Биография родольфа крейцера

Родольф кройцер - abcdef.wiki

История жизни Родольфа Крейцера

Н. Кириллов приводит следующие строки из «Немецкой музыкальной газеты» за 1800 год об исполнении Крейцером и Роде концертной симфонии для двух скрипок:

«Крейцер вступил в состязание с Роде, и оба музыканта дали случай любителям видеть интересную битву в симфонии с концертными соло двух скрипок, которую Крейцер сочинил для этого случая. Тут мне было видно, что талант Крейцера был плодом долгого изучения и неослабной напряженности; искусство же Роде казалось прирожденным ему. Короче, между всеми виртуозами на скрипке, которых слышали в этом году в Париже, Крейцер пока единственный, которого можно поставить наряду с Роде». 

Фетис подробно характеризует исполнительский стиль Крейцера:

«Как скрипач Крейцер занимал особое место во французской школе, где он блистал наряду с Роде и Байо, и не потому, что уступал в обаянии и чистоте первому из этих артистов, или в глубине чувств и удивительной подвижности техники второму, но потому, что так же как в композициях, в своем таланте инструменталиста более следовал интуиции, чем школе. Эта интуиция, богатая и полная живости, придавала его исполнению оригинальность выражения и вызывала такое эмоциональное воздействие на аудиторию, которого ни один из слушателей не мог избежать. Он обладал могучим звуком, чистейшей интонацией, а его манера фразировки увлекала своей горячностью». 

Без искусства камер-виртуоза не могли обойтись ни Наполеон, ни Людовик XVIII. В 1802 году Крейцер назначается первым скрипачом инструментальной капеллы Бонапарта. После провозглашения Наполеона императором скрипач становится его личным камер-музыкантом. 

Вместе со своими коллегами профессорами Байо и Роде Крейцер был одним из авторов «Школы Парижской консерватории», изданной в 1802 году. Здесь были изложены самые передовые для того времени взгляды на исполнительство и художественное развитие учащегося. Именно для этого пособия Крейцер и создал свои знаменитые этюды, которые великий польский скрипач Г. Венявский называл «наша Библия». 

После отъезда Роде в Россию в 1803 году Крейцер занимает его место солиста оркестра в Гранд-Опера. В 1816 году к этим обязанностям прибавляются функции второго концертмейстера. В 1817 году Крейцер становится директором оркестра. 

Крейцер проявляет себя и как талантливый педагог. Среди его учеников немало выдающихся виртуозов Франции во главе с Ш. Ф. Лафоном. А один из учеников Крейцера Л. Ж. Массар стал со временем его преемником в качестве профессора консерватории, воспитав таких учеников, как Венявский, Ондржичек и Крейслер. 

За выдающиеся заслуги в развитии французской национальной музыкальной культуры Крейцера в 1824 году наградили орденом Почетного легиона. Довольно скоро тяжелый перелом руки заставил его навсегда оставить исполнительскую деятельность. 

Последние свои годы, до той поры пока его не разбил паралич, Крейцер целиком посвятил дирижированию и композиции. Композитора пытались вылечить в Швейцарии, надеясь на целебный климат. Но все оказалось напрасным. Крейцер умер 6 января 1831 года в Женеве. 

Сведения о Крейцере как о человеке противоречивы. Г. Берлиоз, соприкасавшийся с ним неоднократно, рисует его отнюдь не с выгодной стороны. В «Мемуарах» Берлиоза читаем:

«Главным музыкальным дирижером Оперы был тогда Родольф Крейцер; в этом театре должны были вскоре состояться духовные концерты страстной недели; и включение в их программу моей сцены зависело от Крейцера, и я отправился к нему с просьбой. Надо добавить, что мой визит к Крейцеру был подготовлен письмом от господина де Ларошфуко, главного инспектора изящных искусств… Больше того, Лесюэр на словах горячо поддержал меня перед своим собратом. Словом, было на что надеяться. Однако моя иллюзия была непродолжительной. Крейцер, этот великий артист, автор «Смерти Авеля» (прекрасного произведения, по поводу которого несколько месяцев тому назад я, полный энтузиазма, написал ему подлинный дифирамб), Крейцер, казавшийся мне таким добрым, которого я почитал как своего учителя, потому что восхищался им, принял меня невежливо, самым пренебрежительным образом. Он едва ответил на мой поклон; не глядя на меня, бросил через плечо такие слова 

— Мой дорогой друг (он был со мной незнаком), — мы не можем исполнять в духовных концертах новые сочинения. У нас нет времени разучивать их; Лесюэр это хорошо знает. 

Я ушел с тяжелым сердцем. В ближайшее воскресенье между Лесюэром и Крейцером произошло объяснение в королевской капелле, где последний был простым скрипачом. Под давлением моего учителя он ответил, не скрывая досады 

— Ах, черт возьми! Что же станет с нами, если мы будем помогать так молодым людям.. 

Работает

  • 19 скрипичных концертов
  • Камерная музыка: духовой квинтет, струнные квартеты, трио, сонаты для скрипки и дуэтов (две скрипки, скрипка и альт, скрипка и арфа)
  • Сорок опер, в том числе Жанна д’Арк в Орлеане (1790), Поль и Вирджиния (1791), Лодойска или Тартары (1791), La Mort d’Abel (1810, редакция 1825)
  • Бланш де Прованс или Суд фей , опера в 3-х действиях, либретто Эммануэля Теолона и Де Рансе , музыка Анри-Монтана Бертона , Франсуа-Адриана Буальдье , Луиджи Керубини , Родольфа Крейцера и Фердинандо Паэра (1821)
  • Клари (балет)  (ru) , балет-пантомима Луи Милона , Парижская опера ( Salle Favart , 1820 ).
  • 42 этюда или каприса для скрипки соло (1796 г.), который до сих пор остается известным учебным произведением для скрипачей.
  • 18 новых прихотей или учебы (около 1815 г.)

Примечания и ссылки

  1. и .
  2. , стр.  2221.
  3. Джозеф Харди, Родольф Крейцер: его юность в Версале 1766-1789 , 1910
  4. Поль Бауэр , Два века истории Пер-Лашез , Mémoire et Documents,2006 г., 867  с. ( ISBN  978-2-914611-48-0 ) , стр.  445
  5. ↑ и , стр.  854.
  6. Пьер-Франсуа Pinaud, «Музыкальный Космополитизм в Париже в конце XVIII — го  века» Масонская История Хроник н O  63
  7. ↑ и , стр.  2222.
  8. Жан и Брижит Массен, Людвиг ван Бетховен , Файярд ,1967( 1 — е  изд. , 1955), 845  с. ( ISBN  978-2-213-00348-1 ) , стр.  75.
  9. Цитируется Артуром Кокаром , Берлиоз: критическая биография , Париж, Анри Пьер Лоран, колл.  «Известные музыканты»,1910 г., 16–19  с. .
  10. , стр.  7-8.
  11. , стр.  19.

Письмо молодого Берлиоза

Весной 1823 года появился человек, способный на все. Это Крейцер, автор « Лодойски» , которая исполняется в Комической опере , « Мор д’Абель» торжествует в Опере . Опьяненный надеждой, Берлиоз написал самое безумное письмо , которое только можно вообразить. Перед прочтением запомните, что Берлиозу еще нет двадцати, что он по преимуществу романтик, что рядом с ним нет никого, кто бы его направил. Вот это безумное послание:

Для Артура Кокарда, который сообщает об этом эпизоде, «важно не упустить из виду», что этот тип романтизма — это «своего рода комедия, в которой вы играете маску, которую вы торжественно надеваете в определенное время, и мы делаем депозит с такой же легкостью » .

Крейцер не соизволил ответить ему , что должно было стать одной из главных фигур музыки во Франции в XIX — го  века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: