Знаки препинания при обращении

Знаки препинания при обращении – правило, примеры, таблица (8 класс, русский язык)

Распространенные и нераспространённые обращения

Как сле­ду­ет из опре­де­ле­ния, обра­ще­ние может быть выра­же­но одним или несколь­ки­ми сло­ва­ми, то есть оно быва­ет нерас­про­стра­нён­ным и рас­про­стра­нён­ным, напри­мер:

Поздравляю тебя, чело­век! Поздравляю тебя, Земля! (Р. Рождественский).

Что ты кло­нишь над вода­ми, ива, макуш­ку свою? (С. Есенин).

Голубушка, как хоро­ша (И.А. Крылов).

Спой нам, ветер, про дикие горы, про глу­бо­кие тай­ны морей (В. Лебедев-Кумач).

Куда ты, свет­лый руче­ёк, стре­мишь­ся? (И.А. Крылов).

Забудь, това­рищ мой любез­ный, раз­дор смеш­ной и бес­по­лез­ный (А.С. Пушкин).

Клен ты мой опав­ший, клен зале­де­не­лый, что сто­ишь, нагнув­шись, под мете­лью белой? (С. Есенин)

Здравствуйте, лёг­кие звез­ды пуши­сто­го пер­во­го сне­га! (И. Тургенев).

Я всю свою звон­кую силу поэта тебе отдаю, ата­ку­ю­щий класс (В. В. Маяковский).

Как я любил, Кавказ мой вели­ча­вый, тво­их сынов воин­ствен­ные нра­вы (М. Лермонтов).

Если части рас­про­стра­нен­но­го обра­ще­ния раз­де­ле­ны дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, то каж­дая часть выде­ля­ет­ся запя­ты­ми:

Отколе, умная, бре­дёшь ты, голо­ва? (И. А. Крылов).

Личные место­име­ния «ты», «вы», как пра­ви­ло, явля­ют­ся под­ле­жа­щи­ми в пред­ло­же­нии, но могут вхо­дить в состав рас­про­стра­нен­но­го обра­ще­ния. Сравним:

Ты, царе­вич, мой спа­си­тель, мой могу­чий изба­ви­тель (А. С. Пушкин)

Здравствуй, князь ты мой пре­крас­ный! (А. С. Пушкин).

Принципы составления идеальной темы

Вот еще несколько советов, которые помогут вам в составлении темы электронного письма:

  1. Напишите несколько вариантов. Придумайте до 10 вариантов тем – так будет проще выбрать самую подходящую для конкретной email-кампании и аудитории.
  2. Следите за длиной темы. Около 70% пользователей проверяют почту в смартфонах. Длинные темы могут быть обрезаны. В результате пропадет эффект, который вы ожидали произвести на подписчиков.
  3. Не используйте приемы спамеров. Не делайте тему письма полностью капсом, лучше выделить одно-два слова. Также не используйте много восклицательных знаков либо вовсе от них откажитесь.
  4. Изучите целевую аудиторию. Написать цепляющую тему письма намного проще, если вы хорошо изучите свою ЦА и поймете ее желания.
  5. Используйте призыв к действию. У ваших рассылок больше шансов быть прочитанными, если в теме письма будет четкая инструкция, что должен сделать получатель.
  6. Обращайтесь на вы. В современных цифровых реалиях обращение на вы многим кажется старомодным, но оно звучит более лично и располагающе.
  7. Вставьте имя человека в поле «от кого». Многие компании в это поле вставляют имя и фамилию сотрудника. Таким образом у подписчика создается впечатление, что он общается с конкретным человеком, а не поддержкой.
  8. Тестируйте и делайте выводы. В рассылках необходимо тестировать все, включая тему письма. При создании письма мы всегда опираемся на свой опыт и чувства, но в итоге наше восприятие может сильно отличаться от восприятия подписчиков. Тестирование поможет лучше узнать аудиторию и подготовить для нее идеальное решение.

Запятые при обращении

Чтобы отличить обращение от членов предложения и правильно расставить знаки препинания, напомним, что называют этим термином в русском языке.

Определение

Обращение — это слово или сочетание слов, обозначающие лицо или предмет, к которому обращена речь.

Во втором предложении обращение является распространенным, так как имеет пояснительное слово в виде прилагательного.

В роли обращения чаще всего используется существительное в форме именительного падежа или слово другой части речи в значении существительного.

Чтобы отличить обращение от подлежащего, имеем в виду, что глагол, выполняющий роль сказуемого, как правило, используется в грамматической форме второго лица, а не третьего.

Сравним:

Для обращения характерна особая звательная интонация. Оно произносится более высоким и напряженным тоном голоса, чем другие слова в предложении, причем после обращения делается небольшая интонационная пауза, которая укажет, что после него необходимо поставить знак препинания.

Напомним, что обращение не является членом предложения, поэтому чаще всего оно отделяется от остальной части предложения запятой. Обращение может располагаться

  • в начале,
  • в середине,
  • в конце предложения.

Пунктуация с обращением в начале предложения

Рассмотрим случай, когда обращение находится в начале предложения и произносится спокойным тоном голоса. Согласно правилу пунктуации после него обязательно ставится запятая.

Обособление обращения в середине предложения

Обращение может располагаться в середине высказывания. В этом случае в предложении оно обособляется с двух сторон запятыми.

Пунктуация с обращением в конце предложения

Перед обращением, находящимся в конце предложения, ставится запятая.

После распространенного или нераспространенного обращения, стоящего в конце предложения, ставится тот пунктуационный знак, который подсказывается смыслом и интонацией всего предложения.

Пунктуация в предложении с двумя обращениями

В предложении может быть не одно, а два обращения, находящиеся в разных местах. Каждое из них отделяется запятыми от всего предложения.

Два обращения, присоединенные с помощью сочинительного союза, рассматриваются как одно обращение, после которого ставится запятая.

Пунктуация в предложениях с обращением и междометиями, частицами, повтором слов

Для передачи эмоциональности и выразительности речи в предложениях с обращением нередко используются междометия, частицы, повтор слов. Если перед обращением употребляется частица «о», то запятая не ставится после неё.

При повторе обращения с использованием частицы «а», запятая ставится перед ней и после повторяющегося обращения, а не между ними.

Согласно правилу пунктуации в предложении междометие отделяется от обращения запятой.

Как отличить обращение

Поскольку отдельной грамматической формы без стилистических ограничений использования современный русский язык для обращения не предусматривает, оно употребляется в именительном падеже. Именительный падеж характерен и для подлежащего, и для выраженной существительным именной части составного именного сказуемого.

Саша, сегодня Валера – вратарь.

В предложении три слова в одной грамматической форме, но с разной синтаксической ролью, следовательно, падеж в качестве отличительного критерия не используется. Сказуемое опознаётся при постановке предложения в прошедшее и будущее время:

Валера был вратарём, Валера будет вратарём.

Нулевая связка заменяется значимой и присоединяется к именной части.

При разборе односоставных предложений без подлежащего нередкая ошибка – приписывание его роли обращению. От подлежащего обращение отличается тремя признаками.

  1. Интонация. Звательная интонация подразумевает выделяющий акцент на слове или словосочетании и паузу после.
  2. Отсутствие связи с остальными членами предложения. Подлежащее входит в грамматическую основу, связано сочинительной связью со сказуемым и подчинительной (в роли главного слова) с зависимыми второстепенными членами.
Пример Связи
Ответственный хозяин не выгуливает собаку без поводка. хозяин — не выгуливаетхозяин — ответственный

Обращение не является ни главным, ни второстепенным членом предложения, не связано вопросом с остальными элементами синтаксической конструкции, при синтаксическом разборе не подчёркивается. При удалении его из предложения смысл последнего сохраняется.

Пример

Хозяева, не выгуливайте собак без поводка. – Не выгуливайте собак без поводка.

  1. Форма сказуемого. Существительное в роли подлежащего требует постановки сказуемого в третьем лице.

Лариса идёт в магазин.

То же слово при назывании лица, которому предназначено высказывание, употребляется в односоставных конструкциях со сказуемым второго лица или повелительного наклонения.

  • Лариса, идёшь в магазин? (2 л.)
  • Лариса, иди в магазин. (повел. накл.)

Пунктуация при обращении

Конструкции, не связанные вопросами с главными или второстепенными членами предложения, обособляются знаками препинания. То же касается и обращения, не имеющего фиксированного места расположения в составе фразы. Предложение с обращением в конце или в середине требует его обособления запятыми.

  • Этот вопрос, уважаемые слушатели, будет рассматриваться в следующей лекции.
  • Ты напрасно беспокоишься, мама.

В начале синтаксической конструкции запятая после эмоционально окрашенного обращения, произнесённого с восклицательной интонацией, заменяется восклицательным знаком. Следующее после знака слово начинается с заглавной буквы.

  • Молодой человек, поставьте книгу на место.
  • Молодой человек! Поставьте книгу на место!

Частица О, входя в состав обособляемого речевого элемента, знаками препинания от него не отделяется.

О город мой, ты по-прежнему прекрасен.

Омоним частицы – междометие О, выражающее эмоцию: удивление, восхищение, восторг и др. В состав конструкции не входит, представляя собой самостоятельный компонент предложения, поэтому требует отдельного знака препинания.

О, Павел Дмитриевич, наконец-то, Вас все заждались.

Повторяющееся обращение, содержащее частицу А, выделяется запятыми или восклицательным знаком вместе с ней. Частица от элемента, к которому присоединена, знаком не отделяется.

Коля, а Коля, ты меня слышишь?

При отсутствии повтора А в начале предложения – уже не частица, а междометие. В этом случае знак после него требуется.

А, старый знакомый, рад тебя видеть.

Обособление нескольких обращений, относящихся к одному объекту, подчиняется следующим пунктуационным правилам.

Пунктуационные правила Примеры
Повторяющиеся одинаковые элементы разделяются запятой. Дедушка, дедушка, про тебя в газете написали!
Из нескольких разных, разделённых другими членами предложения, обособляется каждый. Люба, подай мне, доченька, ножницы.
Между однородными при наличии союзов пунктуация как при любых однородных членах предложения. Наташа и Марина, полейте цветы.
Если союз и повторяется перед каждым из однородных, перед первым союзом знак препинания не нужен. Подойдите сюда и Лена, и Юра.

Поэтическая речь допускает разделение одиночных распространённых конструкций. В этом случае обособляется каждый отдельный фрагмент конструкции.

На небо, ясное, поднимайся, солнышко.

После обращения, заканчивающего фразу, ставится завершающий знак препинания, требуемый характером предложения: точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак. В случае завершения части сложного предложения, на которой оно не заканчивается, знаки между частями также определяются взаимоотношением частей (запятая, двоеточие, тире, точка с запятой).

Распространённые и нераспространённые обращения

По составу обращения делятся на распространённые и нераспространённые. Если объект, к которому обращено высказывание, назван одним словом или неделимой конструкцией, состоящей из имени с отчеством или фамилией, это нераспространённый вариант.

  • Подай-ка мне, друг, солонку.
  • Рады Вас видеть, Алексей Егорович.
  • Денис Лопатин, сдай тетрадь на проверку.
  • Кукушкина Анастасия Львовна, подойдите к стойке информации.

В повседневной речи в этой роли используются одушевлённые имена существительные.

Примеры
имена собственные (имя человека, кличка животного) Петя, собери игрушки и иди обедать. Дай лапу, Барбос!
слова со значением степеней родства, статуса по отношению к говорящему, рода занятий, характеристики и пр. Попробуй, внучек, спелой клубники.Соседи, послезавтра субботник по уборке территории. Спасибо, доктор, маме лучше. Что ж ты, трус, сам убежал, а друзей бросил!
названия видов животных Не ешь меня, лиса.

