку Р. Шумана 1934 — «Фадетта» (на музыку «Сильвии» Л. Делиба) 1934 — «Испанское каприччио» Н. А

Римского-Корсакова 1937 — «Тщетная предосторожность» П. Л

Гертеля в аранжировке П. Э. Фельдта 1938 — «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева

Большой театр

  • 1944 — «Жизель» А. Адана (новая редакция)
  • 1945 — «Раймонда» А. К. Глазунова
  • 1946 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева
  • 1946 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1949 — «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст»
  • 1949 — «Красный мак» Р. М. Глиэра
  • 1952 — «Фадетта» (на музыку «Сильвии» Л. Делиба)
  • 1954 — «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева
  • 1960 — «Паганини» С. В. Рахманинова
  • 1961 — «Ночной город» Б. Бартока
  • 1961 — «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе, художник — В. Доррер, исполнители: Тамара — Р. Стручкова, Н. Тимофеева, Георгий — Ю. Жданов, М. Лиепа, Андрей — В. Васильев.
  • 1961 — «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова
  • 1966 — «Классическая симфония» (постановка для учащихся МаХУ)

Московское хореографическое училище

  • «Триптих» на музыку С. С. Прокофьева — А. М. Баланчивадзе
  • «Болеро» на музыку М. Равеля
  • «Классическая симфония» на музыку С. С. Прокофьева
  • «Память сердца» на музыку А. М. Баланчивадзе (1967).

Ранние годы

Лавровский родился в 1905 году в Петербурге, в семье промышленного рабочего. Окончил в 1922 г. Петроградская академия балета, где учился у В.И. Пономарев. Он танцевал с бывшим Мариинский театр, исполнив такие роли, как Зигфрид в Лебединое озеро, Жан де Бриен в Раймонда, и лидерство в Шопениана. В тот же период Лавровский был участником экспериментального танцевального коллектива «Молодой балет», в состав которого входили молодые Джордж Баланчин. Лавровский выступал в Федор Лопухов с Танцевальная симфония вместе с Баланчиным, Александра Данилова, и Лидия Иванова.:202, 245–246

Первой крупной работой Лавровского как хореографа стал балет Катерина, которую он создал для выпускного спектакля. Балет рассказывал историю крепостного театра и был поставлен на музыку Антон Рубинштейн и Адольф Адам. В конце 1930-х годов Лавровский был назначен художественным руководителем балетной труппы театра. Кировский театр.:246–247

Награды и звания

  • Заслуженный артист РСФСР (1939)
  • Народный артист РСФСР (1959).
  • Народный артист СССР (1965)
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за выдающиеся достижения в области хореографического искусства.
  • Сталинская премия первой степени (1947) — за постановку балетного спектакля «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1946)
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за постановку балетного спектакля «Красный мак» Р. М. Глиэра (1949)
  • Орден Ленина (1967)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1951)
  • Орден «Знак Почёта»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медали.

Постановки

Ленинградское хореографическое училище

  • 1927 — «Грустный вальс» на музыку Я. Сибелиуса
  • 1928 — «Времена года» на музыку П. И. Чайковского
  • 1935 — «Катерина» на музыку А. Г. Рубинштейна и А. Адана

Малый оперный театр

1929 — «Симфонические этюды» на музыку Р. Шумана 1929 — «Шуманиана» на музыку Р. Шумана 1934 — «Фадетта» (на музыку «Сильвии» Л. Делиба) 1934 — «Испанское каприччио» Н. А

Римского-Корсакова 1937 — «Тщетная предосторожность» П. Л

Гертеля в аранжировке П. Э. Фельдта 1938 — «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева

Большой театр

  • 1944 — «Жизель» А. Адана (новая редакция)
  • 1945 — «Раймонда» А. К. Глазунова
  • 1946 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева
  • 1946 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1949 — «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст»
  • 1949 — «Красный мак» Р. М. Глиэра
  • 1952 — «Фадетта» (на музыку «Сильвии» Л. Делиба)
  • 1954 — «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева
  • 1960 — «Паганини» С. В. Рахманинова
  • 1961 — «Ночной город» Б. Бартока
  • 1961 — «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе, художник — В. Доррер, исполнители: Тамара — Р. Стручкова, Н. Тимофеева, Георгий — Ю. Жданов, М. Лиепа, Андрей — В. Васильев.
  • 1961 — «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова
  • 1966 — «Классическая симфония» (постановка для учащихся МаХУ)

Московское хореографическое училище

  • «Триптих» на музыку С. С. Прокофьева — А. М. Баланчивадзе
  • «Болеро» на музыку М. Равеля
  • «Классическая симфония» на музыку С. С. Прокофьева
  • «Память сердца» на музыку А. М. Баланчивадзе (1967).

