Fantasiestücke, Op. 12
Композитор
Роберт Шуман
Год создания
1837
Жанр
фортепианные
Страна
Германия
«Фантастические пьесы» — произведение, не менее типичное для Шумана, чем «Карнавал». Естественная общность их музыкально-стилистических приемов не исключает коренного различия в замысле, художественных образах, композиционных принципах.
Творческая задача «Фантастических пьес» — раскрыть мир внутренней жизни человека, мир его чувств. Сложнейшая область человеческой психологии показана с максимальной правдивостью и художественной убедительностью.
Каждая из восьми пьес цикла — выражение глубокого сосредоточенного лиризма, он проявляется в бурно-драматических вспышках («Порыв», «Ночью»), в просветленной созерцательности («Вечером»), в фантастических видениях («Сновидения») и в тонком остроумии сказочных образов («Причуды», «Басня»), так же как и в лирико-философском раздумье («Отчего?») или в обращении к песенности («Последняя песня»).
Общность лирических настроений и определяет единство этого цикла, покоящегося на других, по сравнению с «Карнавалом», основаниях. Здесь нет, например, вариационности, каждая из пьес — абсолютно законченное произведение, нередко исполняемое отдельно от других. Однако композиция цикла, стройная и закономерная, строится на излюбленных шумановских контрастах. Контрастность нередко проникает и внутрь пьес, большинство из которых превосходит по масштабам миниатюры «Карнавала». Такова, например, кажущаяся эпически повествовательной «Басня» — яркий пример импровизационной манеры Шумана, с которой он наслаивает контрастные романтические образы.
Названия пьес дают основания группировать их по некоторым общим признакам. Например, «Вечером», «Ночью» указывают на связь с картинами или явлениями природы; «Порыв», «Сновидения», «Причуды», «Отчего?» передают различные психологические состояния; «Басня», «Последняя песня» вносят элемент эпичности, повествовательности. Но, несмотря на различие заголовков, определяющих художественный образ, все они носят яркий индивидуальный отпечаток собственной фантазии художника. Так, по поводу «Последней песни» — заключительной песни цикла — Шуман писал Кларе Вик: «…в конце все разрешается веселой свадьбой, однако в заключение снова приходит тоска, да еще — по тебе, и здесь словно звучат одновременно свадебные и похоронные звоны». Эти слова подтверждают и автобиографический смысл многих страниц шумановской музыки, в том числе и тех, где автор отталкивается от воплощения объективных картин внешего мира.
Даже в таких пьесах, как «Вечером» или «Ночью», Шуман избегает описательности, изобразительности. В пьесе «Вечером» он стремится передать те едва поддающиеся определению ощущения, которые может вызвать созерцание спокойного вечернего ландшафта:
Бурный драматизм «Порыва» близок к такому же его проявлению в пьесе «Ночью». Это лишь разные выражения одного сильного чувства, принимающего характер напряженной страстности в «Порыве», смятения, взволнованности в «Ночи»:
«Фантастические пьесы» типичны для фортепианной манеры Шумана. Трепетность и хрупкость музыкальной ткани в первой пьесе так же характерны для него, как стремительно энергичные и вместе с тем «увесистые» аккорды «Причуд», прерывисто-задыхающееся движение некоторых эпизодов «Басни» или причудливо рассыпающиеся, «улетающие» фигурации «Сноведений»:
Самое же «шумановское» заключается, пожалуй, в теснейшем взаимодействии всех пластов музыкальной ткани, насквозь проникнутой мелодическими голосами. Фактура насыщена интонационной выразительностью, и из самого фона словно рождается мелодия, она нередко «прячется» в волнах общего движения. Эта чисто романтическая фактура таит в себе своебразную полифоничность. Она присутствует и в пьесах «Вечером» и «Ночью», и в тончайшей миниатюре «Отчего?», где дополняется имитациями, усиливающими настроение романтического томления, неразрешенного вопроса:
В. Галацкая
Фортепианное творчество Шумана →
Еще песни Роберт Шуман
-
- слушать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор Op. 129 — (I)
- скачать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор Op. 129 — (I)
Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор Op. 129 — (I)
-
- слушать Роберт Шуман — Грёзы. № 7 из Kinderszenen, Op. 15 (Павел Егоров)
- скачать Роберт Шуман — Грёзы. № 7 из Kinderszenen, Op. 15 (Павел Егоров)
Роберт Шуман — Грёзы. № 7 из Kinderszenen, Op. 15 (Павел Егоров)
-
- слушать Роберт Шуман — Грезы
- скачать Роберт Шуман — Грезы
Роберт Шуман — Грезы
-
- слушать Роберт Шуман — Грезы хор
- скачать Роберт Шуман — Грезы хор
Роберт Шуман — Грезы хор
-
- слушать Роберт Шуман — Первая Утрата
- скачать Роберт Шуман — Первая Утрата
Роберт Шуман — Первая Утрата
-
- слушать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор, Op. 129 — (II)
- скачать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор, Op. 129 — (II)
Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор, Op. 129 — (II)
-
- слушать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестромля-минор Op. 129 — (III)
- скачать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестромля-минор Op. 129 — (III)
Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестромля-минор Op. 129 — (III)
-
- слушать Роберт Шуман — Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор оп. 54 (1 часть.)
- скачать Роберт Шуман — Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор оп. 54 (1 часть.)
Роберт Шуман — Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор оп. 54 (1 часть.)
-
- слушать Роберт Шуман — Карнавал. 18. Прогулка
- скачать Роберт Шуман — Карнавал. 18. Прогулка
Роберт Шуман — Карнавал. 18. Прогулка
-
- слушать Роберт Шуман — Грёзы.Музыка перед сном.
- скачать Роберт Шуман — Грёзы.Музыка перед сном.
Роберт Шуман — Грёзы.Музыка перед сном.
-
- слушать Роберт Шуман — Вечером. Из цикла «Фантастические пьесы»
- скачать Роберт Шуман — Вечером. Из цикла «Фантастические пьесы»
Роберт Шуман — Вечером. Из цикла «Фантастические пьесы»
-
- слушать Роберт Шуман — Сновидение
- скачать Роберт Шуман — Сновидение
Роберт Шуман — Сновидение
-
- слушать Роберт Шуман — Мечты
- скачать Роберт Шуман — Мечты
Роберт Шуман — Мечты
-
- слушать Роберт Шуман — Симфония №4 — ч.3 Scherzo
- скачать Роберт Шуман — Симфония №4 — ч.3 Scherzo
Роберт Шуман — Симфония №4 — ч.3 Scherzo
-
- слушать Роберт Шуман — Соната № 2 соль минор, соч.22 — 1. Так Rasch Wie möglich
- скачать Роберт Шуман — Соната № 2 соль минор, соч.22 — 1. Так Rasch Wie möglich
Роберт Шуман — Соната № 2 соль минор, соч.22 — 1. Так Rasch Wie möglich