Études Symphoniques, Op. 13
Композитор
Роберт Шуман
Год создания
1837
Жанр
фортепианные
Страна
Германия
«Симфонические этюды» — одно из самых драматических и монументальных произведений для фортепиано. Высокая патетика музыкальных образов, их динамика, целеустремленность развития ставят «Симфонические этюды» вровень с лучшими творениями Баха, Бетховена.
Первоначально Шуман хотел назвать «Симфонические этюды» «Этюдами в оркестровом духе Флорестана и Эвзебия». Заглавие должно было подчеркнуть оркестровый характер музыки, желание воспроизвести на фортепиано некоторые приемы, которые могли бы вызвать эффект оркестрового звучания. Действительно, в ряде эпизодов можно услышать приближение к тембрам деревянных духовых (фагота, кларнета), к их специфической манере исполнения, встретить близкие скрипичной фактуре виртуозные пассажи или певучую мелодию с густым, как у виолончели, звуком. Но это все скорее относится к техническим приемам письма; появившееся затем название «Симфонические этюды» в большей мере объясняет художественный замысел произведения, его размах и масштабность, стремление к сквозному драматическому развитию. Одно время Шуман даже намеревался назвать «Симфонические этюды» патетическими. В нескольких словах он сам совершенно точно определяет свою творческую задачу: «Мне хочется постепенно развить из похоронного марша победное шествие и, кроме того, внести в сочинение некоторый драматический интерес».
«Симфонические этюды» — произведение, совершеннейшее во всех отношениях, пример вариаций нового романтического типа. Фактурное развитие — ведущий принцип классических вариаций — отступает перед стремлением к образному преображению, к индивидуализации, характеристичности. Романтическая концепция жанра вариаций предоставляет широкую свободу показу образа с самых различных ракурсов, разносторонние жанровые связи облегчают эту задачу. Именно романтический принцип, направляющий развитие в «Симфонических этюдах», обусловил возможность трансформации начальной трагически-траурной темы в празднично-карнавальное звучание финала.
Каждый из двенадцати этюдов (вариаций) (В первоначальном варианте вариаций было больше. Стремясь к драматургической цельности, Шуман впоследствии снял лишние, но после его смерти они были восстановлены и нередко печатаются.) предстает в новом освещении: сумрачно-таинственном или фантастически-причудливом, мужественном или скорбно-тоскливом. Тематическая, интонационная близость, гармоническая структура, «одинаковость» строения темы и вариаций объединяют композицию «Симфонических этюдов» в соподчиненно-целостный организм.
Из основной темы возникают разные тематические варианты. Так, сдержанная торжественность нисходящей квартовой интонации темы уже во втором эпизоде (вариации) «оборачивается» страстно-патетическим возгласом, служит основой остро-драматическому развитию «имитационной» VIII вариации, а от этого восходящего варианта тянутся нити к триумфальному финалу:
Лирические, токкатные, скерцозные, маршевые вариации сменяют друг друга. В VIII этюде слышатся далекие отзвуки органных пассакалий, а торжеству и ликованию финала предшествует затаенная, но жгучая скорбь XI этюда — лиричнейшего ноктюрна с нервно-взволнованным и вместе с тем нежным дыханием сопровождения, в ткань которого вплетается вторящий основному мелодический голос:
Образная самостоятельность каждой вариации, превращение ее в законченное миниатюрное сочинение принципиально сближает «Симфонические этюды» с шумановскими циклическими композициями.
В. Галацкая
Фортепианное творчество Шумана →
Состав
Первое издание 1837 года содержало примечание о том, что мелодия была «произведением на любителя»: это относилось к происхождению темы, которую послал Шуману барон фон Фриккен, опекун Эрнестины фон Фриккен, Эстреллы его Эстреллы. Карнавал, соч. 9. Барон, музыкант-любитель, использовал мелодию в Теме с вариациями для флейты. Шуман был помолвлен с Эрнестиной в 1834 году, но через год резко порвал с ней. Таким образом, автобиографический элемент вплетен в генезис Études symphoniques (как и во многих других произведениях Шумана).
Из шестнадцати вариаций, сочиненных Шуманом на тему Фриккена, только одиннадцать были им опубликованы. (Ранняя версия, завершенная с 1834 по январь 1835 года, содержала двенадцать частей). Заключительный, двенадцатый, опубликованной этюд был вариация на тему из романской Du Stolzes Англии Freue Dich (Гордая Англии, радуйтесь!), От Генриха Маршнер «s опера Храмовника и еврейки , которая была основана на сэр Вальтера Скотт » с Айвенго (как дань уважения английскому другу Шумана Уильяму Стерндейлу Беннету ). Более ранняя тема Фриккена иногда ненадолго появляется в этом этюде. Впервые произведение было опубликовано в 1837 году как XII Études Symphoniques . Только девять из двенадцати этюдов были специально обозначены как вариации. Последовательность была следующей:
- Тема — Анданте
- Этюд I (Вариант 1) — Un poco più vivo
- Этюд II (Вариация 2) — Анданте
- Этюд III — Vivace
- Этюд IV (Вариация 3) — Allegro marcato
- Этюд V (вариация 4) — Скерцандо
- Этюд VI (вариация 5) — Агитато
- Этюд VII (вариация 6) — Allegro molto
- Этюд VIII (Вариант 7) — Земпер marcatissimo
- Этюд IX — Возможно
- Этюд Х (Вариант — Allegro мошенники Энергия
- Этюд XI (вариация 9) — Andante espressivo
- Этюд XII (Финал) — Блестящее аллегро (на тему Маршнера)
В сентябре 1834 года рассматривались и другие названия: Variationspathétiques и Etuden im Orchestercharakter von Florestan und Eusebius . В этом последнем случае Этюды были бы подписаны двумя воображаемыми фигурами, в которых Шуман олицетворял два существенных, противоположных и дополнительных аспекта его собственной личности и своего собственного поэтического мира. Затем «Флорестан и Евсевий» подписали Davidsbündlertänze , Op. 6; но только в версии « Études symphoniques» 1835 г. части были разделены таким образом, чтобы подчеркнуть чередование более лиричных, меланхоличных и интровертных страниц (Евсевий) с страницами более возбудимого и динамичного характера (Флорестан). В версии 1837 года преобладает Флорестан.
Пятнадцать лет спустя, во втором издании (Лейпциг, 1852 г.), название « Études symphoniques» 1837 г. стало Études en forme dechanges , два этюда (№№ 3 и 9), которые не соответствовали новому названию (не являясь точными вариациями), были исключены. , и некоторые исправления были внесены в фортепианную письменность.
Вся работа была посвящена английскому другу Шумана, пианисту и композитору Уильяму Стерндейлу Беннету . Беннетт часто играл эту пьесу в Англии с большим успехом, но Шуман счел ее непригодной для публичного исполнения и посоветовал своей жене Кларе не играть ее.
Более поздняя история публикации
В 1861 году, через пять лет после смерти Шумана, его тесть Фридрих Вик опубликовал третье издание под редакционным псевдонимом «DAS» ( аббревиатура от Der alte Schulmeister ). В этом издании была предпринята попытка примирить различия между двумя более ранними произведениями, и в нем были использованы оба предыдущих названия: XII Études Symphoniques и Études en forme dechanges .
Переиздав декорацию в 1890 году, Иоганнес Брамс восстановил пять вариаций, вырезанных Шуманом. Сейчас они часто воспроизводятся, но в позициях в рамках цикла, которые несколько меняются в зависимости от исполнения; сейчас существует двенадцать вариаций и эти пять так называемых «посмертных» вариаций, которые существуют как дополнение.
Пять посмертно опубликованных разделов (все основаны на теме Фриккена):
- Вариация I — Анданте, Tempo del tema
- Вариант II — Meno mosso
- Вариант III — Аллегро
- Вариант IV — Аллегретто
- Вариант V — Модерато .
Персонаж
Оставляя в стороне ссылки на Флорестана и Евсевия, все предложенные Шуманом названия показывают некоторые из основных характеров соч. 13-е зачатие. Это был «исследований» в том смысле , что этот термин предполагается в Frédéric Chopin «s , то есть концертные пьесы, в которых проводится исследование возможностей техники и тембра письма для фортепиано; они представляют собой «симфонические этюды» благодаря богатству и сложности вызываемых цветов — клавиатура становится «оркестром», способным смешивать, противопоставлять или накладывать различные тембры.
Если исключить этюды №№ 3 и 9, в которых связь с темой незначительна, этюды имеют вариационную форму. Это был не первый случай, когда Шуман занимался вариативной формой. Но здесь вариационный принцип используется больше как свободное преобразование уже не актуальной темы, а музыкальной «ячейки» или ячеек (как, например, в Карнавале того же композитора ). В symphoniques этюдов усвоить урок Бетховен «s Диабелл Вариацию : тема , которая действует в качестве объединяющего элемента усиливается и преобразуется, и становится основой , из которой цветок изобретений расходящегося выразительного характера. В работе также показано влияние вариаций Гольдберга , наиболее очевидно в использовании псевдофранцузской вариации увертюры и в использовании различных канонических эффектов.
Виртуозные требования фортепианного письма часто направлены не только на эффект, но и на прояснение полифонической сложности и на более глубокое погружение в эксперименты на клавиатуре. «Этюды» считаются одними из самых сложных произведений Шумана для фортепиано (вместе с его « Фантазией до мажор» и « Токката» ) и в романтической литературе в целом.