Награды и звания

  • Заслуженный артист РСФСР (1939)
  • Народный артист РСФСР (1959).
  • Народный артист СССР (1965)
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за выдающиеся достижения в области хореографического искусства.
  • Сталинская премия первой степени (1947) — за постановку балетного спектакля «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1946)
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за постановку балетного спектакля «Красный мак» Р. М. Глиэра (1949)
  • Орден Ленина (1967)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1951)
  • Орден «Знак Почёта»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медали.

Leonid Lavrovsky

Дата рождения
18.06.1905
Дата смерти
28.11.1967
Профессия

танцовщик, балетмейстер, педагог

Страна
СССР

Настоящая фамилия — Иванов. Народный артист СССР (1965), лауреат Сталинских премий (1946, 1947, 1950). Окончил Петроградское хореографическое училище в 1922 (ученик В. Пономарева). В 1922-35 солист Мариинского театра. Участник вечеров «Молодого балета».

Принимал участие в премьере «Танцсимфонии»; др. партии: Приближенный хана («Конек-Горбунок»), Жан де Бриен («Раймонда»), Юноша («Шопениана»), Амун («Египетские ночи»), Принц («Лебединое озеро»), Граф («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), Молодой кули («Красный мак»), Актер («Пламя Парижа»), Купец, Раб («Корсар»), Фашист («Золотой век»).

Танцовщик лирико-романтического плана, Лавровский рано увлекся сочинением танцев. «Я начал с постановки концертных номеров. В работе над ними я болел «импрессионизмом», увлекался танцем настроений, воспроизводящим только эмоциональное состояние. Вершиной этого этапа я считаю «Симфонические этюды» Шумана, осуществленные мной с учениками Хореографического техникума в 1930 году» (Л. Лавровский).

Первый вариант балета «Фадетта» был поставлен в ЛХТ в 1933/34. В 1936 балетмейстер переработал его для Малого театра. Сценография балета «Катерина» (ЛХТ — 1935, Театр им. Кирова — 1936) сделан Лавровским на историческом материале о крепостных актерах начала XIX в.

В 1935-38 Лавровский — художественный руководитель балета Малого театра

Он реставрировал «Тщетную предосторожность». В 1938, в связи со 100-летием со дня смерти Пушкина, поставил балет «Кавказский пленник» Б. Асафьева

Асафьева.

«Все эти балеты оказались лишь подступами к цели. Она — в постановке на сцене Театра им. Кирова балета «Ромео и Джульетта». В эту работу Лавровский вложил все свое умение, знание и талант и был награжден сторицей. Привлекает и музыка, и хореография, и живопись, и исполнители. А надо всем реет бессмертный дух трагедии Шекспира» (Ф. Лопухов).

Создание «Ромео и Джульетты» — итог и вершина поисков советского балета 30-х гг. В этой мимической драме трудно провести грань — где кончается танец и где начинается классический речитатив-пантомима, слитая с музыкой и проникнутая ее ритмом и содержанием. Балет не сходит со сцен театров Ленинграда, Москвы (постановщик возобновил спектакль в ГАБТе в 1946) и др. городов СССР, неоднократно и с успехом показывался советскими артистами за рубежом.

В 1938-44 Лавровский — худ. рук. балета Театра им. Кирова (в 1942-43 одновременно работал в Театре им. Спендиарова). В 1944-64 главный балетмейстер Большого театра (с некоторыми перерывами). Помимо восстановления «Жизели» и редактирования «Раймонды» поставил в ГАБТе «Красный мак» (1949), «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева (1954), «Паганини» на муз. С. Рахманинова (1960), «Ночной город» (1961), «Страницы жизни» А. Баланчивадзе (1961) и др. В 1961-62 поставил «Сказ о каменном цветке» в Хельсинки, «Ромео и Джульетту» — в Будапеште.

С 1948 педагог балетмейстерского факультета ГИТИСа (с 1952 профессор). В 1959-64 балетмейстер первого советского ансамбля «Балет на льду». В 1964-67 худ. рук. МХУ.

Сочинения: Работа балетмейстера.— В кн.: «Катерина». Л., 1935: Балетмейстер о спектакле.— В кн.: «Фадетта»

Л., 1936; Моя постановка.— В кн.: «Тщетная предосторожность». Л., 1937; Либретто и постановка «Кавказского пленника»,— В кн.: «Кавказский пленник». Л., 1938; Реализм и условность в балетном спектакле.— Искусство и жизнь, 1939, № 11, 12; Пути и судьбы советского балета.— Сов

культура, 1968, 3, 8 апр

Л., 1938; Реализм и условность в балетном спектакле.— Искусство и жизнь, 1939, № 11, 12; Пути и судьбы советского балета.— Сов. культура, 1968, 3, 8 апр.

Литература: Л. М. Лавровский. Документы, статьи, воспоминания.— М., 1983; Луцкая Е. Л. М. Лавровский.— В кн.: Мастера Большого театра. М., 1976; Михайлов М. Юность Леонида Лавровского.— В кн.: Молодые годы ленинградского балета. Л., 1978; Рославлева Н. Жизнь, отданная балету.— Муз. жизнь, 1968, № 3: Головкина С. Л. М. Лавровский,— Театр. 1968, № 5; Львов-Анохин Б. Леонид Лавровский.— Муз. жизнь, 1980, № 23; Иноземцева Г., Фокина Е., Константинова В. Жизнь в неустанном поиске.— Сов. балет, 1985, № 5.

А. Деген, И. Ступников

Публикации

Богомолов в балете: любовь до гроба… отменяется 02.11.2021 в 16:58

Ла Скала показал «Ромео и Джульетту» 17.10.2002 в 18:27

Награды и звания

  • Заслуженный артист РСФСР ()
  • Народный артист РСФСР (1959).
  • Народный артист СССР (1965)
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за выдающиеся достижения в области хореографического искусства.
  • Сталинская премия первой степени (1947) — за постановку балетного спектакля «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1946)
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за постановку балетного спектакля «Красный мак» Р. М. Глиэра (1949)
  • Орден Ленина (1967)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1951)
  • Орден «Знак Почёта» (1939)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медали.

Постановки

Ленинградское хореографическое училище

  •  — «Грустный вальс» на музыку Я. Сибелиуса
  •  — «Времена года» на музыку П. И. Чайковского
  •  — «Катерина» на музыку А. Г. Рубинштейна и А. Адана

Малый оперный театр

 — «Симфонические этюды» на музыку Р. Шумана

 — «Шуманиана» на музыку Р. Шумана

 — «Фадетта» (на музыку «Сильвии» Л

Делиба)

 — «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова

 — «Тщетная предосторожность» П. Л

Гертеля в аранжировке П. Э. Фельдта

 — «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева

Большой театр

  •  — «Жизель» А. Адана (новая редакция)
  •  — «Раймонда» А. К. Глазунова
  •  — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева
  •  — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  •  — «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст»
  • 1949 — «Красный мак» Р. М. Глиэра
  •  — «Фадетта» (на музыку «Сильвии» Л. Делиба)
  •  — «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева
  •  — «Паганини» С. В. Рахманинова
  •  — «Ночной город» Б. Бартока
  • 1961 — «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе, художник — В. Доррер, исполнители: Тамара — Р. Стручкова, Н. Тимофеева, Георгий — Ю. Жданов, М. Лиепа, Андрей — В. Васильев.
  •  — «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова
  • — «Классическая симфония» (постановка для учащихся МаХУ)

Московское хореографическое училище

  • «Триптих» на музыку С. С. Прокофьева — А. М. Баланчивадзе
  • «Болеро» на музыку М. Равеля
  • «Классическая симфония» на музыку С. С. Прокофьева
  • «Память сердца» на музыку А. М. Баланчивадзе (1967).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: