Satires, Op. 109
Композитор
Дмитрий Шостакович
Год создания
1960
Дата премьеры
21.02.1961
Жанр
вокальные
Страна
СССР
История создания
Шостаковича всегда влекло к сатире, гротеску. Такова его первая,
юношеская опера «Нос» по повести Гоголя. Ярко
сатирические страницы есть и во второй опере,
«Леди Макбет Мценского уезда». Затем композитор
вновь обратился к Гоголю, когда во время эвакуации в Куйбышев начал
писать оперу «Игроки», но не закончил ее. Потом наступил долгий
перерыв, когда на первый план окончательно вышли произведения
трагические, посвященные судьбам мира и человечества.
Весной 1960 года на глаза Шостаковичу попался томик стихов Саши
Черного. Этот достаточно известный в начале XX века поэт (настоящее
имя Александр Михайлович Гликберг, 1880—1932) сотрудничал во многих
журналах, публиковал дерзкие политические сатиры. Две из них даже
послужили поводом для запрещения журнала «Зритель», в котором они
были опубликованы. После 1917 года поэт эмигрировал, долгое время
его имя оставалось забытым. И вот, наконец, сборник стихов.
Заинтересованный Шостакович тут же, во время чтения, стал делать
пометки, отбирая тексты для будущего цикла. Их оказалось пять —
«Критику», «Пробуждение весны», «Потомки», «Недоразумение» и
«Крейцерова соната». В течение нескольких дней цикл, названный
«Сатирами», был написан (закончен 18 июня 1960 года) и получил
порядковый номер ор. 109. Во избежание неприятностей цензурного
плана Шостакович сделал подзаголовок «Картинки прошлого». Первое
исполнение «Сатир» состоялось в Малом зале Московской консерватории
21 февраля 1961 года.
Музыка
Лаконичные, отмеченные типическими чертами творчества Шостаковича,
«Сатиры» отличаются и специфическими приемами, усиливающими
иронический характер произведения. Так, название каждою номера
включено в вокальную партию: певец объявляет, что сейчас будет
петь. Комизм усиливается и повторением отдельных слов, и
стилизацией.
В №2, «Пробуждении весны», фортепианное сопровождение основано на
заимствовании из романса Рахманинова «Вешние воды» его бурного,
передающего весенний разлив вод аккомпанементом, который, однако, у
Шостаковича лишается рахманиновской полнозвучности, становится
нарочито элементарным, графически четким. №3, «Потомки», —
примитивный шарманочный вальс. В №4, «Недоразумение», «поэтесса
бальзаковских лет» поет свои стихи на мелодию в духе салонного
романса, банального, но с претензией на изысканность. №5,
«Крейцерова соната», начинается имитацией скрипичного соло, после
чего звучит начало оркестрового сопровождения арии Ленского «Куда,
куда вы удалились», а музыкальная характеристика прачки Феклы
выдержана в простонародном стиле.
Л. Михеева