Анохин Юрий Николаевич
Учёная степень: кандидат медицинских наук
Ученое звание: доцент
Профессор
Научное направление: Медицинские науки
Регион: Калужская область
Рейтинг: 21 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)
СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»
Анохин Юрий Николаевич- 1951 года рождения, город Орел,русский, женат, имеет двух дочерей, трех внуков. Кандидат медицинских наук(1980), доцент(1990), профессор РАЕ, почетный доктор Международной Академии Естествознания РАЕ, заслуженный работник науки и образования РАЕ, кавалер Ордена Александра Великого, награжден Золотой медалью имени В.И.Вернадского -2021 год.
ОБРАЗОВАНИЕ:
1968-1974 гг. 2-й Московский медицинский институт имени Н.И.Пирогова, специальность врач-биофизик
1974-1976 гг.- аспирантура на кафедре иммунологии 2-го Московского мединститута им.Н.И.Пирогова
Опыт работы в атомной отрасли(радиационной медицине)-45 лет( 1974- по настоящее время:
Еще во время учебы в мединституте стал работать в Онкологическом Научном Центре АМН СССР( Москва) в отделе лучевой терапии лаборантом. После зашиты диплома по радиобиологии и учебы в аспирантуре во 2-м Московском мед.институте был распределен в НИИ медицинской радиологии АМН СССР.
1976-2016 гг.- научный сотрудник НИИ медицинской радиологии АМН СССР, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, г.Обнинск Калужской области. Работал с источниками ионизирующего излучения – для дистанционной лучевой терапии “Агат”,”Рокус”,”Гаммацелл”, радиоизотопами и радиофармпрепаратами на основе 125-I,131-I,35-S,75-Se,111m-In,51-Cr, 60-Cо.
Специализация – радиоизотопная диагностика, онкология, медицинская радиология.
1976-1993 г- работа по совместительству референтом-переводчиком, научным редактором в ВИНИТИ, Центральной медицинской библиотеке по тематикам радиобиологии, медицинской радиологии, радиоизотопной диагностики- г.Москва.
2000-2019 г- доцент Института атомной энергетики Минобразования, зав.кафедрой ядерной медицины НИЯУ МИФИ.
2019-настоящее время –эксперт по международной деятельности Технической Академии ГК Росатом, г.Обнинск по тематикам применения радиационных и ядерных технологий в медицине и центров ядерных наук и технологий.
ДОСТИЖЕНИЯ:
1) 1981 г-защита диссертации канд.мед.наук
2) 1991г- присвоение ученого звания” доцента”
3) 2006 г – присвоение звания профессора Российской Академии естествознания
4) 2008 –присвоение звания” Почетный доктор Европейской Академии Естествознания”
5) Автор более 180 публикаций в научных российских и зарубежных научных изданиях, соавтор 5 патентов на изобретения, автор 8 учебных пособий для высшей школы
6) Принимал участие в организации и работе большого количества российских и зарубежных конференций, съездов, симпозиумов по радиационной медицине.
7) Научный руководитель 30 студенческих дипломов и 16 магистерских диссертаций
по ядерной медицине, медицинской физике и лучевой терапии.
Научный руководитель 1 Госконтракта ГК Росатом(2014 г) и 1 гранта Минобразования(2013 г)
Научные публикации:
Более 180 публикаций в научных российских и зарубежных изданиях, в том числе и в изданиях РАЕ.Соавтор 5 патентов на изобретения, автор 8 учебных пособий для высшей школы
Анохин Юрий Николаевич имеет награды:
Почетное звание «Заслуженный работник науки и образования РАЕ» | |
ПОЧЕТНАЯ СТЕПЕНЬ DOCTOR OF SCIENCE, HONORIS CAUSA | |
Награда «Орден Александра Великого «ЗА НАУЧНЫЕ ПОБЕДЫ И СВЕРШЕНИЯ» | |
Медаль имени В.И. Вернадского Золотая |
Творчество Николая Рериха
В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.
Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.
В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.
Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.
1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.
Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.
Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.
Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.
Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.
Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.
В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.
Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 годМестонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия
В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.
В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:
Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.
Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Детство и юность
Александр Николаевич Скрябин почти всю жизнь провел в Москве: здесь он родился, мужал, учился и стал прославленным композитором.
Александр Скрябин в детстве / Famous Birthdays
В интеллигентной дворянской семье Скрябиных было много военных людей. Прадед Иван происходил из солдат, но дослужился на флоте до младшего офицерского чина и был пожалован к дворянскому званию. Его сын Александр сделал военную карьеру в артиллерийском подразделении и вышел в отставку в звании подполковника. Отец будущего композитора, в отличие от братьев, отказался продолжать династическую традицию и решил посвятить себя гражданской службе. Николай Александрович получил профессию юриста и стал выдающимся дипломатом.
Мать Александра, Любовь Петровна Щетинина – женщина редкой красоты и душевных качеств. К тому же она обладала незаурядными музыкальными способностями и была виртуозной пианисткой. Композитор Петр Чайковский, сокурсник Щетининой по консерватории, считал ее самой одаренной девушкой класса. Любовь Петровна давала много концертов, гастролировала и даже за 5 дней до рождения сына выступала на сцене.
Александр Скрябин (в кадетской форме) в Московской консерватории / Сенар
Мальчик родился 25 декабря 1871 года и рано остался без попечения родителей. Мама страдала от чахотки и уехала в 1872 году в австрийские Альпы на лечение. Там она и умерла, дожив до 22 лет. Дипломатическая карьера отца предполагала длительные заграничные командировки, поэтому сын редко с ним виделся. Заботы о ребенке и его воспитание легли на бабушек и тетю Лизавету Александровну. Та рано начала прививать мальчику любовь к музыке и стала учить его играть на фортепиано.
Александр проявил способности и редкий музыкальный слух, легко подбирая услышанные мимоходом мелодии. А от рояля его было не оторвать. Да и все, к чему лежала душа, Саша делал страстно и увлеченно, науки давались ему легко. В 1882 году мальчик поступил в кадетский корпус, заняв 1-е место среди всех соискателей. В военном заведении ученик не оставлял занятий музыкой.
Документальный фильм “Гении. Александр Скрябин”
Вдохновленный Фредериком Шопеном, в 11 лет юноша написал первые произведения: канон и ноктюрн для рояля. Тогда же начал брать систематические уроки по игре на фортепиано. Еще не окончив корпус, 16-летний Скрябин становится студентом Московской консерватории. Имея проблемы с композицией, юноша блестяще окончил исполнительский факультет и удостоился малой золотой медали в 1892 году.
Интересный факт: большая золотая медаль досталась его однокурснику Сергею Рахманинову, который и композиторское отделение закончил на отлично.
Среди педагогов Скрябина были Сергей Танеев, Антон Аренский, Василий Сафонов. Имя выпускника начертано на мраморной доске Малого зала Московской консерватории в ряду великих воспитанников учебного заведения.
Творчество
Константин Бальмонт – «Эльф»
Сперва играли лунным светом феи. Мужской диез и женское – бемоль – Изображали поцелуи и боль. Журчали справа малые затеи. Прорвались слева звуки-чародеи. Запела Воля вскликом слитных воль. И светлый Эльф, созвучностей король, Ваял из звуков тонкие камеи. Завихрил лики в токе звуковом. Они светились золотом и сталью, Сменяли радость крайнею печалью. И шли толпы. И был певучим гром. И человеку Бог был двойником. Так Скрябина я видел за роялью.
Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.
Соответствие цветов и тональностей по Скрябину (“Прометей”)
В ранних сочинениях Скрябин — тонкий и чуткий пианист — сознательно следовал Шопену, и даже создавал произведения в тех же жанрах, что и тот: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром хотя уже в тот период его творческого становления проявился собственный почерк композитора. Музыковед Л. Л. Сабанеев помимо влияния польского композитора отмечал также влияние Р. Шумана, которое по его мнению в раннем периоде иногда превышает шопеновское: «Это замечание в особенности относится к его Третьей сонате и к знаменитому Этюду дисмоль. Но оба влияния потом исчезают и вытесняются влиянием Листа, Вагнера и его собственными новаторствами. В последних сочинениях Скрябина шуманизмов более нет».
Однако впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая — в 1902 году, Третья — в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. В конце XX века композитор Александр Немтин по наброскам и стихам Скрябина создал законченную музыкальную версию её начальной части — «Предварительное действо», однако, исключив из неё основную часть текста.
Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина (—1909 годы) — он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.
Сочинения, неопубликованные при жизни автора или оставшиеся в рукописи
Произведение |
Название на ин.яз. |
Номер опуса |
Дата создания |
|
Аллегро. Увертюра d-moll для симфонического оркестра |
Незаверш. |
|||
Анданте A-dur для струнного оркестра |
||||
Баллада b-moll |
Рукопись (незаверш.) |
|||
Вальс gis-moll |
||||
Вальс Des-dur |
||||
Вальс-экспромт Es-dur |
Рукопись |
|||
Вариации на тему Егоровой f-moll |
||||
Вариации на русскую тему «Надоели ночи, надоскучили» для струнного квартета |
||||
Канон d-moll |
||||
Листок из альбома As-dur |
||||
Листок из альбома Fis-dur |
||||
Мазурка F-dur |
||||
Мазурка h-moll |
||||
Ноктюрн As-dur |
||||
Ноктюрн Des-dur |
Рукопись (незаверш.) |
|||
Ноктюрн g-moll |
Рукопись (незаверш.) |
|||
Романс для валторны и фортепиано |
Romance rour cors a pistons in fa |
|||
Скерцо Es-dur |
Рукопись |
|||
Скерцо F-dur для струнного оркестра |
||||
Скерцо As-dur |
Рукопись |
|||
Соната cis-moll |
Рукопись (незаверш.) |
|||
Соната es-moll |
||||
Соната-фантазия gis-moll |
||||
Фантазия для фортепиано с оркестром a-moll. Переложение для двух фортепиано |
Рукопись |
|||
Этюд Des-dur |
Рукопись (незаверш.) |
Классовый разрыв
«Фидий вместе с нами!» — писал скульптор Сергей Конёнков в статье «Думы скульптора» в 1956 году i . В этом возгласе старейшины советского искусства видится и неосознанная отсылка к «Двенадцати» Блока («В белом венчике из роз / Впереди — Иисус Христос»), и новое понимание художественного труда, возникшее в годы оттепели. Обновление художественной индустрии с помощью античности и сопутствующего ей культа молодости можно рассматривать как частичное и довольно робкое отражение дебатов о роли искусства и труда в первые годы революции. Некоторые темы вернулись в полном объёме, некоторые остались за пределами внимания как официальных, так и неофициальных художников.
Взаимодействие искусства и промышленности с самого начала было важнейшим нервом советской изобразительной культуры, но к середине 1950‑х понимание профессий художника и рабочего сильно изменилось под влиянием экономических факторов. «Около 1960 года произошли три не самых заметных, но важных для страны события. Первое — это её окончательное превращение в промышленную и городскую. Второе — вступление самой индустрии в новую стадию развития. Третье — перестройка внешней торговли» i . Макроэкономическая ситуация привела к тому, что возвращение к радикальным точкам зрения на индустриальный и художественный труд было уже невозможно: попытки выстроить новое общество через слияние с производством потеряли актуальность в контексте окончательно оформившегося разрыва между классами — рабочим и, так сказать, креативным. Использование сравнительно недавнего термина Ричарда Флориды для среды советских художников может показаться натяжкой. Но эта среда имела все признаки отдельного класса — особое отношение к средствам производства и продуктам своего труда (отчуждение с сохранением авторства), отдельная система образования и поощрения, наконец, полуофициальная форма владения недвижимостью, предполагавшая, например, передачу мастерских по наследству в художественных династиях или сдачу их внаём за ненадобностью.
Факты
Памятная монета Банка России, посвящённая 125-летию со дня рождения А. Н. Скрябина. 2 рубля, серебро, 1997 год
- Леонид Сабанеев в своих «Воспоминаниях о Скрябине» приводит факт: договор на квартиру, в которой жил Скрябин, был заключён ровно по момент смерти композитора. Этот же факт подтверждает и московский учёный-топонимист Юрий Александров: квартира, в которой сейчас находится музей Скрябина, при его жизни не находилась в его собственности — композитор регулярно продлевал арендный договор с домовладельцем на 1 год, причём, расчётной датой всегда был конец года. «… но в 1914 году Александр Николаевич предложил домовладельцу заключить договор не как обычно до 31 декабря 1915 года, а только до мая. На недоуменный вопрос хозяина он ответил, что некий голос свыше подсказывает ему, что именно так надо поступить. И действительно, 14 апреля года великий музыкант скончался»..
- На похоронах А. Скрябина были и Борис Пастернак, и Марина Цветаева, что послужило одним из первых их совместных воспоминаний. Семья Бориса Пастернака была знакома с А. Н. Скрябиным, юный поэт несколько раз брал у него уроки композиции.[источник не указан 224 дня]
- В 1906 г., проживая в Швейцарии, композитор А. Н. Скрябин познакомился с Георгием Валентиновичем Плехановым и начал изучать экономическую науку и произведения классиков марксизма. Двоюродный брат композитора Аполлон Александрович Скрябин (1897—1960) увлёкся экономикой настолько, что окончил Московский коммерческий институт, став профессиональным экономистом. Примерно в те же годы в Московском коммерческом институте на экономическом факультете обучалась Антонина Владимировна Скрябина (1894—1977), будущий известный педагог, общественный деятель и писатель.
Родственные и нисходящие
Скрябин с Татьяной, 1909 г. ан Скрябин и Ариадна Скрябина, 1911 г. дети Скрябина из Татьяны: ан, Марина и Ариадна, ок. 1911 г.
Скрябин был дядей известного епископа Русской Ортодоксальной церкви, который руководил русской Ортодоксальной диоцезой в Великобритании между 1957 и 2003 годами. Скрябин не был родственником советского министра иностранных дел Вячеслава Молотова, имя которого при рождении было Вячеслав Скрябин. В своих мемуарах, изданных Феликсом Чуевым под русским названием ” “, Молотов, что его брат Николай Скрябин, который также был композитором, принял имя Николай Нолинский, чтобы не путать с Александром Скрябиным.
Вторая жена Скрябина Татьяна Фёдоровна Жёцер была племянницей пианиста и композитора Пауля де Жёцера. Её братом был музыкальный критик Борис де Жёцер. Всего у Скрябина было семеро детей: от первого брака Римма (Рима), Элена, Мария и Лев, и от второй Ариадны, Ян и Марины. Римма умерла от проблем с межпозвонком в 1903 году в возрасте семи лет. Элена Скрябина должна была стать первой женой пианиста Вламира Софроницкого, правда, только после смерти отца; впредь Софроницкий композитора так и не встретил. Мария Скрябина (1901 – 1989) стала актрисой Второго МХАТа и женой режиссёра Вламира Татаринова. Лёв также умер в возрасте семи лет, в 1910 году. К этому моменту отношения с первой женой Скрябина значительно ухудшились, и Скрябин не встретил её на похоронах.
Ариадна Скрябина стала соучредителем “Arm Juive” и была убита французским проназийским милизом в 1944г. дочь Скрябина Ариадна Скрябина (1906 – 1944) стала героем французского Сопротивления, и была посмертно награждена “Croix de guerre” и “Méd de la Résistance”. Её третий брак был с поэтом и борцом Сопротивления Второй мировой войны Дэвидом Кнутом после чего она перешла в иудаизм и взяла имя Сара. Она была соучредительницей сионистского движения сопротивления “Arm Juive” и отвечала за коммуникации между командованием в Тулузе и силами партизан в округе Тарн и за то, что забрала оружие партизанам, что привело к её смерти, когда она попала в засаду, устроенную французами Милитией.
Дочь Ариадны Скрябины (первым браком с французским композитором Давидом Лазарусом), Бэтти Кнут-Лазарус, стала известной героиней-подростком французского Сопротивления, лично выиграв Серебряную звезду у Георга С. Паттона, а также французского Круа де Герре. После войны она стала активным членом сионистской организации “Сi” (“Stern");, проводя специальные операции для группы боевиков, и в 1947 году она была избита за то, что начала террористическую кампанию против британских целей, а также взрывы на британских судах, которые пытались помешать еврейским иммигрантам отправиться в мандатную Палестину. Считавшаяся во Франции героиней, она была освобождена досрочно, но через год была заключена под стражу в Израиле за то, что якобы причастна к убийству Фольке Бернадё, но обвинения впоследствии были сняты. После освобождения из тюрьмы она поселилась в возрасте 23 лет в Биршебе на юге Израиля, где у нее было трое детей, и она основала ночной клуб, который стал культурным центром Бирсхебы, до ее ранней смерти в возрасте 38 лет.
Всего трое детей Ариадны Скрябиной после войны иммигрировали в Израиль, где её сын (род. 1935) стал парусом ВМС Израиля и отмеченным классическим аристом, в то время как её сын Иосиф (Йосси) (род. 1943) служил в израильском спецназе, прежде чем стать поэтом, опубликовав множество стихотворений, посвящённых его матери Ариадне. Один из её правнуков, виа Бэтти (Элизабет) Лазарус, Элиша Абас, – израильская концертная пианистка.
ан Скрябин, детский пройди, сам по себе был композитором и пианистом, но он умер, утонув в возрасте лет на Украине.
Музыка
Начав писать музыку еще в детстве, Скрябин работал в жанрах миниатюр, этюдов, прелюдий и экспромтов. Уже тогда они были полны лиризма и душевных переживаний и позволяли разглядеть почерк будущего мастера.
В 1894 году в Петербурге прошел первый авторский концерт Скрябина, где молодой композитор исполнял сочинения, которые успел написать к 22 годам. Выступлению сопутствовал успех, и Александр Николаевич отправился в гастрольный тур по Европе, где его признали самобытным и исключительным музыкантом, в произведения которого заложены интеллект и философия. Рецензенты писали о нем:
В конце 1890-х Скрябин берется за преподавательскую деятельность, главным образом для того, чтобы обеспечивать растущую семью. На те же годы приходится его духовное созревание как художника. Композитор смотрит на музыку как инструмент передачи последовательной и гармоничной системы мировоззрения.
В начале 1900-х автор берется за написание двух симфоний, и тут рушит каноны жанра, вызывая неоднозначные отзывы критиков, которые отказывались видеть в написанном музыку. В 1905 году состоялась премьера третьей симфонии, получившей название “Божественная поэма”.
Здесь автор проявляет себя как драматург, пытаясь запечатлеть в музыкальном произведении эволюцию человеческого духа. Премьера произвела оглушительное действие, поразив публику свободой и стихийностью, и воспринималась не иначе как дверь в новую музыкальную эру.
К композитору приходят слава и всемирное признание, и тот задумывает написать произведение всей свой жизни — “Мистерию”, которая соединила бы воедино искусство всех видов. У мастера уже сложилась свето-цвето-звуковая концепция, которая позволяла ему видеть воплощение звука в цвете.
Глобальному замыслу предшествовало написание крупных музыкальных форм для фортепиано, оркестра и органа. В 1907 году пишется “Поэма экстаза” (первоначально Четвертая симфония), признанная ярчайшим произведением автора. Вслед за ней идет “Прометей” («Поэма огня») (1911).
В “Прометее” отдельная партия дана свету (Luce). И хотя премьера прошла без световой партии по причине отсутствия специальной техники, предполагалось, что музыке должна сопутствовать смена цветовых волн, заложенных в партитуре. Скрябин отходит от трактовки античного мифа и вкладывает в содержание поэмы конфликт отдельной личности с целой вселенной.
Характерно, что свою творческую задачу композитор видел не в воплощении собственных амбиций, а в сотворении иного мира, где дух сольется с материей и родится вселенная нового уровня.
Личная жизнь
В личной жизни Скрябина были 3 женщины. Первой студенческой любовью и серьезным увлечением стала Наталья Секерина. Несколько лет молодые люди поддерживали горячую переписку, и будущий композитор доверял девушке тайны сердца. Однако родители сочли пылкого странного юношу неподходящей партией для дочери, и этому союзу не суждено было состояться.
https://youtube.com/watch?v=y9CKVa260TA
С первой супругой Верой Ивановной Исакович Александра Николаевича связала общая профессия: женщина была пианисткой. Пара даже давала в Париже в 1898 году совместный концерт, где звучали сочинения Скрябина. Незадолго до этого события они стали мужем и женой. Семья жила в Москве, а с 1904 года — в Европе. У супругов родились четверо детей: Римма (1898), Елена, Мария и Лев (1902). Младший и старший ребенок дожили до 7 лет и безвременно ушли из жизни, оставив в сердцах родителей незаживающую рану.
В 1905 году на похоронах Риммы в Швейцарии супруги увиделись в последний раз. К этому моменту композитор переехал в Италию и жил там с другой женщиной — Татьяной Шлёцер. Та с юных лет была поклонницей скрябинского творчества и несколько лет искала возможности познакомиться с кумиром. Желание сбылось в 1902 году, и при встрече композитора покорили восторг юной девушки и глубина, с которой она разбиралась в его музыке. Казалось, Татьяна ясно видит высоту его предназначения, чего Вера Ивановна не демонстрировала.
Шлёцер брала уроки у Скрябина и всем видом показывала, что боготворит его, разделяя возвышенные взгляды на роль искусства в мире. 3 года пара пыталась скрывать роман, который, однако, всплыл и вызвал бурю осуждения среди друзей и знакомых. Вера Ивановна не дала мужу развод, и Татьяна навсегда осталась при Скрябине в роли сожительницы.
Когда в 1910 году в Москве умер сын Лев, композитор не смог присутствовать на похоронах ввиду непримиримой вражды с семьей Исакович. К тому времени Татьяна Шлёцер уже родила возлюбленному дочь Ариадну (октябрь 1905) и сына Юлиана (1908).
В январе 1911 года в семье появилась дочь Марина. Младший сын Скрябина также умер в раннем возрасте, прожив 11 лет и оставив после себя ряд музыкальных сочинений. Старшая дочь от гражданского брака погибла в фашистской Италии в 1944 году, будучи деятельным участником французского Сопротивления.
Семья переехала в Москву и постоянно жила в стесненных обстоятельствах, к чему прибавлялся общий фон осуждения этого неузаконенного союза. Даже родственники Татьяны отворачивались от женщины, не желая иметь с ней никаких дел и становясь на сторону первой жены. После смерти мужа Шлёцер добилась, чтобы детям было разрешено носить фамилию отца. Ей самой было отказано в такой привилегии.
Живопись
За океаном Святослав оттачивал художественное ремесло, взявшись за графические произведения и иллюстрации к книжным изданиям, начал проводить собственные выставки. Позднее на филадельфийской экспозиции критика не осталась равнодушной, признав его полотно лучшим среди ста работ-конкурсантов.
Embed from Getty ImagesСвятослав Рерих и Михаил Горбачев
Однако Рерих на то и Рерих, чтобы не заниматься чем-то одним — увлечение театральным искусством привело его к постановке балета. В Индии, где он оказался вместе с домашними, молодой живописец собрал коллекцию предметов восточного искусства. К сожалению, она полностью исчезла после его смерти.
Когда родители и старший брат отправились в свою знаменитую экспедицию по Центральной Азии, Святослав вернулся в Соединенные Штаты, где продолжил работу организаций, созданных отцом и матерью.
В 1931-м Рерих-младший вновь прибыл в Индию, где, помимо активного участия в культурной жизни страны, отдавал все силы любимому делу. Из-под пера автора, помимо пейзажей, вышел ряд портретов, среди которых особенно выделялся отцовский.
Святослав Рерих — «Иаков с Ангелом» / Каталог картин Николая и Святослава Рерихов
В 1940-м в США открылась персональная экспозиция «Картины Индии», способствовавшая росту популярности художника. В то же время появился и знаменитый «Иаков с Ангелом».
Выставке предшествовала работа над триптихом («Куда идёт человечество», «Распятое человечество» и «Освобождение»), оконченным в 1942-м и по праву окрещенным пророческим. Пояснение к творению создатель оставил такое:
Святослав Рерих — Триптих «Распятое человечество» / Каталог картин Николая и Святослава Рерихов
Известно, что оба сына Николая Рериха подавали прошение на участие в Великой Отечественной войне, но им в постоянной просьбе было отказано. Братья на этом не успокоились и помогали родной стране сбором средств и пожертвований, призывными выступлениями на радио.
Картины Святослава Николаевича представлялись взору посетителей во многих странах мира. Не обошлось, конечно, и без родного Советского Союза. Впервые индивидуальная экспозиция открылась на родине в 1960-м в Пушкинском музее и в Эрмитаже.
Исполнения музыки Скрябина
Выдающиеся[источник не указан 751 день] интерпретаторы музыки А. Н. Скрябина — Генрих Нейгауз, Самуил Фейнберг, Владимир Софроницкий, Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Станислав Нейгауз, Маргарита Фёдорова, Игорь Жуков, Владимир Тропп, Валерий Кастельский[источник не указан 751 день]. Среди дирижёров, записавших комплекты основных сочинений Скрябина (то есть включая все три его симфонии, «Поэму экстаза» и «Прометей»), — Владимир Ашкенази, Николай Голованов, Рикардо Мути, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам. Среди других дирижёров, записывавших сочинения Скрябина, — Клаудио Аббадо («Прометей»), Пьер Булез («Поэма экстаза», «Прометей», концерт), Валерий Гергиев («Прометей», «Поэма экстаза»), Сергей Кусевицкий («Поэма экстаза»), Лорин Маазель («Поэма экстаза», «Прометей», концерт), Геннадий Рождественский («Прометей», концерт), Леопольд Стоковский («Поэма экстаза»), Неэме Ярви (симфония № 2, 3, «Поэма экстаза», «Мечты»), Владимир Ступель (сонаты)[источник не указан 751 день].
При жизни композитор называл лучшими исполнителями своей музыки пианистов: Марка Мейчика и Всеволода Буюкли[источник не указан 751 день]. 90 прелюдий Скрябина записал Андрей Диев[источник не указан 751 день][значимость факта?].