Неодушевлённые предметы становятся адресатами высказываний при использовании приёма олицетворения, употреблении названия географического объекта для обозначения его жителей и пр.

Добавление к основному наименованию определений превращает конструкцию в распространённую. В этом случае адресат высказывания не только называется, но и характеризуется, уточняется, оценивается.

  • Бессовестная кошка, оставь аквариум в покое.
  • Пассажиры рейса «Иркутск-Владивосток», пройдите на посадку.
  • Автомобиль «Шевроле» номер А123БВ, прижмитесь к обочине и остановитесь.

Речевой этикет не допускает использования в роли нераспространённых обращений личных местоимений второго лица, относя фразы к некорректным, грубым:

  • Эй, ты, иди сюда.
  • Ну, вы, сидеть тихо!

Частица О, стоящая перед выраженным местоимением обращением, делает его допустимым и характерным для высокого стиля:

О ты, что в горести напрасно на бога ропщешь, человек… М.В. Ломоносов «Ода, выбранная из Иова»;

· О вы, которых ожидает Отечество от недр своих… М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны»;

В составе распространённых конструкций использование местоимений второго лица допускается:

Что ж Вы, странный Вы человек, никому ничего не сказали?

Примеры эффективных тем на любой случай

Также можно попробовать написать заголовок письма по формуле. Однако при использовании шаблонов помните, что это лишь рекомендации. Не стоит следовать им в точности: можно дополнять фразы, менять составные части местами или использовать только какую-то часть.

Страх упустить возможность

  • M&M’s — Последний шанс: много конфет со скидкой 15%!
  • Top Shop — Кажется Вы не успели! Хотя…
  • Decathlon — Последний заказ рождественской доставки!
  • ИКЕА — Наша зимняя распродажа заканчивается 9 января
  • BUSFOR — Последний день акции, успейте сэкономить

Формула: : .

Пример: Осталось 24 часа: 1 год PRO по базовому тарифу.

Юмор

  • Krygina — Кто успел, того и скидка!
  • Издательство МИФ — Носки, трусы, гантеля, лещ — что подарить тебе, родной?
  • 220 Вольт — Носки и пена — не наша тема!
  • Amy’s Candy Kitchen — Угощения на Хэллоуин для упырей и гоблинов, для ведьм и колдунов… И для тебя!!!
  • Hoff.ru — Вы едите на кровати? Вешаете вещи на стул? Тогда это про вас!

Формула: + .

Пример: Ваш обогреватель сломался? У нас есть дополнительные одеяла.

Выгода для клиента

  • Duolingo — Учи язык всего за 5 минут в день
  • KFC — Семейный ужин: заказ одним кликом
  • HP — Хватит тратить деньги на чернила
  • SkyScanner — Путешествуйте разумно: акции на авиабилеты и низкие тарифы
  • ИКЕА — Получите больше места на кухне с помощью этих простых решений

Формула: +

Пример: Красивые презентации быстро по шаблонам

Любопытство

  • New York Times — Что 1320 терапевтов слышат от пациентов
  • Crello — Crello в стиле фанк ?
  • LinkedIn — Вот сколько вы экономите, работая дома
  • Grammarly Premium  — ?? Откройте для себя необычный сюрприз!
  • LinguaLeo — Новый курс поможет тем, кто…

Формула: +

Пример: Хотите сэкономить 25 % на оплате ЖКХ? Для этого…

Тема письма — это важный элемент в рассылке, поскольку именно с неё начинается знакомство пользователей с письмом. Но нельзя однозначно сказать заранее, какая фраза станет идеальным заголовком. Примеры брендов, рекомендации и различные формулы могут только помочь с вдохновением. Реальную эффективность конкретного заголовка можно проверить только при A/B-тестировании или непосредственно после анализа результатов кампании.

Что такое обращение в русском языке

Обращение представляет собой отдельное слово или сочетание слов, которым назвали, окликнули того, в чей адрес обращено высказывание. Это слово или словосочетание произносится с особой интонацией, которая определяется как звательная.

  • Вера Ивановна, подготовьте, пожалуйста, отчёт к четвергу.
  • Бобик, сидеть!
  • Девушка в красной куртке, Вы уронили перчатку.

Дополнительная функция этого речевого элемента – выражение отношения говорящего к называемому предмету или существу.

  • Подойдите сюда, дети.
  • Что, горе моё, опять ничего не сделал?
  • Спой ещё, соловушка!
В роли обращения используются: Примеры
имя существительное Бабушка, тебе помочь?
самостоятельные части речи в значении существительного Прилагательное — Больной, пора принимать лекарство. Причастие — Отдыхающие, не заплывайте за буйки.
словосочетание с главным словом – существительным или заменяющей его частью речи Уважаемые посетители музея, путеводитель по экспозиции продаётся в киоске с сувенирами.Пришедшие на первичный осмотр, обратитесь в кабинет №4.

Используемая часть речи (или главное слово в словосочетании) употребляется в именительном падеже. В древнерусском языке для этой цели существовал отдельный падеж – звательный. Его примеры сохранились в религиозных и фольклорных текстах, а также в поздних авторских литературных произведениях, имитирующих старинный стиль речи:

  • отче (отец) в молитвах;
  • человече (человек) в стихотворении А.К. Толстого «Поток-богатырь»;
  • старче (старик) в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина;
  • мати (мать) в народной песне и др.

Лингвисты отмечают в разговорной речи образование современных звательных форм, ещё не признанных литературной нормой:

  • Мам, папа звонил, что задерживается.
  • Наташ, принеси журнал посмотреть.

Эмоциональные функции обращений: выражение чувств и эмоций

Если на обращение накладывается эмоциональная нагрузка, его нужно отделить от остальной синтаксической единицы в отдельное предложение и поставить восклицательный знак. Произносить обращение нужно со смысловым ударением:

Саша! Как ты смеешь так поступать?

Коля! Позвони мне завтра утром.

Мой сад! Как мне нравится твое весеннее цветение.

Обратите внимание! Даже если обращение отделено от основной части предложения, оно все равно не является самостоятельной синтаксической единицей. Эмоциональные обращения характерны для художественного стиля

У многих известных писателей и поэтов имеются произведения, в которых большую роль играют обращения

Эмоциональные обращения характерны для художественного стиля. У многих известных писателей и поэтов имеются произведения, в которых большую роль играют обращения.

Как вы заметили, поэты зачастую используют обращения к неодушевленному лицу. Это усиливает выразительность речи.

Что такое обращение в русском языке

В русском языке обращения часто встречаются как в устной, так и в письменной речи. Основной целью использования обращения является привлечение внимания, воздействие на собеседника. Кроме того, оно может выражать личное отношение говорящего к объекту речи, характеризовать его, давать оценку.

В предложении обращение чаще всего выражается именем существительным в именительном падеже. При этом, оно может выражаться и другой частью речи в значении существительного, например, прилагательным или причастием; может относиться как к одушевленному лицу, так и к неодушевленному предмету. Обращение всегда произносится говорящим с определенной (звательной) интонацией, часто с восклицанием. Звательная интонация усиливается, если оно стоит в конце предложения. После употребления обращения в речи следует сделать небольшую паузу. 

Обращениями могут быть:

  • именами собственными;
  • именами нарицательными.

В качестве обращения в речи может выступать как одно слово, так и несколько слов, которые называют того, к кому обращается автор.

Особенности использования в предложении

Использование того или иного обращения в предложении определяют ряд факторов.

Разберем некоторые из них и приведем примеры:

Связь с определенным местом: Ребята, кто впереди, вы что-нибудь видите?

Связь с обликом, внешним видом объекта речи: Мужчина в черном пальто, вы обронили перчатки.

Связь с возрастом адресата: Дедушка, чем я могу тебе помочь?

Связь с профессией или родом деятельности: Официант, примите пожалуйста наш заказ.

Связь со степенью знакомства. Так, при обращении к малознакомым или незнакомым людям используются официальные формы обращений, согласно принятых в обществе норм этикета: Елена Васильевна, прошу вас переделать последнюю работу. При этом знакомые, друзья или родственники общаются межу собой при помощи неофициальных, разговорных форм: Настя, ты хорошо знакома с Сергеем? Дружище, не переживай так из-за экзаменов.

Связь с определенной ситуацией: Здравствуйте, рад всех вас приветствовать на нашем собрании.

Как отличить обращение

Обращение, как и подлежащее, стоит всегда в именительном падеже.

Ученые фиксируют процесс установления нового звательного падежа (или звательной формы) в противовес древнерусской (типа “княже”): Оль, Петь, мам и т.д.

Нередко обращение путают с подлежащим, особенно в односоставных определенно-личных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.

Однако отличить обращение нетрудно. Надо спросить себя, сказано ли в предложении, к кому обращаются. Где это слово (или слова)? Можно ли их переставить или выкинуть без потери смысла?

Подлежащее и сказуемое всегда согласованы. Если сказуемое стоит во 2 лице (“Оля, читай стихи”), не может при нем подлежащее быть в 3-м (Оля = она).

Личное местоимение не может являться обращением; исключение составляют грубые просторечные высказывания (“Эй ты, поди сюда!”)

В литературе возможны обращения к неодушевленным предметам: “Россия, Русь! Храни себя, храни” (Н. Рубцов)

Основные правила

Правило 1: Не отходите от сути письма

Возьмите свое письмо и сократите его так, чтобы от него осталось одно предложение, которое отражает суть. Затем выжмите из этого предложения всю воду, и вы получите тему!

Исследование маркетолога Шона Бастера из компании Sumo, в рамках которого было проанализировано 150 000 различных рассылок, говорит о том, что простые заголовки эффективны в 9 из 10 случаев. То есть не всегда нужно добавлять какой-то креатив, достаточно рассказать читателю в краткой форме о том, что содержится в письме.

Правило 2: Делайте ваши материалы полезными, а пользу – очевидной

В данном случаем нам потребуется взять письмо и понять, чем оно будет полезно для читателей. Ответ на этот вопрос – тема письма.

Когда раскрывается польза письма, пользователь сразу понимает, нужно ли ему это или нет. Если он увидит, что материал интересный и полезный, то он непременно его изучит. В противном случае письмо останется лежать на полке почтового клиента.

При этом важно детально изучить письмо и понять его суть. Если вы расскажете о пользе, а ее не будет, то это негативно скажется на вашей репутации

Например, в теме описывается способ, позволяющий эффективно спланировать рабочую неделю. Пользователь открывает пришедшее сообщение, а там ничего толкового нет, хотя тема говорила об обратном. Такое явно огорчит читателя, и он сделает определенные выводы – перестанет открывать подобные рассылки, отпишется от них либо добавит вас в спам. Именно поэтому важно четко и подробно раскрыть суть письма.

Правило 3: Поддерживайте качество своей рассылки

Последнее правило – дайте прочитать письмо близким людям и услышьте их мнение. Чтобы сделать письмо еще эффективнее, добавляйте в него иллюстрации и качественные фотографии.

Также следите за стоп-словами, на которые реагируют фильтры почтовых сервисов. Чем больше таких слов, тем выше вероятность того, что письмо попадет в папку со спамом.

Вот несколько слов, которые не стоит использовать в теме письма:

  • бесплатно;
  • дешево;
  • купить;
  • заработать;
  • доход;
  • без вложений;
  • открыть;
  • нажать.

Необязательно избегать всех этих слов, но лучше максимально минимизировать их появление, чтобы лишний раз не оказаться в спаме.

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Подписаться

Понятие об обращении. Особенности использования предложений с обращениями

Впервые такое понятие как обращение в русском языке возникло в первой половине XVIII века в учебнике по этикету, составленном по приказу императора Петра I. Там говорилось, что нужно «отца и мать в великой чести содержать», в частности откликаться на их зов следующим образом: «Чего изволите, сударь батюшка или сударыня матушка?».

Немного позже в русском языке стали использовать обращение на вы, которое заимствовали из европейских стран. Все больше распространялись в качестве обращения титулы: Государь, Ваше Сиятельство, Ваше Благородие и т.д.

Вскоре обращение как самостоятельный лингвистический компонент плотно входит в жизнь общества. Узнаем, что это за термин.

Примеры:

Андрей, посмотри мне в глаза (обращение – мужское имя Андрей).

Звездочка, подскажи мне верный путь (обращение – звездочка).

Друзья, рада вас видеть (обращение – друзья).

Михаил Ломоносов отмечал, что обращение – это «фигура, которая может грозить, жалеть, прощать, повелевать, толковать». Он же выделил 4 основные функции, которые выполняет обращение.

Все четыре функции тесно связаны между собой и зависят друг от друга. В речи они всегда действуют сообща, имея единую цель – воздействовать на собеседника.

Самая важная функция обращения – контактная или призывная:

Марина, иди сюда!

Солдаты, вперед!

Конативная функция похожа на контактную, но она по большей части используется с целью побуждения сделать что-либо, а не просто позвать кого-то.

Сергей, начинай готовить обед, пожалуйста.

Президент! Вам нужно уйти в отставку.

Сударыня, вам следует отдохнуть после обеда.

Регулятивная функция тоже нужна для воздействия на адресата. Она включает побуждение, запрет, ответ на вопрос, просьбы:

Ты ничего не хочешь мне сказать, малыш?

Алеша, зачем ты так поступил?

Знаешь, Петя, лучше возьми на прогулку другую игрушку.

Обращение также отражает эмоциональные переживания человека, его отношение к происходящему. Четко проследить это можно в устной речи, с помощью интонации:

Анечка, пожалуйста, принеси воды.                      

Товарищи инженеры, будьте готовы к субботнику.

Обращением могут выступить несколько частей речи. В основном, это одно слово, которое выражено именем существительным в форме именительного падежа. Такие обращения называют нераспространенными:

Мама, почему ты так строга со мной?

Пойдемте, школьники, нам пора на урок.

Студенты, на завтра запланирована научная экскурсия по музею.

Однако встречаются и распространенные обращения, включающие группу слов.

Это происходит в следующих случаях:

  • в предложении идет обращение к двум и более людям, называют их по отдельности (Дамы и господа, добро пожаловать!)
  • обращение – синтаксически неделимое сочетание (Иван Васильевич, вы подготовили отчет?)
  • обращение выражено существительным с несколькими определениями (Милая и чудесная моя доченька, как я горжусь твоими успехами).

Иногда роль обращения берут на себя субстантивированные прилагательные или причастия, которые потеряли свои первоначальные признаки, а превратились в существительные:

Встречающие поезд из Саратова, подойдите к перрону!

Всего вам доброго, благороднейший господин!

Какие же слова могут быть обращениями?

Обращение размещается в любой части предложения:

Катя, давай выйдем на улицу.

Давай, Катя, выйдем на улицу.

Давай выйдем на улицу, Катя.

На письме оно обязательно выделяется запятыми. Если в предложении имеется несколько обращений к одному лицу, которые находятся в разных частях высказывания, каждое из них следует выделить запятой:

Ирина Сергеевна, распорядитесь, дорогая, подать чай в кабинет.

Сереженька, куда ты же ты пропал, сынок?

Кузьмич, что же ты, братец, печалишься?

Итак, давайте подытожим общие знания об обращении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: