На посту Правления Союза композиторов РСФСР
Важным этапом в жизни Баласаняна была его работа на посту секретаря Правления Союза композиторов РСФСР, основанного в 1960. В те годы Первым секретарем Союза стал Д.Д.Шостакович. «Сергей Артемьевич занимал в руководстве Союза особое место, — вспоминает А.А. Бузовкин. — Он был «правой рукой» Шостаковича, можно сказать, его «дублером», поскольку освобождал от каждодневной аппаратной рутины… Шостакович полностью доверял Баласаняну, видя в нем достойного коллегу по руководству организацией, считался с его мнением… Это и понятно, Баласанян был талантливым композитором и высокой мерки профессионалом, прекрасно, разносторонне образованным… Совместно с Шостаковичем, Баласанян руководил деятельностью Секретариата вплоть до Второго съезда» Баласанян входил в состав Секретариата до 1979.
Индийская тема в творчестве Баласаняна
В середине 1950-х годов Баласанян обращается к индийской теме. Вначале это была музыка для радиопостановок «Древо воды» (1955) и «Цветы красные» (1956) по рассказам Кришнана Чандры.
Позже композитор, получив предложение от Центрального детского театра, написал музыку к спектаклю «Рамаяна» (1960). Индия, особенно после поездки в эту страну в 1961 году, увлекла и буквально заворожила Баласаняна. Он пристально изучал ее историю, культуру, архитектуру, литературу, фольклор, собирал и расшифровывал записи музыки разных регионов страны. В это же время началось его общение, а впоследствии и дружба, с рядом индийских музыкантов, в том числе такими выдающимися, как Н. Менон, Р. Шанкар.
Одно за другим появляются «индийские» сочинения композитора: «Рапсодия на темы Рабиндраната Тагора» для симфонического оркестра (1961), «Шесть песен Тагора» в обработке для голоса с оркестром (1961), балет «Шакунтала», по мотивам драмы Калидасы (1962), романсы на слова С.Т. Нирала (1965).
Тема Индии проходит и в вокально-инструментальном цикле «Аметист» на слова литовского поэта Э. Межелайтиса (1977). За балет «Шакунтала» Баласаняну была присуждена премия им. Дж. Неру (1969). Премьера балета состоялась в Рижском театре оперы и балета в 1963 (балетмейстер Е. Тангиева-Бирзниек при участии индийских консультантов М. Рао и Ш. Шанкара); балет выдержал более 100 спектаклей.
В 1979 году балет в новой редакции был поставлен в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (балетмейстер А.В. Чичинадзе, консультант М. Рао).
Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность с молодых лет заняла в жизни Баласаняна особое место.
С 1948 по 1982 он вел класс сочинения в Московской консерватории (с 1973 г. — профессор), а с 1962 г. по 1971 г. руководил кафедрой сочинения. Как педагог Баласанян воспитал многих современных композиторов, среди которых А.А. Агажанов, В.М. Блок, Е.М. Ботяров, Г.М. Бузоглы, Ю.М. Буцко, А.Д. Быканов, Б.Д. Выростков, О.В.Гордиенко, Ю.А. Евграфов, Н.С. Корндорф, Д. Лека (Албания), В.П. Лобанов, И. Маккавей (Молдова), И.Э. Манукян, З. Миршакарова (Таджикистан), Т.О. Тарасенко (Молдова), И.Л. Худолей, Е.В. Чемберджи, Чуй Вэй, Чжу Дзян Эр, Цзоу Лу (Китай). «Занимаясь в классе Сергея Артемьевича, мне довелось в полной мере ощутить на себе его требовательность и строгость.
Следуя определенным педагогическим принципам, С. Баласанян неуклонно проводил их в работе с учениками, настойчиво добивался от студентов достижения поставленных задач. Нельзя сказать, что обучение у этого профессора давалось легко, но по прошествии некоторого времени становится ясно, как правилен и мудр его метод».
Творчество
Симфонические произведения, романсы на тексты А. Исаакяна (1914) и В. Теряна (1955), обработал для фортепьяно 100 записей народных песен Комитаса.
Музыка к драматическим спектаклям
- «Бронепоезд 14-69» В.Иванова (1928)
- «Пэпо» Г.Сундукяна (1929)
- «Поэма о топоре» Н.Погодина (1929)
- «Инга» А.Глебова (1929)
- «13 трубок» И.Эренбурга (1929)
- «Братец Лис» Джанана (1929)
- «Коварство и любовь» Ф.Шиллера
- «Рамаяна» Н.Гусевой (1960)
Для симфонического оркестра
- Армянская рапсодия (1944)
- Поэма-фантазия (1947)
- Первая (1948) и Вторая (1958) сюиты из балета «Лейли и Меджнун»
- Семь армянских песен (1955)
- Афганская сюита (1956)
- «Афганские картинки» (сюита, 1959)
- «Острова Индонезии» (шесть музыкальных картин, 1960)
- Рапсодия на темы песен Рабиндраната Тагора (1961)
- Первая (1967) и Вторая (1970) сюиты из балета «Шакунтала»
Для струнного оркестра
- Восемь пьес на темы из «Этнографического сборника» Комитаса (1971)
- Симфония, посвящена Камерному оркестру Московской консерватории (1975)
Для фортепиано
- Сонатина №1 (1947)
- Сонатина №2 (1948)
- Песни Армении, 100 обработок песен из Этнографического сборника Комитаса (1969)
- 80 народных песен долины Нила (1973)
- По Армении, сюита для 2-х фортепиано (1978)
Для голоса с фортепиано
- романсы на слова В.Териана (1944; 1955)
- романсы на слова А.Исаакяна (1944; вторая редакция — 1954)
- «Мой край» (пять баллад на Э.Э.Йондо, 1962; оркестровая редакция — 1966)
- «Из африканской поэзии» (1966)
- «Ленину» (1972)
- «Рубаи Омара Хаяма» (1974)
- «Привет тебе, Радость!» (слова Г.Эмина, 1979)
- «Айрены. Из средневековой армянской поэзии» (слова Н.Кучака, 1981)
Для голоса и симфонического оркестра
- оркестровка девяти песен Комитаса для меццо-сопрано и баритона (1956)
- три обработки песен Саят-Новы (1957)
- Шесть песен Рабиндраната Тагора (1961)
- цикл «Мой край»
Армянская тема в творчестве Баласаняна
Вначале появились романсы на слова А. Исаакяна и В. Териана и «Армянская рапсодия» для симфонического оркестра (1944). Позже — симфоническая «Поэма-фантазия» (1947). В 1955 он впервые обращается к армянскому народному мелосу, почерпнутому из «Этнографического сборника» Комитаса; так возникли «Семь армянских песен» для симфонического оркестра; в 1957 оркеструет 9 других песен из того же сборника.
В 1969 году Баласанян завершает фундаментальный труд, в котором снова обратился к «Этнографическому сборнику» Комитаса. Это были «Песни Армении» для фортепиано — 100 миниатюр, где каждая пьеса представляет собой обработку той или иной мелодии сборника. В них «сохранена структурная целостность комитасовских записей и, как правило, не изменены интонации. Но обращаясь к народным песням, он воссоздает их в ином художественном ракурсе, выявляя новые качества». (Р.А.Атаян. Предисловие к изданию «Песен Армении». М., 1973).
Тема Армении становится основной в творчестве последнего периода жизни Баласаняна. Возникает целая серия произведений, посвященных Армении: «Восемь пьес на армянские народные темы» для струнного оркестра (1971), «Полифонический триптих» для хора a capella (1971), Симфония для струнного оркестра (1975), Соната для виолончели solo (1976), «Вокализ» для хора a capella (1978), вокальный цикл «Привет тебе, Радость» на слова Г. Эмина (1978), сюита для двух фортепиано «По Армении» (1978), Соната для кларнета solo (1979), «Полифонический концерт» a capella (1980).
Последним сочинением С.А.Баласаняна стал вокальный цикл «Из средневековой армянской поэзии. Айрены Наапета Кучака» (1982).