Экспромты Шуберта
Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации. Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, принципы формы здесь создаются каждый раз заново вместе с индивидуальным замыслом. Например, в экспромте Es-dur два ярко контрастных образа настолько равнозначительны, что композитор отказался от традиционной трехчастности и дважды повторил контрастное сопоставление по схеме АBАВ.
Большей уравновешенностью отличается экспромт As-dur, написанный в сложной 3х-частной форме. В нем три ярко контрастные темы. 1-я строится на арпеджированных фигурациях, то сумрачных, то радостно-оживленных (при переходе в мажор). 2-я тема – песенно-лирическая, она вплетается в фигурацию в середине первой части пьесы. 3-я тема появляется в трио. Это ариозно-декламационная мелодия с бурным, возбужденным аккордовым сопровождением.
Экспромт D-dur представляет собой тему с вариациями.
Наиболее значительные по содержанию и внешним масштабам экспромты (f-moll, c-moll) написаны в свободно трактованной сонатной форме.
«Музыкальные моменты» проще по форме, меньше по масштабам. Это небольшие пьесы, выдержанные, в большинстве случаев, в одном настроении. На всем протяжении произведения сохраняется определенный пианистический прием и единый ритмический рисунок, который часто связан с конкретным бытовым жанром – вальсом, маршем, экосезом. Самый популярный «Музыкальный момент» f-moll – это образец опоэтизированной польки.
Совершенно особое место в творчестве Шуберта занимает жанр фортепианной сонаты. Начиная с 1815 года, работа композитора в этой области протекала непрерывно до самого последнего года его жизни, когда были созданы 3 большие сонаты.
В большинстве шубертовских сонат раскрывается лирическое содержание. Но это не обобщенная лирика венских классиков. Подобно другим романтикам, Шуберт индивидуализирует лирические образы, насыщает их тонким психологизмом. Его герой – поэт и мечтатель с богатым и сложным внутренним миром, с частой сменой настроений.
Шубертовская соната стоит особняком как по отношению к большинству сонат Бетховена, так и в сравнении с произведениями более поздних романтиков. Это соната лирико-жанровая, с преобладающим повествовательным характером развития и песенным тематизмом. Сонатный жанр приобретает характерные для творчества Шуберта особенности:
- если в классической сонате традиционным был контраст активной главной темы с более лирической побочной. У Шуберта эти темы значительно сближаются, не столько контрастируя, сколько взаимодополняя друг друга. Главная тема тоже становится лирической, более мягкой, песенно закругленной и неторопливой (Аllegro moderato, Moderato);
- в результате иным становится и соотношение частей сонатного цикла. Вместо традиционного классического контраста быстрой, энергичной 1-й части и медленной лирической 2-й, дается сочетание двух лирических частей в умеренном движении;
- в сонатных разработках господствует не борьба конфликтных начал с мотивным развитием отдельных элементов тем, а прием варьирования. Основные темы экспозиции в разработках сохраняют свою цельность, редко дробятся на отдельные мотивы. Характерна тональная устойчивость довольно крупных разделов;
- сонатные репризы у Шуберта редко содержат значительные изменения;
- оригинальная особенность шубертовских менуэтов и скерцо – их одинаковая близость к вальсу.
- финалы сонат обычно носят лирический или лирико-жанровый характер;
- порядок следования частей в сонатах Шуберта более традиционен, чем у Бетховена. На втором месте всегда медленная часть, за которой следуют менуэт или скерцо (в 4х-частных циклах) и затем финал. В отличие от Бетховена, Шуберт никогда не писал 2х-частных сонат.
Ярким примером шубертовской сонаты является соната A-dur ор.120, возникшая, вероятно, летом 1819 года, когда Шуберт вместе с Фоглем совершил поездку в Верхнюю Австрию. Это одно из наиболее жизнерадостных, поэтичных сочинений композитора: во всех частях господствует светлое настроение.
Это станет впоследствии характерным для прелюдий и этюдов Шопена.
Works for 4 hands
D.1 Fantasie G-dur
D.9 Fantasie g-moll
D.48 Fantasie c-moll (Grande sonate)
D.592 Overture D-dur «In Italian style» (arr. D.590)
D.597 Overture C-dur «In Italian style» (arr. D.591)
D.599 4 polonaises
D.602 3 Marches héroiques
D.608 Rondo D-dur (Notre amitié est invariable)
D.617 Sonata B-dur
D.624 8 variations on a French song
D.668 Overture g-moll
D.675 Overture F-dur
D.733 3 Marches militaries
D.798 Overture to Fierabras (arr. from D.796)
D.812 Sonata C-dur «Grand Duo»
D.813 8 variations on an onginal theme
D.814 4 Ländler
D.818 Divertissement a l’hongroise g-moll
D.819 6 Grandes Marches
D.823 Divertissement sur des motifs onginaux francais
D.824 6 polonaises
D.859 Grande marche funèbre c-moll, on the death of Alexander 1st of Russia
D.885 Grande marche héroique a-moll, for the coronation of Nicholas 1st of Russia
D.908 8 variations on a theme from Hérold’s Marie
D.928 March G-dur. «Kindermarsch»
D.940 Fantasia f-moll
D.947 Allegro a-moll
D.951 Rondo A-dur
D.952 Fugue e-moll (pf/org)
D.968 Allegro moderato C-dur and Andante a-moll (Sonatine)
D.968a Introduction and 4 variations on an original theme (D.603)
D.968b 2 Marches caractéristiques (D.886)
Все песни (Complete Lieders)
Слайд 4«Военный марш»Марш использовался Шубертом большей частью в произведениях для фортепиано
в четыре руки. Ни один крупный композитор не уделил столько
внимания четырехручной литературе, как Шуберт, Причем для такого ансамбля композитор писал марши, полонезы, рондо, дивертисменты, сонаты. Среди них мы видим и бытовые миниатюры и крупные формы
Самая типичная черта четырех ручных миниатюр Шуберта — насыщенность маршами и маршевыми ритмами. Среди них есть «Военные марши», «Характерные марши», «Дивертисмент в форме марша» и многие другие. Наиболее известен и любим ре мажорный «Военный марш», который был переложен для сольного исполнения и стал не менее известен, чем многие песни Шуберта.
Works for piano solo
D.29 Andante C-dur
D.41 30 minuets with trios (10 lost)
D.128 12 Viennese German dances
D.145 12 Waltzes, 17 Ländler, 9 Ecossaises (incl 3 Atzenbrugger Tänze)
D.146 20 Waltzes (Letzte Walzer)
D.154 Allegro E-dur (sketch of D.157)
D.156 10 variations
D.157 Sonata E-dur
D.158 Ecossaise d-moll /F-dur
D.178 Adagio in G-dur (fragment)
D.279 Sonata C-dur
D.299 8 Ecossaises
D.334 Minuet A-dur
D.346 Allegretto C-dur, (fragment)
D.347 Allegretto moderato C-dur, (fragment)
D.348 Andantino, C-dur (fragment)
D.349 Adagio, C-dur (fragment)
D.365 36 Originaltänze (Erste Walzer incl. Trauerwalzer and 3 Atzenbrugger Tänze)
D.366 17 Ländler
D.378 8 Ländler
D.380 3 minuets (3rd minuet lost)
D.420 12 German dances, D.529 5 Ecossaises (4-8)
D.421 6 Ecossaises
D.459 Sonata E-dur (fragment)
D.506 Rondo E-dur
D.529 3 Ecossaises
D.557 Sonata As-dur
D.566 Sonata e-moll
D.567 Sonata Des-dur (fragment), inc. (1st version of D.568)
D.570 Scherzo D-dur, Allegro fis-moll
D.571 Sonata fis-moll (fragment of 1st movt only)
D.576 13 variations on a theme by Anselm Hüttenbrenner
D.593 2 scherzos B-dur, Dflat
D.600 Minuet cis-moll
D.604 Andante A-dur
D.605 Fantasia C-dur (fragment)
D.606 March E-dur
D.610 Trio E-dur
D.612 Adagio E-dur
D.613 Adagio E-dur (fragment)
D.625 Sonata f-moll, 2 movts (fragment)
D.643 German dance and Ecossaise
D.655 Sonata cis-moll (fragment of 1st movt)
D.697 5 Ecossaises
D.718 Variation on a waltz by Diabelli
D.722 German dance
D.734 16 Ländler and 2 ecossaises (Wiener-Damen Ländler)
D.735 Galop and 8 Ecossaises
D.760 Fantasy «Wandererfantasie»
D.760 Schubert-Liszt Fantasy «Wandererfantasie»
D.769 2 German dances
D.779 34 Valses sentimentales
D.780 6 Moments musicals
D.781 12 Ecossaises
D.783 16 German dances and 2 ecossaises
D.790 12 German dances (Ländler)
D.840 Sonata C-dur «Reliquie», movts 3 4 inc. (fragment)
D.844 Waltz G-dur (Albumblatt)
D.899 4 Impromptus
D.900 Allegretto c-moll (fragment)
D.915 Allegretto c-moll
D.924 12 Grazer Walzer
D.925 Grazer Galopp
D.935 4 Impromptus
D.940 Fantasia f-moll (arr. for 2h)
D.946 3 Klavierstiicke
D.951 Rondo A-dur
D.952 Fugue e-moll (pf/org)
D.969 12 Waltzes (Valses nobles)
D.970 6 Ländler
D.971 3 German dances
D.972 3 German dances
D.974 2 German dances
D.975 German dance D-dur
D.976 Cotillon Es-dur
D.977 8 Ecossaises
Sonaten
D.537 Sonata a-moll
D.568 Sonata Es-dur
D.575 Sonata H-dur
D.664 Sonata A-dur
D.784 Sonata a-moll
D.845 Sonata a-moll
D.850 Sonata D-dur
D.894 Sonata G-dur
D.958 Sonata c-moll
D.959 Sonata A-dur
D.960 Sonata B-dur
Piano music
Композитор
Александр Глазунов
Жанр
фортепианные
Страна
Россия
Если и не первостепенную по важности, то интересную и характерную сторону творчества Глазунова представляют его сольные инструментальные, главным образом фортепианные пьесы. Наряду с такими привычными жанрами романтической инструментальной миниатюры, как прелюд, экспромт, ноктюрн, новеллетта, вальс, мазурка, мы встречаем среди них и более крупные по масштабу композиции: сонаты, тему с вариациями
Глазунову была свойственна особая индивидуальная манера фортепианного письма, не лишенная элегантности и блеска, хотя и страдающая некоторым однообразием, а порой носящая отпечаток внешней салонной красивости. Склонность к пышной пассажной орнаментике, к сложному фигурационному расцвечиванию каждой музыкальной мысли, воспринятая им от Балакирева, иногда отяжеляет изложение, придает ему излишнюю громоздкость. Этот недостаток особенно ощущается в ранней, юношеской сюите на тему «Саша» (1882–1883): буквенные обозначения составляющих ее звуков (s —a — s — с — h — а) образуют немецкое написание имени композитора.
Позже фактура его фортепианных сочинений становится более гладкой и ровной, но не освобождается полностью от чрезмерной звуковой плотности и перенасыщенности. К характерным образцам глазуновского пианизма можно отнести три этюда ор. 31 (среди которых наиболее удачен последний с поэтическим названием «Ночь»), изящный «Маленький вальс» или непритязательный по изложению стилизованный Гавот, блестящий, хотя и не лишенный привкуса салонности виртуозный «Большой концертный вальс».
Наиболее ценную часть фортепианного наследия Глазунова составляют четыре крупных произведения, написанные в период 1899–1901 годов: Прелюдия и фуга ре минор, Вариации фа-диез минор и две сонаты (си-бемоль минор и ми минор).
Судя по замечанию в письме к Беляеву от 23 июня 1902 года — «о 3-й сонате не вспоминал за это время», — Глазунов задумывал написать еще одну фортепианную сонату, но этот замысел остался неосуществленным. Из нескольких фортепианных опусов, созданных после Второй сонаты, наибольший интерес представляют четыре прелюдии и фуги, относящиеся к 1918–19 годам. Мастерски написанные, с применением сложных форм горизонтально и вертикально-подвижного контрапункта, они отличаются характерной для позднего глазуновского творчества углубленностью и сосредоточенностью мысли, широкими линиями нарастания и спада. За исключением четвертой (пятиголосной) все фуги двухтемные, что придает им черты внутренней контрастности
В фуге до-диез минор обращает на себя невольное внимание сходство начальных интонаций с темой фуги Баха в той же тональности из первого тома «Хорошо темперированного клавира»
Большая прелюдия и фуга ми минор (1926), написанная с обычным для Глазунова мастерством, но несколько суховатая и рационалистичная, оказалась его последним фортепианным произведением.
Ю. Келдыш
Сочинения для фортепиано:
2 сонаты No. 1 b-moll (op. 74, 1901) No. 2 e-moll (op. 75, 1901)
Cюита на тему «Саша» (ор. 2, 1883)
3 этюда (ор. 31, 1890)
Большой концертный вальс (ор. 41, 1891)Прелюдия и фуга (ор. 62, 1899)Тема с вариациями (ор. 72, 1900)
4 прелюдии и фуги (ор. 101, 1918-1923)
Прелюдия и фуга (e-moll, без op., 1926, обработка для органа — 1929) и др.
Фантазия для двух фортепиано (f-moll, op. 104, 1920)
Фортепианный концерт No. 1Фортепианный концерт No. 2
Piano Trio No. 1 (B-dur), D. 898
Композитор
Франц Шуберт
Год создания
1827
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Австрия
В 1827 г. Франц Шуберт создает два фортепианных трио – си-бемоль мажорное и ми-бемоль-мажорное. Их можно считать высшим достижением композитора в области камерно-ансамблевых сочинений, в которых участвует фортепиано. Хронологически они «окружают» одно из наиболее трагедийных творений композитора – вокальный цикл «Зимний путь»: создание первого из них непосредственно предшествовало началу работы над этим песенным циклом, второе же было написано после его завершения, однако по своему образному строю фортепианные трио отнюдь не родственны «Зимнему пути» и даже противоположны ему. Если «Зимний путь сам композитор называл «циклом ужасных песен», подразумевая их трагическое, даже безнадежное содержание, то оба трио представляются удивительно светлыми произведениями. Если «Зимний путь» стал выражением тех безрадостных мыслей и чувств, во власти которых находился Шуберт в ту пору, то два фортепианных трио представляются попыткой преодолеть их, вырваться из депрессивного состояния.
Особенно ярко проявилось это стремление в Фортепианном трио си-бемоль мажор. В нем нет и намека на разлад между мечтаниями и действительностью, столь характерный для романтического мироощущения и неоднократно воплощавшегося в камерно-инструментальных произведениях Франца Шуберта, нет и обращения к «видениям» героического прошлого, как в некоторых квартетах – Трио исполнено бьющей через край юношеской энергии, неуемной радости жизни и задора молодости, а музыкальное высказывание отличается удивительной цельностью и непосредственностью, душевной теплотой.
Ощущение наслаждения жизнью, ее простыми радостями во многом связано с опорой на бытовые жанры эпохи, которая стала характерной чертой Трио си-бемоль мажор. В первой части – Allegro moderato – ритмоинтонации главной партии обладают ярко выраженными чертами маршевости, а облик побочной перекликается с такими бытовыми жанрами, как романс и ноктюрн. Контрастируя друг другу по жанровой природе, темы экспозиции не являются конфликтными, и потому первая часть, хотя и написана в сонатной форме, драматизма лишена. Сущность развития сводится не к столкновению контрастных образов, а к всестороннему воплощению сущности каждого из них, раскрытию их богато эмоционального потенциала. Будучи контрастными, темы экспозиции, тем не менее, остаются родственными друг другу и в интонационном плане, и в эмоционально-содержательном, обе они раскрывают различные грани одного образа, одного душевного состояния – воодушевленного наслаждения жизнью, радости.
Первая часть задает тон всему произведению – отсвет той незамутненной жизнерадостности, которая воплощена в ней, лежит и на трех последующих частях Трио си-бемоль мажор. Опора на бытовые жанры характерна и для них. Тематизм второй части – Andante un poco mosso – перекликается с народными итальянскими песнями. В третьей части – Scherzo, равно как и в финале – Rondo: Allegro vivace – богато представлены танцевальные жанры венских предместий. Ни в одной из частей Трио не возникает каких бы то ни было драматических коллизий – оптимистический взгляд на жизнь пронизывает собою все произведение.
Камерно-инструментальное творчество Шуберта →
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Фортепианное творчество
Ф. ШубертаМузыкальная литература3 год обучения
Слайд 2Фортепианные произведения Шуберта
Эта область творчества также принадлежит к числу крупнейших
достижений композитора. Он создал для фортепиано огромное количество произведений. Причем
в них так и не приблизился к современному ему концертному пианизму. Это было связано с тем, что он не любил бравурную виртуозность. «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая с вой ствол на и прекрасным: пианистам и которая не доставляет удовольствия ни уму, пи сердцу», писал он. Кстати, М. И. Глинка называл такое исполнение «котлетной игрой». Фортепианные же миниатюры Шуберта писались именно для души. Они очень просты, выразительны, напевны. Рассчитаны они были для домашнего музицирования, и большинство фортепианных произведений композитора появились из импровизаций Шуберта на балах, «шубертиадах», где он услаждал слух своих друзей. Эти импровизации он потом записывал. Так появилось огромное количество сочинений: около 250 вальсов, около 50 маршей, 15 сонат и 7 незаконченных сонат, 8 «Экспромтов», 6 «Музыкальных моментов», фантазии… Если продолжать перечислять, получится огромный список. Все эти произведения стали новым словом в истории фортепианной музыки.
Слайд 3«Вальс си-минор»Это новое прежде всего проявилось в танцах Шуберта —
особенно вальсах, лендлерах и маршах.То, что вальс проник в фортепианную
музыку, подтверждало ее демократизацию, обращенность к широким слоям любителей искусства, простоте и доступности. Этот танец был завезен в Вену ансамблями деревенских музыкантов, игравших на уличных перекрестках, в ресторанах или танцевальных залах. Конечно, вальсы Шуберта близки бытовым танцам, но они возвышаются над этой развлекательной музыкой. У Шуберта вальс — камерная миниатюра, настоящая поэма, так много в нем лирики, обаяния, неповторимости, тонких красок. Яркий пример тому — знаменитый си минорный Вальс Шуберта.
в четыре руки. Ни один крупный композитор не уделил столько
внимания четырехручной литературе, как Шуберт, Причем для такого ансамбля композитор писал марши, полонезы, рондо, дивертисменты, сонаты. Среди них мы видим и бытовые миниатюры и крупные формы
Самая типичная черта четырех ручных миниатюр Шуберта — насыщенность маршами и маршевыми ритмами. Среди них есть «Военные марши», «Характерные марши», «Дивертисмент в форме марша» и многие другие. Наиболее известен и любим ре мажорный «Военный марш», который был переложен для сольного исполнения и стал не менее известен, чем многие песни Шуберта.
Слайд 5«Музыкальный момент» фа минорК концу творческого пути Шуберт создал жанр
Эти новые для того времени названия, которые композитор первым ввел в музыку, выражали определенную авторскую идею. Каждая такая пьеса должна была запечатлеть один миг все время меняющейся внутренней жизни художника. Палитра настроений этих «мгновений» очень широка — от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов.Наиболее известны «Музыкальный момент» фа минор и «Экспромт» ми бемоль мажор Шуберта, но вы можете познакомиться и с другими произведениями в этом жанре.
Слайд 6«Экспромт №3»Если говорить о фортепианном творчестве Шуберта в целом, оно
во многом близко его песням. Здесь та же красота, выразительность,
изящество, стройность, Как и песни, многие миниатюры написаны в трехчастной форме с контрастной средней частью. Эта форма потом
получит большое распространение в творчестве композиторов- романтиков.
Слайд 7ВопросыК каким жанрам в области фортепианной музыки обращался Шуберт?Какие жанры
в этой области он ввел первым?Какие черты характерны для произведений
Шуберта для фортепиано?На какое исполнение (концертное или домашнее) своих фортепианных миниатюр рассчитывал композитор?
будут размещаться в группе в WhatsApp, а также по субботам в группе МБУДОДШИ №6 г. ТулыВКОНТАКТЕ , https://vk.com/moydoddshi_6
Слайд 2Фортепианные произведения Шуберта Эта область творчества также принадлежит к числу крупнейших
достижений композитора. Он создал для фортепиано огромное количество произведений. Причем
в них так и не приблизился к современному ему концертному пианизму. Это было связано с тем, что он не любил бравурную виртуозность. «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая с вой ствол на и прекрасным: пианистам и которая не доставляет удовольствия ни уму, пи сердцу», писал он. Кстати, М. И. Глинка называл такое исполнение «котлетной игрой». Фортепианные же миниатюры Шуберта писались именно для души. Они очень просты, выразительны, напевны. Рассчитаны они были для домашнего музицирования, и большинство фортепианных произведений композитора появились из импровизаций Шуберта на балах, «шубертиадах», где он услаждал слух своих друзей. Эти импровизации он потом записывал. Так появилось огромное количество сочинений: около 250 вальсов, около 50 маршей, 15 сонат и 7 незаконченных сонат, 8 «Экспромтов», 6 «Музыкальных моментов», фантазии… Если продолжать перечислять, получится огромный список. Все эти произведения стали новым словом в истории фортепианной музыки.
Фон
К осени 1896 года финансовое положение 23-летнего Рахманинова было неустойчивым, чему не способствовало ограбление денег во время более ранней поездки на поезде. Потерпевший время, как в финансовом отношении, так и в ожидании симфонии, он «бросился в производство». 7 декабря он написал Александр Затаевич, русский композитор, которого он встретил до того, как сочинил это произведение, сказал: «Я тороплюсь, чтобы получить нужные мне деньги к определенной дате … Это постоянное финансовое давление, с одной стороны, весьма полезно … 20 числа этого месяца я должен написать шесть пьес для фортепиано ». Рахманинов выполнил все шесть за октябрь и декабрь 1896 года и посвятил все Затаевичу. Несмотря на поспешные обстоятельства, работа свидетельствует о его раннем виртуозность, и служит примером качества своих будущих работ.
Шесть музыкальных моментов — сложное произведение большей продолжительности, более плотной текстуры и более виртуозных требований к исполнителю, чем любое из предыдущих сольных фортепианных произведений Рахманинова. Это похоже на Александр Скрябин важный Этюд в D♯ незначительный (Соч. 8, № 12) — в обеих композициях деталь более функциональна, чем декоративный в их музыкальный аргумент. Это здесь, а не в Morceaux de fantaisie (Op.3, 1892) или Морсо де салон (Op. 10, 1894), что Рахманинов вкладывает в свою музыку определенные качества своей игры. В числах третий и пятый есть страстный лиризм, но остальные требуют пианиста с виртуозной техникой и музыкальным восприятием. Они были составлены в середине карьеры Рахманинова, и создал основу для внутренних голосов, которые он будет развивать в своих Прелюдии (Соч.23) и Études-Tableaux (Соч.33). Хотя обычно он давал премьеры своих фортепианных произведений, он не был первым, кто их исполнял, и дата первого публичного исполнения еще не определена.
Название набора вдохновлено Франц Шуберт сборник из шести коротких фортепианных пьес, также называемых Шесть музыкальных моментов (Соч.94, 1828 г.).