Шуман. «фантастические пьесы»

Шуман. «фантастические пьесы» (fantasiestücke, op. 12) | belcanto.ru

Fantasiestücke, Op. 12

Композитор
Роберт Шуман
Год создания
1837
Жанр
фортепианные
Страна
Германия

«Фантастические пьесы» — произведение, не менее типичное для Шумана, чем «Карнавал». Естественная общность их музыкально-стилистических приемов не исключает коренного различия в замысле, художественных образах, композиционных принципах.

Творческая задача «Фантастических пьес» — раскрыть мир внутренней жизни человека, мир его чувств. Сложнейшая область человеческой психологии показана с максимальной правдивостью и художественной убедительностью.

Каждая из восьми пьес цикла — выражение глубокого сосредоточенного лиризма, он проявляется в бурно-драматических вспышках («Порыв», «Ночью»), в просветленной созерцательности («Вечером»), в фантастических видениях («Сновидения») и в тонком остроумии сказочных образов («Причуды», «Басня»), так же как и в лирико-философском раздумье («Отчего?») или в обращении к песенности («Последняя песня»).

Общность лирических настроений и определяет единство этого цикла, покоящегося на других, по сравнению с «Карнавалом», основаниях. Здесь нет, например, вариационности, каждая из пьес — абсолютно законченное произведение, нередко исполняемое отдельно от других. Однако композиция цикла, стройная и закономерная, строится на излюбленных шумановских контрастах. Контрастность нередко проникает и внутрь пьес, большинство из которых превосходит по масштабам миниатюры «Карнавала». Такова, например, кажущаяся эпически повествовательной «Басня» — яркий пример импровизационной манеры Шумана, с которой он наслаивает контрастные романтические образы.

Названия пьес дают основания группировать их по некоторым общим признакам. Например, «Вечером», «Ночью» указывают на связь с картинами или явлениями природы; «Порыв», «Сновидения», «Причуды», «Отчего?» передают различные психологические состояния; «Басня», «Последняя песня» вносят элемент эпичности, повествовательности. Но, несмотря на различие заголовков, определяющих художественный образ, все они носят яркий индивидуальный отпечаток собственной фантазии художника. Так, по поводу «Последней песни» — заключительной песни цикла — Шуман писал Кларе Вик: «…в конце все разрешается веселой свадьбой, однако в заключение снова приходит тоска, да еще — по тебе, и здесь словно звучат одновременно свадебные и похоронные звоны». Эти слова подтверждают и автобиографический смысл многих страниц шумановской музыки, в том числе и тех, где автор отталкивается от воплощения объективных картин внешего мира.

Даже в таких пьесах, как «Вечером» или «Ночью», Шуман избегает описательности, изобразительности. В пьесе «Вечером» он стремится передать те едва поддающиеся определению ощущения, которые может вызвать созерцание спокойного вечернего ландшафта:

Бурный драматизм «Порыва» близок к такому же его проявлению в пьесе «Ночью». Это лишь разные выражения одного сильного чувства, принимающего характер напряженной страстности в «Порыве», смятения, взволнованности в «Ночи»:

«Фантастические пьесы» типичны для фортепианной манеры Шумана. Трепетность и хрупкость музыкальной ткани в первой пьесе так же характерны для него, как стремительно энергичные и вместе с тем «увесистые» аккорды «Причуд», прерывисто-задыхающееся движение некоторых эпизодов «Басни» или причудливо рассыпающиеся, «улетающие» фигурации «Сноведений»:

Самое же «шумановское» заключается, пожалуй, в теснейшем взаимодействии всех пластов музыкальной ткани, насквозь проникнутой мелодическими голосами. Фактура насыщена интонационной выразительностью, и из самого фона словно рождается мелодия, она нередко «прячется» в волнах общего движения. Эта чисто романтическая фактура таит в себе своебразную полифоничность. Она присутствует и в пьесах «Вечером» и «Ночью», и в тончайшей миниатюре «Отчего?», где дополняется имитациями, усиливающими настроение романтического томления, неразрешенного вопроса:

В. Галацкая

Фортепианное творчество Шумана →

Еще песни Роберт Шуман

    • слушать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор Op. 129 — (I)
    • скачать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор Op. 129 — (I)

    Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор Op. 129 — (I)

    • слушать Роберт Шуман — Грёзы. № 7 из Kinderszenen, Op. 15 (Павел Егоров)
    • скачать Роберт Шуман — Грёзы. № 7 из Kinderszenen, Op. 15 (Павел Егоров)

    Роберт Шуман — Грёзы. № 7 из Kinderszenen, Op. 15 (Павел Егоров)

    • слушать Роберт Шуман — Грезы
    • скачать Роберт Шуман — Грезы

    Роберт Шуман — Грезы

    • слушать Роберт Шуман — Грезы хор
    • скачать Роберт Шуман — Грезы хор

    Роберт Шуман — Грезы хор

    • слушать Роберт Шуман — Первая Утрата
    • скачать Роберт Шуман — Первая Утрата

    Роберт Шуман — Первая Утрата

    • слушать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор, Op. 129 — (II)
    • скачать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор, Op. 129 — (II)

    Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестром ля-минор, Op. 129 — (II)

    • слушать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестромля-минор Op. 129 — (III)
    • скачать Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестромля-минор Op. 129 — (III)

    Роберт Шуман — Концерт для виолончели с оркестромля-минор Op. 129 — (III)

    • слушать Роберт Шуман — Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор оп. 54 (1 часть.)
    • скачать Роберт Шуман — Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор оп. 54 (1 часть.)

    Роберт Шуман — Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор оп. 54 (1 часть.)

    • слушать Роберт Шуман — Карнавал. 18. Прогулка
    • скачать Роберт Шуман — Карнавал. 18. Прогулка

    Роберт Шуман — Карнавал. 18. Прогулка

    • слушать Роберт Шуман — Грёзы.Музыка перед сном.
    • скачать Роберт Шуман — Грёзы.Музыка перед сном.

    Роберт Шуман — Грёзы.Музыка перед сном.

    • слушать Роберт Шуман — Вечером. Из цикла «Фантастические пьесы»
    • скачать Роберт Шуман — Вечером. Из цикла «Фантастические пьесы»

    Роберт Шуман — Вечером. Из цикла «Фантастические пьесы»

    • слушать Роберт Шуман — Сновидение
    • скачать Роберт Шуман — Сновидение

    Роберт Шуман — Сновидение

    • слушать Роберт Шуман — Мечты
    • скачать Роберт Шуман — Мечты

    Роберт Шуман — Мечты

    • слушать Роберт Шуман — Симфония №4 — ч.3 Scherzo
    • скачать Роберт Шуман — Симфония №4 — ч.3 Scherzo

    Роберт Шуман — Симфония №4 — ч.3 Scherzo

    • слушать Роберт Шуман — Соната № 2 соль минор, соч.22 — 1. Так Rasch Wie möglich
    • скачать Роберт Шуман — Соната № 2 соль минор, соч.22 — 1. Так Rasch Wie möglich

    Роберт Шуман — Соната № 2 соль минор, соч.22 — 1. Так Rasch Wie möglich

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: